Социально-психологический подход
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социально-психологический подход

 к исследованию конфликтов в малой группе

Общая характеристика и определение понятий

 «Конфликт» и «Малая группа»

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Составные части конфликта:

 1. противоречие,

 2. осознание индивидом этого противоречия,

 3. активность.

Типология конфликтов

ü По субъекту конфликта:

Внутриличностные конфликты:

- мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

- когнитивные – противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты – фантомы;

- деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.

Межличностные конфликты:

- ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;

- конфликты интересов – различия интересов;

- конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.

Личностно-групповые конфликты.

Межгрупповые конфликты.

ü Конфликты с точки рения властных отношений:

Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.

Горизонтальные.

ü По степени публичной объективации взаимодействия :

Скрытые.

Открытые.

ü По последствиям:

Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

 2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта – означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.

ü По включенности в сознание:

Стихийно возникающие.

Целенаправленно, сознательно возникающие.

ü По способу возникновения:

Объективно возникающие.

 2) Субъективно возникающие.

Структура конфликта.

А) Конфликтующие стороны – две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Б) Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

В) Представления о ситуации – сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

Г) Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.

 

Процесс развития конфликта

1. Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта.

2. Инцидент – первая стычка конфликтантов.

3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.

4. Кульминация – верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

5. Завершение конфликта – сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

6. Постконфликтная ситуация – последствия конфликтов: позитивные, негативные[4].

 

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов[5].

Основные отличительные признаки:

ü прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;

ü непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;

ü наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;

ü общность нравов, привычек, обычаев;

ü некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;

ü немногочисленность по составу.

Размеры малой группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней[6]. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, но на мой взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»»[7].

Классификация малых групп.  Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.

Лабораторные – Естественные группы. Лабораторные – группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

Организованные – Спонтанные группы. Те и другое относятся к категории естественных групп. Организованные (формальные, официальные) группы – элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) группы – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.

По степени открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые – Закрытые группы.

Исходя из фактора продолжительности существования группы, выделяют Стационарные и Временные группы. К последним относятся не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.

По степени значимости для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок, группы подразделяют на группы Членства и Референтные группы. Группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далеко от его установок и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.

Английский психолог М.Аргайл предложил иную классификацию малых групп, в основу которой он положил специфику взаимоотношений в естественных жизненных группах, выделив пять возможных их разновидностей:

- семью;

- подростково-юношеские группы;

- рабочие группы;

- комитеты и группы по решению проблем;

- тренинговые и терапевтические группы.

Семья – модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений. Подростково-юношеские группы – модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений. Рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера. Комитеты и группы по решению проблем – модель коммуникативных малых групп. Тренинговые и терапевтические группы – не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп, символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность[8].

 

Последствия конфликтов

Конфликт по существу – дисгармонизация межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.

Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря наличию внутригрупповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта[15].

 

Робер М.-А и Тильман Ф. в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие последствия конфликтов в группе:

 

1. Образование подгрупп. Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгруппы или изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять – по крайней мере на время – напряжение.

Пример: отношение между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.

2. Удаление инакомыслящих членов. Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремиться изгнать его (если он «спонтанно» уходит из группы ).

3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства или какая-нибудь другая группа.

4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:

ü Изменения групповой цели или фиксация общей цели.

Примеры: мобилизация сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.

Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.

ü Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.

Примеры: если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.

Предусматривается создание подкомиссии.

ü Реформы структур группы:

Примеры: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.

5. Появление или смена руководителя. Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.

Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя.

6. Распад группы. Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее, по крайней мере, в момент принятия решения[16].

 

Формы завершения конфликта

Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами, без помощи каких-то посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны Х и У могут попытаться выйти из состояния конфликта. первый – насилие, второй – разъединение, третий – примирение.

Насилие – более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.

Разъединение – конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).

Примирение – мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.

Примирение достигается в результате переговоров, это главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве заключения я хотела бы подвести итоги и обобщить все вышеизложенное в некую схему.

Итак, конфликт в малой группе - это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Оппонентами в данном конфликте могут выступать:

Отдельные члены группы,

III . ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2000.

2. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт!

3. Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье».

4. Гришина В.Н. Психология конфликта.

5. Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др.

6. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.

7. Психологический журнал. № 3. 1985 год. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов.

8. Психологический журнал. № 6. 1980 г. Проблема конфликта в западной социальной психологии. А. И. Донцов, Т. А. Полозова.

9. Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы.

10. Хасан Б. Н. Психология конфликта и переговоры. М. - 2001.

11. Хасан Б.Н. Конструктивная психология конфликта. М. - 2000.

 

 

Постановка проблемы

На мой взгляд, в конфликтном взаимодействии внутри семьи происходит некое противоречие, которое выражается в том, что зачастую выбираемая нами линия поведения в конфликте не соответствует тому поведению, которое в данном конфликте было бы оптимальным и конструктивным. Почему во время конфликта часто мы выбираем деструктивные методы его разрешения (бойкот, применение силы, оскорбления и т.п.) вместо конструктивных (объяснения в корректной форме, компромисс, избегание и т.п.) В этом противоречии я вижу главную проблему конфликтов в семье и считаю необходимым проведение специального исследования по данной проблематике.

 

 

2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект – люди, состоящие в браке, имеющие детей.

 

Предмет – конфликты в семье.

 

Цель исследования – определить, какие причины возникновения конфликта влияют на выбор супругами того или иного способа разрешения конфликта (конструктивного или деструктивного).

 

Задачи:

1) определить основные причины конфликтов в семье;

2) определить основные способы поведения (разрешения) в конфликте

3) определить влияние причин возникновения конфликта на выбор способа его разрешения;

4) определить частоту выбора конструктивного метода разрешения конфликта;

5) определить частоту выбора деструктивного метода разрешения конфликта;

 

3. Теоретическое уточнение и интерпретация

основных понятий

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

 

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

 

Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной ответственности.

 

Социальные роли в семье – роли, которые супруги исполняют в своей супружеской жизни: муж – жена, меть – отец, женщина – мужчины, глава семьи и др.

 

Ценностные ориентации – сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

 

Досуг – время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий

 

 

4. Эмпирические показатели понятия

«Конфликты в семье»

 

1. Объективные показатели конфликтов в семье:

- частота конфликтов,

- степень проявления конфликтности,

- культура общения супругов, т.е. соблюдение или несоблюдение норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

- взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личных особенностях друг друга,

- проведение досуга.

2. Субъективные показатели конфликтов в семье:

- степень удовлетворенности браком,

- уровень взаимопонимания супругов,

- адекватность оценок друг друга,

- уровень эмоциональной привлекательности партнера.

 

5. Предварительный системный анализ

предмета исследования

 

Структурный анализ

 

Конфликты в семье делятся на :

1) Конфликты между супругами,

2) Конфликты между супругами и их родителями,

3) Конфликты между супругами и их детьми,

4) Конфликты между детьми.

 

Функциональный анализ

Общие факторы:

1) социально-экономическая обстановка в стране

2) государственная семейная политика

3) обеспечение социальной защиты семьи

 

Специфические факторы:

1) Объективные факторы:

а) условия протекания конфликта,

б) характеристика участников конфликта,

2) Субъективные факторы:

а) представления участников конфликта о самих себе

(о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.);

б) представления о брачном партнере.

 

6. Гипотезы

1. Преимущественно выбирают деструктивный метод в разрешении конфликта.

 

2. Выбор деструктивных способов разрешения конфликта в первую очередь определяют внешние причины возникновения конфликта такие, как:

ü бытовая неустроенность,

ü нехватка денег,

ü неурядицы на работе,

ü плохие жилищные условия,

ü круг общения детей и супруга (супруги),

ü вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой), с детьми.

 

3. Выбор конструктивных способов разрешения конфликтов в первую очередь определяют внутренние причины возникновения конфликтов такие, как:

ü распределение обязанностей по дому,

ü неудачи в интимных отношениях,

ü сварливость, черствость, грубость одного из супругов,

ü скука, однообразие жизни семьи,

ü злоупотребление одного из супругов алкоголем,

ü измена, ревность,

ü разные интересы, взгляды на жизнь.

