Социальная защищенность: проблемы социальной защищенности военнослужащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная защищенность: проблемы социальной защищенности военнослужащих

 

Введение

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

 

Необходимость социальной защищенности и ее сущность.

Экономика и защищенность.

Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими “обязанностями”; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный воп­рос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между эффективностью произ­водства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эф­фективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в  законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако,  как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: “социальную защищенность” и “социальную защиту” .

Социальная защищенность - это конституционное и зако­нодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод че­ловека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые “заставляют” это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталисти­ческих странах господствует позитивный подход, т.е. пройде­на социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, напра­вленная на обеспечение функционирования принятых законо­дательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсою­зов в решении социально-экономических проблем,

В бывших социалистических странах господствовал нега­тивный подход, т.е. проблема социальной защита как объективная  необходимость существовала, но, по политическим и идео­логическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические про­блемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль “выполняла” руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип “кто не повинуется, тот не ест”, т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.

До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие про­порции формирования и использования рабочей силы, опреде­лять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта. Масштабы государственной эксплуатации труда характеризуются следующими данными.

В дореволюционной России норма прибавочной стоимости в фабричной промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она составляла в 1988г.130-170% против 70% в США.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему: человек при “социализме” защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства слишком неравны, и отношения между ними строились на условиях, продиктованных властью.

Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и и пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на сооружение пристройки к дому, на “левое”, своекорыстное использование государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того, что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.

Виды социальной защиты

С точки зрения трудового вклада в общественное производство существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защита - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, .защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и является естественным дополнением рыночной системы.

Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государст­вом этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь “справедливого” вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного о субъективными достоинствами человека а не с объективными результатами его труда. Это обеспече­ние для определенной группы или социального слоя ладей “заслуженного” или “положенного” уровня доходов.

Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое таковым только и было при социализме.

Государство.

Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим общественные интересы. Равенне этой ‘проблемы является его неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государ­ства требует поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограниче­ние рыночных отношений, сведение их не нет. В первом слу­чае в какой-то мере государственное участие является опо­средованным. Здесь оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения,

Особое значение имеет установление минимального уровня заработной платы. В США минимальная почасовая ставка зарпла­ты равна 4,25 дол. и была установлена в 1991г. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от механизма функционирования экономики.

В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с определением необходимого ми­нимального уровня обеспеченности. В частности: доданы ли те, кто находится на общественном иждивении, пользовать­ся теми же благами, т. е. иметь такой же уровень дохода .что и граждане, принимающие активное участие в полезном труде.

Государство должно помогать гражданам, попавшим в бе­ду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации социального обеспече­ния на государственном уровне. Несчастья, которых человек не в силах ни предусмотреть, ни избегать, несомненно требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов человеческого общества. Россия только начинает испытывать давление этого социального пресса .

Что касается роли государства в обеспечении абсолют­ной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования. Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие - государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет” Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.

Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения - эффективности их труда

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.

Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия “социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

Профсоюзы.

Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальны” законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг социально-экономических проблем. Их решение оказывает существенное влияние на уровень социальной зашиты трудящихся. Это прежде всего уровень и формы оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др.

Деятельность профсоюзов как регулирующего начала в социально-экономической защите трудящихся характеризуется “встроенной” в рыночный механизм социальной ориентацией, Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает элемент борьбы. Именно в борьбе, в процессе “социального диалога” стороны приходят к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению уровня социальной за щиты трудящихся, так и росту доходности предпринимательской деятельности.

Коллективные договоры являются сегодня главным средством осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

По некоторым южным социальным показателям существуют большие различия между действующими закована и коллективными договорами. Например, продолжительность рабочей недели по закону составляет в ФРГ, Италии, Ирландии 48 часов, а по коллективным договорам соответственно 37,50-40,36-40. Другой пример: продолжительность отпуска по закону составляет в ФРГ, Нидерландах, Ирландии 3 недели, а по трудовым договорам соответственно 5, 5-6, 4-6 недель.

