Содержание
Содержание.................................................................................................... 2
Введение......................................................................................................... 3
1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы.................... 5
1.1 Анализ факторов внутренней среды организации................................. 5
1.2 Организационный срез............................................................................ 5
1.3 Производственный срез........................................................................... 6
1.4 Маркетинговый срез................................................................................ 8
1.5 Финансовый срез................................................................................... 10
2. Анализ влияния факторов внешней среды............................................. 13
2.1 Анализ влияния факторов макросреды................................................ 13
2.2 Анализ влияния факторов микросреды................................................ 16
3. Миссия и цели организации.................................................................... 19
3.1 Миссия организации.............................................................................. 19
3.2 Цели организации.................................................................................. 20
4. Анализ сильных и слабых сторон организации..................................... 21
4.1 Анализ внешних возможностей и опасностей...................................... 22
4.2 Матрица SWOT..................................................................................... 22
5. Функциональные стратегии развития..................................................... 23
Заключение................................................................................................... 25
Список использованных источников.......................................................... 26
Приложение А.............................................................................................. 27
Приложение Б.............................................................................................. 28
Введение
Основной значимой опорой эффективности работы любого предприятия является финансовая устойчивость при всевозможных как благоприятных, так и неблагоприятных условиях. Проблема финансовой стабильности на данном этапе развития украинской экономики стоит на первом месте и для всего государства, и для украинских промышленных предприятий в частности. Не является исключением и предприятие ОАО «Свет шахтёра». В результате неплатёжеспособности потребителей на заводе постоянно складывается дебиторская задолженность. Это подтверждает важность актуальность выбранной темы относительно данного предприятия.
Для уменьшения складывающейся задолженности завод был вынужден частично приостановить отгрузку оборудования, хотя и не останавливал производство полностью, принимая во внимание трудности угольных предприятий. Такое состояние работы организации не может быть постоянным, а следовательно выработка стратегии стабилизации и улучшения финансового положения – самая основная задача менеджмента предприятия.
Открытое акционерное общество «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» занимается горно-шахтным и горнорудным машиностроением, включает в себя конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений, а так же проводит оптовую торговлю своей продукцией. История предприятия насчитывает более 114 лет, она началась с организации слесарно-механического цеха Н.Ф. Фон Дитмаром в 1891 году на волне бурного развития промышленности в Российской Империи. После Октябрьской революции предприятие было национализировано и неоднократно переименовывалось, пока не получило название, которое носит и поныне – «Свет Шахтёра». В 1994 году предприятие было приватизировано и зарегистрировано под своим нынешним названием.
Итак, основной целью курсового проекта является отыскание и проработка наиболее эффективной стратегии, позволяющей обеспечить предприятию финансовую устойчивость для решения его стратегических задач, проанализировав его работу и основные показатели. Это необходимо, чтобы завод смог повысить контролируемую долю рынка, совершенствовать свою продукцию, устанавливать наиболее эффективный уровень цен и поддерживать свою репутацию как на украинском, так и на мировом рынке.
Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы
Анализ факторов внутренней среды организации
Для анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия следует дать определение внутренней среды организации. Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в рамках данной организации и непосредственно влияет на неё изнутри. Внутренняя среда имеет такие составные элементы как: организационный, производственный, маркетинговый и финансовый срезы. Основываясь на выбранной тематике курсового проекта более тщательно будут рассмотрены производственный и финансовый срезы.
Организационный срез
ОАО «Свет Шахтёра» как организация с большим стажем работы на рынке, с давно выработанной и устоявшейся организационной структурой, функционирует как целостный промышленный комплекс, полностью обеспечивающий себя необходимыми побочными товарами и услугами. В производственной деятельности имеется полностью законченный, слаженный и устойчивый цикл производства для всех видов выпускаемой продукции.
Организационная структура завода «Свет Шахтёра» представляет собой разветвлённую структуру, состоящую из большого количества цехов, складов и отделов, каждый из которых имеет чёткие установленные функции, а соответственно – цели и задачи. Детально организационная структура предприятия представлена на специальной органиграмме (Приложение А). Следует отметить, что все структурные подразделения предприятия находятся в городе Харькове, что исключает возможность возникновения неувязок в их работе, а так же существенно облегчает коммуникационные процессы всех уровней. Дочерних предприятий и филиалов в своей структуре ОАО «Свет Шахтёра» не имеет.
