В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами - денежной, производственной и товарной. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.
Процесс производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда. Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение продолжительного времени ряда производственных циклов, перенося часть своей стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на продукт, после чего выбывают из него.
Средства труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных фондов, а предметы труда - оборотных фондов.
Основные производственные фонды - это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.
Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении - это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии - доменные и мартеновские печи, на транспорте - подвижной состав.
Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте - к активным.
Основные фонды данного предприятия подразделяют на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.
В отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что создает возможность их возобновления.
Экономическая сущность оборотных средств как экономической категории и составной части производства состоит в том, что они находятся в непрерывном движении - кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота. Анализируя состояние и использование производственных фондов данного предприятия будем учитывать специфику работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства. Она определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП и соотношении между отдельными составляющими представленную на рисунке 2.1.
Стоимостное соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое строение производственных фондов любого предприятия и для данного предприятия, как принадлежащего к транспортному, составляет 9:1. Такое существенное различие в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь перемещает ее.
Характерной особенностью основных производственных фондов данного АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.
В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды АТП состоят главным образом из производственных запасов.
В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.
В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства на расчетных счетах и кассе “УМР”.
В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим, применительно к автотранспортному предприятию, оборотные средства имеют только две стадии кругооборота, которые и будем анализировать.
Так как между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг, то этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.
Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств АТП представлен ниже в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Состав и структура ОПФ
Виды фондов | тыс. грн. | Абсолютное отклонение, тыс. грн. | Относительное отклонение, % | |
план | факт | |||
Здания | 1320 | 1291 | -29 | 24,2 |
Сооружения | 450 | 220 | -230 | 4,1 |
Машины и оборудование | 275 | 282 | 7 | 5,3 |
Транспортные средства | 3420 | 3394 | -26 | 63,7 |
Производственные и хоз. инвентарь | 150 | 142 | -8 | 2,7 |
Другие виды ОПФ | - | - | - | - |
Итого: | 5615 | 5329 | -292 | 100 |
в т.ч. производственные | 5615 | 5329 | -292 | 100 |
непроизводственные | - | - | - | - |
В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (63,7%), здания (24,2%), сооружения (4,1%).
Структура транспортных средств представлена в таблице 2.6
Таблица 2.6 Состав и структура подвижного состава по типам и маркам
| Грузоподъемность, т | коли че-ство, шт. | по типам и маркам, % | по маркам, % | Общая грузоподъемность, т | по типам и маркам % | % по маркам | |||||
Всего автомобилей | 42 | 100 | 473,4 | 100 | ||||||||
из них | Цистерны
| 5 | 11,9 | 100 | 24,0 | 5 | 100 | |||||
иззззииз них них | ГАЗ-53 | 4,2 | 2 | 4,8 | 40,0 | 8,4 | 1,8 | 35,0 | ||||
МАЗ-5320 | 7,6 | 1 | 2,3 | 20 | 7,6 | 1,6 | 31,7 | |||||
МАЗ-5549 | 8 | 2 | 4,8 | 40 | 8 | 1,6 | 33,3 | |||||
Бортовые
| 3 | 7,1 | 100 | 13,6 | 2,9 | 100 | ||||||
из них | КрАЗ-255 | 10 | 1 | 2,4 | 33,3 | 10 | 2,1 | 73,5 | ||||
ГАЗ-3302 | 1,8 | 2 | 4,7 | 66,7 | 3,6 | 0,8 | 26,5 | |||||
Самосвалы
| 31 | 73,9 | 100 | 411 | 86,9 | 100 | ||||||
из них
| КрАЗ-256Б1 | 12 | 5 | 11,9 | 16,1 | 60 | 12,7 | 16,6 | ||||
КрАЗ-6510 | 13,5 | 26 | 62 | 83,9 | 351 | 74,2 | 83,4 | |||||
Специальные
| 1 | 2,3 | 100 | 16 | 3,8 | 100 | ||||||
КС-4561 | 16 | 1 | 2,3 | 100 | 16 | 3,4 | 100 | |||||
Прочие | 2 | 4,8 | 100 | 8,8 | 1,8 | 100 | ||||||
из них | ЛАЗ-699Р | 8 | 1 | 2,3 | 50 | 8 | 1,6 | 90,9 | ||||
ГАЗ-31029 | 0,8 | 1 | 2,3 | 50 | 0,8 | 0,2 | 9,1 | |||||
Наибольшую долю занимают самосвалы (86,9%), представленные главным образом автомобилями марки КрАЗ. В этой связи целесообразно дальнейший анализ выполнять акцентируя изменения именно по этой составляющей автопарка.
Структура автомобилей по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации представлена таблицами 2.7, 2.8, 2.9
Таблица 2.6. Структура подвижного состава по грузоподъемности.
Структура подвижного состава по грузоподъемности | Количество | % |
До 1,5т | 1 | 2,4 |
Свыше 1,5т до 5т | 4 | 9,5 |
От 5т до 10т | 5 | 11,9 |
Более 10т | 32 | 76,2 |
Итого | 42 | 100 |
Таблица 2.8 – Структура подвижного состава по видам топлива
Структура подвижного состава по видам топлива | Количество | % |
Бензиновые | 6 | 14,3 |
Дизельные | 36 | 85,7 |
Итого | 42 | 100 |
Таблица 2.9 Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации.
