Ii . Изучение конфликтов в малых группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

на примере конфликтов в семье

Проблемы семьи как малой группы основанной на браке и родстве обусловлены действием разнообразных факторов бытового, социально-психологического и личностного порядка. В исследовании супружеских конфликтов проведенном Левковичем В. П. и Зуськовой О. Э.[19]  особое место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье.

В основу исследования была положена такая модель семьи, которая, во-первых, предполагала оптимальные социально-экономические условия жизни семьи (отсутствие алкоголизма, аморального поведения супругов, наличие хороших материальных и жилищных условий и т.п.) и, во-вторых, исключала любую психопатологию супругов. Это дало возможность сконцентрировать внимание на социально-психологических факторах, влияющих на конфликтное взаимодействие супругов.

Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает различные уровни взаимодействия супругов. Он может зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь, определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) – недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты именно на поведенческом уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов – представления участников конфликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Объектом данного исследования были избраны молодые супружеские пары, проживающие в Москве, в возрасте до 35 лет, состоящие в браке не менее одного года, имеющие детей.

Определяя предмет исследования, авторы исходили из того, что современный брак основывается на совместимости супругов как личностей. Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»). Таким образом, предметом проведенного исследования является обнаружение противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимодействия между супругами, к возникновению конфликтов. Объект взаимодействия – совместное удовлетворение супругами ряда потребностей.

Выделено пять групп потребностей (блоков):

1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери – отца, мужа – жены, хозяина – хозяйки, женщины – мужчины, главы семьи, большинство из которых являются новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов в семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

 а) Брачные партнеры рассматривались как совместимые или несовместимые по параметру общительность – замкнутость. Предполагалось, что асимметрия этих качеств может провоцировать возникновение конфликта.

б) Если общение в семье основано на взаимном отчуждении, то оно формирует у супругов чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

3. Познавательные потребности супругов – духовный рост и совершенствование. При наличии асимметрии в супружеской диаде возможен конфликт.

4. Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей. Предполагалось, эгоистические тенденции одного или обоих супругов могут привести к конфликту.

5. Потребность в защите «Я-концепции» как совокупности образов «Я», обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе самовосприятия индивида, но и как результат восприятия его другими, социальным окружением. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которым человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ними, поддерживающих у него чувство своей определенности, значимости и важности.

В условия взаимодействия были включены следующие факторы:

1. Культура общения супругов в семье, т.е. соблюдение или несоблюдение ими норм повседневной жизни: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

2. Взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личных особенностях друг друга.

3. Уровень моральной мотивации супругов в различных сферах семейного взаимодействия как показатель развития их морального сознания и самосознания.

4. Проведение досуга. Потребность супругов в совместном проведении досуга является одним из важнейших показателей уровня стабильности семьи.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак, что нередко является основой конфликта при несовпадении этих ожиданий с действительностью.

Исследование проводилось с помощью разработанной нами методики изучения межличностного семейного конфликта (МСК), которая представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 164 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих направлениях:

1) семейные роли,

2) потребность в общении,

3) познавательные потребности,

4) материальные потребности,

5) потребность в защите «Я-концепции»,

6) культура общения,

7) взаимная информированность,

8) уровень моральной мотивации,

9) проведение досуга,

10) частота конфликтов и способы их разрешения,

11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Специализированные измерения с помощью опросника МСК проводились в процессе консультирования конфликтных и разводящихся семей. Были выделены три группы семей:

1) пары, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной мотивации, или нестабильные (супруги, принявшие решение о расторжении брака);

2) пары, которые недостаточно овладевают конфликтом при наличии позитивной семейной мотивации, или проблемные (пары, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его);

3) пары, преодолевающие конфликт, или стабильные (субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные).

Задачи исследования состояли, во-первых, в апробации методики МСК и, во-вторых, в анализе с ее помощью основных причин и выявлении наиболее конфликтогенных зон в различных сферах жизнедеятельности семьи.

Была сформулирована гипотеза: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласования представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

Данная гипотеза в ходе исследования подтвердилась.

Исследование показало, что в каждом из трех типов семей имеет место различие в : 1) общем уровне конфликтности, 2) частоте конфликтов, 3)способах их разрешения. В нестабильных и проблемных семьях общий уровень конфликтности практически одинаков и почти в 3 раза превышает уровень конфликтности в стабильных семьях. Частота конфликтов в нестабильных и проблемных семьях в 2 раза выше, чем в стабильных. В способах разрешения в стабильных семьях отдается предпочтение объяснению партнеров в корректной форме, компромиссу, стремлению различными способами избежать конфликта. В проблемных и нестабильных семьях наряду с объяснением и компромиссом имеют место такие способы как бойкот и применение силы.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что причины для возникновения конфликтов имеются в любом типе семей, что обусловлено индивидуальными различиями супругов. Однако конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В стабильных семьях конфликт способствует успешной адаптации партнеров к браку. В нестабильных и отчасти в проблемных семьях конфликты приводят к дезорганизации общения и сотрудничества между супругами.

