КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика обучения культуре дома. Изготовление аппликации "Салфетки к чаю" и сервировка стола к чаю
Петрова Ирина Анатольевна
Научный руководитель
Д.П.Н., профессор,
Тагариев Р.З.
«___» ___________ 2009 г.
Бирск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Изучение методики обучения культуре дома
1.1 Чайный этикет. Сервировка стола к чаю
1.2 Культура поведения за столом
1.3 Предметы сервировки стола. Пользование персональными приборами
Глава 2. Технология выполнения салфеток
2.1 Салфетки для чайного стола
2.2 Искусство складывания салфеток
2.3 Что такое аппликация (аппликации к чаю)
Сценарий урока по технологии сервировки стола
План-конспект уроков
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.
Ведущую роль здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий.
Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.
Цель курсовой работы – разработать методику обучения учащихся технологии сервировки стола.
Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела «Культура дома».
Предмет исследования – применение методов и приемов обучения учащихся технологии по сервировке стола.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по сервировке стола;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по сервировке стола.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– наблюдение, беседа;
– анализ работы учащихся.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по сервировке стола будет эффективным если:
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся.
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика технологии по сервировке стола могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики технологии по сервировке стола, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Чай
Чай – одна из древнейших культур, возделываемых человечеством. Более 2000 лет эта культура известна в Китае.
На Руси чай стали употреблять ещё в 16 в., и с тех пор он сделался любимым напитком народа. Чай обладает тонизирующими свойствами, вызывает ощущение бодрости. Этим ценным качеством чай обязан особому веществу – кофеину. Особенно богаты кофеином лиственные почки и молодые нижние листья чайного куста ( кофеина в чае от 2 до 3.5 ).
Дубильное вещество – танин, содержащийся в чае в значительных количествах (до 20 к сухому веществу), не только придаёт этому напитку приятный вяжущий вкус, крепость и цвет его настою, но и благотворно действует на организм, укрепляя стенки кровеносных сосудов – капилляров – и способствуя накоплению в организме аскорбиновой кислоты.
Эфирные масла, содержащиеся в чае, придают ему приятный своеобразный аромат, который и является одним из основных достоинств этого напитка. В чае содержится витамин С, что увеличивает его полезность.
Помимо витамина С в чае содержится также витамины Р, В , В , В . РР.
Существует много разновидностей чая: чёрный, красный, жёлтый, зелёный. Однако только черного чая несколько сортов.
Способов приготовления чая очень много, но непременный компонент чайного напитка, без которого невозможно приготовить чай, и крайне важный элемент для получения чайного настоя высокого качества – вода. Вода для чая прежде всего не должна иметь никаких, даже незначительных, побочных специфических и посторонних запахов. Второе важное требование – низкая степень содержания в воде растворенных минеральных веществ. Ее «мягкость». Наилучшей для заваривания чая считается ключевая, родниковая вода.
Приготовление чая. Фарфоровый или эмалированный чайник ополаскивают крутым кипятком, кладут в него чай по норме и на ⅓ заливают крутым кипятком.
Для сохранения тепла чайник накрывают салфеткой или полотенцем и оставляют на 5 мин для настоя. После этого чайник доливают кипятком.
Нельзя заваренный чай кипятить или держать его на горячей плите.
Кипяток для заварки чая берется из расчета примерно 50см на стакан при норме 0,75 г чая на стакан.
Готовый чай должен быть крепким, ароматным и отпускается горячим.
Чай принято подавать в чайных чашках или стаканах с подстаканниками, поставленными также на блюдце или пирожковые тарелки. На блюдце или пирожковую тарелку нужно положить чайную ложку.
К чаю отдельно подают кусковой сахар в розетках и лимон, нарезанный кружочками. По желанию посетителя к чаю в молочнике подают горячее молоко или сливки. Джем, варенье, повидло, мед подают только в розетке.
В чайной чай подают парами чайников – один из них с заваренным чаем, другой для кипятка; в чайхане – в одном чайнике с заваренным чаем.
