Письмо — пишет несколько знакомых слов, звуковым анализом не пользуется.
Арифметика — продвинулся в счете, но считает хорошо только тогда, когда материал написан, находится у него перед глазами.
В работу класса не всегда удается включить.
Олег был включен в дополнительную к школьным занятиям логопедическую амбулаторную работу (3 раза в неделю по 30—45 минут). Было проведено 32 занятия.
За это время отмечено значительное продвижение Олега.
Произношение его окрепло, появилось довольно много совершенно правильно и стойко произносимых слов (существительных и глаголов). Фраза стала более правильной.
Повторение значительно улучшает фразу, может правильно повторить фразу из 4—5 слов.
Чтение стало более правильным, простой прочитанный текст понимает и может пересказать. В письме стал пользоваться звуковым анализом (делит предложения на слова, слово—на слоги и выделяет звуки).
По отзыву учительницы в классе стал более активным, принимает участие во всех видах работы.
С уточнением и закреплением структуры слова все больше и больше стало возможным уловить неправильное произношение звуков, артикуляционно наиболее трудных, и замены их на более легкие. Так, шипящие заменяются свистящими, л через л', р остается одноударным и глухим, а иногда совсем опускается.
Все это указывает на необходимость работы по постановке и автоматизации указанных звуков, что и было сделано.
Олег продолжал учиться во вспомогательной школе, окончил ее. В настоящее время работает курьером. При встречах на улице приветливо здоровается, разговаривает. Его бытовая речь совершенно правильна и свободна, он хорошо понимает собеседника.
В работе с Левой преобладали процессы восстановления речи с опорой на постепенно воскресшие, ранее приобретенные речевые навыки, а в работе с Олегом — процессы воспитания речи.
Анализ данных проведенной логопедической работы с двумя детьми-афазиками вскрывает различие форм афазии и значение уровня речевого развития до распада. Понимание этих факторов служит основой для дифференцированной работы с этими детьми.
У Левы с первых дней можно было отметить сохранность личности: он сам приходит на занятия, активно и целенаправленно занимается. Импрессивная сторона речи относительно сохранна. Основным затруднением является нарушение артикуляционных движений типа оральной кинестетической апраксии. На это звено и направлено основное внимание. Оральная апраксия постепенно преодолевается, и благодаря этому растормаживается словарь Левы. При растормаживании словаря обнаруживается сохранность слоговой структуры слов (так, в самостоятельно возникшем слове Арбат сразу отмечается правильная последовательность звуков). Взаимная связь двух процессов —становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука (например, р). Обнаруженная сохранность зрительных образов и их рядов (цифровой ряд, алфавитный ряд) позволяет сразу приступить к восстановлению чтения и письма, при этом обнаруживается сохранность звукового анализа.
Все эти данные позволяют думать о возможности достаточно полного и быстрого восстановления речи Левы.
Олег находился под более длительным наблюдением логопеда — с 8 до 11 лет. Случай афазии после перенесенного энцефалита в пятилетнем возрасте. Полноценная речь пятилетнего ребенка подверглась распаду, пострадали все компоненты речи: грамматический строй, звукопроизношение, словарь.
Через 3 года после заболевания обнаруживается следующее: понимание речи неполное, неустойчивое, произношение неясное, смазанное, в словаре наряду с искаженными словами трехслоговой структуры имеются очень элементарные слова-звукоподражания и лепетные слова, фраза грубо аграмматичная, но состоящая из нескольких слов, среди которых имеются существительные, глаголы, местоимения. По-видимому, состав словаря и фразовой речи может быть объяснен наличием в нем как продуктов распада, так и новых неполноценных и элементарных образований.
Сохранность личности мальчика оказывается в том, что он очень стремится к занятиям, проявляет интерес к окружающему (А это чо?—часто спрашивает он). Быстрый перевод из имбецильного класса (куда он был принят в связи с низким уровнем его речи) в дебильный говорит о достаточной сохранности интеллекта, тем более что в школьных занятиях ему очень мешает неполноценность речевого восприятия.
В результате систематических логопедических занятий в десятилетнем возрасте сенсорные нарушения снимаются совсем, что сразу дает значительное улучшение экспрессивной речи и успеваемость в школьном обучении. Некоторые моторные затруднения в виде неправильного произношения отдельных звуков также теперь легко преодолеваются. Недостатки речи мальчику больше не мешают.
Можно думать, что некоторое снижение интеллекта не позволило мальчику перейти в массовую школу. Во всяком случае в жизни он приспособленный человек, пользующийся своей речью в быту и на работе.
Необходимость специального обучения. Дети-афазики, так же как и дети-алалики, нуждаются в длительном специальном воспитании и обучении. Организация и формы обучения должны иметь как школьный программный характер, так и обязательно вклю-
чать и индивидуальную работу, в особенности над речью этих детей.
Необходимость индивидуальной работы с ними диктуется громадным разнообразием как их нарушений, так и их компенсаторных возможностей. В случае детской афазии уровень речевого развития и школьного обучения к моменту заболевания, приведшего к афазии, играет не последнюю роль в возможностях и темпе восстановления.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.