В тактике борьбы профсоюзов следует различать средства мирного отстаивания социально-экономических интересов трудящихся и конфронтационные методы, К мирным метолам следует отнести систему “социального диалога”: участие в парламента, местных органах власти, в процессе коллективно-договорного регулирования и в других институтах, существующих в рамках демократической системы. К конфронтационным методам относятся забастовки. В начале 90-х годов в тактике российских профсоюзов преобладали методы давления и шантажа - забастовки с политическими требованиями, которые наряду с другими факторами поставили экономику на грань полного развала.

Союзы предпринимателей.

Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 - начале 19 в. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добивались установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развитию капитализма росло количество этих союзов и усиливался процесс их централизации.

Первый общенациональный союз предпринимателей - Национальная ассоциация промышленников - был создан в 1е95г. в США. В настоящее время общенациональные союзы предпринимателей созданы во Бета развитых капиталистических странах.

Интересы предпринимателей в системе общественных интересов четко обозначены - не только сохранение, но и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Эти цели справедливы и достойны уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого работодатели, во-первых, участвуют в формировании различных страховых фондов. Например, во Франции они перечисляют денежные суммы в фонд социального страхо­вания здоровья, равные 13,5%, а рабочие и служащие -5.5% объема заработной платы. Во-вторых, способствуют улучшена условий труда, медицинского и бытового обслуживания непо­средственно на предприятиях. В-третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние. голы все’ лее утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты груда, в соответствии с которыми заработная плата ста­вится в зависимость от эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Новейшая тенденция в этой области- соединение участия в результатах с бригадном под­ходом. В соответствии с этой системой рабочие участвуют не только в прибылях, но и в убытках. Кроме того, сочетание участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию труда в зависимость от эффективности производ­ства на стратегическом уровне.

Безработица.

На основе централизованного планирования бывший СССР сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности исчез. В начале 3О-х годов было провозглашено, что отсутствие без­работицы- это завоевание социализма. И это “завоевание” в условиях резкого снижения реальной оплаты труда было очень легко достигнуто. Однако сколько-нибудь продуманного эконо­мического обоснования этой в своей основе социальной уста­новки никогда не было.

Избавившись от страха потерять работу люди стали до­вольно небрежно относиться к своим обязанностям, и поэтому производительность труда и эффективность производства были очень низине.

В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них- рациональное использование факторов производства и повышения его эффективности. Экономике противопо­казана как полная занятость, так и чрезмерно высокая без­работица. В первом случае экономика страдает от инфляции спроса, низкой эффективности производства, применения ко­мандных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей. Во втором- она сталкивается с нару­шением социально-экономических прав человека. Второй аспект -социальная защита трудящихся от последствий безработицы.

Именно второй аспект является предметом нашего анализа.

В развитых капиталистических странах под безработным понимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показате­лями. Первый из них- уровень безработицы. Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью без­работных к численности всего самодеятельного населения, выраженное в процентах. Второй- продолжительность безработи­цы.

Индустриально развитые страны давно осознали пагуб­ность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по под­счетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд. дол. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол.

Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу? быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение материальное благополучие. возможности для профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь аду ростом безработицы и количеством психических заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность наркомания.

Осознание необходимости социально-экономической защи­ты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной поли­тики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законода­тельных актов, на основании которых разрабатывались крупно масштабные программы по названным направлениям.

Следует различать три вида финансовой помощи безработным: во-первых, пособия по безработице; во-вторых, помощь по безработице; в-третьих, помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень, в том числе частичное возмещение платы за квартиру и некоторые другие коммунальные услуги.

Эти выплаты являются, образно говоря, движением вниз по социальной лестнице- при окончании срока получения песо бил и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т.д.

Самой существенной социальной помощью потерявшим ра­боту является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда, который формируется по-разному.

В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н которых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей, В Швеции в образовании фон да участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.

Пособие по безработице выплачивается во всех капита­листических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточ­ное положение занимают США и ФРГ, где его размер состав­ляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже тру. да. Как правило, необходимы два условия, при которых мо­жет вымачиваться пособие: первое - наличие определенного трудового стажа; второе - наличие определенного страхового стажа, т.е. необходимо, чтобы претендент вносил определенное время взносы в страховой фонд.

Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например, чтобы получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового стажа не менее 3- лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по безработице на 6,8,10 и 12 месяцев во всех случаях необ­ходимы трудовой став не менее 4 лет и страховой стаж со­ответственно 1.8,24,30,36 месяцев.

Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности дроков получения пособия. Наиболее благоприятными для трудящихся можно считать условия получения пособия по безработице во Франции. Здесь выше сроки получения пособий, а условия более щадя­щие. Например, для того, чтобы в течение 3 месяцев полу­чать пособие по безработице, во Франции необходимо прора­ботать всего лишь 1 год и иметь страховой стая 3 месяца. Все трудящиеся, проработавшие всего лишь год и успевшие сделать взносы в фонд страхования по безработице в течение 6 месяцев, имеют во Франции возможность получать пособие по безработице в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55 лет при тех же условиях - 21 месяц.

Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах:) не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.

В Швеции размер пособия не увязан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.

Его размер один из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.

Помощь по безработице - это продолжение процесса со­циальной зашиты трудящегося в случае, если в течение пера да получения пособия по безработице он не смог решить воп­рос о трудоустройстве. Этот вид помощи в одних странах вы выплачивается в виде твердой ставки. Например, во Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и зависит от возраста. В других странах - это доля в заработной плате ( в ФРГ- 56-58%). В США и Японии такая помощь не существует.

Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень а частичное возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудо­устроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше, чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.

В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те норда финансовой помощи безработным, которые были установлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией.

Инфляция.

Данный источник незащищенности является од­ним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.

От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.

Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности денежной единицы. От этого в первую очередь страдают граждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их в виде наличных денег на банковских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.

Защитить интересы граждан в данном случае возможно путем увеличения процента по вкладам, который должен быть несколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбережения от обесценения и увеличить приток вкладов, обеспеспечивая тем самым инвестиционный процесс важным источником. В этом же направлении должно действовать и государство. Поскольку оно не сумело предупредить развитие этой болезни, то необходимо обеспечить менее болезненное ее протекание. Поэтому государство должно давать гражданам возможность свободно вкладывать свои сбережения в акции и недвижимость.

Экономика нашей страны подвержена подавленной инфля­ции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег . Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицита невозможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуа­ция: определенную сумму денег, воплощающую результаты прошлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.

Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкла­дов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады граждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата- на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г., она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией.

Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канале. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страновую специфику.

Так, в Бельгии и Люксембурге ставка повышается при росте индекса цен на 27%, в Греции - каждые 4 месяца, в Испании и Португалии - ежегодно с учетом предполагаемой инфляции в будущем году.

Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмы подавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции.

Благосостояние людей снижается и в результате возникновения эффекта инфляционного налогообложения. Этот эффект появляется только в той экономике, где существует прогрессивная система налогообложения. Государство, защищая своих граждан от инфляции осуществляет индексацию их номинальных доходов. В результате налогоплательщик получает больший доход одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более высокой ставкой подоходного налога. По своей покупательной способности более высокий доход может оказаться меньше по той простой причине, что его с?дает теперь не только инфляция но и более высокая ставка подоходного налога.

Экологические проблемы .

Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально-экономический прогресс, не обостряя глобальные проблемы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологической проблема. Следует признать, что в ее решении невозможно достичь экологической ситуации, скажем, 17в. Однако человечество, с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защитить людей от экологической катастрофы.

Заключение

Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-экономи­ческая защищенность - это обеспечение всем членам общест­ва гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений.

Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.

Субъектами социально-экономической защищенности являются; государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимате­лей, различные общества и объединения потребителей.

Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсо­лютным источникам относятся те, которые при любой направ­ленности их динамики однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологи­ческие проблемы.

Вторая группа включает такие источники, которые толь­ко при ухудшении их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.

Переход к рыночному механизму функционирования экономки обострил проблемы социально-экономической защищенности военнослужащих.

Список литературы

Кожухарь В.Г.. Социальная защищенность: проблема социальной защиты военнослужащих. М., 1996.

Лемешев С.В.. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. М., 1996.

Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях. (социологический анализ). М., 1995.

 

Социальная защищенность: проблемы социальной защищенности военнослужащих

 

Введение

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.