Процесс доказывания, его особенности и состав представляемых доказательств при защите прав потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процесс доказывания состоит из определения предмета доказывания, представления, исследования и оценки доказательств. Деление этого процесса на стадии условно: исследование доказательств неразрывно связаны и совпадают по времени, а собирание и исследование доказательств невозможно без исследования и оценки их относительности и допустимости. Процессуальные правоотношения по доказыванию охватывают все этапы движения дела в суде первой инстанции: предъявление иска и возбуждение гражданского дела в суде, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и принятие судебного решения.[30] Таким образом, эти действия не всегда соответствуют каким-то определённым стадиям гражданского судопроизводства, хотя известное совпадение наблюдается. Представление доказательств наиболее характерно для стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а исследование и оценка доказательств относятся преимущественно к стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции. В то же время представление и исследование доказательств возможны и в апелляционном, а отчасти – и в кассационном производстве, а оценка доказательств проводится на любой стадии гражданского судопроизводства.[31]

Процесс доказывания в исковом праве при защите прав потребителей является частным случаем доказывания в гражданском процессе и, вследствие этого, базируется на его теории и методологии. В то же время, ему присущ ряд особенностей, связанных с наличием как отдельных законодательных актов, так и судебной практики в данной области, уточняющих такие вопросы как распределение обязанностей по доказыванию, исследование и обеспечение доказательств, объяснения сторон и третьих лиц как средства доказывания, показания свидетелей, состав доказательств, и, безусловно, вопросы, связанные с экспертизой потребительских свойств товаров и услуг. Основой правовой и процессуальной базы в данной области, помимо ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, являются Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. ФЗ №171-ФЗ от 21.12.2004), а также Постановления Пленумов Верховного Суда РФ.[32] Кроме того, права потребителей при получении услуг в отдельных областях определены соответствующими правилами, к числу которых относятся:

· Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами;[33]

· Правила оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования;[34]

· Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;[35]

· Правила оказания услуг автостоянок;[36]

· Правила оказания услуг общественного питания;[37]

· Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации);[38]

· Правила оказания услуг телефонной связи;[39]

· Правила предоставления услуг телеграфной связи;[40]

· Правила продажи отдельных видов товаров;[41]

· Правила распространения периодических печатных изданий по подписке;[42]

· иные подзаконные акты, регулирующие вопросы оказания услуг населению в отдельных областях.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», основными нарушениями прав потребителей являются:

Ø передача потребителю товара, качество которого не соответствует договору (п. 1 ст. 4), товара, непригодного для целей, в которых он обычно используется (п.п. 2, 3 ст. 4), или товара, который не соответствует образцу или описанию (п. 4 ст. 4);

Ø непредставление потребителю полной и достоверной информации о товаре (ст. 12);

Ø причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) (ст. 14);

Ø отказ от исполнения законных требований потребителя, связанных с продажей ему товара ненадлежащего качества (ст. 18) или выполнением работ (оказанием услуг) с недостатками (ст. 29);

Ø несоблюдение сроков исполнения законных требований потребителя, связанных с продажей ему товара (выполнением работ, оказанием услуг) ненадлежащего качества (ст. 19-22, 28, 30-31);

Кроме того, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) имеют право предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, импортёра) противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и о прекращении этих действий (ст.ст. 45-46 Закона).

Собирание доказательств по делам, связанным с защитой прав потребителей, как и по иным гражданским делам, включает процессуальные действия по поиску, обнаружению, обеспечению, представлению в суд и истребованию судом доказательств. В соответствии с распределением обязанностей по доказыванию большинство таких действий совершается лицами, участвующими в деле, и прежде всего – сторонами. Статья 57 ГПК РФ гласит: доказательства представляются в суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Это означает, что и поиск (обнаружение или выявление), и закрепление доказательств также возлагаются на них.

При рассмотрении дел, связанных с защитой прав потребителей, используются в первую очередь прямые письменные доказательства, предоставляемые истцом. Согласно ГПК РФ, письменными доказательствами являются: акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, судебные постановления, судебные протоколы и приложения к ним, а также другие документы и материалы (ст. 71 ГПК РФ). На практике же письменными доказательствами, прилагаемыми истцом к исковому заявлению, обычно являются:

Ø договор между потребителем и продавцом (исполнителем);

Ø документ, подтверждающий оплату товара (работ, услуг) – товарный чек, кассовый чек, квитанция, квитанция к приходному ордеру;

Ø документы, предоставляющие информацию о потребительских свойствах товара (материала) – технический паспорт, руководство по эксплуатации и т.п.