К горячим напиткам предлагают кондитерские изделия, пирожные, кексы, печенье в вазах или десертных тарелках.
Чай холодный. Заварить крепкий чай, процедить через мелкое ситечко, перелить в фарфоровую посуду, добавить сахар (20 г на стакан) и охладить. Перед подачей разлить в стаканы, бокалы или чашки, добавить пищевой лед и по ломтику лимона или апельсина.
Чай холодный с фруктовым или ягодным соком. В холодный чай добавить фруктовый или ягодный сок (50 г на стакан); разлить чай в стаканы, бокалы или чашки, положить по ломтику лимона и кусочку пищевого льда.
Кофе
Кофе – это семена вечнозеленого кофейного дерева. Напитки из натурального кофе обладают тонким, приятным ароматом и вкусом. Кофе ценят за его тонизирующие свойства благодаря входящему в его состав кофеину, который возбуждает нервную систему, усиливает сердечную деятельность, что временно повышает работоспособность организма. Умеренное количество натурального кофе полезно человеку.
Известно большое количество сортов и разновидностей кофе. Свои вкусовые и ароматические качества зерна кофе приобретают в процессе выдержки сырого кофе в течение продолжительного времени (некоторые разновидности до 10 лет).
В рестораны, кафе, бары кафе поступает в зернах в сыром или жареном виде и молотый.
Сырые зерна могут храниться длительное время. Жареные не пригодны для длительного хранения, так как вследствие окисления и улетучивания ароматических веществ повышается влажность продукта и теряется аромат, из-за чего качество кофе значительно ухудшается.
Сырые не обжаренные зерна натурального кофе не ароматны и настой их невкусен. Для получения хорошего, ароматного, крепкого настоя кофейные зерна обжаривают и измельчают до порошкообразного состояния.
Обжарку кофе проводят при температуре 200 – 250 . Зерна насыпают на сковороду толщиной 2 см, помещают в камеру жарочного шкафа и обжаривают при слабом помешивании до равномерного коричневого цвета и появления специфического кофейного аромата. При отсутствии электрожарочного шкафа зерна кофе обжаривают таким же способом на небольшом огне.
Компоты должны иметь прозрачный сироп, фрукты и ягоды мягкими, но не разварившимися; яблоки и груши – очищены, нарезаны дольками, без плодоножек; персики, абрикосы, сливы без косточек; не допускается червивых плодов и ягод; в компоте из сухофруктов все плоды и ягоды должны быть равномерно разварены.
Кисели густые должны сохранять свою форму, а полужидкие иметь консистенцию густой сметаны; кисели, приготовленные из готовых сиропов и отжатых соков, должны быть прозрачными; комков в киселях не должно быть; возможно помутнение и отставание воды как следствие нарушения сроков их реализации.
Предметы сервировки стола
Таблица 1. Размеры и назначение тарелок и чашек
Название | Диаметр, см, объем, см | Назначение |
Тарелки: | ||
пирожковая | 17,5 | Под хлеб, пирожные, пироги и др. |
закусочная | 20 | Под холодные блюда и закуски |
десертная мелкая | 20 | Под десерт и сладкие блюда |
десертная глубокая | 20 | Под фруктовые супы и сладкие блюда |
столовая мелкая | 24 | Под вторые горячие блюда |
столовая глубокая | 24 | Под горячие и холодные супы |
Объем | ||
Чашки: | ||
бульонные | 350…400 | Под прозрачные бульоны |
чайные | 200…250 | Под чай, кофе с молоком, какао |
кофейные | 75…100 | Под черный кофе |
В сервировке стола применяются также блюда на несколько порций для подачи холодных и горячих блюд, салатники на 2, 4 или 6 порций, селедочницы, соусники на 1 -6 порций, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супницы, приборы для специй, вазочки для салфеток.
Каждый уважающий себя человек должен уметь красиво есть, в частности, уметь правильно держать приборы и пользоваться ими – об этом и пойдет речь ниже. А чтобы ваше чтение превратилось в обучение, держите под рукой три персональных прибора – нож, вилку и ложку, лучше столовые или закусочные.
