Законом установлены определенные сроки для обращения в органы по разрешению трудовых споров. Работники могут обратиться в комиссию по трудовым спорам или в установленных законодательством случаях в суд в 3-месячный срок со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своего права (ст. 242 ТК РБ). Этот срок не может быть ни удлинен, ни сокращен соглашением работника и нанимателя. 3-месячный срок обращения в суд для разрешения трудового спора установлен в тех случаях, когда работник вправе обратиться в суд без обращения в комиссию по трудовым спорам: если у нанимателя, где работает работник, КТС не создана; если работник, не являющийся членом профсоюза, по своему выбору обращается в суд, а не в КТС; по заявлению работника по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им полномочий; по заявлению работника об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае любо несогласии с его содержанием; при обращении в суд и иском о недействительности трудового договоров случаях, предусмотренных ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь; в других случаях непосредственного обращения работника в суд по трудовым спорам (за исключением обращения в суд по вопросам увольнения).
Если трудовой спор рассматривался КТС, то для обращения в суд установлен 10-дневный срок после вручения решения комиссии, либо 10-днесный срок со дня, когда копия этого решения должна быть вручена [7].
Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска срока на предъявление иска. Не является препятствием к возбуждению дела в суде решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника по мотивам пропуска установленного срока обращения в комиссию. Установив, что истцом пропущен срок обращения в суд или в комиссию, судья обязан разъяснить истцу право на подачу заявления о восстановлении срока с указанием причины пропуска. Если срок исковой давности пропущен по уважительным причинам, суд его восстанавливает (п. 5 постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 года) [5].
Вопрос об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд решается одновременно с рассмотрением исковых требований по существу. В законодательстве не предусмотрено перечня оснований, дающие право КТС и суду восстановить срок исковой давности. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае с учетом всех причин, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного трудового права.
На практике уважительными признаются причины, которые обязательно препятствовали обращению в суд (тяжелая болезнь, длительная командировка и т.д.). Иногда работники ссылаются на то, что срок обращения в органы по рассмотрению трудовых споров они пропустили по той причине, что обращались с жалобами в прокуратуру, редакции газет и другие несудебные органы. Как правило, эти причины суды не признают уважительными для восстановления пропущенного срока.
Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного ему работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба (ст. 242 ТК РБ). Началом течения срока является день, следующий за днем, когда нанимателю стало известно о причинении ему ущерба. Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности нанимателя, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения. Если работник причинил ущерб третьим лицам и этот ущерб возмещен нанимателем, то срок для предъявления регрессного иска начинает течь со дня выплаты предприятием сумм третьему лицу.
Пропуск срока исковой давности без уважительных причин является основанием для отказа в иске (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 года) [5].
ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ.
Республиканский трудовой арбитраж (далее – Арбитраж) является государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров (далее – споры), возникающих в социально-трудовой сфере [4].
Трудовой арбитраж является временным действующим органом, создаваемым на добровольной основе, осуществляющий разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.
Закон определяет два вида арбитража:
1) трудовой арбитраж (ст. 383 ТК РБ);
2) Республиканский трудовой арбитраж (ст.ст. 385, 386 ТК РБ).
При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашения между собой не позднее чем в 5-девный срок могут обратиться в трудовой арбитраж.
Арбитраж уполномочен:
- рассматривать коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, где забастовки, согласно ст. 16 Закона, запрещены;
- рассматривать коллективные трудовые споры, возникающие на других предприятиях, в учреждениях и организациях, когда стороны спора не согласились с предложениями примирительной комиссии и обратились в Арбитраж;
- назначать нейтральных членов примирительной комиссии, когда стороны спора не достигли соглашения по этому вопросу;
- выполнять роль обязательного арбитража по разрешению споров о применении коллективных договоров, соглашений при наличии ходатайств сторон коллективных трудовых отношений;
- координировать деятельность по примирению сторон спора;
- оказывать методическую и консультативную помощь сторонам споров, нанимателям и профсоюзам в проведении примирительных процедур.
Председатель Арбитража назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь [11].
Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями (ч. 2 ст. 383 ТК РБ). Трудовой арбитраж создается сторонами спора, если между ними заключено соглашение или такое условие предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Трудовой арбитраж может создаваться Республиканским трудовым арбитражем, после письменного обращения сторон спора с просьбой его создания. Государственные органы, другие наниматели могут создать трудовые арбитражи в отношении подчиненных им организаций.
Трудовой арбитраж создается в составе одного или нескольких трудовых арбитров.
Количественный состав арбитража, порядок рассмотрения в нем споров, правила принятия решений, иные вопросы его деятельности определяются в коллективном договоре, соглашения либо по соглашению сторон в зависимости от масштаба и сложности спора. Персональный состав создаваемого трудового арбитража формируется из научных работников, общественных деятелей, работников государственных органов, иных лиц, определенных сторонами имеющих высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.
Список лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров, составляется Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений государственных органов, нанимателей по соглашению с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. В числе трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору [8].
Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного трудового спора. Заявление подается не позднее чем в двухнедельный срок после рассмотрения спора примирительной комиссией (посредником).
Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного трудового спора с участием независимого эксперта-посредника.
При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по взаимной договоренности могут прибегнуть к проведению примирительной процедуры с участием посредника.
Поскольку посредничество как самостоятельная стадия разрешения коллективного трудового спора не является обязательной для сторон, Закон не ограничивает их сроками по достижении соглашения об этом.
Соглашение о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий между ними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре, соглашении.
Обращение к посреднику следует оформлять письменным заявлением, подписанным сторонами спора. Взаимоотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и сторонами спора.
В целях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать службы посредничества
Посредник имеет право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию, касающуюся коллективного трудового спора, проводить со сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.
Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до пяти дней с момента его приглашения и завершается внесением предложений по разрешению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон. Однако, если стороны спора выразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.
К заявлению в Арбитраж прилагаются:
- предложения примирительной комиссии (посредника) по данному спору;
- копии коллективного договора, соглашения или их проекты;
- требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников;
- иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.
Вопрос о принятии заявления к арбитражному производству разрешается Председателем Арбитража или его заместителем [12].
Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее 5-дневного срока со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер (ч. 3 ст. 383 ТК РБ).
Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:
- рассмотрения коллективных споров, отнесенных к его компетенции;
- координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представителей органов работников по урегулированию споров на стадии примирения;
- ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения их квалификации);
- методического руководства с системой примирения, посредничества и арбитража.
- регистрация трудовых арбитражей;
- ведение учета коллективных споров рассматриваемыми трудовыми арбитражами, обобщение арбитражной практики по их рассмотрению, изучение причин и условий возникновения коллективных споров и подготовки предложений по их устранению.
К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража относятся коллективные споры:
- в объединениях, подчиненных правительству Республики Беларусь,
- об исполнениях коллективных договоров и соглашений;
- В организациях, в которых законодательством устанавливаются ограничения реализации прав на забастовку в той мере в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного правопорядка. Здоровья населения, прав и свобод других лиц.
- возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровне.
Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать в пределах своей компетенции постановления и разъяснения, обязательных для трудовых арбитражей [7].
Ст. 386 ТК РБ предусматривает, что коллективные споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе 3 арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При не достижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председатель Республиканского трудового арбитража. Коллективный спор рассматривается с учетом представителей сторон, а при необходимых случаях – с привлечением экспертов. В ходе рассматривания коллективных споров Республиканский трудовой арбитраж заслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора.
По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж в праве на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашениями, не имеющими юридической силы.
Республиканский трудовой арбитраж принимает решения по коллективному спору, как правило, не позднее 2-недельного срока со дня получения заявления. Этот срок может быть продлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц. Решение принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам спора.
Решение Республиканского трудового арбитража по спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых в соответствии с Законом установленные ограничения реализации прав на забастовку, вступает в законную силу по истечении срока обжалования. Решения Республиканского трудового арбитража по таким спорам может быть обжаловано заинтересованной стороной в суд в 10-дневный срок со дня получения [8].
В случае исполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона коллективного спора в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.