На тему: «Конфликты в семье»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Анализ ситуации в исследуемой области.

 Постановка проблемы.

Конфликты в семье как в малой группе основанной на браке и родстве обусловлены действием разнообразных факторов бытового, социально-психологического и личностного порядка.

На основе чего могут возникать конфликты в семье?

Уменьшение числа детей в семье и наличие в ней нередко единственного ребенка способствует возникновению некоторых конфликтных ситуаций, связанных с заострением внимания родителей на вопросах воспитания и ведущей роли в них со стороны одного из родителей, использования ребенка как единственного аффективно воспринимаемого критерия социально-психологической детерминации жизненных ценностей[21].

Конфликт в семье может протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуюсь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) – недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты именно на поведенческом уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов – представления участников конфликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Конфликт в семье может возникать из-за противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимопонимания между супругами. . Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»). Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров.

Также проблемы в семьях могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу.

Конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В семьях при общем фоне позитивных взаимоотношений супругов, их взаимной удовлетворенности и эмоциональной привязанности конфликт способствует успешной адаптации партнеров к браку, т.е. выполняют конструктивную функцию. В семьях при негативных отношениях супругов, их взаимной неудовлетворенности и ослаблении или потере эмоциональной привлекательности партнеров конфликты приводят к дезорганизации общения и сотрудничества между супругами, к дезадаптации, мешают выработать супругам единую точку зрения, таким образом, имеют деструктивный характер[22].

Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение людей к формам своего конфликтного общения. С одной стороны, они предпочли бы разрешать повседневные конфликтные затруднения мирными способами и без тягостных переживаний. С другой стороны, не научившись справляться с конфликтными ситуациями, они усугубляют конфликтность общения тем, что или бессильно отказываются овладеть собой, или сосредоточиваются на обвинении других, или обреченно ссылаются на непреодолимые объективные обстоятельства, или убедили себя в том, что иных форм общения не существует.

В то же время формы общения в конфликтных ситуациях отличаются крайней неоднозначностью. Из повседневной жизни мы знаем, что иногда за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт и даже ненависть. Таким образом, казалось бы, открыто конфликтогенные способы общения могут не отражать или не порождать конфликта, а иные, по форме вполне корректные, способы могут не только не сдерживать конфликта, но напротив, способствовать его эскалации[23].

 

Постановка проблемы

На мой взгляд, в конфликтном взаимодействии внутри семьи происходит некое противоречие, которое выражается в том, что зачастую выбираемая нами линия поведения в конфликте не соответствует тому поведению, которое в данном конфликте было бы оптимальным и конструктивным. Почему во время конфликта часто мы выбираем деструктивные методы его разрешения (бойкот, применение силы, оскорбления и т.п.) вместо конструктивных (объяснения в корректной форме, компромисс, избегание и т.п.) В этом противоречии я вижу главную проблему конфликтов в семье и считаю необходимым проведение специального исследования по данной проблематике.

 

 

2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект – люди, состоящие в браке, имеющие детей.

 

Предмет – конфликты в семье.

 

Цель исследования – определить, какие причины возникновения конфликта влияют на выбор супругами того или иного способа разрешения конфликта (конструктивного или деструктивного).

 

Задачи:

1) определить основные причины конфликтов в семье;

2) определить основные способы поведения (разрешения) в конфликте

3) определить влияние причин возникновения конфликта на выбор способа его разрешения;

4) определить частоту выбора конструктивного метода разрешения конфликта;

5) определить частоту выбора деструктивного метода разрешения конфликта;

 

3. Теоретическое уточнение и интерпретация

основных понятий

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

 

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

 

Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной ответственности.

 

Социальные роли в семье – роли, которые супруги исполняют в своей супружеской жизни: муж – жена, меть – отец, женщина – мужчины, глава семьи и др.

 

Ценностные ориентации – сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

 

Досуг – время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий

 

 

4. Эмпирические показатели понятия

«Конфликты в семье»

 

1. Объективные показатели конфликтов в семье:

- частота конфликтов,

- степень проявления конфликтности,

- культура общения супругов, т.е. соблюдение или несоблюдение норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

- взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личных особенностях друг друга,

- проведение досуга.

2. Субъективные показатели конфликтов в семье:

- степень удовлетворенности браком,

- уровень взаимопонимания супругов,

- адекватность оценок друг друга,

- уровень эмоциональной привлекательности партнера.

 

5. Предварительный системный анализ

предмета исследования

 

Структурный анализ

 

Конфликты в семье делятся на :

1) Конфликты между супругами,

2) Конфликты между супругами и их родителями,

3) Конфликты между супругами и их детьми,

4) Конфликты между детьми.

 

Функциональный анализ

Общие факторы:

1) социально-экономическая обстановка в стране

2) государственная семейная политика

3) обеспечение социальной защиты семьи

 

Специфические факторы:

1) Объективные факторы:

а) условия протекания конфликта,

б) характеристика участников конфликта,

2) Субъективные факторы:

а) представления участников конфликта о самих себе

(о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.);

б) представления о брачном партнере.

