Макроэкономическая ситуация в Казахстане
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В качестве индикатора, отражающего достижение стратегической цели по росту ВВП на предстоящие пять лет, Правительство ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой рост ВВП в 2009-2013 годах на уровне 5,5%.

Рисунок 1 - Прогнозируемая динамика роста ВВП до 2015 го В целом, экономика Казахстана продолжает расти, однако темпы роста снизились в сравнении с 2007 годом. В январе-апреле 2007 года темпы роста ВВП составили 10,4%, то в январе-апреле 2008 года он снизился до 4,6%.

 

За I полугодие 2008 года, согласно данным Агентства РК по статистике, объем валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана составил 7195598,6 млн. тенге. Доля производства товаров в структуре ВВП составила 46,7%, где основная часть приходится на промышленность - 34,7%. При этом доля обрабатывающей промышленности увеличилась с 11,5% в 2007 году до 12,9% в I полугодии 2008 года. Доля строительства составила 7%, а доля сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства понизилась с 5,7% в 2007 году до 2,5% в I полугодии 2008. Доля производства услуг в структуре ВВП - 55,2%.

Темпы роста экономики Казахстана в первом полугодии текущего года составили около 5 %, что выше среднемировых темпов роста. Уровень безработицы не превысил 7%. Рост инвестиций в экономику составил 10 %. В целом стабилизируются цены, уровень инфляции в сентябре текущего года по отношению к декабрю 2007 года составил 8,1 %, что позволяет надеяться по итогам года на инфляцию в размере не более 10 %. На 1 октября текущего года общий объем международных резервов страны и активов Национального Фонда превысил 51,5 млрд. долл. США, увеличившись с начала года на 34 %.

Тем не менее, усиление инфляционных процессов в республике продолжается. Как показали итоги 2007 года и прошедшего периода текущего года, практически во всех сферах естественной монополии произошло повышение цен и тарифов. Вследствие отсутствия эффективной антимонопольной политики в государстве, издержки обращения необоснованно переносятся на конечную стоимость товаров и услуг.

Как показали результаты опроса, приведенные на сайте консалтинговой компании «Ksilon», многие верят, что во втором полугодии экономическая ситуация в Казахстане ухудшится. Об этом заявили 43,75% участников опроса. Еще 37,5 % респондентов не ждут каких-либо изменений в экономике ни в лучшую, ни в худшую сторону. Возможность улучшения экономической ситуации в стране допускают всего лишь 18,75% опрошенных посетителей сайта (рисунок 2).


Рисунок 2 - Результаты опроса консалтинговой компании «Ksilon»

 

По информации государственных органов, на поддержку экономики в 2007-2008 годах Президентом РК Н. Назарбаевым было поручено выделить свыше 540 миллиардов тенге или более трех с половиной процентов от прогнозируемого на 2008 год объема ВВП страны. На стабилизацию рынка жилищного строительства было выделено свыше 175 миллиардов тенге, и эти средства, в первую очередь, направлены на поддержку дольщиков. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны для развития сельского хозяйства в 2008 году выделено порядка 135 миллиардов тенге.

В целях повышения эффективности законодательно-правовой и методологической основы установления цен и тарифов, в текущем году правительство приняло ряд организационных мер по устранению недостатков в работе антимонопольных ведомств. В целях реализации комплексной антиинфляционной политики реализуется план мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2008-2009 годы.

За прошедший период Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций был предпринят ряд мер, которые позволили решить проблему нехватки текущей ликвидности банков второго уровня Республики Казахстан, избежать дефолтов банков по их внешним обязательствам и в целом сохранить устойчивость финансовой системы страны. Мониторинг и анализ публикаций в казахстанских СМИ за прошедший период 2008 года также свидетельствуют о положительной оценке деятельности государственных органов, в том числе Национального Банка, в условиях глобального финансового шока. Негативное освещение в казахстанских СМИ получают вопросы о недвижимости, ипотеке и растущей инфляции, вызванной ростом цен на основные продукты питания и энергоносители.