Структура подвижного состава в эксплуатации | Количество | % |
До 2 лет включительно | 2 | 4,8 |
Свыше 2лет до 5 лет | 9 | 21,4 |
Свыше 5 лет до 10 лет | 16 | 38,1 |
Свыше 10лет до 13 лет | 6 | 14,3 |
Свыше 13 лет | 9 | 21,4 |
Итого | 42 | 100 |
Из таблиц 2.2, 2.8, 2.9 видно, что парк автомобилей - большегрузный (86,9% имеют грузоподъемность свыше 5т), дизельный (85,7%).
Такая структура парка способствует широкому его использованию. Однако он нуждается в обновлении (73,9% автомобилей служат более 5 лет и даже более 13 лет(21%)).
Далее выполним анализ эффективности использования основных производственных фондов предприятия.
Они учитываются в натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственную мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию. В этой связи расчетная формула первоначальной стоимости ОПФ предприятия будет иметь вид:
Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр., (2.3)
где Спр. - стоимость приобретенных ОФ, грн;
Стр. - затраты на транспортировку, грн.;
См. - затраты на монтажные работы,грн.;
Сдр. - другие виды затрат, грн.
Оценка ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей их стоимости по предприятиям. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование ОФ, технике- экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ. Оценка ОФ может производиться как по полной, так и по остаточной стоимости. Остаточную стоимость ОФ (Фосн.ост.) определим в результате вычитания из первоначальной стоимости фондов (Фосн.) стоимости их износа (Сизн.)
Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100), (2.4)
где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;
На - норма амортизации на восстановление ОФ %.
Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ, рассчитаем его следующим образом:
Кизн. = Сизм./Фосн, (2.5)
Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ, рассчитаем его по формуле (2.6):
Фосн. - С изн. Фосн.ост.
К = -------------------- = -------------, (2.6)
Фосн.к. Фосн.к.
где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ, грн.;
Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года, грн..
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и считаем по формуле (2.7):
Кобн. = Фосн.ввод/Фосн.к, (2.7)
где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ, грн..
Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия ОФ, рассчитаем его по формуле (2.8):
Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к, (2.8)
где Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ, грн.;
Фосн.н - первоначальная стоимость действующих ОФ на начало расчетного периода (года). грн..
Объектом исследования является деятельность АТП, а целью любого акционерного общества является извлечение прибыли, то показателем, наиболее полно выражающем в конечном итоге критерий экономической эффективности использования основных производственных фондов АТП, следует считать размер прибыли на единицу основных фондов - рентабельность основных производственных фондов. Но для целей анализа наиболее эффективного использования основных фондов целесообразно не ограничиваться выбором только критерия, а необходимо иметь систему основных и вспомогательных показателей. К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует эффективность их использования во времени соответственно календарном, режимном и плановом и рассчитывается так:
Кэкс.к. = Тф/Тк
Кэкс.р. = Тф./Тр. (2.9)
Кэкс.пл. = Тф/Тпл,
где Тф - фактически отработанное время, час;
Тк, Тр., Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, ч..
Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной состав или оборудование должны работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов на техническом обслуживании, ремонте и по другим причинам.
Интенсивное использования фондов характеризует степень их использования за 1 час работы и оценивается системой показателей по плановой выработке(Кисп пл.) и по максимально возможной выработке (Кинт. макс ):
Кинт.пл. = Рф / Рпл' (2.10)
Кинт.мах = Рф / Рмах (2.11)
где Рф - фактически выполненная работа за 1 ч.;
Рпл - плановая выработка за 1 ч.;
Рмах - максимально возможная выработка за 1 ч..
Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования основных фондов во времени с учетом выработки:
Кинтегр = КэксКинт (2.12)
Фондоотдача основных фондов в гривнах на 1 грн. стоимости основных фондов характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждую гривну среднегодовой стоимости основных производственных фондов и рассчитывается по формуле (2.13):
Фотд =D/Фосн, (2.13)
где D - общая сумма доходов, грн.;
Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн..
Фондоемкость Фемк является обратной величиной фондоотдачи. Она показывает, какой размер основных фондов приходится на каждую гривну полученного дохода и рассчитывается по формуле(2.14):
Фемк.= Фосн /D (2.14)
При увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.
Фондовооруженность труда Фвооруж характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами и рассчитывается по формуле (2.15):
Фвооруж =Фосн /N, (2.15)
где N - среднесписочная численность работающих на предприятии в рассматриваемом периоде, чел..