Если рассматривать все затронутые сферы (блоки) жизнедеятельности семьи с точки зрения их конфликтности, то на первом месте для всех групп семей стоит блок «культура общения»; вторым является недостаточная удовлетворенность потребности в защите «Я-концепции» в процессе взаимодействия супругов; третье место по конфликтности занимают две сферы: ролевая и взаимная информированность о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера. 

Результаты исследования дали основания предположить, что уровень конфликтности коррелирует с уровнем моральной мотивации брачных партнеров, т.е. чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семьях.

Исследование показало, что каждой группе супружеских пар присущи характерные для них конфликтогенные блоки.

1. В группе стабильных супружеских пар имеет место неоднозначное представление супругов о некоторых из семейных ролей, что приводит к возникновению конфликтов в ролевой сфере. Однако, протекая на фоне позитивных межличностных отношений, конфликты решаются конструктивно. В остальных сферах взаимодействия потребности супругов непротиворечивы и удовлетворяются у обоих супругов. В стабильной группе у супружеских диад имеет место высокий уровень удовлетворения потребности в защите «Я-концепции», в духовном росте и совершенствовании. Успешность взаимодействия супругов обеспечивается за счет высокого уровня моральной мотивации обоих супругов, культуры общения, высокого уровня взаимной информированности и предпочтения совместного проведения досуга.

2. В группе нестабильных супружеских пар не удовлетворена потребность в защите «Я-концепции», в культуре общения, в однозначном понимании семейных ролей. Информированность супругов этой группы друг о друге очень поверхностна и касается поведенческих, а не личностных особенностей партнера. Супруги не стремятся проникнуться в духовный мир друг друга, что приводит к отсутствию у них взаимопонимания. При достаточной согласованности мнений супругов этой группы относительно сфер разлада каждый партнер ищет причину разлада прежде всего в неправильном, с его точки зрения, поведении партнера, а не в своем собственном. Низкая взаимная оценка уровня моральной мотивации у нестабильных супругов свидетельствует о том, что они перекладывают друг на друга вину за распад семьи, считая, что именно партнер не осознает в должной мере своей ответственности за судьбу семьи и не выполняет своего долга перед ней. При низком уровне удовлетворенности браком и потере эмоциональной привязанности конфликты в этой группе семей носят деструктивный характер.

3. Проблемные супружеские пары занимают промежуточное положение между стабильными и нестабильными. В отличие от нестабильной группы в проблемных семьях сохраняется определенная эмоциональная привязанность партнеров, но она значительно ниже, чем в стабильных семьях. В то же время уровень удовлетворенности браком в проблемной группе почти в 3 раза иже, чем в стабильной. Субъективная низкая оценка удовлетворенности браком обусловлена неудовлетворенностью потребности супругов в духовном росте и совершенствовании. Взаимодействие партнеров осуществляется на фоне низкой культуры общения и низкого уровня взаимной информированности. В отличии от нестабильных семей у проблемных супругов выше уровень удовлетворения в защите «Я-концепции». Уровень моральной мотивации супругов проблемной группы ниже, чем устабильных пар, но значительно выше, чем у нестабильных, что позволяет им осознавать свою ответственность перед семьей и стремиться ее сохранить.

 

Немного другого взгляда на проблему конфликтов в семье придерживается автор статьи «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье» А. И. Захаров[20].

К разряду проблемных или конфликтных семей автор относит семьи с отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением, семьи с некоторыми психопатическими и психическими заболеваниями у ее членов, семьи, в которых имеют место случаи хронического алкоголизма, дебоширства, аморального поведения и т.д.

В данной статье сосредоточено внимание на общем психотерапевтическом подходе к семье, в которой родители обеспокоены вопросами нервного состояния детей, их воспитания и развития и в которой межличностные взаимоотношения приобретают конфликтный, нередко неразрешимый характер.

В первую очередь обращают на себя внимание личностные изменения у самих родителей, которые во многом объясняют конфликтную структуру семьи и отклонения в воспитательном подходе к детям.

По форме В личностного опросника Айзенка наблюдаются достоверные различия по критерию Стьюдента в отношении более выраженного интровертированного типа реагирования и меньшей общительности родителей тех детей, которые страдают неврозами. Этим объясняются трудности общения родителей и детей, их одинаковый импрессивный (внутренний) способ переработки и выражения эмоций и затруднения в установлении легких и непринужденных отношений. Достоверно более высокий уровень нейротизма у матерей детей, страдающих неврозами по сравнению с контрольной группой, является отражением их невротического состояния, обусловленного неблагоприятно складывающимися отношениями в семье и общей неудовлетворенностью браком. Кроме этого нейротизм у этих матерей повышается в связи с длительностью заболевания ребенка, что свидетельствует о их настроении безысходности в связи со сложившейся ситуацией в семье.

При конфликте с матерями у отцов происходит значительное понижение нейротизма, т.е. конфликт для них в отличие от матерей служит средством разрядки накопившегося нервного напряжения. В отличие от отцов у матерей понижение нервного напряжения происходит в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с этим большая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.