Результаты оценок, проводимых международными организациями и рейтинговыми агентствами, носят менее оптимистичный характер. Так, рейтинговое агентство «Fitch» опубликовало отчет-оценку состояния финансовой системы, где отмечается, что в сфере внешних финансов страны наблюдается улучшение, но при этом идет «снижение качества банковских активов в условиях ухудшающегося макроэкономического климата».

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2008-2009 ВЭФ позиции Казахстана значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым. По макроэкономическим показателям Казахстан занял 74 место среди 134 стран (для сравнения Казахстан занимал 25 место в 2007 году). При этом макроэкономические показатели снизились по всем пунктам (таблица 1): профициту/дефициту бюджета на 44 позиции, по норме национальных сбережений на 1 позицию, по государственному долгу на 7 позиций. По уровню инфляции Казахстан занимает одну из худших позиций, 121 место из 134 стран, что по сравнению с прошлым годом ниже на 17 позиций.

 

Таблица 1 Позиции РК по макроэкономическим показателям в рейтингах ВЭФ за 2007-2008 гг. и 2008-2009 гг.

Показатели 2007-2008 2008-2009
Профицит/дефицит бюджета 15 59
Норма национальных сбережений 47 48
Государственный долг 6 13
Инфляция 104 121

 

Дефицит текущего баланса вырос с 1,8 млрд.долл. в 2006 г. до 7,0 млрд.долл. (т.е. 6,8% ВВП) в 2007 г. Благодаря высоким мировым ценам на нефть, торговый баланс оставался позитивным, хотя и ниже уровня предыдущего года. Тем не менее, активное сальдо торгового баланса во многом составляли расходы на услуги (транспорт, услуги нефтяной разведки, строительство), репатриация капитала прямыми иностранными инвесторами и текущие переводы за рубеж.

Согласно ежегодного отчета Азиатского банка развития (АБР) «Перспективы развития Азии», неожиданно возникшие вследствие глобальной неустойчивости финансовых рынков трудности у местных банков привели к резкому сокращению объемов кредитования и снижению роста экономики. Согласно заключению их экспертов, основные вызовы, стоящие перед экономикой РК – это развитие несырьевых отраслей, управление внешним долгом банковского сектора и снижение инфляции. Долгосрочные перспективы остаются позитивными ввиду больших запасов нефти в стране.

Согласно прогнозам Миссии Международного Валютного Фонда [1], в ближайшей перспективе темпы роста реального ВВП сохранятся на относительно невысоком уровне (4,5 процента в текущем году и 5,3 процента в 2009 году, что намного ниже, чем прогнозы АБР). Если учесть, быстро эволюционирующую мировую экономическую и финансовую ситуацию, данные прогнозы сопровождаются неопределенностью и имеются риски недостижения даже этих уровней.

В целом, по данным результатов международных агентств наблюдается значительное снижение всех макроэкономических показателей Казахстана в различных международных рейтингах. При этом, наибольшее воздействие на них оказывает высокий уровень инфляции. Однако, согласно прогнозам экспертов, ожидается постепенное увеличение роста ВВП благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на нефть. Другой важной проблемой является проблема с внешним долгом или ликвидностью местных банков, что значительно отразилось на экономике страны. В связи с этим, Правительству и Национальному банку Казахстана необходимо активизировать работу по снижению инфляции, а также государственной поддержке банков второго уровня.

 


Институциональная среда

Анализ состояния институциональной среды охватывает меры, нацеленные на улучшение бюджетной, финансовой, налоговой, таможенной и судебной систем в Казахстане. По информации государственных органов, в 3 квартале 2008 года проводились масштабные мероприятия по улучшению данных направлений.