Производительность труда рассчитывается по формуле (2.16):
Wтр. = D/N (2.16)
Показатели производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи взаимосвязаны: производительность труда является функцией его фондовооруженности, фондоотдача - функцией производительности труда. Отношение производительности труда к фондовооруженности составляет фон-доотдачу и рассчитывается по формуле (2.17):
D/N
Фотд = Wтр / Фвоор = ---------------------- = D/Фосн (2.17)
Фосн/N
Результаты расчетов эффективности использования основных производственных фондов АТП и их динамика представлены в таблице 2.10:
Таблица 2.10- Обеспеченность АТП основными производственными фондами и эффективность их использования
Отчетные покуазаткели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Абсолютное отклонение от 2007г. по сравнению | |||
2005г. | 2006г. | ||||||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.грн. | 5240 | 5221 | 5329 | -240 | 108 | ||
в т.ч. транспортные средства, тыс.грн. | 3140 | 3220 | 3394 | 254 | 174 | ||
Среднесписочное количество, шт. автомобилей | 39 | 40 | 42 | 3 | 2 | ||
Мощность автопарка, л.с. | 9050 | 8645 | 9125 | 75 | 480 | ||
Общая грузоподъемность | 467 | 446,4 | 473,4 | 6,4 | 27 | ||
Среднегодовая численность работников, чел. | 104 | 100 | 102 | -2 | 2 | ||
Показатели эффективности | |||||||
Фондовооруженность,тыс.грн/.чел. | 50,4 | 52,21 | 52,24 | 1,84 | 0,03 | ||
Фондообеспеченностьпроизводственных фондов тыс.грн./1автомобиль | 53,8 | 50,0 | 46,1 | -7.7 | -3,9 | ||
Фондоотдача | 0,63 | 0,76 | 0,75 | 0,13 | =0,01 | ||
Фондоемкость | 1,57 | 1,33 | 1,33 | -0,24 | -0,84 | ||
Рентабельность основных фондов,% | 0,01 | 0,06 | 0,11 | 0,1 | 0,05 | ||
Коэффициент технической готовности | 0,73 | 0,79 | 0,81 | 0,08 | 0,02 | ||
Коэффициент выпуска автомобиля на линию | 0,07 | 0,75 | 0,79 | 0,09 | 0,04 | ||
Коэффициент расходов | 0,97 | 0,99 | 0,84 | -0,15 | -0,13 | ||
За последние 3 года фондоотдача выросла на 19%, производительность труда -на 22 %, фондовооруженность на на 3%, фондообеспеченность упала на 14%.
Дальнейшая оценка эффективности ОПФ базируется на сравнении рентабельности. Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов и определяется по формуле(2.16):
Rосн = Побщ./Фосн, (2,18)
где Побщ. – общая прибыль предприятия, грн..
Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.
При оценке эффективности использования основных фондов определяют также показатели капиталоемкости единицы мощности подвижного состава (1 т грузоподъемности) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле(2,19):
К=Фп.с../У(Nаíq), (2,19)
где Фп.с. - стоимость подвижного состава, грн.;
Nai - число автомобилей i-й марки,шт.;
qi - грузоподъемность i-й марки автомобилей, т..
Себестоимость перевозок - суммарные затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. В этой связи применяется коэффициент расходов как отношение расходов по предприятию к его доходам:
Красх.= РМ / ДМ (2.20)
На себестоимость перевозок, производительность одной списочной автомобиле - тонны, фондоотдачу и рентабельность основных фондов оказывают влияние технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава, результаты вычислений приведены в таблице 2.11:
Таблица 2.11- Технико-эксплуатационные показатели работы АТП
Наименование показателей | 2006г. | 2007г. | Абсолютное значение | Относительное значение, % |
Средне-списочное количество автомобилей, шт. | 40 | 42 | 2 | 105 |
Средняя грузоподъемность, т | 11,2 | 11,3 | 0,1 | 100,1 |
Общая грузоподъемность,т | 446,4 | 473,4 | 27 | 106 |
Автомобили-дни в предприятии | 11657 | 12509 | 828 | 107,3 |
Автомобили-дни в работе | 8738 | 9882 | 1114 | 113,1 |
Автомобили-дни нахождения в исправном состоянии | 9004 | 10207 | 1203 | 113,4 |
Коэффициент использования пробега | 0,46 | 0,45 | -0,01 | 97,8 |
Коэффициент использования грузоподъемности | 0,8 | 0,82 | 0,02 | 102,5 |
Среднее время в наряде за сутки, ч. | 11,1 | 11,2 | 0,1 | 100,9 |
Среднее растояние перевозки, км | 1 | 1 | - | 100,0 |
Средне-суточный пробег, км | 102 | 115 | 13 | 112,7 |
Количество ездок с грузом | 167083 | 165394 | -1689 | 98,8 |
Пробег с грузом, км | 882784 | 982156 | 99377 | 111,3 |
Объем перевозок, т | 4010000 | 4450000 | 440000 | 110,9 |
Производительность на одну списочную автотонну | 8982 | 9400 | 418 | 104,6 |
Из таблицы 2.11 видно,что увеличился коэффициент использования грузоподъемности (на 2,5%) В то же время коэффициент использования пробега уменьшился за анализируемый период на 2,2 %. В целом же эффективность использования автотранспорта возросла, что характеризуется повышением производительности на 1списочную автотонну на4,6%.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.