Прежде всего уясним, в какой руке держать каждый из этих приборов и почему. Нож, самый занятый прибор, имеет две функции, одна из которых – разрезать пищу на мелкие кусочки, а вторая – помогать класть еду на вилку.
Поэтому нож принято держать в правой, более развитой у правшей руке. Задача же вилки состоит в том, чтобы подносить пищу ко рту. Согласитесь, это нетрудно делать, держа ее в левой, менее ловкой руке. Нож и вилка прекрасно дополняют друг друга и всегда работают в паре – за редким исключением ( об этом пойдет речь немного позже).
Ложку правшам также удобнее держать в правой руке, кроме одного из способов употребления спагетти, когда ее берут в левую.
Как держать приборы? По сути, в этом участвуют лишь три пальца руки – большой, указательный и средний, разница состоит лишь в том, как они располагаются на ручке прибора.
Итак, нож. Главное – держать его так, чтобы кончик ручки всегда упирался в середину ладони правой руки. Сгиб второй и третьей фаланги среднего пальца должен прилегать к ручке ножа. Большой палец вытяните вдоль нее, а указательный положите на ручку сверху и постоянно следите за тем, чтобы он не оказывался на лезвии, мизинец и безымянный палец прижмите к центру ладони.
Ложку также держат три пальца: подушечки большого и указательного сжимают края ручки ближе к кончику, упором снизу служит согнутый средний палец. «Свободные» мизинец и безымянный прижаты к центру ладони.
Вилку, как известно, можно держать двумя способами: зубчиками вниз (когда придерживают на тарелке кусок, который режут ножом) и зубчиками вверх (когда накладывают на нее, например, гарнир). В первом случае вилку держат так же, как и нож, но в левой руке: конец ручки упирается в середину ладони, указательный палец кладут сверху (нужно следить за тем, чтобы он не выходил на изогнутую часть), большим и указательным сжатием края ручки. Мизинец и безымянный палец поджаты к середине ладони. Вилку в положении «зубчики вверх», как вы уже, наверно, догадались, держат так же, как ложку. Во время еды почти всегда вилка выполняет обе функции, они постоянно чередуются, что требует определенной ловкости.
При пользовании ножом и вилкой локти не должны торчать в стороны, чтобы вы не задевали соседей справа и слева. Это сделать не так-то легко, особенно «новичкам». Научиться держать локти правильно можно с помощью знаменитого упражнения с двумя книгами, положенным под мышки (книги не должны быть слишком толстыми).
Кроме того, пережевывая пищу, следите за тем, чтобы нож и вилка, которые держите в это время в руках, находились параллельно тарелке, и уж тем более не жестикулируйте ими во время застольной беседы.
А теперь поговорим о том, как принято при помощи персональных приборов – ножа и вилки – подавать знаки официанту в ресторане или на приеме. Конечно, можно подозвать его и изложить свою просьбу или пожелание в устной форме, но использовать для этой цели приборы считается более утонченным.
Итак, если во время еды возникает необходимость ненадолго отложить нож и вилку (например, для того, чтобы выслушать тост, вытереть бумажной салфеткой пальцы или губы, отломить кусочек хлеба), то их прислоняют к краям тарелки справа и слева соответственно, так, чтобы ручки находились под углом к краю стола. В том случае, когда возникает необходимость не только прервать еду на некоторое время, но и выйти из-за стола, приборы кладут в тарелку «домиком» (зубцы вилки могут быть при этом обращены как вверх, так и вниз – в зависимости от того, как вы в последний момент ее держали.
Закончив есть суп, положите столовую ложку на нижнюю мелкую тарелку (подтарельник), а если ее нет – оставьте в глубокой тарелке.
Салфетки для чайного стола
Салфетка является обязательным предметом сервировки. Для чайного стола принято использовать цветные изделия размером 35 на 35 см.
Используются два вида салфеток – полотняные и бумажные.