Ø переписка между потребителем и продавцом (исполнителем);

Ø иные документы, подтверждающие факт совершения сделки, исполнения обязательств по оплате товара (работ, услуг) покупателем и частичного или полного неисполнения закреплённых в законодательстве обязательств продавцом (исполнителем);

Ø документы, подтверждающие фактически понесённые потребителем расходы в связи с неисполнением или неполным исполнением своих обязательств продавцом.

В случаях, когда речь идёт о качестве товаров (работ, услуг) или их потребительских свойствах и недостатках, перечень письменных доказательств расширяется в связи с необходимостью проведения экспертизы товаров (работ, услуг). В него в таких случаях входят также:

Ø заключения эксперта (экспертов), сформулированные на основе произведённой экспертизы;

Ø документы, подтверждающие квалификацию эксперта, проводившего экспертизу;

Ø документы, подтверждающие наличие надлежащей лицензии у экспертного учреждения (если экспертиза поручена экспертному учреждению);

Ø документы, подтверждающие оплату истцом услуг по проведению экспертизы.

Если потребитель понёс расходы по юридической защите своих прав, в качестве доказательств представляются и документы, подтверждающие оказание юридических услуг и размер фактически уплаченных потребителем средств (договор об оказании юридических услуг и квитанция к приходному кассовому ордеру).

Являющийся ответчиком изготовитель (продавец, исполнитель) в большинстве случаев не оспаривает доказательства, представляемые истцом в подтверждение факта совершения сделки (за исключением случаев отсутствия у истца прямых письменных доказательств приобретения товара именно у ответчика или уполномоченной им организации). В то же время факт неисполнения им обязательств согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» оспаривается ответчиком наиболее часто. В качестве доказательств ответчик обычно представляет:

Ø переписку между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) (зачастую разнящуюся с предоставленной истцом);

Ø документы, подтверждающие информированность потребителя о качествах и свойствах приобретённых им товаров (работ, услуг), в том числе подтверждающих, по мнению ответчика, общеизвестность таких качеств – информационные и рекламные материалы;

Ø документы, подтверждающие невозможность исполнения им обязательств перед потребителем в силу обстоятельств непреодолимой силы или иных объективных обстоятельств.

Бремя доказывания невозможности невозможность исполнения ответчиком обязательств перед потребителем вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (изготовитель), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (изготовителе).

В соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 18 Закона, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, отвечает за любые недостатки товара, возникшие в течение гарантийного срока и не оговоренные продавцом, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы; при этом ограничение права потребителя на ремонт товара самостоятельно или при помощи любых третьих лиц также противоречит положениям Закона.

Перечисленные выше нарушения сами по себе не могут служить основанием для освобождения от ответственности за недостатки, выявленные в течение гарантийного срока. Хозяйствующий субъект должен в каждом конкретном случае доказать, что недостаток возник вследствие нарушения правил использования, хранения или транспортировки, либо возник по вине третьих лиц, либо вызван обстоятельствами непреодолимой силы, то есть наличие причинно-следственной связи между нарушением (действием третьих лиц, обстоятельствами непреодолимой силы) и возникновением этого недостатка.

В подобных случаях, когда речь идёт о качестве товаров (работ, услуг) или их потребительских свойствах и недостатках, а также о времени и причине их возникновения или изменения, основным средством доказывания ответчика являются письменные доказательства, опровергающие точку зрения истца и эксперта (экспертов), услугами которого (которых) тот воспользовался. Для этого ответчик включает в перечень письменных доказательств также:

Ø заключения эксперта (экспертов), сформулированные на основе произведённой экспертизы;

Ø документы, подтверждающие квалификацию эксперта, проводившего экспертизу;

Ø документы, подтверждающие наличие надлежащей лицензии у экспертного учреждения (если экспертиза поручена экспертному учреждению);

Ø документы, подтверждающие оплату ответчиком услуг по проведению экспертизы.

В редакцию Закона «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 г. были внесены положения, существенно изменившие правила бремени доказывания и основания ответственности продавцов (изготовителей, исполнителей) за недостатки, обнаруженные в товаре (работе, услуге). Благодаря этим изменениям были разъяснены вопросы о распределении бремени доказывания между потребителем и изготовителем (продавцом, исполнителем) в зависимости от времени обнаружения недостатков и установления гарантийных сроков.

