Анализ состояния и использования основных фондов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами - денежной, производственной и товарной. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.

Процесс производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда. Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение продолжительного времени ряда производственных циклов, перенося часть своей стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на продукт, после чего выбывают из него.

Средства труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных фондов, а предметы труда - оборотных фондов.

Основные производственные фонды - это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении - это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии - доменные и мартеновские печи, на транспорте - подвижной состав.

Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте - к активным.

Основные фонды данного предприятия подразделяют на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.

В отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что создает возможность их возобновления.

Экономическая сущность оборотных средств как экономической категории и составной части производства состоит в том, что они находятся в непрерывном движении - кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота. Анализируя состояние и использование производственных фондов данного предприятия будем учитывать специфику работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства. Она определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП и соотношении между отдельными составляющими представленную на рисунке 2.1.

Стоимостное соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое строение производственных фондов любого предприятия и для данного предприятия, как принадлежащего к транспортному, составляет 9:1. Такое существенное различие в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь перемещает ее.

Характерной особенностью основных производственных фондов данного АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.

В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды АТП состоят главным образом из производственных запасов.

В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.

В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства на расчетных счетах и кассе “УМР”.

В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим, применительно к автотранспортному предприятию, оборотные средства имеют только две стадии кругооборота, которые и будем анализировать.

Так как между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг, то этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.

Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств АТП представлен ниже в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 Состав и структура ОПФ

Виды фондов

тыс. грн.

Абсолютное отклонение, тыс. грн.

Относительное отклонение, %

план факт
Здания 1320 1291 -29 24,2
Сооружения 450 220 -230 4,1
Машины и оборудование 275 282 7 5,3
Транспортные средства 3420 3394 -26 63,7
Производственные и хоз. инвентарь 150 142 -8 2,7
Другие виды ОПФ - - - -
Итого: 5615 5329 -292 100
в т.ч. производственные 5615 5329 -292 100
непроизводственные - - - -

 

В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (63,7%), здания (24,2%), сооружения (4,1%).

Структура транспортных средств представлена в таблице 2.6

 

Таблица 2.6 Состав и структура подвижного состава по типам и маркам

 

Грузоподъемность, т

коли че-ство, шт. по типам и маркам, % по маркам, % Общая грузоподъемность, т по типам и маркам % % по маркам  

Всего автомобилей

42 100   473,4 100  

из них

Цистерны

 

5 11,9 100 24,0 5 100

иззззииз них них

ГАЗ-53

4,2

2

4,8 40,0 8,4 1,8 35,0

МАЗ-5320

7,6

1

2,3 20 7,6 1,6 31,7

МАЗ-5549

8

2

4,8 40 8 1,6 33,3

Бортовые

 

3 7,1 100 13,6 2,9 100

из них

КрАЗ-255

10

1 2,4 33,3 10 2,1 73,5

ГАЗ-3302

1,8

2 4,7 66,7 3,6 0,8 26,5

Самосвалы

 

31 73,9 100 411 86,9 100

из них

 

КрАЗ-256Б1

12

5

11,9 16,1 60 12,7 16,6

КрАЗ-6510

13,5

26

62 83,9 351 74,2 83,4

Специальные

 

1 2,3 100 16 3,8 100
 

КС-4561

16

1 2,3 100 16 3,4 100

Прочие

2 4,8 100 8,8 1,8 100

из них

ЛАЗ-699Р

8

1 2,3 50 8 1,6 90,9

ГАЗ-31029

0,8

1 2,3 50 0,8 0,2 9,1
                         

 

Наибольшую долю занимают самосвалы (86,9%), представленные главным образом автомобилями марки КрАЗ. В этой связи целесообразно дальнейший анализ выполнять акцентируя изменения именно по этой составляющей автопарка.

Структура автомобилей по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации представлена таблицами 2.7, 2.8, 2.9

 

Таблица 2.6. Структура подвижного состава по грузоподъемности.

Структура подвижного состава по грузоподъемности Количество %
До 1,5т 1 2,4
Свыше 1,5т до 5т 4 9,5
От 5т до 10т 5 11,9
Более 10т 32 76,2
Итого 42 100

 

Таблица 2.8 – Структура подвижного состава по видам топлива

Структура подвижного состава по видам топлива Количество %
Бензиновые 6 14,3
Дизельные 36 85,7
Итого 42 100

 

Таблица 2.9 Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации.

