ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В юридической литературе понятие индивидуального трудового спора определяется либо как «спор (разногласие) между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов, коллективного договора и других соглашений о труде», либо как «разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками, с одной стороны, и нанимателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного и трудового договоров и других соглашений труде».

С названными выше определениями сразу нельзя согласиться, известно, что возникновению трудовых споров предшествует какие-либо правонарушения, совершенные в сфере труда одной из сторон трудового правоотношения, они то и являются поводом дня возникновения спора.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что индивидуальные трудовые споры - это разногласия, возникающие в организациях между работниками с одной стороны и нанимателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективного и трудового договоров, иных соглашений о труде, поступившие на разрешение в комиссию по трудовым спорам или суд [8].

На возникновение трудовых споров влияют условия или обстоятельства спора. По отношению к спорящей стороне они носят объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или же имеющие недостатки в самом трудовом законодательстве. Имея характер, связанный с производством и правовым его регулированием, в первом случае относятся к организации производства, а во втором - с принятием норм права, регулирующих трудовые отношения.

Условия производственного характера связаны с недостатком в организации труда, к примеру, нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичности работы, необходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызывает споры по оплате труда. Иногда, из-за плохой организации труда, работники не знают своих должностных обязанностей, а потому их и не выполняют. Отсюда часто могут возникать споры о дисциплинарных взысканиях. Уровень трудовой и производственной дисциплины снижает плохая организация труда и производства, неорганизованный досуг, отсутствие нормальных условий быта, что порождает трудовые споры.

Условия трудовых споров могут носить правовой характер, когда в законодательстве, регулирующем трудовые отношения, имеются не четкие формулировки в отдельных нормах или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами [11].

Общепринятой является классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету спора не четыре главных вида: коллективные; индивидуальные, конфликты интересов (экономические) и конфликты права (юридические). Эта типология привязана к характеру и масштабам воздействия конфликта на интересы работников, на условия труда, на их юридическую регламентацию и, наконец, к тому, соотносится ли данный трудовой конфликт с установлением, изменением либо применением (толкованием) правовых норм.

Конфликты интересов возникают в связи с требованиями установления новых или изменение существующих условий труда; конфликты права касаются применения или толкования норм, установленных законами, коллективными договорами либо другими правовыми актами.

Иными словами, экономический трудовой спор возникает в связи не с конкретным правом, зафиксированным в законе, а с претензиями (требованиями) сторон улучшить свое положение по сравнению с законом или иным нормативным актом. Юридический же трудовой спор возникает обычно в связи с жалобой работника (работников) на нарушение прав, закрепленных а законодательстве или в договорах по труду. Исход экономического спора зависит от соотношения сил сторон и может дать одной из них экономическую выгоду, дополнительные права и льготы. Исход же юридического спора — осуществление толкования и реализация действующего права.

Конфликты интересов должны быть урегулированы в согласительном порядке на основании компромисса. Требования сторон опираются в этом случае на справедливость, целесообразность, здравый смысл, общественные интересы, реальные возможности и т.п. Конфликты права возникают при нарушении (действительном или мнимом) прав, установленных юридическими актами. Например, работники требуют восстановления нарушенного права либо устранения препятствия в его реализации, такие конфликты решаются на основании применения и толкования законодательства [6, с. 265].


 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.