Экономическая мысль осознала, что невозможно раз и навсегда решить проблему социальной защиты людей. В силу направленности общественного развития она возникает перед обществом снова и снова и каждый раз для ее решения необходимы нестандартные подходы. Мировая практика разработала достаточно эффективную система нейтрализации источников социальной незащищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и правовые механизмы.
Экономический механизм включает: разработку социально- экономических программ; выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию заработной платил представление населению льготных кредитов и др.
Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности общественных организаций (общество потребителей, армии спасения, фондов милосердия); развитие отношений социального партнерства.
Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает: законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; правовое воспитание населением обеспечения соблюдения законов и др.
Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм, создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической, политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.
Практика нейтрализации источников социальной незащищенности
Рассмотрим подробнее главные из перечисленных источников и сравним различные подходы их нейтрализации.
Безработица.
На основе централизованного планирования бывший СССР сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности исчез. В начале 3О-х годов было провозглашено, что отсутствие безработицы- это завоевание социализма. И это “завоевание” в условиях резкого снижения реальной оплаты труда было очень легко достигнуто. Однако сколько-нибудь продуманного экономического обоснования этой в своей основе социальной установки никогда не было.
Избавившись от страха потерять работу люди стали довольно небрежно относиться к своим обязанностям, и поэтому производительность труда и эффективность производства были очень низине.
В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них- рациональное использование факторов производства и повышения его эффективности. Экономике противопоказана как полная занятость, так и чрезмерно высокая безработица. В первом случае экономика страдает от инфляции спроса, низкой эффективности производства, применения командных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей. Во втором- она сталкивается с нарушением социально-экономических прав человека. Второй аспект -социальная защита трудящихся от последствий безработицы.
Именно второй аспект является предметом нашего анализа.
В развитых капиталистических странах под безработным понимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показателями. Первый из них- уровень безработицы. Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью безработных к численности всего самодеятельного населения, выраженное в процентах. Второй- продолжительность безработицы.
Индустриально развитые страны давно осознали пагубность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по подсчетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд. дол. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол.
Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу? быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение материальное благополучие. возможности для профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь аду ростом безработицы и количеством психических заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность наркомания.
Осознание необходимости социально-экономической защиты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной политики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законодательных актов, на основании которых разрабатывались крупно масштабные программы по названным направлениям.
Следует различать три вида финансовой помощи безработным: во-первых, пособия по безработице; во-вторых, помощь по безработице; в-третьих, помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень, в том числе частичное возмещение платы за квартиру и некоторые другие коммунальные услуги.
Эти выплаты являются, образно говоря, движением вниз по социальной лестнице- при окончании срока получения песо бил и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т.д.
Самой существенной социальной помощью потерявшим работу является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда, который формируется по-разному.
В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н которых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей, В Швеции в образовании фон да участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.
Пособие по безработице выплачивается во всех капиталистических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточное положение занимают США и ФРГ, где его размер составляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже тру. да. Как правило, необходимы два условия, при которых может вымачиваться пособие: первое - наличие определенного трудового стажа; второе - наличие определенного страхового стажа, т.е. необходимо, чтобы претендент вносил определенное время взносы в страховой фонд.
Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например, чтобы получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового стажа не менее 3- лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по безработице на 6,8,10 и 12 месяцев во всех случаях необходимы трудовой став не менее 4 лет и страховой стаж соответственно 1.8,24,30,36 месяцев.
Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности дроков получения пособия. Наиболее благоприятными для трудящихся можно считать условия получения пособия по безработице во Франции. Здесь выше сроки получения пособий, а условия более щадящие. Например, для того, чтобы в течение 3 месяцев получать пособие по безработице, во Франции необходимо проработать всего лишь 1 год и иметь страховой стая 3 месяца. Все трудящиеся, проработавшие всего лишь год и успевшие сделать взносы в фонд страхования по безработице в течение 6 месяцев, имеют во Франции возможность получать пособие по безработице в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55 лет при тех же условиях - 21 месяц.
Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах:) не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.
В Швеции размер пособия не увязан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.
Его размер один из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.
Помощь по безработице - это продолжение процесса социальной зашиты трудящегося в случае, если в течение пера да получения пособия по безработице он не смог решить вопрос о трудоустройстве. Этот вид помощи в одних странах вы выплачивается в виде твердой ставки. Например, во Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и зависит от возраста. В других странах - это доля в заработной плате ( в ФРГ- 56-58%). В США и Японии такая помощь не существует.
Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень а частичное возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудоустроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше, чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.
В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те норда финансовой помощи безработным, которые были установлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией.
Инфляция.
Данный источник незащищенности является одним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.
От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.
Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности денежной единицы. От этого в первую очередь страдают граждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их в виде наличных денег на банковских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.
Защитить интересы граждан в данном случае возможно путем увеличения процента по вкладам, который должен быть несколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбережения от обесценения и увеличить приток вкладов, обеспеспечивая тем самым инвестиционный процесс важным источником. В этом же направлении должно действовать и государство. Поскольку оно не сумело предупредить развитие этой болезни, то необходимо обеспечить менее болезненное ее протекание. Поэтому государство должно давать гражданам возможность свободно вкладывать свои сбережения в акции и недвижимость.
Экономика нашей страны подвержена подавленной инфляции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег . Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицита невозможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуация: определенную сумму денег, воплощающую результаты прошлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.
Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкладов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады граждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата- на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г., она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией.
Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канале. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страновую специфику.
Так, в Бельгии и Люксембурге ставка повышается при росте индекса цен на 27%, в Греции - каждые 4 месяца, в Испании и Португалии - ежегодно с учетом предполагаемой инфляции в будущем году.
Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмы подавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции.
Благосостояние людей снижается и в результате возникновения эффекта инфляционного налогообложения. Этот эффект появляется только в той экономике, где существует прогрессивная система налогообложения. Государство, защищая своих граждан от инфляции осуществляет индексацию их номинальных доходов. В результате налогоплательщик получает больший доход одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более высокой ставкой подоходного налога. По своей покупательной способности более высокий доход может оказаться меньше по той простой причине, что его с?дает теперь не только инфляция но и более высокая ставка подоходного налога.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.