В качестве материала чаще всего используются лен или хлопок. Очень практичны салфетки из тканей с добавлением синтетических материалов – они меньше деформируются, легко гладятся и почти не дают усадки при стирке. Можно приобрести кружевные салфетки, или пришить к обычным салфеткам бахрому, кружевную кайму и др. украшения. Главное, чтобы это гармонировало с обстановкой Вашей столовой, цветом и фактурой посуды, задуманным оформлением приема частей.
Решающее значение для придания салфетки той или иной формы имеет крахмал: для того чтобы сложить некоторые фигуры, можно лишь слегка подкрахмалить ткань, а большинстве же случаев крахмаление необходимо сильное непосредственно перед использованием: не храните их в таком виде в шкафу, чтобы избежать образования заломов.
Пользоваться тканевыми салфетками – тоже искусство. Прежде всего следует помнить, что они предназначены только для предохранения одежды от случайных капель, крошек и т. д. Вытирать ими руки нельзя!
В начале трапезы салфетку необходимо развернуть, сложить вдвое и положить на колени сгибом к себе. Не нужно откладывать салфетку в сторону или закладывать ее за воротник. Первой за столом берет салфетку хозяйка, при ее отсутствии – хозяин. При выходе из-за стола салфетку надо положить, не сворачивая слева от тарелки.
Тканевые салфетки, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ.
В некоторых случаях полотняные салфетки заменить бумажными, разумеется, не разрезая их в целях экономии на части.
Существует несколько общепринятых правил сервировки, касающихся салфеток. (Рис. 5). Они всегда должны быть безупречно чистыми, пятна совершенно недопустимы. Салфетки кладут под приборы гостей, а также под вазы с фруктами, конфетами, емкости с хлебом и так далее. Перед началом застолья их следует разместить на закусочных тарелках, либо рядом с прибором. Нельзя вытирать салфеткой столовые приборы перед банкетом, так как, считая их недостаточно чистыми, можно обидеть хозяйку. Полотняные изделия во время чаепития следует класть на колени, свернув вдвое, а бумажные – под борт тарелки. Не принято заправлять их за воротник. Основное назначение тканевой салфетки – защищать одежду от случайных капель со стола. Вытирать руки лучше бумажными изделиями. Их же следует прикладывать ко рту переел тем, чтобы не оставить следов жирной еды на бокале. Допускается также вытирать рот после еды, если это необходимо. После окончания чаепития полотняную салфетку рекомендуется оставить на столе слева от тарелки. Ее не следует мять или складывать по заглаженным складкам. Бумажную салфетку принято класть из-под еды.
Красиво сложенные салфетки служат непременным украшением стола. Существует множество разных способов и фасонов сворачивания. Изящно сложить салфетку без подготовки достаточно сложно. Чтобы это получилось хорошо, перед застольем лучше потренироваться на листе бумаги. Наиболее распространенный вариант, подходящий для маленьких салфеток, - сложить изделие по диагонали, придав ему форму треугольника. Можно просто положить лоскут углом под тарелку так, чтобы другой край свешивался со стола. В торжественных случаях салфетки складывают в форме тюльпана, веера, паруса, кардинальской шапки и так далее. Оригинально складывать можно и бумажные, и тканевые салфетки. В момент складывания они должны быть слегка влажными, тогда им легче придать нужную форму.
Каким бы сложным образом не было сложено изделие, оно должно легко раскладываться и не выглядеть мятым. Если используется текстиль, то его нужно перед употреблением немного накрахмалить. При этом, однако, следует соблюдать осторожность, так как слишком жесткая салфетка неприятна в использовании.
Все салфетки на одном столе складывают одинаково. Чем изысканнее и торжественнее сервирован стол, тем сложнее фигура из салфетки.
УРОК № 1-2
Раздел программы: Культура дома
Тема: Горячие напитки. Чай. Сервировка стола к чаю.
Класс: 5 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека, научить приготовлению напитка из чая и сервировке стола к чаю, приучать правильно и красиво сервировать стол.
