Попытки модернизировать христианство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В течение многих веков христианская церковь во всех европейских странах была оплотом феодально-крепостнического строя. С зарождением капиталистического уклада начались попытки приспособить к нему и христианское вероучение и церковную организацию: возникли протестантские церкви и секты. Когда же капитализм окончательно победил и сломал средневековые феодальные порядки, то и католическая церковь нашла в себе достаточно гибкости, чтобы приспособиться к новому общественному строю; сейчас и католицизм и протестантизм суть надежнейшие защитники капиталистических порядков в Европе и Америке, в Африке и Австралии. о Восточной Европе ту же роль еще недавно играла православная церковь, однако поддерживавшая прежде всего монархический строй.

Но уже в XIX в., когда зародилось рабочее социалистическое движение в странах Европы и Америки, во всех христианских церквах наметились новые сдвиги. Чтобы не потерять влияния на народные массы, все более склонявшиеся к социализму, церковь, и особенно католическая, усилила пропаганду среди рабочих. Уже в 40-х годах XIX в. зародилось течение "христианского социализма" - в первую очередь во Франции (Ламене и др.), а потом в Англии, Германии и других странах. С 80-х годов XIX в. начали создаваться христианские профсоюзы (Бельгия - 1886, Франция - 1887 и т.д.). С начала XX в. они стали объединяться в международные организации (Христианский интернационал профсоюзов, 1911). Особенно сильны эти союзы в католических странах - Бельгии, Италии, Западной Германии, где сложились и мощные католические политические партии. Последние в некоторых странах (Италия, ФРГ) в послевоенные годы стали и правящими партиями, удерживая под своим влиянием очень большую часть верующих крестьян и рабочих. Есть также католические молодежные, женские, спортивные и тому подобные организации.

Церковникам приходится перевооружаться также и в своих взаимоотношениях с наукой. Огромные успехи естественных и точных наук в XIX и XX вв. ясно показали несовместимость их со старым, библейским миропониманием. И хотя среди христианских богословов и церковников и сейчас есть течение "фундаментализма" (особенно в США, где оно оформилось около 1910 г), которое твердо стоит за буквальное понимание Библии и не допускает никаких уступок науке, более дальновидные теологи уже давно начали делать попытки примирить христианскую догматику с наукой - это делается главным образом при помощи иносказательного толкования библейско-евангельских текстов. Так возник "модернизм", широко распространившийся и в католических и в протестантских богословских кругах.

Наконец, христианской церкви приходится в наши дни определять свое место и в той борьбе между лагерем империализма и лагерем мира и социализма, которая приняла сейчас обостренные формы. Поддерживая капиталистический строй, основанный на частной собственности, церковь в буржуазных странах борется доступными ей средствами против международного коммунизма. С этой целью церковники пытаются объединяться, преодолевая разногласия между вероисповеданиями. Возникло так называемое экуменическое движение - за объединение церквей: к созданному в 1948 г. Всемирному союзу церквей примкнула большая часть протестантских церковных объединений и часть православных. Католическая церковь пока не шла ни на какие соглашения с другими вероисповеданиями. Однако в последние годы, когда над миром нависла угроза термоядерной войны, и в католических кругах зародилось объединительное течение - прежде всего течение за мир и мирное сосуществование; это течение возглавил покойный папа Иоанн XXIII, а позже - его преемник Павел VI.

В СССР и других социалистических странах церковь, вначале пытавшаяся бороться с новыми порядками, постепенно примирилась с ними и сейчас поддерживает борьбу Советского правительства и правительств стран народной демократии за мир и дружбу между народами, за освобождение колониальных стран от империализма. Это не мешает, конечно, христианской идеологии оставаться реакционной силой.



Список литературы

 

1. Богораз-Тан В.Г. Христианство в свете этнографии. М. - Л., 1928

2. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения, т.I. М., 1959

3. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М. - Л., 1946

4. Древс А. Миф о Христе, т.1-2.М., 1924

5. Каутский К. Происхождение христианства. М. - Л., 1930

6. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973

7. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964

8. Крывелев И.А. Религии и церкви в современном мире. М., 1961

9. Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1974

10. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1958

11. Миловидов В.Ф. Старообрячество в прошлом и настоящем. М., 1969

12. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930

13. Никольский Н.М. Происхождение еврейских праздников и христианского культа Гомель, 1926

14. Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926

15. Ранович А.Б. Очерки истории раннехристианской церкви. М., 1941

16. Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959

17. Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959

18. Функ Ф. История христианской церкви. М., 1911

19. Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Л., 1974

20. Штраус Д. Жизнь Иисуса, т.1-2, 1907

Дата: 2019-07-24, просмотров: 159.