Нарастающиеся глобальные тенденции в экономике требуют от Казахстана реформиро-вание внешнеторговой деятельности. Достижение достойного места Казахстаном в мировом экономическом пространстве возможно только при поддержании внешнеторговой стратегии, ориентированной на инновационный тип экономического развития страны. Для определения оптимальной внешнеторговой деятельности представляется целесообразным использование мирового опыта.
В экономической литературе в основном выделяют 2 модели развития внешнеторговой деятельности: экспортоориентированную и импортоориентированную.
В основу первой модели развития внешней торговли зарубежных стран ставится экспорт определенных товаров и соответствующей международной специализации. За счет прямых иностранных инвестиций и импорта приобретается технология. Задачей первостепенной важности для государства становится переход к экспорту технически более сложных товаров. Развитие производства, технический прогресс, расширение номенклатуры произво-димых товаров, повышение квалификации рабочей силы – все это направляется на изменение международной специализации.
Вторая же ставит во главу угла международную промышленную специализацию и кооперацию, с развитием которых связываются надежды и на насыщение внутреннего рынка, и на его структурирование [1, с.103].
Большой интерес вызывает китайский путь развития внешней торговли. «Китайской» модели присуща большая жесткость в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и постепенность в открытии экономики. Она играет важную роль в экономическом развитии страны и всецело подчинена внутренней экономике. Развитие внешнеэкономической деятельности представляет типичный пример страны, идущей по пути «догоняющего развития».
Характерной особенностью проводимой политики Китая явилось осуществление мер внешнеэкономической либерализации лишь в той степени, в которой они отвечают национальным интересам.
Наступательная тактика внешней торговли в Китае в значительной степени повысила эффективность использования и распределения материальных ресурсов страны, существенно стимулировала непрерывный рост экономики. Одними из основополагающих причин роста китайской внешней торговли является децентрализация и ослабление условий торговли. На сегодняшний день около 4000 компаний обладают правом осуществления внешнеторговых операций.
Довольно длительное время китайское правительство осуществляло поддержку и защиту отечественному производству. До вступления Китая в ВТО, их импортные пошлины считались наиболее высокими в мире. Действовали различные административные требования по соответствию достаточного уровня качества товара, недопущению загрязнения окружающей среды и т.д.
В экспортной политике Китая существовал своеобразный механизм государственной поддержки всей цепочки экспортного производства. Прежде всего, предусматривались крупные льготы и государственное кредитование.
В Китае осуществлялась политика всяческого стимулирования экспорта. В данном направлении предпринимались следующие меры:
- предоставление внешнеторговым организациям финансовой самостоятельности;
- осуществление поддержки и выдача кредитов предприятиям, занимающихся производством экспортной продукции;
- выделение материальных ресурсов для производства экспортной продукции;
- освобождение от таможенных пошлин;
- поощрение различных форм торговли готовой продукцией.
Таким образом, экспорт в Китае является основным источником развития национальной экономики. Либерализация внешней торговли осуществлялась в первую очередь в системе государственных интересов внутренней экономики.
Для «канадско-австралийской» модели развития внешней торговли характерно использование экспорта природных ресурсов, а также сельскохозяйственного сырья для оплаты импорта передовых технологий.
Важно подчеркнуть, что Канада достаточно быстро наращивает промышленный потенциал и меняет структуру своего экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий, в том числе машин и оборудования.
В целях интенсивного развития внешнеторговой деятельности страны правительством Канады принята Программа продвижения товаров и Программа развития экспортных рынков [1].
Таблица 1
Название | Основные разделы |
Программа продвижения товаров | Выставки и ярмарки за границей, торговые миссии и семинары |
Программа развития экспортных рынков | Участие в строительстве крупных промышленных объектов за рубежом, исследование рынка, приспособление к его «новым условиям», выставки и ярмарки за границей, организация экспортных консорциумов |
Внешнеторговая стратегия Канады основывается на принципах и методах предусмотренных в вышеназванных программах. Так, программа продвижения товаров предусматривает инструменты регулирования и поддержки экспорта, по которой правительства субсидируют товары приоритетных отраслей.
Программа развития экспортных рынков предусматривала финансирование части расходов по реализации экспорта, производимого по инициативе частного и сектора. В соответствии с данной программой правительство оказывало финансовую поддержку перспективным экспортным отраслям, продвижение которых на внешние рынки способствовали бы повышению притока экспортной выручки.
Огромное содействие продвижению современной продукции (машины, авиационная техника, атомные реакторы) на международный рынок оказывала Корпорация по развитию экспорта посредством выделения среднесрочных и долгосрочных кредитов. Увеличение канадского экспорта благодаря этим кредитам осуществлялась за счет привлечения к экспортной деятельности мелких и средних компаний.
Продовольственная помощь за границу рассматривается как важное средство продвижения сельскохозяйственной продукции на внешний рынок. Поскольку привыкание к канадской продукции способствует спросу их продукции.
Считается «китайская» и модель «стран Персидского залива» приемлемы к применению, если страна обладает такой же развитой многоотраслевой промышленностью, геополитическим положением и политическим режимом. «Канадско-австралийская» модель отличается особой тактикой продвижения товаров на внешние рынки и увеличения доли готовых изделий в экспорте.
Тем самым данная модель представляет собой наиболее сбалансированный тип развития внешней торговли страны.
Для модели «стран Персидского залива» характерна ориентация на экспорт ограниченного числа ценных ресурсов, который приобретает исключительное значение для социально-экономического развития страны. Производство и экспорт таких ресурсов становятся главным содержанием всей экономики, дают возможность обеспечивать достаточно высокий уровень жизни населения и мобилизацию средств для развития некоторых отраслей обрабатывающей промышленности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 178.