Структура подвижного состава в эксплуатации Количество %
До 2 лет включительно 2 4,8
Свыше 2лет до 5 лет 9 21,4
Свыше 5 лет до 10 лет 16 38,1
Свыше 10лет до 13 лет 6 14,3
Свыше 13 лет 9 21,4
Итого 42 100

 

Из таблиц 2.2, 2.8, 2.9 видно, что парк автомобилей - большегрузный (86,9% имеют грузоподъемность свыше 5т), дизельный (85,7%).

Такая структура парка способствует широкому его использованию. Однако он нуждается в обновлении (73,9% автомобилей служат более 5 лет и даже более 13 лет(21%)).

Далее выполним анализ эффективности использования основных производственных фондов предприятия.

Они учитываются в натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственную мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию. В этой связи расчетная формула первоначальной стоимости ОПФ предприятия будет иметь вид:

Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр., (2.3)

 

где Спр. - стоимость приобретенных ОФ, грн;

Стр. - затраты на транспортировку, грн.;

См. - затраты на монтажные работы,грн.;

Сдр. - другие виды затрат, грн.

Оценка ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей их стоимости по предприятиям. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование ОФ, технике- экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ. Оценка ОФ может производиться как по полной, так и по остаточной стоимости. Остаточную стоимость ОФ (Фосн.ост.) определим в результате вычитания из первоначальной стоимости фондов (Фосн.) стоимости их износа (Сизн.)

 

Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100), (2.4)

 

где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;

На - норма амортизации на восстановление ОФ %.

Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ, рассчитаем его следующим образом:

 

Кизн. = Сизм.осн, (2.5)

 

Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ, рассчитаем его по формуле (2.6):

    Фосн. - С изн.             Фосн.ост.

К = -------------------- = -------------, (2.6)

      Фосн.к.             Фосн.к.

 

где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ, грн.;

Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года, грн..

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и считаем по формуле (2.7):

 

Кобн. = Фосн.вводосн.к, (2.7)

 

где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ, грн..

Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия ОФ, рассчитаем его по формуле (2.8):

 

Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к, (2.8)

 

где Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ, грн.;

Фосн.н - первоначальная стоимость действующих ОФ на начало расчетного периода (года). грн..

Объектом исследования является деятельность АТП, а целью любого акционерного общества является извлечение прибыли, то показателем, наиболее полно выражающем в конечном итоге критерий экономической эффективности использования основных производственных фондов АТП, следует считать размер прибыли на единицу основных фондов - рентабельность основных производственных фондов. Но для целей анализа наиболее эффективного использования основных фондов целесообразно не ограничиваться выбором только критерия, а необходимо иметь систему основных и вспомогательных показателей. К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует эффективность их использования во времени соответственно календарном, режимном и плановом и рассчитывается так:

 

Кэкс.к. = Тфк

Кэкс.р. = Тф.р. (2.9)

Кэкс.пл. = Тфпл,

 

где Тф - фактически отработанное время, час;

Тк, Тр., Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, ч..

Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной состав или оборудование должны работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов на техническом обслуживании, ремонте и по другим причинам.

Интенсивное использования фондов характеризует степень их использования за 1 час работы и оценивается системой показателей по плановой выработке(Кисп пл.) и по максимально возможной выработке (Кинт. макс ):

 

Кинт.пл. = Рф / Рпл' (2.10)

Кинт.мах = Рф / Рмах (2.11)

 

где Рф - фактически выполненная работа за 1 ч.;

Рпл - плановая выработка за 1 ч.;

Рмах - максимально возможная выработка за 1 ч..

Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования основных фондов во времени с учетом выработки:

 

Кинтегр = КэксКинт (2.12)

 

Фондоотдача основных фондов в гривнах на 1 грн. стоимости основных фондов характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждую гривну среднегодовой стоимости основных производственных фондов и рассчитывается по формуле (2.13):

 

Фотд =D/Фосн, (2.13)

 

где D - общая сумма доходов, грн.;

Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн..

Фондоемкость Фемк является обратной величиной фондоотдачи. Она показывает, какой размер основных фондов приходится на каждую гривну полученного дохода и рассчитывается по формуле(2.14):

 

Фемк.= Фосн /D (2.14)

 

При увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.

Фондовооруженность труда Фвооруж характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами и рассчитывается по формуле (2.15):

 

Фвооружосн /N, (2.15)

 

где N - среднесписочная численность работающих на предприятии в рассматриваемом периоде, чел..