В текущем году продолжается процесс внедрения системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированной на результаты. В июле 2008 года Министерством финансов РК презентован и одобрен Стратегический план развития Министерства финансов на 2009-2011 годы, где в качестве стратегических направлений отмечены налоговая и таможенная сфера, исполнение бюджета, в частности, казначейское обслуживание, качество и доступность финансовой информации. В августе 2008 года Министерством экономики и бюджетного планирования РК проведена оценка реализации Стратегического плана развития на 2008-2010 годы и бюджетных программ пилотных государственных органов за первое полугодие текущего года. Также, Агентство РК по защите конкуренции разработало и одобрило стратегический план на 2009 – 2011 годы.

По информации Министерства финансов РК, доходы в Государственный бюджет РК на 1 августа 2008 года составили 2021,3 млрд. тенге, затраты – 1887,5 млрд. тенге. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года, доходы увеличились на 28,2%, а затраты - на 33,2%. Отмечается тенденция снижения относительных параметров правительственного и гарантированного государством внешнего долга к ВВП.

По данным Национально Банка РК, кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на конец июля 2008 года составили 7278,2 млрд. тенге. В общем объеме кредитных вложений доля долгосрочных кредитов составила 80,1%, доля кредитов в иностранной валюте – 42,4%. Объем депозитов в банковской системе на конец июля 2008г. составил 4631,3 млрд. тенге, что на 21,8% больше, чем в соответствующем периоде 2007г., депозиты населения – 1470,7 млрд. тенге, и на 1,3% соответственно.

В целях совершенствования системы налогового администрирования органами Министерства финансов РК было предусмотрен комплекс мероприятий, который включал детализацию исполнения обязательств по уплате таможенных платежей и налогов в бюджет, проведение унификации и оптимизации ставок таможенных пошлин и создание электронной базы образцов сертификатов происхождения.

Верховный Суд РК сообщает, что сохраняется стабильная тенденция улучшения качества и оперативности рассмотрения дел. В целях дальнейшего совершенствования судебной системы, был разработан ряд законопроектов. В частности, к законопроектам, которые были разработаны в 3 квартале 2008 года, относятся проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей РК» и проект закона «О Высшем Судебном Совете».

Ведется отработка проектов в Сенате Парламента по следующим трем проектам: «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РК по вопросам совершенствования судебной системы», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (в новой редакции) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам внедрения института частных судебных исполнителей». Проект Указа Президента «О Стратегическом плане Верховного Суда РК на 2009-2011 годы» находится на стадии согласования с министерствами юстиции, экономики и бюджетного планирования. Мониторинг и анализ публикации СМИ за 3 квартал 2008 г. свидетельствуют о нейтральной оценке деятельности Правительства РК, Национального Банка, государственных органов в условиях глобального финансового кризиса. В целях повышения финансовой и инвестиционной грамотности населения, формирования страховой культуры, а также разъяснения и информирования граждан Казахстана о предпринимаемых мерах по обеспечению стабильности на финансовом рынке страны, финансовыми организациями еженедельно публикуются материалы.

В стране на текущий момент наиболее значимой стала пропаганда налогового законодательства Республики Казахстан. Многие казахстанские СМИ отмечают, что в целом законопроект Налогового кодекса соответствует всем концептуальным требованиям, которые выдвигались при его разработке, и его ввод в действие станет большим шагом вперед как для государственной налоговой службы, так и для отечественного бизнес — сообщества. Также, таможенными органами ежедневно осуществляется обзор публикаций в СМИ с анализом критических публикаций об их деятельности.

Также нами был проведен анализ результатов рейтинга различных международных организаций.

По результатам рейтинга ВЭФ за 2008-2009, Казахстан занимает 81 место (80 в 2007г.). В этом рейтинге, Казахстан имеет наиболее сильные позиции по защите прав инвесторов (39 место) и по индексу прав (52 место). Вместе с тем, Казахстан добился значительных улучшений в сфере налоговых и таможенных процедур. По показателю общая налоговая ставка Казахстан занял 43 место и повысил свои позиции (61 место в 2007), что свидетельствует об успешности проведенных реформ в налоговой системе страны. Аналогичные улучшения можно увидеть и в рейтинге таможенных процедур, в 2008 году по показателю сложности, связанные с таможенными процедурами, Казахстан повысился на 4 позиции (100 место), по показателю торговые барьеры занял 114 место (123 в 2007г.). По-прежнему в последних рядах остается Казахстан по независимости судебной системы (102 место в 2008г.).

