Сущность основных закономерностей психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлен многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности. Систему этих закономерностей образуют следующие факторы: 1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии преподнесет ения, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Основные интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится иа период их высших д постижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частичастин.2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ??нелинейной, многовариантной природой системы, то в гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития р из них в психических образований. По данным исследований, чем по-трибниша функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во время часі.3 сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно решения виваються ее функции. Например, благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, опа новую связную речьння.сензитивность (позднелат Sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периодуПериоды сензитивного развития ограничены во времени потратив его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждый возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценен года жизни в дошкольном возрастеСтадиальность развития - ризночасовисть, несовпадение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организацииКаждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в присущих его возрасту видах жизнедеятельности те. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развитияку.Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. Переход ее от одного этапа развития к другому является прежде переходом к новому, качественно более высокого и глубокого связи с обществом, частью которого она является и без связи с которым не может жити.Разнообразные психические процессы, свойства и качества личности ребенка постоянно находятся в состоянии дифференциации и интеграцииИтак, закономерности психического развития ребенка, которые имеют свои факторы и характеристики, предусматривают и определяют ее дальнейшее развитие в процессе онтогенеза

 

11.теории детского развития З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Детские переживания, по мнению 3. Фрейда, имеют сексуальную природу. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника, а также чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности. Оральная стадия(от рождения до 18 мес.). Центром чувственной стимуляции, наслаждения и интереса является рот. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция - «Я». Уже на оральной стадии, согласно представлениям З.Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.Анальная стадия(18 мес. – 3 года) – чувственные наслаждения связаны с процессом выделения. На этой стадии ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть. В результате развитие приобретает конфликтный характер. На этой стадии практически полностью образована инстанция "Я", которая способна контролировать импульсы "Оно". Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" личности ребенка как часть его самого, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Фиксация на этой стадии в последующем может привести к формированию анально-удерживающего характера (скупость, упрямство и т.п.) или анально-агрессивного характера (импульсивность, несдержанность, агрессивность и даже садистическая жестокость).Фаллическая стадия(3 года - 6 лет) - источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Фиксация на этой стадии приводит к формированию фаллического характера. У мужчин это проявляется в стремлении к успеху, попытках доказать свою мужественность и половую зрелость, они хвастливы, дерзки и часто опрометчивы. У женщин появляется склонность к флирту или борьба за первенство над мужчинами, при этом проявляется чрезмерная настойчивость, напористость, самоуверенность.Латентный период(6 лет – 12-14 лет) – на протяжении этого периода «либидо» дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола, а также на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений не только со сверстниками, но и взрослыми за пределами семейного окружения.Генитальная стадия(с 12-14 лет и вся последующая жизнь). Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения и генитальный характер, как символ идеального психического здоровья – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности. Однако, осуществление нормального сексуального общения, особенно в подростковом возрасте, может быть затруднено. Тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности,Эпигенетическая концепция Э.Эриксона (1902-1979)По мнению Э. Эриксона каждый человек в течение своей жизни проходит через несколько стадий, являющихся универсальными для всего человечества. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период). Полноценно функционирующая личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий. Каждая из выделенных 8 стадий характеризуется специфической эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Основной задачей первой стадии (0–1 год) является установление доверия ребенка к внешнему миру, что является основой формирования положительного самоощущения. Главную роль в жизни играет мать, которая ухаживает, кормит, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие к миру». Если ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым, а если нет – формируется «базовое недоверие к миру», что сопровождается устойчивым пессимизмом, трудностями в овладении новыми видами деятельности.Задача второй стадии (1–3 года) – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, что позволит сформироваться его автономии и независимости. Если ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, то появляются сомнения в возможности что-то сделать самостоятельно. В конце стадии должно быть сформировано равновесие автономии и сомнения, что в значительной мере зависит от поведения родителей.Третья стадия (3–6 лет) ознаменована конфликтом между инициативой и чувством вины. Для этой стадии характерна активная познавательная деятельность, а поэтому важна адекватная реакция взрослых на эту исследовательскую активность. И если родители сильно подавляют ребенка, то замедляется формирование инициативности, закрепляется пассивность, неуверенность в себе и чувство вины.Четвертая стадия (6–12 лет) – психологически ребенок готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для этого он должен выполнять разнообразную продуктивную деятельность (овладевает знаниями и новыми навыками в школе) и как результат – трудолюбие и способность к самовыражению. На этой стадии возможности развития в семье уже исчерпаны, референтным окружением становится школа и двор.Пятая стадия (12–20 лет) сопровождается конфликтом между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью («Кто я?»; «Каков мой дальнейший путь?»). И если предшествующие стадии прошли благополучно (сформировались доверие к миру, автономия, инициативность и трудолюбие), то человек легко находит свое «Я» и признание у окружающих. В противном же случае происходит ролевое смешение, трудности в обретении своего «Я», появляется устойчивое чувство тревоги и одиночества. Референтным окружением на этой стадии являются лидеры как образцы, «свои» и посторонние группы.Шестая стадия (20–25 лет) сопровождается конфликтом между близостью и изоляцией. Близость по Э. Эриксону – это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять свое «Я», «раствориться» в других, а референтным окружением становятся друзья, сослуживцы, соперники и сексуальные партнеры. Если же на этой стадии сохранится смешение ролей, то человек замыкается, закрепляется изоляция и одиночество.Задача седьмой стадии (26–64 года) – развитие у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной, что возможно при успешном разрешении предыдущих конфликтов. Значимой социальной средой на этой стадии становятся работа, семья и дети, которые подтверждают востребованность человека. Неудачи на предыдущих стадиях могут привести к поглощенности самим собой, инертности.На заключительной восьмой стадии (старше 64 лет) обычно ретроспективно просматривают свою жизнь и оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если она была наполнена, по его мнению, смыслом, принимает свою жизнь со всеми ее удачами и неудачами. Если этого не происходит, то возникает отчаяние, жизнь кажется чередой упущенных возможностей и напрасной тратой сил.