Развивающая: развивать речь учащихся, эстетический вкус.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и дисциплинированность
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный
Оборудование: образцы чая, посуда для заваривания чая, посуда для сервировки стола
Дидактический материал к учебному занятию: плакат “Сервировка стола”, поговорки: «Чай пить – приятно жить. Выпей чайку – позабудешь тоску. С чая лиха не бывает. Устал – пей чай, жарко – пей чай. Хочешь согреться – пей чай!»
Место проведения: кабинет
Ход занятия
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Сообщение темы занятия. (1 мин.)
III. Объяснение нового материала. (42 мин.)
Ученик:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Ученик: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:
“Давным-давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, как они начинают резвиться и легко взбираются на круги. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они вытащили их, заварили в кипятке, как это делали с другими травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.
И действительно – впервые чай стали пить в Китае. В давние времена чай в Китае ценили очень высоко: императоры дарили его своим вельможам за особые услуги.
Ученик: А еще в Китае измельченные листья, спрессованные в брикет использовались в качестве денег.
Ученик: Чиновники в Китае собирали с населения особый побор – чаевые.
Ученик: Долгое время выращивание и изготовление чая в Китае было секретным. Чайные плантации скрывали и строго охраняли.
Ученик: Путь чая в другие страны был долгим и трудным. Хотя чай и стал любимым напитком в других странах, но выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая.
Ученик: А поэты уже воспевали чай в стихах:
А.С.Пушкин:
Смеркалось, на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею,
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал!
Ученик: На первых порах не все люди умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный подарок – чай. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья, и, приправив их сметаной, подала к столу.
В настоящее время в Англии чая пьют больше, чем в любой другой стране мира, они превратили чаепитие в изысканную церемонию.
Ученик: В XVIII веке чай все больше стал распространяться и в нашей стране. Но для крестьян чай был почти недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение “Чаем побаловаться”, многие бедняки не знали как заваривать чай.
Ученик: Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешав,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался –
Что забыл я посолить.
Ученик: В России было много и противников чая, ему приписывали вредные свойства. Но потом были изучены и обнаружены достоинства чая, его полезность для организма человека – успокаивающее и бодрящее свойства, жаждоутоляющее и другие.
Ученик: А когда в XVIII веке в России на Урале изобрели самовар, а изготовлять его умельцы стали в г.Туле и самовар стал таким же русским сувениром, как и знаменитая наша “Матрешка” или “Балалайка” родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. Выращиванием чая в России стали заниматься только в XIX веке на Кавказе, в 1864 г. Россия впервые приняла участие в международной выставке чая.
Исполнение песни. сл. Пляцковского муз. Птичкина
“Наш красавец самовар”
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.
Ученик: Не только стихи и песни стали слагать о чае, но и даже в сказках есть о нем рассказ.
Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”. Он говорит:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет
Если хворь в нем приключится,
Чаем можно излечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Ученик: Давайте посмотрим какой путь чая от плантации до нашего стола.
Ученик: Чайный куст вечнозеленое растение, высотой около метра. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, подрезают кусты. Но основная работа – сбор чая, чайного листа – длится 7 месяцев – с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов – “флеши”. сорванные зеленые листочки чая сушат, скручивают, обрабатывают – так получают различные виды чая – зеленый, красный, черный.
Ученик: Чтобы получить от чая удовольствие и пользу, нужно его правильно хранить, уметь заваривать и пить. Нужно знать , что качество чая зависит от его сорта – букет, экстра, высший, 1, 2, 3 сорт. Чем выше сорт – тем чай ароматнее, вкуснее, насыщенней.
Учитель: Во многих странах приготовлению чая, процедуре чаепития придают очень большое и разнообразное значение. Например, в Китае, “родине” чая до сих пор помолвку называют “поднесение чая” со стороны жениха и “приятие чая” со стороны невесты.
Как же приготовить вкусный чай? Для этого необходимо согреть или ополоснуть крутым кипятком заварной чайник, затем в него засыпать сухую заварку (2 ч. ложечки на чайник). Затем чайник залить кипятком на 2/3, а сверху прикрыть салфеткой, так чтобы отверстие на крышке и носик чайника были закрыты, чтобы с паром не улетучивались ароматные вещества. Чай настаивают 5 мин., зеленый – 8 мин., затем в заварной чайник добавляют кипяток, оставляя 1 см. до крышки. После этого заварку – т.е. чай, разливают по чашкам. Рекомендуют чай пить маленькими глотками.