В рейтинге IMD по финансовым показателям Казахстан занимает средние/низкие позиции. По показателю управление общественными финансами (управление общественными финансами на протяжении следующих двух лет ухудшится/улучшится) Казахстан находится на 40-м месте из 56, по эффективности пенсионных фондов – на 30-м месте.

В конце июля 2008 года рейтинговая компания Standard & Poor’s опубликовала данные, подтверждающие оценку банковских рисков (BICRA) Республики Казахстан как относящейся к группе 8. Суверенные кредитные рейтинги отражают мнение Службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s относительно будущей способности и готовности суверенных правительств своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства.

Оценка «ВВВ–» означает достаточную способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства при более высокой чувствительности к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. А-3 означает умеренно высокую способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, при большой чувствительности к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. КzAAA (рейтинг по национальной шкале) означает очень высокую способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, самый высокий рейтинг. Знак «минус» обозначает промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.

Таблица 2 - Кредитный рейтинг Казахстана

Рейтинг В иностранной валюте / Прогноз В национальной валюте / Прогноз Рейтинг по национальной шкале
29-04-2008 (последний рейтинг) BBB–/Негативный/A-3 (рейтинг может понизиться) BBB/Негативный/A-3 (рейтинг может понизиться) kzAAA

 

Что касается BICRA (Banking Industry Country Risk Assessment), то она отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, Standard & Poor’s делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп. Самые сильные системы входят в 1-ю группу, самые слабые – в 10-ю. В группу 8 помимо Казахстана также входят Аргентина, Египет, Индонезия, Филиппины, Россия и Румыния.

Одновременно с оценкой банковских рисков Standard & Poor’s подтвердило оценку уровня гипотетических валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе Казахстана в случае реализации обоснованного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии, на уровне 35-50%. Под ВПА подразумеваются все виды активов, которые находятся на балансе банков и, в случае долгосрочного ухудшения в экономике, могут стать проблемными. Это все кредиты с задержкой очередного платежа более чем на один день и все реструктуризированные кредиты (например, перепроданные, с измененным сроком или условиями погашения для несправившегося заемщика). Сюда входят также облигации, по которым могут задерживаться или прекращаться купонные выплаты и акции, реализовать которые можно будет лишь со значительной потерей от цены покупки (на 30–40% дешевле). В группу стран, имеющих ВПА на уровне 35-50%, входят Индонезия, Китай, Россия, Румыния и Таиланд. В феврале 2008 года компанией S&P’s был проведен анализ рисков банковского сектора Казахстана. В частности, были оценены экономические и политические страновые риски и сделаны основные выводы:

1. Темпы роста казахстанской банковской системы снижаются из-за проблем, возникших на мировом рынке.

2. Экономика продолжает благополучно развиваться, несмотря на

испытываемое давление.

3. Власть высокоцентрализованна, но оказывает поддержку местным банкам.

4. Ситуация с ликвидностью усложнилась, несмотря на постоянный приток ПИИ и государственную поддержку.

5. Риски по ссудам, накопившиеся во время недавнего кредитного бума, могут привести к некоторым потерям.

6. Смещение акцента с «наращивания» баланса на управление балансом.

 

Правовая среда

 

Анализ состояния правовой среды Казахстана охватывает меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, создание новых, более совершенных форм борьбы с коррупцией, устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, а также на развитие внутренней конкуренции. Среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и систем противодействия коррупции. Эта работа ведется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельность комиссии обеспечивает Министерство юстиции РК.