12.понятие психологического возраста. Проблема возрастной периодизации Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент: умственный возраст x 100% IQ = хронологический возраст б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое — изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе — вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.Периодизация — деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом — является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития — специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий — социальной ситуации развития и новообразования — задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.При определении понятия "возраст" А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений — есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности — отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок — общественный взрослый" и "ребенок — общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей — такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);Близость против одиночества (19-25 лет);Продуктивность против застоя (25-50 лет);Цельность против отчаяния (50-…).

 

13.учение о деятельности в психологии. Влияние различных видов деятельности развитие личности                                                                                                       Деятельность – есть внутреннее стремление человека к изменению самого себя и внешней реальности. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка.Учение – это процесс систематического овладевания знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. Хорошо организованное обучение носит воспитывающих характер. В процессе обучения формируется личность человека: его направленность, волевые черты характера, способность.Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда – создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящие значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Следующий вид деятельности – это игра.Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.Из определения деятельности следует, что деятельность это творческий процесс преобразования действительности. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

 

14.Понятие ведущей деятельности в психологии. Проблема ведущей деятельности развитии психики ребенка                                                                                                                 Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности. Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:• происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;• развивается личность ребенка в целом;• зарождаются новые формы деятельности. Чем старше ребенок, тем больше видов Деятельности он осваивает. Но разные виды Деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и Личности ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ведущей Деятлельностью. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ведущей Деятельности:1. В форме ведущей Деятельности возникают и дифференцируются новые виды Деятельности.2. В этой Деятельности формируются и перестраиваются отдельные психич функции (в игре – творческое воображение).3. От нее зависят наблюдаемые в это время изменения Личности.Ведущей не может стать любая Деятельность, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой Деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов Деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.Младенчество – непосредственное эмоциональное общение.Раннее детство – предметная Деятельность.Дошкольный возраст – игра.Младший школьный возраст – учебная Деятельность.Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная.Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».Ведущая Деятельность порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты Деятельности. Так Поздняков полагает, что главным в развитии является поисковая Деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена Деятельностью экспериментирования. Проблема ведущей Деятельности заключается в том, что не все психологи согласны с тем, что существует ведущая Деятельность. Петровский не отрицает значения ведущей Деятельности, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной ведущей Деятельности, в первую очередь выделенной на каждом возрастном этапе. Он считает, что состав ведущей Деятельности зависит от социальной ситуации.Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» приводит эту цитату С.Л. Рубинштейна, но не обсуждает и не опровергает ее. В 1978 году Н.С. Лейтес писал: «Подход к проблемам возрастного развития с точки зрения «ведущей Деятельности» применяется еще в слишком общем виде… В результате недостаточно внимания уделяется тем внутренним предпосылкам своеобразия Деятельности, которые отличают каждый возрастной период. Вероятно, главное состоит не столько в вопросе о том, в игре ли, учении, общении или труде развивается по преимуществу Личность… сколько в выяснении более конкретных психол. характеристик Деятельности и самих свойств Личности ребенка на разных возрастных этапах». Эти справедливые замечания долго не принимались во внимание и не были использованы в целях преодоления стереотипов нашего мышления. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа Деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип Деятельности, позволяющий отличать его от многих других.Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип Деятельности». А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психологическая концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии Личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой, в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения Личности в новые конкретно-исторические условия.