 

6. Гипотезы

1. Преимущественно выбирают деструктивный метод в разрешении конфликта.

 

2. Выбор деструктивных способов разрешения конфликта в первую очередь определяют внешние причины возникновения конфликта такие, как:

ü бытовая неустроенность,

ü нехватка денег,

ü неурядицы на работе,

ü плохие жилищные условия,

ü круг общения детей и супруга (супруги),

ü вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой), с детьми.

 

3. Выбор конструктивных способов разрешения конфликтов в первую очередь определяют внутренние причины возникновения конфликтов такие, как:

ü распределение обязанностей по дому,

ü неудачи в интимных отношениях,

ü сварливость, черствость, грубость одного из супругов,

ü скука, однообразие жизни семьи,

ü злоупотребление одного из супругов алкоголем,

ü измена, ревность,

ü разные интересы, взгляды на жизнь.

 

 

 

7. Процедурный раздел программы:

 

Исследование имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента исследования. Требование репрезентативности при формирование выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители основной группы, которые должны участвовать в массовом исследовании: люди, состоящие в браке, имеющие детей.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие смысловые блоки:

ü Социально-демографический

ü Причины конфликта в семье

ü Способы разрешения конфликта (поведение в конфликте).

Результаты будут обрабатываться вручную.

При анализе результатов будут использоваться следующие методы:

1. Вычисление частот и частностей

2. Анализ двухмерных зависимостей:

- между причинами конфликтов и выбором конструктивных способов разрешения конфликта;

- между причинами конфликтов и выбором деструктивных способов разрешения конфликта;

- между полом и выбором способа разрешения;

- между возрастом и выбором способа разрешения;

- между уровнем образования и выбором способа разрешения;

- между стажем брака и выбором способа разрешения.

 

 

Пермский государственный технический университет

Кафедра социологии и политологии

 

А Н К Е Т А

 

Конфликты в вашей семье

 

Семья играет важную роль в нашей жизни. Зачастую в семье между супругами имеются разногласия и происходят конфликты. Эта анкета посвящается изучению поведения супругов в конфликте, способов разрешения конфликтов.

 

 

Порядок заполнения анкеты

Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выберите тот ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению, и обведите кружком цифру напротив него. Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.

Свою фамилию указывать не надо.

Содержание отдельных анкет не разглашается.

Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе.

 

 

Пермь – 2005

1. Ваш пол

1) мужской

2) женский

 

2. Ваш возраст

1) до 25 лет

2) до 35 лет

3) до 45 лет

4) 45 лет и старше

 

3. Ваше образование

 1) начальное

 2) общее среднее

 3) среднее профессиональное, специальное

 4) незаконченное высшее и высшее

 

  4.Стаж Вашего брака

1) до 5 лет

2) до 10 лет

3) до 20 лет

4) дольше 20 лет

 

5. Бывают ли в Вашей семье конфликты?

1) на

2) нет

 

Вопросы для тех, кто дал положительный ответ на предыдущий вопрос

 

6.  Как часто у Вас происходят конфликты с Вашим супругом (супругой)?

1) очень часто

2) довольно часто

3) сравнительно редко

4) почти не бывают

 

7. А что обычно приводит к конфликтам? (Отметьте все подходящие ответы)

1)  разные интересы, взгляды на жизнь

2)  нехватка денег

3)  неудачи в интимных отношениях

4)  сварливость, черствость, грубость одного из супругов

5)  неурядицы на работе

6)  распределение обязанностей по дому

7)  злоупотребление одного из супругов алкоголем

8)  плохие жилищные условия

9)  скука, однообразие жизни семьи

10)  бытовая неустроенность

11)  круг общения супруга (супруги)

   12) вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой)

       13) измена, ревность

 

 

8. Какие способы поведения в конфликте Вы предпочитаете? (Отметьте все подходящие ответы)

1) объяснения в корректной форме

2)  бойкот

3) компромисс

4) угрозы, запугивания

5) ухожу в другую комнату

6) стараюсь не раздражать

7) применяю силу

8) оскорбления

9) соглашаюсь с недовольствами

10) сильно обижаюсь

 

9. В конфликтах по каким причинам Вы выбираете те или иные способы поведения? (Заполните таблицу с учетом своих выборов по 7-му и 8-му вопросам. Невыбранные варианты ответов по 7 и 8  вопросам в таблице не указывать).

                              Способы                        поведения в                                      конфликте Причины Ваших конфликтов объяснения в корректн. форме бойкот компромисс угрозы, запугивания ухожу в другую комнату стараюсь не раздражать применяю силу оскорбления соглашаюсь с недовольствами сильно обижаюсь
Разные интересы , взгляды на жизнь                    
нехватка денег                    
неудачи в интимных отношениях                    
сварливость, черствость, грубость одного из супругов                    
неурядицы на работе                    
распределение обязанностей по дому                    
злоупотребление одного из супругов алкоголем                    
плохие жилищные условия                    
скука, однообразие жизни семьи                    
бытовая неустроенность                    
круг общения супруга (супруги)                    
вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой)                    
измена, ревность                    

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.