Преимущественно невротические изменения личности матерей осложняют их взаимоотношения с людьми. В первую очередь это проявляется в сфере семейных отношений, где излишняя принципиальность и негибкость матери, ее неспособность пойти на уступки и компромиссы, перестроить свои отношения создают предпосылки для возникновения семейного конфликта. С этими чертами матерей, особенно с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно доброй и щедрой.

Были рассмотрены показатели и многопрофильного личностного опросника ММРI, относящиеся к матерям и отцам, по-разному оценивающим свои отношения в семье. У матерей, определяющих отношения с отцами как конфликтные, эти показатели умеренно возрастают по шкале шизофрения, что можно расценивать как недостаточную эмоциональную отзывчивость и довольно формальное восприятие роли супруга. У отцов, находящих отношения с матерями конфликтными, отмечается подъем по шкале женственности, что свидетельствует о мягкости характера таких отцов, их повышенной эмоциональной чувствительности и сентиментальности, неспособности стабилизировать конфликтные напряжения в семье.

Методом незаконченных предложений установили, что невротическая структура личности родителей проявляется в конфликтных отношениях (переживаниях) прежде всего в сфере воспитания себя, т.е. в существовании постоянных страхов и опасений, чувств вины, недовольства собой, неустойчивой и пониженной личностной самооценки.

Невротические и отчасти характерологические изменения личности родителей в основном являются результатом неблагоприятных условий формирования личности в прародительской семье в детском и подростковом периоде жизни. В плане характерологических изменений выделяется бабушка ребенка по материнской линии, обладающая авторитарно-паранойяльными и сензитивно-тревожными чертами характера и дедушка ребенка по отцовской линии, имеющий контрастно-мягкие и аффективно-неустойчивые черты характера.

Незримо конфликтуя с дочерью – матерью ребенка и его отцом, бабушка, по существу вытесняет дочь из ее материнской роли, относясь тем самым к внуку как к своему ребенку. Тогда в семье возникает парадоксальная ситуация, когда бабушка вытесняет отца ребенка, а сам отец, оказавшись в роли третьего лишнего, не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее.

Невротическая структура личности отцов, неустойчивость и мягкость их характера – в немалой степени следствие недостаточного мужского влияния в детстве, отсутствия идентификации с отцом (дедушкой ребенка) и замещающего, избыточно опекающего и тревожного отношения матери (бабушки ребенка).

Влияние предшествующих неблагоприятных условий формирования личности в прародительской семье сказывается на построении у родителей отношений в браке. Мать ребенка выбирает мужа по признаку похожести со своим отцом. Отец же ребенка относится к жене как к матери и ожидает от нее такой же степени заботы и внимания.

Персонификация супругами друг друга по образу своих родителей мотивирует их взаимно дополняющий выбор черт характера. Он может облегчать установление эмоционального контакта в начале брака, но после рождения ребенка и связанных с ним проблем развития способствует возникновению разногласий по поводу его воспитания, так как каждый из родителей не принимает в ребенке нежелательные, с точки зрения, черты характера друг друга. Проявляя негативные чувства к друг другу не прямо, а опосредованно через ребенка, вымещая на нем свои напряжения и конфликты, родители тем самым уменьшают напряженность в своих отношениях. Персонифицируя ребенка по конфликтно-неприемлемому образу друг друга, и реагирую на него агрессивно, родители неизбежно вступают в конфликт с ребенком, не принимая во внимание его духовные запросы и индивидуальность.

Можно также отметить наибольшую в данном возрасте родителей (35 – 37 лет) межличностную напряженность, обусловленную проблемами самоопределения и переходной структурой взаимоотношений в браке, своеобразным кризисом этих отношений. Этот семейный кризис возникает тогда, когда «прошлое уже не устраивает, а новое еще не определилось», когда надо дать себе ответ: «кто я есть и для чего я живу», критично подходить к недостаткам своего характера и быть терпимее к другим, когда надо менять некоторые из своих устоявшихся, но мешающих привычек и установок, когда следует проявлять большую настойчивость и уступчивость, когда требуется принять другого таким, какой он есть, и развивать, а не подавлять его индивидуальность, т.е. быть более зрелой и созидающей личностью.

Подобный кризис сопровождается нарастанием еще большей личностной напряженности. В этом случае родители «разрешают» свои проблемы увеличением крайностей в общении с детьми, чрезмерно строго ограничивая и наказывая их в то же время тревожно привязывая к себе, окружая кольцом предохранений, и настраивая друг против друга. Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у ребенка.

Таким образом, неврозы в детском и подростковом возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение характерологических изменений, в максимальной мере выраженных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе изменений личности, которые в наибольшей степени представлены неврозом ребенка.

Здесь необходима семейная психотерапия, целью которой является восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.

 

III . ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2000.

2. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт!

3. Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье».

4. Гришина В.Н. Психология конфликта.

5. Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др.

6. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.

7. Психологический журнал. № 3. 1985 год. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов.

8. Психологический журнал. № 6. 1980 г. Проблема конфликта в западной социальной психологии. А. И. Донцов, Т. А. Полозова.

9. Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы.

10. Хасан Б. Н. Психология конфликта и переговоры. М. - 2001.

11. Хасан Б.Н. Конструктивная психология конфликта. М. - 2000.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.