Для обеспечения хороших условий труда, организации досуга, отдыха, а так же лечения работников предприятия в инфраструктуре при ОАО «Свет Шахтёра» созданы и функционируют детский сад, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, дом культуры, спортивная площадка и медицинская санитарная часть.
В данной ситуации при ограниченных материальных ресурсах организационную структуру предприятия можно назвать оптимальной, соответственно реорганизация общества не предполагается.
Производственный срез
Отрасль, в которой работает предприятие – тяжёлое машиностроение – давно сложившаяся и сравнительно хорошо развитая отрасль на Украине, а сам завод известен как одно из ведущих предприятий в отрасли в течение долгого времени. Ассортимент изготавливаемой продукции соответственно достаточно велик. В ОАО «Свет Шахтёра» производятся следующие изделия:
Забойные скребковые конвейеры для угольных, сланцевых шахт и калийных рудников всех категорий;
Перегрузочные и штрековые конвейеры для транспортировки угля для шахт любого уровня опасности;
Разборные переносные конвейеры для проходческих работ;
Шахтные головные светильники;
Фары для шахтных электровозов;
Дистилляторы;
Запчасти для конвейеров;
Товары потребительские;
Угольная промышленность, предприятия которой являются основными потребителями продукции, сейчас переживает глубокий кризис как в финансовом аспекте, так и в аспекте материально-технической базы. Объёмы производства профилирующей продукции, шахтных конвейеров, в год составляет 97 шт., что в денежном эквиваленте не превышает 152 млн грн., других товаров и услуг производится более чем на 5 млн грн., при чём объём профильной продукции во много раз превышает объём побочной. Площадь, занимаемая предприятием превышает 30 гектаров, на ней расположено 12 цехов, отдел механизации и автоматизации, отдел капитального строительства и три специализированных склада.
ОАО «Свет Шахтёра» занимает достойное место на рынке горнодобывающей продукции в Украине, имея мощную сырьевую и научно-техническую базу, завод имеет огромный потенциал. При сложившихся обстоятельствах завод «Свет Шахтёра» не может полностью реализовать свои потенциальные промышленные мощности, от чего терпит убытки.
Что касается производственного цикла продукции, то можно отметить следующие характеристики:
· Наличие отработанного и непрерывного цикла производства дл всех основных видов продукции;
· Отсутствие узкой специализации производства, возможность производить побочную продукцию и товары народного потребления;
· Стабильный, но не высокий уровень внедрения новых технологий при производстве;
· Отработанная стратегия организация рабочего времени персонала предприятия;
· Наиболее высокое качество продукции предприятия среди производителей Украины;
· Приостановление отгрузки готовой продукции покупателю в связи с многочисленными задолженностями;
· Сравнительно низкая себестоимость производства продукции;
· Наличие вспомогательных и обслуживающих производств и учреждений.
Всё это указывает на большой потенциал завода при ограниченных возможностях его использования в данный момент.
Маркетинговый срез
К сожалению, реализация основной цели предприятия – стабилизации финансового положения – не полностью зависит только от предприятия, так как основной проблемой, приведшей завод к нестабильному финансовому положению, является неплатёжеспособность потребителя профильной продукции. Поэтому любя предложенная стратегия сможет эффективно сработать за счёт стабилизации общего экономического положения в стране с одной стороны, и за счёт внедрения эффективной маркетинговой стратегии с другой стороны.
Ценообразование. Проводя политику ценообразования предприятие ОАО «Свет Шахтёра» исходит из низкой платёжеспособности потребительского рынка Украины и учитывает более низкую стоимость аналогичной продукции у конкурентов. В таблице 1 приведен подсчёт стоимости, исходя из себестоимости продукции, так же сравниваются предыдущий и текущий периоды.
Таблица 1. – Подсчёт стоимости продукции
Статья | Предыдущий период | Текущий период |
Материальные затраты, тыс. грн. | 47926.100 | 99102.000 |
Затраты на оплату труда, тыс. грн. | 16435.200 | 26996.800 |
Отчисления на социальные нужды, тыс. грн. | 6105.500 | 10516.000 |
Амортизация, тыс. грн. | 7137.100 | 9137.800 |
Другие операционные расходы, тыс. грн. | 7382.800 | 7609.800 |
Себестоимость товаров и услуг, тыс. грн. | 67865,70 | 118489,20 |
Прибыль, из расчёта 25% от себестоимости | 16966,43 | 29622,3 |
Цена продукции, тыс. грн. | 84832,13 | 148111,5 |
Предполагаемые изменения цены могут быть связаны с возможной нестабильностью денежной единицы Украина и валютных курсов, а так же с ростом инфляции в следующем периоде.
