Движения артикуляции все еще не совсем ловкие, несколько судорожные. Научился язык опускать, поднимать, ставить за зубы, не сразу находит точное направление движения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3-е занятие. Придя на занятие, Лева демонстрирует самостоятельно полученное произношение звука с. Замедленно сам называет буквы, пройденные на прошлых занятиях.

Лева легче повторяет, если к показу немой артикуляции присоединить и произнесение. Так, очень легко повторил слова да, дом. Легко повторяет звук ф, в удается труднее. Если удается повторить слово, Лева очень доволен, по собственной инициативе повторяет его несколько раз, как бы стараясь освоить его.

4-е занятие. Попробовали дать слово Маша. Сначала Лева категорически отказался, показав жестом, что у него не выйдет, но затем произнес по слогам, несколько раз самостоятельно повторял. Повторяет по памяти и все ранее полученные слова. Усвоенное произносит легко, с живой интонацией, стал хорошо звучать голос. Рядовая речь не восстанавливается при счете, при перечислении месяцев.

5-е занятие. Сам стал произносить слово Паша. но зато Маша опять неудается (то Паша, то Мала).

Получили новые звуки — звонкие согласные ж и б при помощи тактильного ощущения вибрации голосовых связок. После этого удалось повторить слова баба и жаба.

Опять была сделана попытка вызвать рядовую речь по сказке “Сорока-ворона”. Логопед читал текст, а Леве предложил параллельно изображать действие. Изображение действия расходилось с читаемым текстом: мальчик что-то невнятно бормотал, ни одного слова у него не проскользнуло.

6-е занятие. Лева стал сам произносить слово Ада (имя их соседки), но произносит его без интонации, по слогам. Удалось повторение слова Саша, но пишет Саса. Может по требованию звучно крикнуть (а! у!). Зовет по имени (мама! Ада!).

Е занятие. Легко повторяет слова: хата, Вова, Вава, Лева (последнее с ощупыванием рукой гортани). Настойчиво повторяет их по нескольку раз.

Е занятие. При проверке схемы тела быстро и уверенно показывает свои руки, ноги, спину, грудь, с небольшой задержкой — шею, голову, уши, кос, глаза, зубы, губы, язык. Движения языка по словесной инструкции — вверх — вниз, вправо — влево; сначала язык производит впечатление паретичного: опущен вниз, кончик языка довести до угла рта не может. После фиксации пальцем угла рта и верхних альвеол движение языка сразу становится правильным, легким, точным. Оскал — дает только улыбку, иногда даже помогает себе пальцем; губы вытягивает только с легким свистом.

После указанных упражнений повторяет звук л, слог ла и слово лапа.

9-е занятие. Легко повторяет все ранее полученные слова, а затем слова сам, ухо. Прямые слоги с а со всеми произносимыми им согласными образует легко; слоги с гласным у удаются только с губно-губными согласными. Слово бабушка, более сложное по структуре, повторить не может, произносит бабаш и беспомощно останавливается.

10-е занятие. Левой усвоено 17 букв: он находит-их среди других и повторяет их названия; 7 из них называет самостоятельно, несколько раз повторяет звук, а затем находит соответствующую букву. 10 остальных вспоминает сначала как начальный звук слова. Лева пишет знакомые слова под диктовку, применяя анализ их (перед произнесением некоторых звуков отмечают установочные движения).

11-е занятие. Лева, подходя на звонок к телефону, свободно отвечает. да. Освоено слово халат. Как и раньше. Лева сначала произносит слово приближенно, недостаточно точно, многократно его повторяет, и слово в процессе повторения проясняется, уточняется и обычно сразу остается в словаре Левы. Иногда в этом же процессе возникают новые звуки: так было дано новое слово Арбат (где живет Лева). Лева произносит его, но в первой редакции выпускает еще не восстановленный звук р, осознает это и отказывается от дальнейшей работы над словом. По настоянию логопеда все же повторяет слово еще и еще раз; постепенно начинает формироваться фрикативный звук р.

Е занятие. В слове Арбат появился правильный вибрирующий звук р, после этого произносится слово рама. После нескольких упражнений на выгибание спинки языка и повторения взрывных звуков пит удается повторение звука к, а затем слов рука, собака.

Подводя итоги проведенной работы, можно отметить следующее: за 12 занятий восстановлено осознание схемы своего тела, органов артикуляции. Освоены произвольные движения артикуляции и голосоподачи, произношение 17 звуков русского языка, из них 3 гласные — а, о, у; 7 глухих — п, т, к, ф, с, ш, х; 4 звонких — б, д, в, ж; 3 сонорных — м, л, р.

Таким образом можно считать, что восстановлены следующие двигательные дифференцировки в области звукопроизношения: по участию голоса, по месту образования (звуки I зоны артикуляции — губно-зубные, губно-губные; II зоны артикуляции—переднеязычные; III зоны—заднеязычные); по способу образования (взрывные, щелевые, смычно-щелевые, вибрант); по участию мягкого нёба (ротовые и носовой звук м).

Осталась еще не освоенной дифференцировка, от которой зависит произнесение мягких вариантов согласных и з, а также сложное произнесение аффри

Кат ц и ч. Нужно думать, что оставшиеся дифференцировки также не будут трудными. Лева пишет все усвоенные звуки под диктовку и пользуется звуковым анализом при письме усвоенных слов, что говорит о высоком уровне восстановления системы фонем.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.