Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.
Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.
Сложные политические события, .перерастающие порой в вооруженные конфликты, недальновидные политические решения, способные; поставить перед военнослужащими в течение коротко периода времени проблему- как быть? Пример этому -события в Прибалтике, Грузии, Молдове, Армении, Азербайджане и т.п. Факты говорят о том, что военнослужащие и их семьи лишаются иногда самого необходимого для существования, не говоря уже о выполнении воинского долга. Практика подтверждает, что они имеют определенные права де-юре, а практическая их реализация представляет сегодня спорило разрешимую проблему, обостряющуюся с резким сокращением численности Вооруженных Сил.
В свой практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих. этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.
В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семе й увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.
Обеспеченность жильем- это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия бесквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать “углы” у частных лиц.
В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в колье за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, тая как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.
Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами. Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором- предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.
Серьезную проблему представляют, особенно для небелы и отдаленных гарнизонов, вопросы социально-бытового обеспечения. Отсутствие школ, детских садов, поликлиник, учреждений бытового обслуживания отрицательно сказывается на жизни военнослужащих и их семей. Кроме того, это затрудняет и без того сложную жизнь подобного рода гарнизонов. Так как решение всех проблем осуществляют, как правило, сами гарнизоны то бытовые неурядицы создают немало проблем для основной деятельности военнослужащих, ухудшают моральный климат в коллективах. Создание необходимых элементарных социально-бытовых услуг в воинских гарнизонах- крайне необходимая мера, которая потребует значительных финансовых, материальных затрат и определенного времени. А это опять - таив трудно разрешимо ближайшей перспективе.
Перечисленные выше основные проблемы социальной защищенности не исключают наличия других, воздействие которых на военнослужащих в определенные периоды времени молот быть более значительным, Поэтому важно проявлять заботу о них, исходя из того, что это одна из категорий трудовых ресурсов, которая обязана выполнять свои функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится жизнью.
Заключение
Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений.
Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.
Субъектами социально-экономической защищенности являются; государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.
Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.
Переход к рыночному механизму функционирования экономки обострил проблемы социально-экономической защищенности военнослужащих.
Список литературы
Кожухарь В.Г.. Социальная защищенность: проблема социальной защиты военнослужащих. М., 1996.
Лемешев С.В.. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. М., 1996.
Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях. (социологический анализ). М., 1995.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 246.