Рынки сбыта продукции и реклама. Основными потребителями продукции завода являются угледобывающие предприятия Украины, так же производимые товары вывозятся в Россию и Белоруссию. Потребность угледобывающих предприятий Украины и других государств в оснащении, производимом на заводе удовлетворяется полностью.
Основными клиентами ОАО «Свет Шахтёра» являются шахты Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Львовской областей Украины. Схема распространения товара в основном построена на использовании давних устоявшихся связей с основными клиентами. Так же используется целевая рассылка предложений акционерного общества потенциальным потребителям. Организация активно участвует в выставках как общего направления, так и специализированных выставках горнодобывающей отрасли промышленности. Это выставки как регионального, так и международного уровня.
У предприятия более 50-ти клиентов в Украине и за рубежом, а чистый доход от реализации продукции за текущий период составил около 205 млн грн. При этом показатель, выражающий плотность клиентуры будет равен 0,25, что сравнительно не плохо для крупного предприятия.
Организация обслуживания клиентов. Послепродажное обслуживание потребителя является важной составной частью маркетинговой стратегии предприятия. От него в большой степени зависит стойкость клиентурной базы предприятия, и, соответственно, стабильность прибыли, что открывает путь к реализации основной задачи – стабилизации финансового положения завода.
Приобретению продукции ОАО «Свет Шахтёра» предшествует процесс ознакомления покупателя с продукцией, который может проходить в разных формах. При покупке товара покупатель получает гарантию со сроком, зависящим от вида товара. Гарантийное и послегарантийное обслуживание осуществляется с использованием мощностей предприятия по месту нахождения покупателя или на предприятии, в зависимости от вида продукции. Сроки осуществления поставок, а так же послепродажного обслуживания так же зависят от вида товара.
Финансовый срез
Финансовая ситуация на заводе – объект основного внимания как руководства предприятия, так и данного курсового проекта. Финансовая стабильность – ключ к успеху любого нововведения в производстве, гарантия стабильного положительного имиджа предприятия, основной фактор, обеспечивающий нормальную работу всего завода начиная от простых работников, включая все его подразделения, и заканчивая всей структурой предприятия в целом.
Основные экономические показатели предприятия ОАО «Свет Шахтёра» представляют собой объект особого рассмотрения при поставленной цели работы. Эти показатели представлены в таблице ниже и отражают положение на начало и конец текущего периода.
Таблица 2. – Экономические показатели предприятия.
Показатели | На начало периода | На конец периода |
Необоротные активы, тыс. грн. | 44423.50 | 41774.80 |
Оборотные средства, тыс. грн. | 135202.30 | 160707.10 |
Расходы будущих периодов, тыс. грн. | 23.20 | 36.10 |
Собственный капитал, тыс. грн. | 148202.50 | 184662.60 |
Долгосрочные обязательства, тыс. грн. | 9040.40 | 1197.60 |
Краткосрочные обязательства, тыс. грн. | 22406.10 | 16657.80 |
Собственный капитал ОАО «Свет Шахтёра», согласно таблице, составляет около 185 млн. грн., а оборотные средства на конец текущего периода составляют более 160 млн. грн.
Для того, чтобы охарактеризовать нынешний показатель финансовой устойчивости, зная объём краткосрочных обязательств предприятия в размере почти 17 млн. грн., можно сосчитать отношение оборотных средств к краткосрочных обязательствам, которое составит 9,5. Эти данные показывают, что работа в данной области необходима.
Затраты на сбыт отображаются в затратах предприятия, связанных с реализацией продукции и включают в себя расходы на содержание отделов сбыта, рекламу, доставку продукции покупателю, и составляют на конец текущего года 15,3 млн. грн.
Следует так же указать уровень дебиторской задолженности, для окончательной конкретизации причин, вызвавших необходимость реализации указанной цели. По состоянию на 31.12.2004 дебиторская задолженность составила около 54 млн. грн. в том числе:
x за профильную продукцию – 26200,8 тыс. грн.;
x за товары – 3049,8 тыс. грн.;
x с бюджетом – 119,3 тыс. грн.;
x резерв сомнительных обязательств – 958,2 тыс. грн.;
x другие – 24412,5 тыс. грн.
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию становиться одной из основных задач менеджмента ОАО «Свет Шахтёра». Решение этой задачи может стать основной составляющей осуществления цели организации.
