Реорганизация и ликвидация обществ с ограниченной ответственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Формы прекращения деятельности юридического лица можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от последствий прекращения деятельности юридического лица принято различать реорганизацию и ликвидацию.

Действующее законодательство не содержит определения реорганизации, оно лишь указывает на формы, в которых реорганизация может осуществляться. Однако, как справедливо отмечается в литературе, «...до настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в теории»[35].

Под реорганизацией юридического лица чаще всего понимается прекращение юридического лица с правопреемством по всем его обязательствам. В частности, по мнению Е.А. Суханова реорганизацией юридических лиц является их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство[36]. B.C. Мартемьянов считает, что «реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства». Наконец, в литературе высказано мнение о том, что «реорганизация — это прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась»[37].

Однако, реорганизация может сочетать элементы как создания, так и прекращения юридических лиц. Такие формы реорганизации как слияние, разделение и преобразование характеризуются и прекращением, и созданием юридических лиц; в случае реорганизации в форме присоединения происходит только прекращение присоединяемого общества, а при выделении происходит только создание нового общества. Кроме того, прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью реорганизации[38].

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» регулирует лишь порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью с использованием этой организационно-правовой формы, поскольку статья 1 Закона четко определяет сферу его применения - порядок создания и правовое положение обществ с ограниченной ответственностью. Следовательно, Закон не может вмешиваться в сферу правового регулирования других законов и регламентировать порядок создания других юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, а также устанавливать порядок прекращения других юридических лиц в случае их слияния с обществом с ограниченной ответственностью или присоединения к обществу[39].

Если иное не предусмотрено законом, возможно слияние, присоединение юридических лиц различных организационно-правовых форм, так же как и выделение юридического лица другой организационно-правовой формы, и разделение на юридические лица различных организационно-правовых форм.

Принятие решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью Законом (пп. 11 п. 2 ст. 33) отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Подобное решение может быть принято только всеми участниками общества единогласно.

Общество с ограниченной ответственностью считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Надлежащим образом утвержденный и подписанный договор о слиянии по своему юридическому значению приравнивается к учредительному договору, наряду с уставом общества с ограниченной ответственностью он является учредительным документом общества. Следовательно, на такой договор распространяются требования, предъявляемые Законом к учредительному договору. Это касается его содержания, а также формы и порядка заключения.

Наряду с утверждением договора о слиянии и устава вновь создаваемого общества, общие собрания участников реорганизуемых обществ также утверждают передаточный акт, в соответствии с которым активы и пассивы реорганизуемых обществ переходят к вновь возникшему обществу.

Пункт 3 статьи 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, слияние обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Процедура проведения реорганизации в форме присоединения в основном совпадает с процедурой проведения реорганизации в форме слияния. Отличие состоит в том, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, принимает только решение о внесении изменений в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение. Такие изменения связаны с изменением состава участников общества, а также с определением размеров их долей. Необходимость внесения иных изменений может быть предусмотрена договором о присоединении. Что касается иных вопросов, то их вынесение на совместное собрание участников по Закону не является обязательным. Такие вопросы могут рассматриваться лишь в случае необходимости.

Отличие процедуры присоединения от слияния состоит также в том, что утверждение передаточного акта относится к компетенции общего собрания.

Разделение является формой реорганизации, при которой одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лица, в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и возникает два или более новых общества. Права и обязанности реорганизуемого общества переходят к вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации в форме разделения, о порядке и условиях разделения общества, а также о создании новых обществ. Кроме того, указанное собрание утверждает разделительный баланс общества. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[40] перед составлением разделительного баланса в обществе должна быть проведена инвентаризация его имущества и обязательств. Подобная инвентаризация проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[41].

Между участниками каждого из обществ, создаваемых в результате разделения, заключается учредительный договор. Общее собрание участников каждого вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью утверждает устав своего общества и формирует органы управления общества.

Возможно и принудительное разделение общества по решению уполномоченного государственного органа или суда.

Выделение - это создание одного или нескольких обществ с передачей им по разделительному балансу части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях[42].

Права и интересы участников общества с ограниченной ответственностью в процессе реорганизации защищаются тем, что они принимают участие в решении вопроса о реорганизации и, тем самым, имеют возможность отстаивать свои права. Решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается только всеми участниками общества единогласно, поэтому любой участник, даже обладающий незначительной долей вправе наложить вето на подобное решение, если считает, что реорганизация общества ущемляет его права и интересы. О способах защиты гражданских прав писали такие известные ученые-цивилисты как В.П. Грибанов и В.А. Тархов[43].

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью создавалось для участия в гражданском обороте и к моменту ликвидации участвует в определенных имущественных отношениях, при ликвидации общества необходимо завершить такие имущественные отношения с его участием[44].

Порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью установлен Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ликвидация общества может добровольной или принудительной. Общество может быть ликвидировано в добровольном порядке по различным причинам. Это и истечение срока, на который было создано общество с ограниченной ответственностью, достижение цели, ради которой оно создавалось, признание нецелесообразным дальнейшего продолжения деятельности общества и т.д.

В принудительном порядке общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано на основании судебного решения. Основания для принудительной ликвидации общества перечислены в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса. В связи с принятием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в п. 2 ст. 61 ГК РФ внесены изменения. В ранее действовавшей редакции этой статьи основаниями для ликвидации общества по решению суда являлись: осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В новой редакции законодателем указано дополнительное основание для такой ликвидации - допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Ранее такие нарушения не являлись самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица, они рассматривались в качестве основания для признания судом недействительной регистрации юридического лица, само же юридическое лицо в этом случае подлежало ликвидации по решению его учредителей (участников)[45].

Внесение указанных изменений в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса представляется нам вполне обоснованным, поскольку ранее даже установленный решением суда факт грубых и неустранимых нарушений закона при создании юридического лица не вызывал его автоматической ликвидации. По крайней мере, такое юридическое лицо могло спокойно существовать еще в течение какого-то времени, пока его учредители не примут решение о ликвидации. А поскольку механизм контроля за принятием такого решения был налажен слабо, этот период времени становился неопределенным. В настоящее же время процесс ликвидации должен начинаться с момента вступления решения суда в законную силу. С этого момента на участников общества возлагается обязанность осуществить ликвидацию. Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд вправе назначить ликвидатора и поручить ему осуществить ликвидацию юридического лица. При этом, в соответствии с п. п. 23 и 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд должен применять соответствующие положения законодательства о банкротстве[46].

Считаем необходимым отметить и еще один, важный, на наш взгляд, момент, касающийся принудительной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом (например, в случае, предусмотренном п. 4 ст. 90 ГК РФ). Следовательно, в иных законах, а, тем более, в подзаконных нормативных актах не могут указываться дополнительные основания для ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению суда. В действительности такие основания нередко предусматриваются иными законами. Так, п. 3 ст. 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает, что могут быть ликвидированы те общества, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с данным законом. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также устанавливает, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, если оно не прошло перерегистрацию в соответствии с этим законом.

Представляется, что подобные нарушения могут быть основанием для принудительной ликвидации юридического лица только в случае, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения закона или иного правового акта. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики.

Арбитражным судом Московской области вынесено решение о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью «Витас» в связи с неприведением учредительных документов товарищества до 1 января 1999 года в соответствие с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ данное решение отменил, указав на то, что при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица по этому основанию арбитражный суд, проанализировав учредительные документы юридического лица, должен был установить, какие конкретно допущены нарушения закона, и оценить их характер, после чего решать вопрос о его ликвидации. Эти требования выполнены не были, что привело к принятию решения по неполно выясненным обстоятельствам[47].

Процедура ликвидации обществ с ограниченной ответственностью подробно регламентируется Гражданским кодексом РФ. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает лишь некоторые особенности ликвидации данного вида юридических лиц.

Если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии общества должен включаться представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Порядок распределения между участниками ликвидируемого общества его имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, либо в случае, когда общество не имеет обязательств перед кредиторами на момент принятия решения о ликвидации определен в ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Руководство процессом ликвидации общества осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) общества. Ликвидационная комиссия назначается решением общего собрания участников общества по предложению Совета директоров, исполнительного органа общества или любого из участников ликвидируемого общества. Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения большего числа голосов. В соответствии с п. 4 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» аналогичное решение в акционерном обществе может быть принято лишь квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Считаем данное положение акционерного законодательства более правильным, поскольку решение о назначении ликвидационной комиссии является чрезвычайно важным как для самого общества, так и для его участников. Важность этого решения обусловлена тем, что с момента его принятия именно к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению обществом, исполнительный орган общества, а также, в основной части, и общее собрание участников общества прекращают свою деятельность. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает и в суде.

Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в порядке очередности, установленной ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Оставшееся имущество распределяется между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале общества. Выплаты могут осуществляться как в деньгах, так и в иной имущественной форме. Следовательно, стоимость полученного имущества не обязательно будет равна вкладу участника в уставный капитал общества, т.е. номинальной стоимости его доли, здесь все зависит от стоимости чистых активов общества.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в связи с объявлением его несостоятельным (банкротом) регулируется специальными нормами законодательства о банкротстве[48].

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения. Обязательным условием для возбуждения дела о несостоятельности является сумма задолженности должника, она должна быть не менее ста тысяч рублей. При этом не учитываются обязательства юридического лица по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, задолженность по выплате заработной платы, выходных пособий, авторского вознаграждения, а также обязательства перед участниками юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязательства по выплате распределенной, но не выплаченной прибыли).

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество - прекратившим свое существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 151.