Создание обществ с ограниченной ответственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом закон не предъявляет каких-либо специальных требований к этим субъектам. Поэтому для определения круга граждан, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью, необходимо руководствоваться положениями Главы 2 ГК РФ о дееспособности. Из анализа статей 21, 26, 28-30 можно сделать вывод, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые граждане, обладающие полной дееспособностью. Регистрации гражданина в качестве предпринимателя без образования юридического лица для его участия в обществе не требуется (ст. 7 Закона).

Что касается участия юридических лиц, то здесь необходимо учитывать положения ст. 49 ГК РФ о правоспособности юридического лица. Однако, ни в коем случае нельзя говорить о том, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только юридические лица, обладающие общей (универсальной) правоспособностью, т.е. коммерческие юридические лица.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (в том числе и некоммерческие организации), зачастую тоже вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям (ст. 117 ГК РФ), в том числе и путем участия в обществах с ограниченной ответственностью. Более того, в п. 2 ст. 118 ГК РФ прямо указано, что такие некоммерческие организации, как фонды для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Но существуют и ограничения круга субъектов, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью. Так, п. 2 ст. 7 Закона и п. 4 ст. 66 ГК РФ запрещают выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью (как и хозяйственных товариществ и обществ вообще) государственным органам и органам местного самоуправления, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ.

Данное правило представляется вполне логичным и объяснимым. «Ведь в гражданско-правовом смысле они являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им (ст. 120 и 296 ГК), не говоря уже о специальном характере их правоспособности (п.1 ст. 49 ГК), обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности такого рода деятельности»[24].

Кроме того, внесение этими лицами имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью является, по сути, приватизацией этого имущества, ведь оно поступает в частную собственность юридического лица. Приватизация же возможна лишь в формах, прямо предусмотренных законом. В то же время, допускается принятие федерального закона, разрешающего этим лицам выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью. Необходимо обратить внимание и на то, что данные органы обладают определенными властными полномочиями и потому могут находиться в правоотношении в более выгодном положении по сравнению с контрагентами[25].

Исключением из указанного правила является предусмотренная законом возможность участвовать в хозяйственных обществах для государственных органов, осуществляющих приватизацию государственных и муниципальных предприятий: Министерство по управлению государственным имуществом РФ, комитеты по управлению имуществом в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, фонды имущества.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут участвовать в обществах с ограниченной ответственностью не напрямую, а опосредованно. Для этого перечисленные органы могут создать государственные или муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые входят в состав учредителей общества с ограниченной ответственностью. Данное действие является допустимым, поскольку закон не устанавливает прямого запрета на участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в обществах с ограниченной ответственностью. Имущество, принадлежащее таким предприятиям на праве хозяйственного ведения, может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Другое ограничение касается финансируемых собственниками учреждений. Они могут быть участниками общества с ограниченной ответственностью лишь с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Некоторым видам учреждений право на участие в хозяйственных обществах прямо предоставлено специальными законами. Такое право предоставлено, в частности, образовательным учреждениям в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании»[26].

В отношении граждан ограничения могут вводиться лишь федеральным законом, который может запретить либо ограничить участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью (п.1 ст. 7 Закона). Как правило, это касается граждан, занимающих определенные государственные должности (судьи, работники прокуратуры, государственные служащие и т.д.). Так, например, согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[27] и Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[28] государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, а также состоять членами органов управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или если в соответствии с законом ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Еще одно ограничение состоит в том, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст. 88 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона). Очевидно, данное правило направлено на ограничение взаимного участия одних обществ в других. Однако его необходимость вызывает некоторые сомнения, поскольку каждое такое общество является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Следовательно, каждое из этих обществ, несмотря на взаимное участие, является самостоятельным субъектом права.

Поскольку законодателем установлен подобный запрет, считаем необходимым дополнить его соответствующей санкцией за нарушение. С этой целью пункт 2 статьи 88 Гражданского кодекса и абзац 3 пункта 2 статьи 7 «Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью» Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предлагаем изложить в следующей редакции: «Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Если в обществе, состоящем из нескольких участников, все доли в уставном капитале приобретены одним участником - хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, такой участник обязан в течение года со дня объединения долей уступить часть из них другим лицам. При нарушении этого правила, по истечении одного года со дня объединения долей, кредиторы общества вправе в судебном порядке требовать принудительной продажи части долей либо ликвидации общества».

Что касается количества участников общества с ограниченной ответственностью, то здесь закон четко определяет, что число участников общества не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно в течение года подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или производственный кооператив.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Также общество, созданное несколькими лицами, может впоследствии стать обществом с одним участником (абз. 2 п.2 ст. 7 Закона). «Применительно к обществу с ограниченной ответственностью надо сказать, что это нормальная и единственная форма организации компании одного лица»[29].

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, заключенный между учредителями, и утвержденный ими устав общества. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью относятся к договорно-уставным юридическим лицам, которые действуют на основании двух учредительных документов. Исключение установлено лишь для обществ, учрежденных одним лицом.

