Проблемы современной детской психологии:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы современной детской психологии:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Связь с другими науками:с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой (изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с математикой (в психологии необходимо знать математику).

 

Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка. Современные подходы к развитию личности детей.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д. Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология " в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

- личностно ориентированный;- деятельностный (личностно-деятельностный);

- культурологический;- ценностный;- гуманистический;- человекоцентрированный Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата.Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).


Развитие психических процессов в раннем возрасте.                                                                                                                                                                                                          Развитие психических процессов в раннем возрасте-это подьем на более высокий уровень,исследовательские действия ребенка.От 1 года до 3 лет.

Развитие восприятии-главная роль,именно оно влияет на развитие всех психических процессов.Появление разнообразных действий с игрушками,способствует ориентации ребенка на различные свойства предмета-форма и величина.

Развитие внимание-происходит при освоении ходьбе,предметной деятельности и речи.Самостоятельная ходьба делает доступной широкую область предметов,тем самым расширяя круг его внимания.Освоение назначение предметов ,совершенствование действий с ними позволяет развивать внимание.Но с другой стороны внимание мало устойчиво в этом возрасте,поэтому ребенок неизаканчивает начатое дело.

В начале 2го года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становиться самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить обьект в его отсуствие ,удлиняется промежуток между узнаванием и запоминанием. Для развитие памяти,ребенку предоставляют разлиные игры.

В раннем детстве обогощается содержание представлений, поэтому, возрастают обьем и прочность сохранение мтериала.Появляется новый процесс –воспроизведение. Бурное развитие получает словесная память.Впечатления которые появляются на 2ом году жизни ребенка,выступают предпосылками становления и развитие воображения.Показателями развитие воображение в игре являются,ранообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации,самостоятельный выбор предмета.Мышление-задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий.так развивается наглодно-действенное мышление.В возрасте от 1 до 3 лет складываюся мыслительные операции-распложение в пространстве; группировка предметов по цвету,величине.формы; сравнение по цвету ,форме,размеру,весу,по времени;выделение основных свойств предметов; координация движения рук и зрения;формирование числовых представлений.

 

22.Специфика общения ребенка раннего возраста со взрослыми и его сверстниками. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.                                              Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми .На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый. Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной деятельности. Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З - го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые — промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент. Ребенка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить: дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формирова­нием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое'Значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, сестре-воспитательни­це в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года жизни, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в со­чувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

23.Психологическое новообразования раннего возраста. Кризис трех лет.                                                                                                                                                            Новообразования раннего возраста – развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, складывание иерархии мотивов. На этой базе появляется произвольное поведение, т. е. самостоятельность. Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности. На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызывает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.Кризис 3-х лет1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием. 2. Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении.3. Третий симптом кризиса - строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, уст 4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам ановленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. 5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться7. Седьмой симптом кризиса -стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из возможных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, как система «Я». в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

 

24.Соцальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра к ведущая деятельность дошкольника.                                                                  Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: "ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)". Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, полицейский, продавец, воспитатель.Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен "Я сам. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности.Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Развитие сюжетной и содержательной сторон детской игры показывает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых.Сюжет – отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра "в семью", "в доктора", "в магазин", "в погоню" и т.д. Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых; то, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся им в игровой форме. Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры носят различный характер. Это и отношения но сюжету и роли – игровые; и взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, – реальные. Взаимодействуя в игре, дети учатся общаться, согласовывать свои точки зрения.

 

25.Психологическая характеристика разных видов деятельности детей дошкольного возраста.                                                                                                                                Возраст 3-6,7 лет. Деятельность является одним из основных условий развития психики ребенка, а также одним из путей ее изучения. Ведущий вид деятельности дошкольника - игра. Своего расцвета она достигает в середине дошкольного детства а. Важное значение для психического развития имеют продуктивные виды деятельности, трудовая и учебная деятельность, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте, а также общение как специфический вид действительности.Важным изменением в психических процессах и психологических особенностях на этапе, что приводит ведущая деятельность дошкольника, есть игра, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности . Игра - вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей деятельности В процессе игры у ребенка появляется потребность активно влиять на вещи, предметы, окружающие. Она развивает и формирует интеллектуальные, эмоциональные, волевые качества личности. Ролевая игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, направленной на ориентировку в предметной и социальной действительности . Ролевая игра позволяет ребенку вступить во взаимодействие с недоступными ей в реальной практике сторонами жизни, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. То, что ребенок наблюдает в мире взрослых, становится предметом ее игровой деятельности, в которой взрослый присутствует опосредованно. Игра становится ведущим видом ее деятельности. Общение с близкими взрослыми приобретает внеситуативно характера и побуждается нов ими потребностями. Ребенок осваивает новую сферу социальных контактов - отношения с сверстниками. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не потому, что она занимает больше времени ребенка, а потому, что приводит качественные изменения в его психике.Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.Сюжетно-ролевая игра это - образная игра по определенным замыслом детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и розыгрыш детьми.

Проблемы современной детской психологии:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Связь с другими науками:с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой (изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с математикой (в психологии необходимо знать математику).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.