Сценарий урока по технологии сервировки стола
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УРОК № 1-2

Раздел программы: Культура дома

Тема: Горячие напитки. Чай. Сервировка стола к чаю.

Класс: 5 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека, научить приготовлению напитка из чая и сервировке стола к чаю, приучать правильно и красиво сервировать стол.

Развивающая: развивать речь учащихся, эстетический вкус.

Воспитательная: воспитывать аккуратность и дисциплинированность

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный

Оборудование: образцы чая, посуда для заваривания чая, посуда для сервировки стола

Дидактический материал к учебному занятию: плакат “Сервировка стола”, поговорки: «Чай пить – приятно жить. Выпей чайку – позабудешь тоску. С чая лиха не бывает. Устал – пей чай, жарко – пей чай. Хочешь согреться – пей чай!»

Место проведения: кабинет

Ход занятия

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Сообщение темы занятия. (1 мин.)

III. Объяснение нового материала. (42 мин.)

Ученик:

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Ученик: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:

“Давным-давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, как они начинают резвиться и легко взбираются на круги. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они вытащили их, заварили в кипятке, как это делали с другими травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.

И действительно – впервые чай стали пить в Китае. В давние времена чай в Китае ценили очень высоко: императоры дарили его своим вельможам за особые услуги.

Ученик: А еще в Китае измельченные листья, спрессованные в брикет использовались в качестве денег.

Ученик: Чиновники в Китае собирали с населения особый побор – чаевые.

Ученик: Долгое время выращивание и изготовление чая в Китае было секретным. Чайные плантации скрывали и строго охраняли.

Ученик: Путь чая в другие страны был долгим и трудным. Хотя чай и стал любимым напитком в других странах, но выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая.

Ученик: А поэты уже воспевали чай в стихах:

А.С.Пушкин:

Смеркалось, на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею,

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал!

Ученик: На первых порах не все люди умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный подарок – чай. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья, и, приправив их сметаной, подала к столу.

В настоящее время в Англии чая пьют больше, чем в любой другой стране мира, они превратили чаепитие в изысканную церемонию.

Ученик: В XVIII веке чай все больше стал распространяться и в нашей стране. Но для крестьян чай был почти недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение “Чаем побаловаться”, многие бедняки не знали как заваривать чай.

Ученик: Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешав,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся.

Чем же мог не угодить?

А потом я догадался –

Что забыл я посолить.

Ученик: В России было много и противников чая, ему приписывали вредные свойства. Но потом были изучены и обнаружены достоинства чая, его полезность для организма человека – успокаивающее и бодрящее свойства, жаждоутоляющее и другие.

Ученик: А когда в XVIII веке в России на Урале изобрели самовар, а изготовлять его умельцы стали в г.Туле и самовар стал таким же русским сувениром, как и знаменитая наша “Матрешка” или “Балалайка” родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. Выращиванием чая в России стали заниматься только в XIX веке на Кавказе, в 1864 г. Россия впервые приняла участие в международной выставке чая.

Исполнение песни. сл. Пляцковского муз. Птичкина

“Наш красавец самовар”

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку.

Ученик: Не только стихи и песни стали слагать о чае, но и даже в сказках есть о нем рассказ.

Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”. Он говорит:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет

Если хворь в нем приключится,

Чаем можно излечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Ученик: Давайте посмотрим какой путь чая от плантации до нашего стола.

Ученик: Чайный куст вечнозеленое растение, высотой около метра. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, подрезают кусты. Но основная работа – сбор чая, чайного листа – длится 7 месяцев – с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов – “флеши”. сорванные зеленые листочки чая сушат, скручивают, обрабатывают – так получают различные виды чая – зеленый, красный, черный.

Ученик: Чтобы получить от чая удовольствие и пользу, нужно его правильно хранить, уметь заваривать и пить. Нужно знать , что качество чая зависит от его сорта – букет, экстра, высший, 1, 2, 3 сорт. Чем выше сорт – тем чай ароматнее, вкуснее, насыщенней.

Учитель: Во многих странах приготовлению чая, процедуре чаепития придают очень большое и разнообразное значение. Например, в Китае, “родине” чая до сих пор помолвку называют “поднесение чая” со стороны жениха и “приятие чая” со стороны невесты.

Как же приготовить вкусный чай? Для этого необходимо согреть или ополоснуть крутым кипятком заварной чайник, затем в него засыпать сухую заварку (2 ч. ложечки на чайник). Затем чайник залить кипятком на 2/3, а сверху прикрыть салфеткой, так чтобы отверстие на крышке и носик чайника были закрыты, чтобы с паром не улетучивались ароматные вещества. Чай настаивают 5 мин., зеленый – 8 мин., затем в заварной чайник добавляют кипяток, оставляя 1 см. до крышки. После этого заварку – т.е. чай, разливают по чашкам. Рекомендуют чай пить маленькими глотками.

IV. Практическая работа “Сервировка стола к чаю” (36 мин.)

Учитель показывает, как надо заваривать чай, учащиеся под его руководством сервируют стол к чаю. Чаепитие с продуктами, принесенными учащимися к чаю – конфетами, сахаром, печеньем и др.

Учитель объясняет, как правильно пить чай, пользоваться посудой, приборами, салфеткой; учащиеся повторяют правила поведения за столом.

V. Подведение итогов занятия. (7 мин.)

1. Ответы учащихся на вопросы: Что нового узнали на занятии? Что научились делать?

2. Сообщение оценок за теоретические знания, участие в практической работе.

VI . Домашнее задание. Уборка класса. (2 мин.)

УРОК № 3-4

Раздел программы: Культура дома

Тема: Сервировка стола. Столовое белье. Как пользоваться салфеткой

Класс: 5 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: Сформировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как элемента столового белья в общей системе знаний о сервировке стола.

Развивающая: Развивать навыки современного использования столового белья при сервировке стола. Отработать навыки использования салфетки.

Воспитательная: Воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: Скатерть белая – 1; Салфетки белые накрахмаленные – 4 штук; Набор для чайного стола: цветная скатерть и 4 салфетки; Наборы для предварительной сервировки стола – 5 штук, состоящие из: скатерть – 1; подставка для салфеток бумажных с салфетками – 1; салфетки полотняные – 4 штуки; тарелка закусочная – 4 штуки; нож столовый – 4 штуки; вилка столовая – 4 штуки; фужер для воды – 4 штуки; салфетка полотняная – 4 штуки; стаканы с соком – 20 штук.

Дидактический материал к учебному занятию: Мультимедийная презентация “Столовое бельё”,

Место проведения: кабинет

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

- Приветствие учащихся;

- Проверка посещаемости;

- Проверка готовности к занятию;

- Назначение дежурные.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.