Продавец (изготовитель) обычно заранее определяет недостатки, которые следует рассматривать как существенные, или заранее определяет круг обстоятельств непреодолимой силы. При этом, зачастую, обстоятельства непреодолимой силы или недостатки, определённые в договоре (документации, прилагаемой к товару) как существенные, не соответствуют установленным законодательством признакам.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Заинтересованная сторона (при защите прав потребителей – ответчик) должна в каждом конкретном случае доказать, что определённое обстоятельство было для неё чрезвычайным, непредотвратимым и повлияло на выполнение соответствующего обязательства. Таким образом, следует считать, что в документации, прилагаемой к товару (договоре), то или иное обстоятельство не может быть заранее отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 782 ГК РФ, предусматривающей право заказчика на отказ от исполнения договора, исполнителю при реализации заказчиком этого права возмещаются фактически понесённые расходы, то есть не убытки в полном объёме, а только реальный ущерб. Таким образом, размеры удержаний в случае отказа потребителя от исполнения договора (например, туриста от туристической поездки) должны соответствовать расходам, понесённым фирмой в связи с таким отказом. Из этого следует, что расходы исполнителя должны доказываться в каждом конкретном случае и подтверждаться соответствующими бухгалтерскими документами.

Несмотря на права сторон, суд не вправе относиться к представлению доказательств пассивно, поскольку на нём лежит ответственность за правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела. Поэтому суд ещё на стадии собирания доказательств может: предлагать представить дополнительные доказательства, содействовать собиранию и истребованию доказательств, направлять судебные поручения в другие суды по собиранию доказательств, обеспечивать доказательства.

При рассмотрении гражданских дел, по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учётом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.[43] Помимо суда, в сборе доказательств по фактам нарушений прав потребителей последним обязаны оказывать содействие Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, общественные организации и союзы потребителей.

Суд имеет право предложить сторонам дела представить дополнительные доказательства, основываясь на ч. 1 ст. 57 ГПК РФ. Такое предложение суд выдвигает, определяя предмет доказывания и круг тех относимых и допустимых доказательств, представление которых возможно по такому делу.

Сам суд не обязан искать доказательства; однако, содействовать их поиску он может. Действующее гражданское процессуальное законодательство не препятствует праву суда указать на любые доказательства, которые требуются по делам, связанным с защитой прав потребителей, при условии, что подобная позиция суда равно проявляется по отношению к каждой стороне дела.[44]

В соответствии с той же ч. 1 ст. 57 ГПК РФ суд оказывает содействие сторонам и другим лицам, участвующим в деле, в собирании и истребовании доказательств. Для этого, правда, требуется, чтобы они заявили суду ходатайство о таком содействии. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие значимые для дела обстоятельства могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. Суд выдаёт стороне запрос для получения доказательства или запрашивает его непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передаёт на руки лицу, имеющему соответствующий запрос (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ).

Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, обязаны известить об этом суд в пятидневный срок со дня получения запроса с указанием причин. В противном случае суд вправе наложить штраф на этих лиц, что не освобождает их от обязанности представить доказательства (ч. 4 ст. 57 ГПК РФ). Особым случаем является невыполнение требований суда стороной, удерживающей у себя доказательство. Суд может в ответ на такие действия обосновать своё решение объяснениями другой стороны (ч. 1 ст. 68 ГПК РФ).

Основным способом добывания доказательств, представление которых в суд затруднено ввиду их удалённости от места рассмотрения дела, являются судебные поручения. В соответствии со ст. 62 ГПК РФ суд, при подобной необходимости, поручает соответствующему территориальному суду произвести определённые процессуальные действия. Подобное определение обязательно для суда, которому оно адресовано, и должно быть выполнено в течение месяца со дня его получения. На время выполнения судебного поручения производство по делу должно быть приостановлено.

Однако, поскольку доказательства, собранные в порядке судебного поручения, являются производными, закон предусматривает следующее правило, обеспечивающее приоритет первоначальных доказательств: в случае, если лица, участвующие в деле, свидетели или эксперты, давшие объяснения, показания, заключения суду, выполнявшему судебное поручение, явятся в суд, рассматривающий дело, они дают объяснения, показания, заключения в общем порядке (ч. 2 ст. 63 ГПК РФ).

Содействие суда в собирании и представлении доказательств включает в себя, кроме того, вызов свидетелей, специалистов и назначение экспертизы. Таким образом, суд играет активную роль и на этом этапе процесса доказывания. Однако его ключевой задачей в этом процессе, тем не менее, является исследование и оценка собранных и представленных доказательств и вынесение на их основании объективного решения. Тем не менее, свобода внутреннего убеждения судей при оценке доказательств одновременно является и причиной имеющего в ряде случаев места несогласия сторон с вынесенным судом решением, которое часто основывается на отклонении судом тех или иных доказательств. Проблемам исследования и оценки доказательств в судебной практике и посвящена следующая глава.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 161.