IV. Практическая работа “Сервировка стола к чаю” (36 мин.)
Учитель показывает, как надо заваривать чай, учащиеся под его руководством сервируют стол к чаю. Чаепитие с продуктами, принесенными учащимися к чаю – конфетами, сахаром, печеньем и др.
Учитель объясняет, как правильно пить чай, пользоваться посудой, приборами, салфеткой; учащиеся повторяют правила поведения за столом.
V. Подведение итогов занятия. (7 мин.)
1. Ответы учащихся на вопросы: Что нового узнали на занятии? Что научились делать?
2. Сообщение оценок за теоретические знания, участие в практической работе.
VI . Домашнее задание. Уборка класса. (2 мин.)
УРОК № 3-4
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола. Столовое белье. Как пользоваться салфеткой
Класс: 5 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Сформировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как элемента столового белья в общей системе знаний о сервировке стола.
Развивающая: Развивать навыки современного использования столового белья при сервировке стола. Отработать навыки использования салфетки.
Воспитательная: Воспитывать эстетические чувства.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: Скатерть белая – 1; Салфетки белые накрахмаленные – 4 штук; Набор для чайного стола: цветная скатерть и 4 салфетки; Наборы для предварительной сервировки стола – 5 штук, состоящие из: скатерть – 1; подставка для салфеток бумажных с салфетками – 1; салфетки полотняные – 4 штуки; тарелка закусочная – 4 штуки; нож столовый – 4 штуки; вилка столовая – 4 штуки; фужер для воды – 4 штуки; салфетка полотняная – 4 штуки; стаканы с соком – 20 штук.
Дидактический материал к учебному занятию: Мультимедийная презентация “Столовое бельё”,
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
- Приветствие учащихся;
- Проверка посещаемости;
- Проверка готовности к занятию;
- Назначение дежурные.
Выполнение ПР.
– Теперь мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).
Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.
Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
– Выполняем!
Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.
Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
– Выполняем!
Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.
– Выполняем!
Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.
Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.
– Выполняем!
Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?
Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.
– Выполняем!
– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.
5. Повторение. Подведение итогов. (4 мин.)
Выводы по уроку.
– Итак, сегодня мы узнали, какое место занимает столовое белье и, конечно же, салфетка в сервировке стола, изучили основные правила пользования салфеткой, вспомнили способы складывания салфеток.
А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы небольшой викторины.
Викторина.
1. Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.
2. С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть?
3. Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?
4. Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной?
5. Когда еда закончена, как придать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола?
2.5 План-конспект уроков
УРОК № 1-2
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола к ужину.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.
Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.
Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (3 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Этап актуализации знаний (6 мин.);
5. Изучение нового материала (40 мин.);
6. Этап применения нового материала (32 мин.);
7. Подведение итогов урока (4 мин.);
8. Домашнее задание (2 мин.).
УРОК №3-4
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола к обеду.
Класс: 7 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.
Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.
Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №5-6
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка праздничного стола
Класс: 8 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить ребят с основными правилами сервировки стола; показать различные варианты оформления и украшения стола; рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом; научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол..
Развивающая: развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах; развивать навыки общения.
Воспитательная: Создавать условия для воспитания: коммуникативной культуры учащихся, чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №7-8
Раздел программы: Культура дома
Тема: «Чай пить – не дрова рубить" Сервировка стола к чаю. Способы складывания салфеток.
Класс: 9 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Ознакомления учащихся с традициями русского чаепития, сервировки стола, правилами гостеприимства; Обучения учащихся различным способам складывания салфеток.
Развивающая: Развития умения работать в коллективе, творческой иници-ативы, сообразительности, трудовых навыков и исполнительских умений.
Воспитательная: Воспитания у учащихся трудолюбия, эстетического вкуса, уважения и доброжелательного отношения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, аудиозаписи.