 

 

 

7. Процедурный раздел программы:

 

Исследование имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента исследования. Требование репрезентативности при формирование выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители основной группы, которые должны участвовать в массовом исследовании: люди, состоящие в браке, имеющие детей.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие смысловые блоки:

ü Социально-демографический

ü Причины конфликта в семье

ü Способы разрешения конфликта (поведение в конфликте).

Результаты будут обрабатываться вручную.

При анализе результатов будут использоваться следующие методы:

1. Вычисление частот и частностей

2. Анализ двухмерных зависимостей:

- между причинами конфликтов и выбором конструктивных способов разрешения конфликта;

- между причинами конфликтов и выбором деструктивных способов разрешения конфликта;

- между полом и выбором способа разрешения;

- между возрастом и выбором способа разрешения;

- между уровнем образования и выбором способа разрешения;

- между стажем брака и выбором способа разрешения.

 

 

Пермский государственный технический университет

Кафедра социологии и политологии

 

А Н К Е Т А

 

Конфликты в вашей семье

 

Семья играет важную роль в нашей жизни. Зачастую в семье между супругами имеются разногласия и происходят конфликты. Эта анкета посвящается изучению поведения супругов в конфликте, способов разрешения конфликтов.

 

 

Порядок заполнения анкеты

Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выберите тот ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению, и обведите кружком цифру напротив него. Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.

Свою фамилию указывать не надо.

Содержание отдельных анкет не разглашается.

Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе.

 

 

Пермь – 2005

1. Ваш пол

1) мужской

2) женский

 

2. Ваш возраст

1) до 25 лет

2) до 35 лет

3) до 45 лет

4) 45 лет и старше

 

3. Ваше образование

 1) начальное

 2) общее среднее

 3) среднее профессиональное, специальное

 4) незаконченное высшее и высшее

 

  4.Стаж Вашего брака

1) до 5 лет

2) до 10 лет

3) до 20 лет

4) дольше 20 лет

 

5. Бывают ли в Вашей семье конфликты?

1) на

2) нет

 

Вопросы для тех, кто дал положительный ответ на предыдущий вопрос

 

6.  Как часто у Вас происходят конфликты с Вашим супругом (супругой)?

1) очень часто

2) довольно часто

3) сравнительно редко

4) почти не бывают

 

7. А что обычно приводит к конфликтам? (Отметьте все подходящие ответы)

1)  разные интересы, взгляды на жизнь

2)  нехватка денег

3)  неудачи в интимных отношениях

4)  сварливость, черствость, грубость одного из супругов

5)  неурядицы на работе

6)  распределение обязанностей по дому

7)  злоупотребление одного из супругов алкоголем

8)  плохие жилищные условия

9)  скука, однообразие жизни семьи

10)  бытовая неустроенность

11)  круг общения супруга (супруги)

   12) вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой)

       13) измена, ревность

 

 

8. Какие способы поведения в конфликте Вы предпочитаете? (Отметьте все подходящие ответы)

1) объяснения в корректной форме

2)  бойкот

3) компромисс

4) угрозы, запугивания

5) ухожу в другую комнату

6) стараюсь не раздражать

7) применяю силу

8) оскорбления

9) соглашаюсь с недовольствами

10) сильно обижаюсь

 

9. В конфликтах по каким причинам Вы выбираете те или иные способы поведения? (Заполните таблицу с учетом своих выборов по 7-му и 8-му вопросам. Невыбранные варианты ответов по 7 и 8  вопросам в таблице не указывать).

                              Способы                        поведения в                                      конфликте Причины Ваших конфликтов объяснения в корректн. форме бойкот компромисс угрозы, запугивания ухожу в другую комнату стараюсь не раздражать применяю силу оскорбления соглашаюсь с недовольствами сильно обижаюсь
Разные интересы , взгляды на жизнь                    
нехватка денег                    
неудачи в интимных отношениях                    
сварливость, черствость, грубость одного из супругов                    
неурядицы на работе                    
распределение обязанностей по дому                    
злоупотребление одного из супругов алкоголем                    
плохие жилищные условия                    
скука, однообразие жизни семьи                    
бытовая неустроенность                    
круг общения супруга (супруги)                    
вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой)                    
измена, ревность                    

 

 

Социально-психологический подход

 к исследованию конфликтов в малой группе

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.