Необходимо помимо прочего сравнить размеры привлечённых средств с размерами собственных. Значение показателя коэффициента соотношения привлечённых и собственных средств свидетельствует о степени зависимости предприятия от кредиторов. В случае ОАО «Свет Шахтёра» этот коэффициент будет равен 0,21, что свидетельствует о достаточно невысокой степени зависимости завода от кредиторов в данное время.
Можно сделать вывод о том, что исходя из финансового среза видно, что наиболее важным моментом в реализации цели организации является уменьшение дебиторской задолженности. Разработка стратегии предприятия и будет проводиться далее в курсовом проекте.
Миссия и цели организации
Миссия организации
Официальной формулировки миссии предприятия ОАО «Свет Шахтёра» не существует. Но, как и на любом предприятии, на этом заводе миссия существует. Признаки этого можно проследить в действиях и планировании действий организации.
Отсутствие формулировки миссии предприятия – это одна из существенных ошибок руководства завода, так как она отражает предназначение предприятия, потребности, удовлетворяемые результатами работы предприятия. Эту шубку можно исправить тезисной формулировкой состояния организации, не являющегося конечным желаемым, а выражающим лишь причины деятельности предприятия.
Ø ОАО «Свет Шахтёра» видит себя значительный участником процесса восстановления украинской добывающей промышленности, и концентрирует свои усилия на совершенствовании своей продукции и улучшении качества поставляемых потребителю товаров.
Ø ОАО «Свет Шахтёра» считает, что возрождение угольной отрасли в Украине станет толчком во всеобщем развитии промышленности страны, и потому прикладывает все возможные усилия для обеспечения потребительского отрасли всеми необходимыми материально-техническими средствами.
Ø ОАО «Свет Шахтёра» стремиться всегда улучшать качество своей продукции, совершенствовать её для обеспечения угольной промышленности Украины наиболее современными, технологичными и конкурентоспособными средствами производства.
Ø ОАО «Свет Шахтёра»единственной ценностью для себя процветающую украинскую экономику, а поскольку сегмент угольной отрасли в ней достаточно велик, именно его возрождение – одна из основных целей организации.
Цели организации
Основная цель предприятия ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» – стабилизация и улучшение финансового положения завода. Для её осуществления будет осуществляться реализация следующих промежуточных целей:
1 Уменьшение дебиторской задолженности предприятию;
2 Не допущение снижения объёмов производства;
3 Повышение качества существующей продукции;
4 Усовершенствование выпускаемой продукции;
5 Установление уровня цен в соответствии с конкуренцией;
6 Выпуск на рынок новых видов продукции;
7 Повышение контролируемой доли рынка;
8 Поддержание надлежащих социально-бытовых условий работы сотрудников акционерного общества.
Матрица SWOT
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Редкий опыт разработки продукции, разработки технологий её изготовления, используя мощности предприятия, а так же объём информации об опыте эксплуатации шахтных скребковых конвейеров, масштабные научные исследования, проведенные испытания позволяют совершенствовать выпускаемую продукцию, повышать её качество и внедрять в производство новые виды продукции, от чего может возрасти спрос. Указанные факторы позволяют создать мощную информационную базу, позволяющую торговать информацией, осуществлять заказы на выполнение кардинально новых услуг – консультаций по использованию и обучения работе с оборудованием. | Нелегкое экономическое положение угольной промышленности, как основного потребителя товаров, выпускаемых «Свет Шахтёра», а так же возможность роста цен на сырьё, материалы и покупные комплектующие из-за нестабильности множества важных факторов ставит по угрозу возможность достижения целей организации. Высокий уровень ценовой конкуренции может заставить предприятие снизить цену, что повлечёт за собой потери прибыли организацией. |
Слабые стороны | Недостаток финансовых средств не даёт возможности обновлять материально-техническую базу предприятия, что может в скором времени негативно сказаться на качестве выпускаемой им продукции; Отсутствие невыполненных контрактов может стать временным явлением, так как из-за повышения цен на материалы и сырьё, предприятие может не справляться с осуществлением необходимых закупок для производства необходимых товаров. | Государство выделяет мало средств на развитие как угольной, так и машиностроительной отрасли, поддержание принципа самофинансирования высокая вероятность роста цен на закупаемые материалы и комплектующие может привести к серьёзным убыткам на предприятии. Так же это отдаляет перспективу, в которой предприятие могло бы постоять за себя при реализации конкурентами своей возможности выпуска новой продукции на рынок горнодобывающей промышленности. |
Заключение
В данном курсовом проекте, темой которого выбрана «Обеспечение финансовой устойчивости предприятия для решения его стратегических задач», рассматривалась деятельность одного из харьковских ведущих в своей отрасли машиностроительных предприятий ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра». Как и все предприятия многих отраслей тяжёлой промышленности, данное претерпевает большие трудности как в работе так и в реализации своих стратегических целей.
