Сельскохозяйственная отрасль является социально значимой для региона. В агропромышленном комплексе области занято 28-29% трудоспособного населения. Основная специализация сельского хозяйства – молочномясное животноводство. Динамично развивается свиноводство и птицеводство.
Более 80% пахотных земель сосредоточено на юге области, где выращивается пшеница, рожь, овес, ячмень. В лучшие годы намолачивается до 500тыс. тонн зерна. Производство зерна нацелено в основном на обеспечение животноводства фуражом, хотя в небольших объемах производится товарное зерно.
Пригородные сельскохозяйственные предприятия занимаются выращиванием овощей, картофеля. Картофель является важной культурой и для личных подсобных хозяйств, и для населения и выращивается повсеместно. Расширяются объемы возделывания льна местной селекции.
Крупным производителем в отрасли является ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», которое использует современные технологии производства. По объемам производства свинины предприятие входит в пятерку лидеров Российской Федерации.
На рынке производства мяса птицы лидируют птицефабрики ООО «Томская», ООО «Межениновская». Продолжают увеличивать объемы производства овощеводческие хозяйства: ЗАО «Овощевод», ООО «Агротеховощ», ЗАО «Томь».
Одним из приоритетных направлений политики развития АПК является переход агропромышленного комплекса к этапу устойчивого и динамичного развития.
Производство сельскохозяйственной продукции в 2007 году к уровню 2006 выросло на 3,5 %.[7] В области собран хороший урожай зерновых – на 20% больше, чем годом ранее. Чуть снизили объемы овощеводы. Причиной тому стала не благоприятная погода: поля картофеля и овощей сильно пострадали от дождей и града. Тем не менее, запасов местной овощной продукции в области достаточно до будущего урожая.
Томские животноводы за сезон заготовили необходимое на зимний период количество качественных грубых и сочных кормов. За год в коллективных хозяйствах области производство молока выросло на 7%, продуктивность молочного стада достигла 4,7 тысячи тонн. В ближайшие 2-3 года регион намерен выйти по производству молока на пятитысячный рубеж.
Томская область выполнила все условия и контрольные целевые показатели, определенные Соглашением с Министерством сельского хозяйства РФ, и по данным Информационно-аналитического центра АПК вошла в 2007 году десятку лучших регионов по реализации аграрного нацпроекта.
Более благополучным стало финансовое положение предприятий АПК: по итогам 2007 года доля прибыльных предприятий в отрасли достигла 81%, тогда как в 2006 году она составляла 71%.[7] В области продолжается реализация программы финансового оздоровления сельхозпредприятий.
Торговля в Томской области
Ускорение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий создают благоприятные условия для развития розничной торговли области. За первое полугодие 2007 года рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 101,2%. По объему оборота розничной торговли на душу населения Томская область входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа, после Новосибирской и Кемеровской областей.
Необходимо отметить, что в последние годы в области, как и в целом по России наблюдается тенденция снижения доли продаж товаров на рынке - 16,4%, в то время как в январе-июне 2006 года – 17,8%, в среднем по России – 15,2% (19,7%).[7] Это свидетельствует о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с разным диапазоном цен, хорошего качества, а также о возрастании недовольства населения качеством товаров. Однако благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, будет и дальше способствовать дальнейшему увеличению потребительского спроса населения области.
Транспорт в Томской области
Важное экономическое значение для Томской области имеют все виды транспорта — автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный. Внутриобластные перевозки грузов осуществляются в основном речным и автомобильным транспортом.
Протяженность внутренних судоходных путей по бассейну р. Обь и ее притокам — около 5 тыс. км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 6405 км. Два райцентра (Александровское, Белый Яр) и два города (Стрежевой, Кедровый) не соединены с областным центром дорогами с твердым покрытием.
Эксплуатационная длина железных дорог невелика и составляет 345 км, основная магистраль — Белый Яр – Томск – Тайга.
Доставка пассажиров и грузов (в том числе газет и журналов) во многие населенные пункты производится только воздушным транспортом. В Томской области действуют три аэропорта — в Томске, Стрежевом и Колпашево, и 15 взлетно-посадочных полос. Ежегодный объем пассажирских перевозок составляет около 800 тыс. человек.
В ноябре–марте для завоза грузов на север области используются «зимники» (зимние временные дороги).
В настоящее время в Томской области, в рамках Транспортной стратегии России, разработаны проекты строительства Северной Широтной дороги (Томск – Нижневартовск – Ханты-Мансийск – Пермь), дороги «Тобольск – Тара – Томск» и железной дороги «Енисейск – Белый Яр – Нижневартовск», реализация которых намечена на период до 2010–2020 гг. Эти проекты помогут улучшить транспортную обеспеченность области.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.