Семья как дезадаптирующий фактор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие:

1. Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).

2. Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.

3. Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.

4. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.

5. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.

6. Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты)[7].

Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности.

При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания»[8].

Именно в такой последовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Мы думаем, что первичным может быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, и многое другое.

При этом довольно трудно развести «нормальный семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.

Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье.

Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым[9].

Привлечь к анализу некоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных явлений с факторами, которые их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка[10].

По результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», включает в число проблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые ее составляют[11].

Для целого ряда исследователей, достаточным основанием отношения семьи к неблагополучной становиться тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля:

автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.

Действительно, для современной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества.

При выявлении личностных склонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при этом прибегают, а главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

Это мнение соответствует современным подходам к семье, как к единому целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно сами воздействуют на состояние всей семьи[12].

Неблагоприятные черты личности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

В свою очередь, привязанность - это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект, зависимость от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви[13].

Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.

Эмоциональный строй интимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В семейной жизни любовь переплетается с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем богаче люди внутренне, духовно, тем разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения друг с другом, тем больше они находят выходов из состояния конфликта и борьбы, а значит и выработки механизмов взаимной адаптации и принятия друг друга. В такой ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом жизни семьи.

Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом семейной дезорганизации, склонны намеренно провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая» себя ими в любой обстановке, всегда.

А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного фактора, поскольку от него зависит приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

В основу развития отношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание и эскалацию конфликта.

В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает конфликт членов семьи:

А) друг с другом;

Б) с принятыми в обществе педагогическими нормами, методами, подходами;

В) с нормами морали и нравственного поведения;

Г) общественными ценностями установками, ориентациями.

В этом отношении, все как одна, неблагополучные семьи содержат не только какие-то отличительные черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что между безнадзорными подростками и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 149.