Основной целью курсового проекта было заявлено отыскание и проработка наиболее эффективной стратегии, позволяющей обеспечить финансовую устойчивость для решения стратегических задач завода. Такая стратегия была найдена и в полном объёме изложена.
Подводя итоги данной работы можно сделать вывод о том, что любое, даже самое неблагоприятное состояние предприятие преодолимо при использовании эффективного менеджмента, направленного на достижение чётко выраженных целей.
Приложение А
Приложение Б
Сравнение конкурентов по факторам
Предприятие Фактор | «Свет Шахтёра» (Харьков) | «Вистек» (Артёмовск) | Юргинский машзавод (Россия) | Анжероммаш (Россия) | «Тиле» (Германия) |
Цена за единицу изделия | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 |
Технология | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Внедрение инноваций | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Качество товара | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 |
Производствен-ный цикл | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 |
Уровень специализации продукции | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Опыт работы на рынке | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Уровень послепродажного обслуживание | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Объёмы производства | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Размещение производства | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Потенциальная мощность предприятия | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Содержание
Содержание.................................................................................................... 2
Введение......................................................................................................... 3
1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы.................... 5
1.1 Анализ факторов внутренней среды организации................................. 5
1.2 Организационный срез............................................................................ 5
1.3 Производственный срез........................................................................... 6
1.4 Маркетинговый срез................................................................................ 8
1.5 Финансовый срез................................................................................... 10
2. Анализ влияния факторов внешней среды............................................. 13
2.1 Анализ влияния факторов макросреды................................................ 13
2.2 Анализ влияния факторов микросреды................................................ 16
3. Миссия и цели организации.................................................................... 19
3.1 Миссия организации.............................................................................. 19
3.2 Цели организации.................................................................................. 20
4. Анализ сильных и слабых сторон организации..................................... 21
4.1 Анализ внешних возможностей и опасностей...................................... 22
4.2 Матрица SWOT..................................................................................... 22
5. Функциональные стратегии развития..................................................... 23
Заключение................................................................................................... 25
Список использованных источников.......................................................... 26
Приложение А.............................................................................................. 27
Приложение Б.............................................................................................. 28
Введение
Основной значимой опорой эффективности работы любого предприятия является финансовая устойчивость при всевозможных как благоприятных, так и неблагоприятных условиях. Проблема финансовой стабильности на данном этапе развития украинской экономики стоит на первом месте и для всего государства, и для украинских промышленных предприятий в частности. Не является исключением и предприятие ОАО «Свет шахтёра». В результате неплатёжеспособности потребителей на заводе постоянно складывается дебиторская задолженность. Это подтверждает важность актуальность выбранной темы относительно данного предприятия.
Для уменьшения складывающейся задолженности завод был вынужден частично приостановить отгрузку оборудования, хотя и не останавливал производство полностью, принимая во внимание трудности угольных предприятий. Такое состояние работы организации не может быть постоянным, а следовательно выработка стратегии стабилизации и улучшения финансового положения – самая основная задача менеджмента предприятия.
Открытое акционерное общество «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» занимается горно-шахтным и горнорудным машиностроением, включает в себя конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений, а так же проводит оптовую торговлю своей продукцией. История предприятия насчитывает более 114 лет, она началась с организации слесарно-механического цеха Н.Ф. Фон Дитмаром в 1891 году на волне бурного развития промышленности в Российской Империи. После Октябрьской революции предприятие было национализировано и неоднократно переименовывалось, пока не получило название, которое носит и поныне – «Свет Шахтёра». В 1994 году предприятие было приватизировано и зарегистрировано под своим нынешним названием.
Итак, основной целью курсового проекта является отыскание и проработка наиболее эффективной стратегии, позволяющей обеспечить предприятию финансовую устойчивость для решения его стратегических задач, проанализировав его работу и основные показатели. Это необходимо, чтобы завод смог повысить контролируемую долю рынка, совершенствовать свою продукцию, устанавливать наиболее эффективный уровень цен и поддерживать свою репутацию как на украинском, так и на мировом рынке.
Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.