15. Психология общения: понятия, функии, средства и виды общения.                                                                                                                                                                                       Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами. Содержание общения может быть различным:- передача информации- восприятие друг друга-взаимооценка партнерами друг друга-взаимовлияние партнеров-взаимодействие партнеров-управление деятельностью и т.д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть: -коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)-информационная (обмен информацией между людьми)-когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)-эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)-конативная (управление и коррекция взаимных позиций)-креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)                Различают следующие средства общения- вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь). В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная;- невербальные, которые нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

16. Физиологические и психологические особенности новорожденного. Основные итоги кризиса новорожденности.                                                                                          физиологические особенности новорожденноготечение первого года жизни ребенок интенсивно развивается как физически, так и психическиРост здорового ребенка-младенца за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг. Младенец отличается от взрослого пропорциями тела: имеет сравнительно большую голов вку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела. Начинают появляться молочные зубкики.Интенсивно развивается нервная система. Быстро развиваются анализаторы, в частности, их мозговые части. Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное разви ток условных рефлексов младенцевни. психического развития младенца Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей - ее социального окружения. Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста -непосредственное эмоциональное общение. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого). Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является спилкув ния, а условно его называют непосредственным эмоциональным Кризис новорожденности Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период но-ворожденности.Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода но-ворожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоорди-нированы. В комплексе зарождается координация движений.Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

17. Соиальная ситуаия развития в младенчестве. Характеристика общения младена со взрослым. Особенности развития ребенка в период младенчества.                                    По мнению Л.С. Выготского, легко может показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Он лишен основного средства социального общения – речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т.е. активным участником социального взаимодействия.На самом деле внимательное исследование показывает, что в младенческом возрасте мы имеем дело в совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой определяется двумя моментами. Таким образом, пути через других, через взрослыхосновной путь деятельности ребенка в этом возрасте. Решительно все в поведении младенца вплетено и воткано в социальное. Все контакты ребенка с социальной действительностью являются целиком и полностью социально опосредованными. Благодаря всему этому и возникает такая единственная и неповторимая зависимость ребенка от взрослых, слитность ребенка и взрослого.Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенчестве, заключается в том, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи. Именно эта вторая черта в соединении с первой и придает своеобразие социальной ситуации, в которой находится младенец. Всей организацией жизни он принужден к максимальному общению со взрослыми. Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента: улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает я Ияф   ЙКу5открыванием рта и с оживленной мимикой; вокализации, ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому; двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: улыбка; улыбка + гуление; улыбка + вокализации + двигательное оживление (к 3 месяцам).

18. Психологические новообразования младенчества.Кризис одного года
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.Хватание — это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами — "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7—10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10—11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения — общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М. И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л. С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация — исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других" [1].В конце первого года жизни младенец начинает ходить, сначала с помощью взрослых или опираясь на окружающие предметы, а затем самостоятельно. Д. Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло взаимодействие иного содержания.Данные изменения в отношениях ребенка и взрослого приводят к возникновению критических симптомов, составляющих кризис одного года.Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний, выражаемых гипобулическими реакциями: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным.Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно,потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются его действия с предметами. Но возможности малыша все же ограничены, поскольку, во-первых, его речь еще несовершенна, а во-вторых, он нуждается в помощи взрослых при осуществлении почти любого действия. Это явно выражено при освоении предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественные способы употребления предметов, так как сам ребенок не способен дойти до их понимания.

19.Соиальная ситуация развития в раннем возрасте. Становление и развитие разных видов деятельности в раннем возрасте.                                                                              Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребе но к — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуати в но-делово е общение , которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.Характеристики полноценного общения ребенка раннею возраста со взрослыми:— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;— активное использование речи во взаимодействи.

20.Развитие речи в раннем возрасте. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.Этапы речевого развития:Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.
Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.Второй этап-активная речь приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.



Развитие психических процессов в раннем возрасте.                                                                                                                                                                                                          Развитие психических процессов в раннем возрасте-это подьем на более высокий уровень,исследовательские действия ребенка.От 1 года до 3 лет.

