ГЛАВА I . БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье

1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности

1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье

1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

Учитывая важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками (Алексеева Л.С., АлмазовБ.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., Лоткин Д.Б., Сидоров П.И.,Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)

Безнадзорность и беспризорность в семье современным российским обществом оцениваются как факторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.

По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.

Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.

Однако до сих пор многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуют разрозненно и неэффективно.

Методологической основой исследования являются положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики и др.

Теоретическими основаниями и методологическими ориентациями исследования выступают подходы, нашедшие отражение причин и факторов, влияющие на подростковую безнадзорность в семье на современном этапе общества

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:

1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;

2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;

3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;

4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);

5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.

Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность в семье.

Предметом данного исследования является профилактика безнадзорности и беспризорности в семье.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования, сопоставительный анализ различных концепций и программ превентивной деятельности, анализ содержания нормативно-правовой документации социальных учреждений, служб по месту жительства в профилактической деятельности; изучение и обобщение опыта работы специалистов школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи; анализ и синтез содержания их программно-методических материалов); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседа, анкетирование, тестирование, формирующий педагогический эксперимент; метод независимых характеристик; биографический метод; метод «Работа над случаем»; контент-анализ; метод экспертной оценки).

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

1. рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

2. массовые нарушения прав детей;

3. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

4. рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

5. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных ведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».

За последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако, недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически организованной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.

Недостаточное внимание уделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей «группы риска», что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.

При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей.

Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственной помощи весьма широк.

Необходимо усовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.

Отлаживать координацию деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской беспризорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.

В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и предоставлены меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в семье данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения подростка от типа неблагополучной семьи. //Социальная помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98.

2. Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. Москва. 1999, с.-62.

3. АлмазовБ.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. -95.

4. Государство и дети: реальности России: материалы Международной научноно-практической конференции. Москва. 1999, с.-126.

5. Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000.

6. Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1.

7. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков: информационный бюллетень. Москва. Институт социальной работы. 2000.

8. Закон о защите прав ребенка. Справочная система Консультант.

9. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Справочная система Консультант.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва. 1999, С.-95.

11. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Ленинград. 1985, с.-248.

12. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998.

13. Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12,с.-18-22.

14. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: сборник документов. Вып.2 Москва 2001.

15. Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях. (Решения межведомственной комиссии при Правительстве РФ от 7.07.98 №1/10.// Бюллетень Министерства труда и социального развития №3 1998, с.-21-41.

16. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 2001, с.-69.

17. Подросток: проблемы социальной адаптации. Москва: институт молодежи. 1995, с.-161.

18. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)

19. Сидоров П.И. Самореализующее поведение у подростков как интегративное качество личности девиантного образа жизни. Ленинград. 1991,с.-210.

20. Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». От 6 сентября 1993, №1338.

21. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106.

22. Энциклопедия социальной работы в 3 томах. Москва: Центр общечеловеческих ценностей. 1993, с.-226.


[1] Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков. Москва. 2001, с.-69. 18.

[2]Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. Москва. 2001, с.8

[3] Алмазов Б.Н. Психологическаясредовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. 21-22

[4] Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000. c.29-32

[5] Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.18

[6] Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.29-30

[7] Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12,с.31-35.

[8] Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, с.90-95

[9] Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва.1999г. с.60

[10] Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998. с.85-88

[11] Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва.1999г с.34-36

[12] Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998 с.26-28

[13] Социальный приют для детей и подростков. Содержание и организация деятельности. Москва. 1997, С.-201-205

[14] Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. 38-41.

[15] Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с. 78

[16] Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с.16

[17] Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье

1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности

1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье

1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

Учитывая важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками (Алексеева Л.С., АлмазовБ.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., Лоткин Д.Б., Сидоров П.И.,Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)

Безнадзорность и беспризорность в семье современным российским обществом оцениваются как факторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.

По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.

Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.

Однако до сих пор многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуют разрозненно и неэффективно.

Методологической основой исследования являются положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики и др.

Теоретическими основаниями и методологическими ориентациями исследования выступают подходы, нашедшие отражение причин и факторов, влияющие на подростковую безнадзорность в семье на современном этапе общества

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:

1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;

2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;

3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;

4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);

5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.

Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность в семье.

Предметом данного исследования является профилактика безнадзорности и беспризорности в семье.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования, сопоставительный анализ различных концепций и программ превентивной деятельности, анализ содержания нормативно-правовой документации социальных учреждений, служб по месту жительства в профилактической деятельности; изучение и обобщение опыта работы специалистов школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи; анализ и синтез содержания их программно-методических материалов); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседа, анкетирование, тестирование, формирующий педагогический эксперимент; метод независимых характеристик; биографический метод; метод «Работа над случаем»; контент-анализ; метод экспертной оценки).

 



ГЛАВА I . БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.