Согласно статистическим данным Агентства по статистике РК, за 8 месяцев 2008 года выявлено 1041 коррупционных преступлений, что на 11,2% ниже 2007 года (1172), при этом удельный вес составляет 77,6% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами (1342). Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью объясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в июле 2007 года. В настоящее время коррупционными признаются преступления, связанные с получением лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.

Министерством финансов РК была принята Стратегия по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день, начались работы по двум из пяти направлений стратегии – по реализации мероприятий по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений и по совершенствованию ведомственного контроля.

В частности, в 3 квартале 2008 года Министерством финансов РК уточнен перечень коррупционных сфер в налоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений. Кроме этого в рамках Плана развития и расширения функциональности информационной системы ИНИС на 2008 год запланированы работы по исключению непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В целях обеспечения реализации концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, Министерством юстиции РК был разработан Стратегический план развития Министерства юстиции РК на 2008-2010 годы, который был одобрен на заседании Правительства. Для повышения осведомленности населения в сфере законодательства, в 3 квартале Министерством юстиции РК проводились еженедельные брифинги по разъяснению действующего законодательства в республике. За 3 квартал 2008 года органами юстиции были организованы 1973 выступлений в электронных и печатных СМИ.

Совместно с заинтересованными государственными органами – Агентством по информатизации и связи и Министерством культуры и информации РК – ведется работа по развертыванию широкомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.

В этих целях, Агентством изготовлены социальные видео- и аудио-ролики на антикоррупционную тематику на государственном и русском языках, которые с 12 августа 2008 года транслируются на ведущих республиканских теле - и радиоканалах. Также совместно с заинтересованными государственными органами, неправительственными организациями и НДП «Нур Отан» проводятся следующие мероприятия анти-коррупционной направленности в городах Астана, Караганда, Кокшетау: «круглые столы»; изготовление информационных агитационных баннеров с указанием телефонов доверия органов финансовой полиции, которые в ближайшее время будут размещены в международном аэропорту, железнодорожном и автобусном вокзалах г. Астана.

С целью снижения административных барьеров для улучшения условий ведения бизнеса, а также мониторинга и достижения эффективности правовой среды, государственными органами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшению законодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главными задачами которого являются стимулирование улучшения инвестиционного климата, развитие фондового рынка, повышение ответственности аудиторов и аудиторских организаций. В 3 квартале осуществлен переход от трехэтапной к одноэтапной форме таможенного оформления. Комиссия, созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованию разрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации прав на недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.

В целях усиления работы, направленной на защиту прав объектов интеллектуальной собственности в структуре Управления организации таможенного контроля Комитета транспортного контроля Министерства финансов РК в августе 2008 года создан Отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. Также, в настоящее время ведется работа по разработке проекта Закона РК «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК в связи с вступлением РК во Всемирную торговую организацию». Данным проектом Закона предусматривается наделение таможенных органов РК дополнительными полномочиями (ех-officio) в целях осуществления эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

В целях снижения административных барьеров для развития международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан Министерством транспорта и коммуникаций РК проработаны вопросы обеспечения первоочередного транспортного контроля и оперативного круглосуточного прохождения автотранспортных средств в пунктах пропуска на государственной границе по принципу «одна остановка» с выдачей талона прохождения государственного контроля.

В целях снижения административных барьеров в рамках административной реформы разработан план мероприятий по реформированию Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК, в котором предусматриваются мероприятия по сокращению некоторых контрольных функций в сфере железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другим государственным органам и в местные исполнительные органы.

В четвертом квартале планируется утверждение среднесрочного стратегического плана Агентства РК по защите конкуренции, создания Совета по конкуренции при Правительстве и создание при Агентстве Центра развития и защиты конкурентной политики.

Информация из казахстанских источников СМИ соответствует информации государственных органов о результатах деятельности в сфере развития более эффективной правовой среды в стране. Так, в целях пропаганды государственной антикоррупционной политики по искоренению причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения в сфере земельных отношений, в текущем году в 15 городах областного значения республики



Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.