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
Заключение
Технология в современном смысле становится довольно универсальным понятием, означающим сферу всякой деятельности человека, совокупность знаний, обслуживающих эту деятельность и соответствующую технику. Ее можно охарактеризовать как рациональный способ деятельности человека, осуществляемый на основе систематического применения теоретического знания. Выступая особой формой научно-практических знаний об эффективных методах преобразования каких-либо природных и социальных объектов и знаний о самой деятельности, технология обеспечивает достижение определенных целей. В отличие от обычных научных знаний, как знаний "что", технологические знания есть знания и "как" (В.Н.Князев).
В структуре современного научного знания теоретическое технологическое знание выделяется из системы технических наук, превращая технологические науки в самостоятельные, имеющие свой предмет изучения. Технологическое знание становится специфической сферой научно-теоретического знания, аналогичной естествознанию. В системе единого научного знания технологические науки занимают промежуточное положение между естественными и общественными науками. При этом естественные науки определяют границы возможного в технологии, а общественные - обосновывают границы целесообразного.
В данной курсовой работе автором проведено исследование технологии сервировки стола. Составлен сценарии и план-конспект уроков сервировки стола, выявлено место процесса в курсе «Культуры дома», определены формы и методы обучения школьников технологии сервировки стола.
Разработанная методика технологии по сервировке стола могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Литература
1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - с. 38-40.
2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004., - с. 23-38.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. - с. 33-37.
4. Баранов, С.П. Принципы обучения. М, 2005. - с. 44.
5. Ильина, Т.А. Педагогика школы. М, 2002. - с. 18-22.
6. Вольф, И. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997. – с. 58.
7. Казанский, Н.Г. Дидактика. М, 2004. - с.33.
8. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004. - с. 122.
9. Комский, Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003.- с.45.
10. Крутецкий, В.А. Психология - М., 2004.- с. 11-28.
11. Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.119-120.
12. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004. - с. 66.
13. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002.- с. 37-40.
14. Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.
15. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. - с.98-104.
16. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г.- Бирск, 2007. – с.139.
17. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч.1-2–М, 2002.-с. 27
18. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003. - с. 17-24.
19. Сухарев, М.И. Материаловедение. – М, 2003. – с.53-59.
20. Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Старжевская, Т.П.. – М.: МИФИ, 1998. – с. 48.
21. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М. 2001.-с.127.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСТОРИЯ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ
· В VIII веке при многих королевских дворах ещё не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали на углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолье нередко заканчивалось свалкой…
· С XI века к трапезам начали допускать женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. Стол украшала скатерть, о которую можно было вытирать руки…Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть и пить не спеша…
· В XIII веке излюбленными были плюшевые скатерти, сложенные вдвое и усыпанные цветами…
· В XIV–XV веках новая знать всё более стремится к роскошной жизни. Правила поведения за столом становятся всё более утончёнными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: “Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твоё здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы не каркал до времени, беги подальше от людей”…
· В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ложками и ножами, хотя вилка укоренялась медленно. Существовали даже учебные пособия, в которых часто рассказывали, как подавать разную еду, как украшать стол, как складывать салфетки…
· В XIX веке всё более совершенствовалась культура застолий. Сервиз состоял из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд, столовые приборы стали изготавливать из серебра, мельхиора и других современных металлов. Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
К столовому белью, которым пользуются все участники застолья, относятся скатерти и салфетки. Скатерти – чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные придают столу праздничный, торжественный вид. Одинаково хороши полотняные белые и цветные скатерти. Правда, есть здесь свои традиции: для торжественных случаев рекомендуются белоснежные слегка подкрахмаленные скатерти, а для чайного стола – цветные. Классический материал для скатертей – лён и хлопчатобумажное ткань, существует множество скатертей и из синтетических волокон. Скатерти бывают разными: однотонными и цветными, с простым или сложным орнаментом, украшенные узорами или вышивкой, одинарные и двойные.
