Письмо и чтение находятся, по-видимому, на том же уровне и будут, вероятно, играть все большую роль и в восстановлении устной речи, так как их восстановление шло попутно с восстановлением устной речи и не требовало дополнительных специальных приемов.
Импрессивная сторона речи все время была значительно более полноценной, чем экспрессивная.
Результаты логопедической работы говорят о правильности предварительного заключения о возможности использования в процессе работы сохранных речевых и школьных навыков.
Н.Олег Г.
Родился здоровым, до 5 лет развивался нормально. К году понимал отдельные слова, после года стал развиваться словарь. К 5 годам полная, достаточно чистая речь, мог пересказывать события своей жизни, был общителен. В 5 лет заболел гриппом с высокой температурой, был без сознания, положили в больницу, где пролежал целый месяц с диагнозом энцефалит.
По возвращении домой у Олега было отмечено моторное беспокойство, неполное понимание обращенной речи, крайне неясная и недостаточная собственная речь.
До 7 лет был в детском саду, где все время отмечали недостаточность его речи, пользование жестом, беспокойное поведение.
В 8 лет был приведен на прием в медико-педагогическую консультацию Института дефектологии.
Первичное логопедическое обследование. Слух в норме. Мальчик понимает элементарную обращенную к нему речь. Моторно беспокоен.
Артикуляционные движения носят недифференцированный, диффузный характер: при высовывании языка открывает широко рот и запрокидывает голову, движения языка кверху, прищелкивание удается, но язык вверху не удерживается; подуть на высунутый язык мальчик не умеет совсем.
Понимание речи: по названию Олег показывает колено, шею, подбородок, зеркало, клеенку. Инструкцию не всегда и не сразу понимает.
Словарь недостаточный, имеет пестрый характер, состоит из: а) лепетных слов (ба—труба, амо—замок); б) слов-звукоподражаний (ту-ту—гвозди, а также молоток); в) слов с искаженным произношением (кусиля — курица, пишуток — петушок); г) полных слов, но с неточным смысловым значением (чай пить — стакан, дом — сарай, пилить — пила и т. п.).
Фраза имеется, но элементарная, грубо аграмматичная (колева ико — по-видимому—Корова дает молоко); наряду с этим он употребляет и более сложную фразу, с отдельными элементами грамматизации (Меня мама зяля селю паток—сялю—Мне мама завязала на шею платок—шарф). Часто отмечается нечеткое эхолалическое повторение услышанного слова или конца фразы.
Произношение: всеобщее смягчение согласных, замена шипящих мягкими свистящими; л — л'; р — л'. Произношение слова, фразы несколько скандированное, голос глухой.
В 10 лет Олег опять приходит на прием в медико-педагогическую консультацию. Логопедическое обследование показало, что речь Олега медленно, но все же развивается: словарь увеличился, появился ряд слов с достаточно чистым произношением, но во фразе произношение и этих слов смазывается, фраза остается грубо аграмматичной.
С мальчиком была начата индивидуальная логопедическая работа. Олег занимается очень охотно, занятия организуют все его поведение, словарь стал быстро обогащаться, Олег легко запоминает буквы.
Через месяц (после 10 занятий) мальчика направили во вспомогательную школу, он был принят в имбецильный класс, в следующем учебном году переведен в I дебильный класс.
Через месяц (в октябре) был вызван для проверки в медико-педагогическую консультацию.
В речи Олега отмечено дальнейшее небольшое продвижение.
Словарь растет, имеется довольно большое количество слов, полностью произносимых, употребляет небольшое количество глаголов.
Фраза остается грубо аграмматичной. Повторение мало улучшает фразу.
Произношение неясное, неустойчивое.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.