Развитие восприятии-главная роль,именно оно влияет на развитие всех психических процессов.Появление разнообразных действий с игрушками,способствует ориентации ребенка на различные свойства предмета-форма и величина.

Развитие внимание-происходит при освоении ходьбе,предметной деятельности и речи.Самостоятельная ходьба делает доступной широкую область предметов,тем самым расширяя круг его внимания.Освоение назначение предметов ,совершенствование действий с ними позволяет развивать внимание.Но с другой стороны внимание мало устойчиво в этом возрасте,поэтому ребенок неизаканчивает начатое дело.

В начале 2го года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становиться самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить обьект в его отсуствие ,удлиняется промежуток между узнаванием и запоминанием. Для развитие памяти,ребенку предоставляют разлиные игры.

В раннем детстве обогощается содержание представлений, поэтому, возрастают обьем и прочность сохранение мтериала.Появляется новый процесс –воспроизведение. Бурное развитие получает словесная память.Впечатления которые появляются на 2ом году жизни ребенка,выступают предпосылками становления и развитие воображения.Показателями развитие воображение в игре являются,ранообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации,самостоятельный выбор предмета.Мышление-задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий.так развивается наглодно-действенное мышление.В возрасте от 1 до 3 лет складываюся мыслительные операции-распложение в пространстве; группировка предметов по цвету,величине.формы; сравнение по цвету ,форме,размеру,весу,по времени;выделение основных свойств предметов; координация движения рук и зрения;формирование числовых представлений.

 

22.Специфика общения ребенка раннего возраста со взрослыми и его сверстниками. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.                                              Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми .На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый. Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной деятельности. Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З - го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые — промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент. Ребенка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить: дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формирова­нием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое'Значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, сестре-воспитательни­це в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года жизни, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в со­чувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

23.Психологическое новообразования раннего возраста. Кризис трех лет.                                                                                                                                                            Новообразования раннего возраста – развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, складывание иерархии мотивов. На этой базе появляется произвольное поведение, т. е. самостоятельность. Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности. На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызывает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.Кризис 3-х лет1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием. 2. Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении.3. Третий симптом кризиса - строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, уст 4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам ановленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. 5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться7. Седьмой симптом кризиса -стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из возможных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, как система «Я». в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

 

24.Соцальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра к ведущая деятельность дошкольника.                                                                  Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: "ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)". Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, полицейский, продавец, воспитатель.Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен "Я сам. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности.Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Развитие сюжетной и содержательной сторон детской игры показывает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых.Сюжет – отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра "в семью", "в доктора", "в магазин", "в погоню" и т.д. Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых; то, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся им в игровой форме. Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры носят различный характер. Это и отношения но сюжету и роли – игровые; и взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, – реальные. Взаимодействуя в игре, дети учатся общаться, согласовывать свои точки зрения.

 

25.Психологическая характеристика разных видов деятельности детей дошкольного возраста.                                                                                                                                Возраст 3-6,7 лет. Деятельность является одним из основных условий развития психики ребенка, а также одним из путей ее изучения. Ведущий вид деятельности дошкольника - игра. Своего расцвета она достигает в середине дошкольного детства а. Важное значение для психического развития имеют продуктивные виды деятельности, трудовая и учебная деятельность, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте, а также общение как специфический вид действительности.Важным изменением в психических процессах и психологических особенностях на этапе, что приводит ведущая деятельность дошкольника, есть игра, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности . Игра - вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей деятельности В процессе игры у ребенка появляется потребность активно влиять на вещи, предметы, окружающие. Она развивает и формирует интеллектуальные, эмоциональные, волевые качества личности. Ролевая игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, направленной на ориентировку в предметной и социальной действительности . Ролевая игра позволяет ребенку вступить во взаимодействие с недоступными ей в реальной практике сторонами жизни, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. То, что ребенок наблюдает в мире взрослых, становится предметом ее игровой деятельности, в которой взрослый присутствует опосредованно. Игра становится ведущим видом ее деятельности. Общение с близкими взрослыми приобретает внеситуативно характера и побуждается нов ими потребностями. Ребенок осваивает новую сферу социальных контактов - отношения с сверстниками. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не потому, что она занимает больше времени ребенка, а потому, что приводит качественные изменения в его психике.Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.Сюжетно-ролевая игра это - образная игра по определенным замыслом детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и розыгрыш детьми.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.