Учредительным документом такого общества является устав, учредительный же договор здесь заменяет решение учредителя о создании общества, которое, однако, учредительным документом не является. Если в процессе деятельности такого общества число его участников увеличится, то между ними должен быть заключен учредительный договор.

В то же время, многие авторы указывают на то, что предусмотренная законом необходимость двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью нецелесообразна, это затрудняет деятельность общества[30].

Мы что существующая система двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью введена ошибочно и необходимо отказаться от учредительного договора в его нынешнем понимании.

Следовательно, требуется внесение соответствующих изменений в статью 89 Гражданского кодекса и статью 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью относится к многосторонним сделкам[31]. По своей юридической природе он является консенсуальным, взаимным и возмездным договором организационного, имущественного и фидуциарного характера[32].

Учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью подлежит заключению в письменной форме.

Существенные условия учредительного договора общества с ограниченной ответственностью перечислены в статье 89 ГК РФ и в пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». При отсутствии в учредительном договоре общества одного из этих условий, такой договор в соответствии со статьей 432 ГК РФ не считается заключенным, что свидетельствует о нарушении установленного порядка образования общества.

Учредительный договор выражает волю участников на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью и содержит условия, определяющие экономическую основу общества. На основе учредительного договора, учредители общества утверждают его устав. Это означает, что между учредительным договором и уставом общества с ограниченной ответственностью существует тесная взаимосвязь.

Устав - это основной корпоративный документ общества с ограниченной ответственностью. Он регулирует отношения между участниками общества, участниками общества и обществом, между органами управления обществом, а также между обществом и третьими лицами. Являясь основным документом общества, устав содержит требования, обязательные для исполнения всеми участниками общества, а также органами управления обществом. Некоторые положения устава подлежат непосредственному применению судами при разрешении споров с участием общества с ограниченной ответственностью.

Это касается положений устава, изменяющих содержание диспозитивных норм права, либо регламентирующих отношения, не урегулированные законом или иными правовыми актами.

Требования к уставу общества с ограниченной ответственностью предусмотрены как Гражданским кодексом, так и Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Причем, необходимо отметить, что закон не ограничивается простым перечислением сведений, которые должны быть включены в устав общества. Во многих статьях, посвященных регулированию иных вопросов деятельности общества, также содержатся и требования к уставу. Так, например, статья 33 Закона определяет компетенцию общего собрания участников общества. В пункте 1 указанной статьи говорится, что компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следовательно, в этой статье содержится перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, которые могут быть отражены и в уставе, иные вопросы уставом общества не могут относиться к компетенции общего собрания.

Создание общества с ограниченной ответственностью условно можно разделить на несколько стадий, представляющих собой совокупность действий учредителей и регистрирующего органа, в результате которых возникает новый субъект гражданского права - юридическое лицо.

На первом этапе формируется воля учредителей на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, а также состав его учредителей. Данные действия не регламентируются правом, здесь все определяется интересами учредителей, их возможностями и личными отношениями между ними. Учредители определяют наименование будущего общества, размер его уставного капитала, виды деятельности, размер доли каждого учредителя и иные вопросы.

На втором этапе учредители общества разрабатывают учредительные документы общества, в которых фиксируют достигнутые между ними договоренности, после чего учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (пункт 1 статьи 11 Закона). В целях юридического закрепления отношений по созданию общества с ограниченной ответственностью созывается собрание учредителей общества, на котором и происходит подписание учредительного договора и утверждения устава. Кроме того, такое собрание учредителей принимает целый ряд других решений, необходимых как для создания общества, так и для его дальнейшей деятельности. Так, в частности, собранием учредителей избираются исполнительные органы общества. В случае внесения учредителями неденежных вкладов в уставный капитал общества, собрание учредителей также утверждает денежную оценку вносимых вкладов, причем такое решение принимается всеми учредителями единогласно.

На третьем этапе происходит внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества, т.е. формирование уставного капитала. Порядок и сроки внесения вкладов определяются учредительным договором общества, однако, согласно пункту 2 статьи 16 Закона на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Срок для полного внесения вклада в уставный капитал не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Внесение вкладов учредителями подтверждается соответствующим документом, вид которого определяется характером вклада. Внесение денежного вклада подтверждается справкой банка, в котором открыт временный счет для оплаты уставного капитала. Внесение иного имущества, как правило, подтверждается передаточным актом, подписанным учредителем и исполнительным органом общества. Документ об оплате учредителями уставного капитала в дальнейшем представляется регистрирующему органу для государственной регистрации юридического лица.

Четвертым этапом является государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 13 Закона государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц[33].

Под государственной регистрацией юридических лиц понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных предусмотренных законом сведений о юридических лицах.

Для государственной регистрации учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны представить в регистрирующий орган учредительный договор и устав общества, документы об оплате уставного капитала и иные документы, предусмотренные законом. Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»[34].

Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт.

Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.