Производительность труда рассчитывается по формуле (2.16):

 

Wтр. = D/N (2.16)

 

Показатели производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи взаимосвязаны: производительность труда является функцией его фондовооруженности, фондоотдача - функцией производительности труда. Отношение производительности труда к фондовооруженности составляет фон-доотдачу и рассчитывается по формуле (2.17):

 

                                 D/N

Фотд = Wтр / Фвоор = ---------------------- = D/Фосн (2.17)

                               Фосн/N

 

Результаты расчетов эффективности использования основных производственных фондов АТП и их динамика представлены в таблице 2.10:

 

 

Таблица 2.10- Обеспеченность АТП основными производственными фондами и эффективность их использования

Отчетные покуазаткели

2005г.

2006г.

2007г.

Абсолютное отклонение от 2007г. по сравнению

 
2005г.

2006г.

 
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.грн. 5240 5221 5329 -240

108

 
в т.ч. транспортные средства, тыс.грн. 3140 3220 3394 254

174

 
Среднесписочное количество, шт. автомобилей   39 40 42 3

2

 
Мощность автопарка, л.с.   9050 8645 9125 75

480

 
Общая грузоподъемность   467 446,4 473,4 6,4

27

 
Среднегодовая численность работников, чел. 104 100 102 -2

2

 

Показатели эффективности

 
Фондовооруженность,тыс.грн/.чел. 50,4 52,21 52,24

1,84

0,03  
Фондообеспеченностьпроизводственных фондов тыс.грн./1автомобиль 53,8 50,0 46,1

-7.7

-3,9  
Фондоотдача   0,63 0,76 0,75

0,13

=0,01  
Фондоемкость   1,57 1,33 1,33

-0,24

-0,84  
Рентабельность основных фондов,% 0,01 0,06 0,11

0,1

0,05  
Коэффициент технической готовности 0,73 0,79 0,81

0,08

0,02  
Коэффициент выпуска автомобиля на линию 0,07 0,75 0,79

0,09

0,04  
Коэффициент расходов 0,97 0,99 0,84

-0,15

-0,13  
               

 

За последние 3 года фондоотдача выросла на 19%, производительность труда -на 22 %, фондовооруженность на на 3%, фондообеспеченность упала на 14%.

Дальнейшая оценка эффективности ОПФ базируется на сравнении рентабельности. Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов и определяется по формуле(2.16):

 

Rосн = Побщ.осн, (2,18)

 

где Побщ. – общая прибыль предприятия, грн..

Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.

При оценке эффективности использования основных фондов определяют также показатели капиталоемкости единицы мощности подвижного состава (1 т грузоподъемности) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле(2,19):

 

К=Фп.с../У(Nаíq), (2,19)

 

где Фп.с. - стоимость подвижного состава, грн.;

Nai - число автомобилей i-й марки,шт.;

qi - грузоподъемность i-й марки автомобилей, т..

Себестоимость перевозок - суммарные затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. В этой связи применяется коэффициент расходов как отношение расходов по предприятию к его доходам:

Красх.= РМ / ДМ (2.20)

 

На себестоимость перевозок, производительность одной списочной автомобиле - тонны, фондоотдачу и рентабельность основных фондов оказывают влияние технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава, результаты вычислений приведены в таблице 2.11:

 

Таблица 2.11- Технико-эксплуатационные показатели работы АТП

Наименование показателей 2006г. 2007г. Абсолютное значение Относительное значение, %
Средне-списочное количество автомобилей, шт. 40 42 2 105
Средняя грузоподъемность, т 11,2 11,3 0,1 100,1
Общая грузоподъемность,т 446,4 473,4 27 106
Автомобили-дни в предприятии 11657 12509 828 107,3
Автомобили-дни в работе 8738 9882 1114 113,1
Автомобили-дни нахождения в исправном состоянии 9004 10207 1203 113,4
Коэффициент использования пробега 0,46 0,45 -0,01 97,8
Коэффициент использования грузоподъемности 0,8 0,82 0,02 102,5
Среднее время в наряде за сутки, ч. 11,1 11,2 0,1 100,9
Среднее растояние перевозки, км 1 1 - 100,0
Средне-суточный пробег, км 102 115 13 112,7
Количество ездок с грузом 167083 165394 -1689 98,8
Пробег с грузом, км 882784 982156 99377 111,3
Объем перевозок, т 4010000 4450000 440000 110,9
Производительность на одну списочную автотонну 8982 9400 418 104,6

 

Из таблицы 2.11 видно,что увеличился коэффициент использования грузоподъемности (на 2,5%) В то же время коэффициент использования пробега уменьшился за анализируемый период на 2,2 %. В целом же эффективность использования автотранспорта возросла, что характеризуется повышением производительности на 1списочную автотонну на4,6%.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.