Первые образцы вышитых скатертей найдены на территории Европы, в Скандинавии. Они относятся к бронзовому веку. В средние века вышивка, так же как чтение и письмо, была привилегией знати и монастырей. До сегодняшнего дня мы восхищаемся экспонатами, выставленными в музеях прикладного искусства, среди них множество образцов не только вышитой одежды, но и столового белья: скатертей, салфеток. Образец для вышивания.
Хорошо выглаженную скатерть берут двумя руками по ширине, резко встряхивают над поверхностью стола и, опустив на стол, протягивают ее на себя. Образовавшаяся при встряхивании между столом и скатертью воздушная прослойка позволяет легко сдвигать скатерть в нужном направлении, чтобы ее центральная складка легла строго по центру стола. Желательно при этом, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон примерно на 25–30 см: если скатерть будет свисать ниже, то будет мешать сидящим за столом, а если выше – то будет смотреться неэстетично. Кроме того, это очень неудобно, т.к. она может сдвигаться. Каждый угол скатерти должен опускаться строго против ножек стола и закрывать их. Для того, чтобы во время еды не слышно было стука посуды и приборов, под скатерть подстилают плотную фланелевую ткань.
Недопустимо накрывать стол плохо отглаженной скатертью.
Выбор скатерти всегда должен соответствовать поводу и цели праздника. Следует очень осторожно относиться к скатертям с ярким рисунком. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Еще скатерти выбирают с узорами в тон столового сервиза. При выборе скатерти учитывают и психологию цвета: красные и желтые тона – приветливы, синие и зеленые – напротив, холодноваты и сдержанны. Элегантно смотрятся строгие белые скатерти. Пестрые набивные скатерти создают атмосферу радости в детский день рождения. Затейливо вышитые создают нужное настроение например на Пасху или Рождество.
Итак, скатерть основа всей композиции стола – все с ней должно гармонировать.
Непременная деталь при сервировке стола – салфетки. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. А, кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка еще и украшает стол.
В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные. Столовые салфетки размером 46:46 см необходимы за столом практически во всех случаях и только для сервировки стола к чаю рекомендуются так называемые чайные салфетки размером 35:35 см, преимущественно цветные.
Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки, которые в семейном кругу вполне можно заменить бумажными. Их обычно предварительно свертывают треугольником, кладут по 8–10 шт. в салфетницы и ставят на стол. Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно легонько скатать в шарик и положить под борт тарелки, а после еды – на тарелку вместе с использованными приборами.
Существует много способов сворачивания салфеток, но мы рекомендуется, чтобы при сворачивании как можно меньше прикасаться к ним руками, и чтобы в развернутом виде салфетка не выглядела слишком мятой. Кроме того, салфетка должна быть свернута так, чтобы ее легко было развернуть.
При сервировке стола к небольшому празднику салфетки складывают простыми фигурами: треугольником, вчетверо, пополам, а для торжественного ужина или обеда – используют более сложные формы складывания салфеток.
Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика обучения культуре дома. Изготовление аппликации "Салфетки к чаю" и сервировка стола к чаю
Петрова Ирина Анатольевна
Научный руководитель
Д.П.Н., профессор,
Тагариев Р.З.
«___» ___________ 2009 г.
Бирск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Изучение методики обучения культуре дома
1.1 Чайный этикет. Сервировка стола к чаю
1.2 Культура поведения за столом
1.3 Предметы сервировки стола. Пользование персональными приборами
Глава 2. Технология выполнения салфеток
2.1 Салфетки для чайного стола
2.2 Искусство складывания салфеток
2.3 Что такое аппликация (аппликации к чаю)
Сценарий урока по технологии сервировки стола
План-конспект уроков
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.
Ведущую роль здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий.
Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.
Цель курсовой работы – разработать методику обучения учащихся технологии сервировки стола.
Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела «Культура дома».
Предмет исследования – применение методов и приемов обучения учащихся технологии по сервировке стола.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по сервировке стола;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по сервировке стола.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– наблюдение, беседа;
– анализ работы учащихся.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по сервировке стола будет эффективным если:
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся.
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика технологии по сервировке стола могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики технологии по сервировке стола, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 307.