Мультимедийная презентация “Столовое бельё”.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Практическая работа “Как пользоваться салфеткой”. (34 мин.)

1) Перед началом практической работы выполняется проверка домашнего задания. (На дом было задано разучить способы складывания салфеток, изученные на уроке.)

– Сложите салфетку любым способом, из тех, которые мы изучали на прошлом уроке. Поставьте салфетку в закусочную тарелку перед собой. (Учащиеся складывают.)

Выполнение ПР.

– Теперь мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).

Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.

Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.

– Выполняем!

Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.

Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.

– Выполняем!

Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.

– Выполняем!

Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.

Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.

– Выполняем!

Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?

Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.

– Выполняем!

– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.

5. Повторение. Подведение итогов. (4 мин.)

Выводы по уроку.

– Итак, сегодня мы узнали, какое место занимает столовое белье и, конечно же, салфетка в сервировке стола, изучили основные правила пользования салфеткой, вспомнили способы складывания салфеток.

А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы небольшой викторины.

Викторина.

1. Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.

2. С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть?

3. Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?

4. Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной?

5. Когда еда закончена, как придать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола?

 

2.5 План-конспект уроков

УРОК № 1-2

Раздел программы: Культура дома

Тема: Сервировка стола к ужину.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.

Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.

Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.

Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты

Место проведения: кабинет

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Мотивационный этап (3 мин.);

3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

4. Этап актуализации знаний (6 мин.);

5. Изучение нового материала (40 мин.);

6. Этап применения нового материала (32 мин.);

7. Подведение итогов урока (4 мин.);

8. Домашнее задание (2 мин.).

УРОК №3-4

Раздел программы: Культура дома

Тема: Сервировка стола к обеду.

Класс: 7 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.

Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.

Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.

Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты

Место проведения: кабинет

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).

4. Изложение нового материала (25 мин.);

5. Вводный инструктаж (15 мин.);

6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);

7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);

8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);

9. Подведение итогов урока (2 мин.);

УРОК №5-6

Раздел программы: Культура дома

Тема: Сервировка праздничного стола

Класс: 8 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить ребят с основными правилами сервировки стола; показать различные варианты оформления и украшения стола; рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом; научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол..

Развивающая: развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах; развивать навыки общения.

Воспитательная: Создавать условия для воспитания: коммуникативной культуры учащихся, чувства прекрасного.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.

Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты

Место проведения: кабинет

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).

4. Изложение нового материала (25 мин.);

5. Вводный инструктаж (15 мин.);

6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);

7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);

8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);

9. Подведение итогов урока (2 мин.);

УРОК №7-8

Раздел программы: Культура дома

Тема: «Чай пить – не дрова рубить" Сервировка стола к чаю. Способы складывания салфеток.

Класс: 9 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: Ознакомления учащихся с традициями русского чаепития, сервировки стола, правилами гостеприимства; Обучения учащихся различным способам складывания салфеток.

Развивающая: Развития умения работать в коллективе, творческой иници-ативы, сообразительности, трудовых навыков и исполнительских умений.

Воспитательная: Воспитания у учащихся трудолюбия, эстетического вкуса, уважения и доброжелательного отношения.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.

Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, аудиозаписи.

Место проведения: кабинет

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).

4. Изложение нового материала (25 мин.);

5. Вводный инструктаж (15 мин.);

6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);

7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);

8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);

9. Подведение итогов урока (2 мин.);



Заключение

 

Технология в современном смысле становится довольно универсальным понятием, означающим сферу всякой деятельности человека, совокупность знаний, обслуживающих эту деятельность и соответствующую технику. Ее можно охарактеризовать как рациональный способ деятельности человека, осуществляемый на основе систематического применения теоретического знания. Выступая особой формой научно-практических знаний об эффективных методах преобразования каких-либо природных и социальных объектов и знаний о самой деятельности, технология обеспечивает достижение определенных целей. В отличие от обычных научных знаний, как знаний "что", технологические знания есть знания и "как" (В.Н.Князев).

В структуре современного научного знания теоретическое технологическое знание выделяется из системы технических наук, превращая технологические науки в самостоятельные, имеющие свой предмет изучения. Технологическое знание становится специфической сферой научно-теоретического знания, аналогичной естествознанию. В системе единого научного знания технологические науки занимают промежуточное положение между естественными и общественными науками. При этом естественные науки определяют границы возможного в технологии, а общественные - обосновывают границы целесообразного.

В данной курсовой работе автором проведено исследование технологии сервировки стола. Составлен сценарии и план-конспект уроков сервировки стола, выявлено место процесса в курсе «Культуры дома», определены формы и методы обучения школьников технологии сервировки стола.

Разработанная методика технологии по сервировке стола могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.



Литература

1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - с. 38-40.

2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004., - с. 23-38.

3. Бабанский, Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. - с. 33-37.

4. Баранов, С.П. Принципы обучения. М, 2005. - с. 44.

5. Ильина, Т.А. Педагогика школы. М, 2002. - с. 18-22.

6. Вольф, И. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997. – с. 58.

7. Казанский, Н.Г. Дидактика. М, 2004. - с.33.

8. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004. - с. 122.

9. Комский, Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003.- с.45.

10. Крутецкий, В.А. Психология - М., 2004.- с. 11-28.

11. Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.119-120.

12. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004. - с. 66.

13. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002.- с. 37-40.

14. Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.

15. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. - с.98-104.

16. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г.- Бирск, 2007. – с.139.

17. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч.1-2–М, 2002.-с. 27

18. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003. - с. 17-24.

19. Сухарев, М.И. Материаловедение. – М, 2003. – с.53-59.

20. Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Старжевская, Т.П.. – М.: МИФИ, 1998. – с. 48.

21. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М. 2001.-с.127.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИСТОРИЯ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ

· В VIII веке при многих королевских дворах ещё не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали на углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолье нередко заканчивалось свалкой…

· С XI века к трапезам начали допускать женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. Стол украшала скатерть, о которую можно было вытирать руки…Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть и пить не спеша…

· В XIII веке излюбленными были плюшевые скатерти, сложенные вдвое и усыпанные цветами…

· В XIV–XV веках новая знать всё более стремится к роскошной жизни. Правила поведения за столом становятся всё более утончёнными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: “Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твоё здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы не каркал до времени, беги подальше от людей”…

· В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ложками и ножами, хотя вилка укоренялась медленно. Существовали даже учебные пособия, в которых часто рассказывали, как подавать разную еду, как украшать стол, как складывать салфетки…

· В XIX веке всё более совершенствовалась культура застолий. Сервиз состоял из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд, столовые приборы стали изготавливать из серебра, мельхиора и других современных металлов. Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

К столовому белью, которым пользуются все участники застолья, относятся скатерти и салфетки. Скатерти – чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные придают столу праздничный, торжественный вид. Одинаково хороши полотняные белые и цветные скатерти. Правда, есть здесь свои традиции: для торжественных случаев рекомендуются белоснежные слегка подкрахмаленные скатерти, а для чайного стола – цветные. Классический материал для скатертей – лён и хлопчатобумажное ткань, существует множество скатертей и из синтетических волокон. Скатерти бывают разными: однотонными и цветными, с простым или сложным орнаментом, украшенные узорами или вышивкой, одинарные и двойные.

Первые образцы вышитых скатертей найдены на территории Европы, в Скандинавии. Они относятся к бронзовому веку. В средние века вышивка, так же как чтение и письмо, была привилегией знати и монастырей. До сегодняшнего дня мы восхищаемся экспонатами, выставленными в музеях прикладного искусства, среди них множество образцов не только вышитой одежды, но и столового белья: скатертей, салфеток. Образец для вышивания.

Хорошо выглаженную скатерть берут двумя руками по ширине, резко встряхивают над поверхностью стола и, опустив на стол, протягивают ее на себя. Образовавшаяся при встряхивании между столом и скатертью воздушная прослойка позволяет легко сдвигать скатерть в нужном направлении, чтобы ее центральная складка легла строго по центру стола. Желательно при этом, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон примерно на 25–30 см: если скатерть будет свисать ниже, то будет мешать сидящим за столом, а если выше – то будет смотреться неэстетично. Кроме того, это очень неудобно, т.к. она может сдвигаться. Каждый угол скатерти должен опускаться строго против ножек стола и закрывать их. Для того, чтобы во время еды не слышно было стука посуды и приборов, под скатерть подстилают плотную фланелевую ткань.

Недопустимо накрывать стол плохо отглаженной скатертью.

Выбор скатерти всегда должен соответствовать поводу и цели праздника. Следует очень осторожно относиться к скатертям с ярким рисунком. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Еще скатерти выбирают с узорами в тон столового сервиза. При выборе скатерти учитывают и психологию цвета: красные и желтые тона – приветливы, синие и зеленые – напротив, холодноваты и сдержанны. Элегантно смотрятся строгие белые скатерти. Пестрые набивные скатерти создают атмосферу радости в детский день рождения. Затейливо вышитые создают нужное настроение например на Пасху или Рождество.

Итак, скатерть основа всей композиции стола – все с ней должно гармонировать.

Непременная деталь при сервировке стола – салфетки. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. А, кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка еще и украшает стол.

В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные. Столовые салфетки размером 46:46 см необходимы за столом практически во всех случаях и только для сервировки стола к чаю рекомендуются так называемые чайные салфетки размером 35:35 см, преимущественно цветные.

Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки, которые в семейном кругу вполне можно заменить бумажными. Их обычно предварительно свертывают треугольником, кладут по 8–10 шт. в салфетницы и ставят на стол. Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно легонько скатать в шарик и положить под борт тарелки, а после еды – на тарелку вместе с использованными приборами.

Существует много способов сворачивания салфеток, но мы рекомендуется, чтобы при сворачивании как можно меньше прикасаться к ним руками, и чтобы в развернутом виде салфетка не выглядела слишком мятой. Кроме того, салфетка должна быть свернута так, чтобы ее легко было развернуть.

При сервировке стола к небольшому празднику салфетки складывают простыми фигурами: треугольником, вчетверо, пополам, а для торжественного ужина или обеда – используют более сложные формы складывания салфеток.

Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 339.