Методика проверки работ по учету материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету материалов, которые отражены в документе "Учетная политика". При этом особое внимание следует обратить на то:

• как учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

• какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;

• какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складах.

Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета материалов, приведены в таб.1.

 

Таблица 1 Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом материалов

№ п/п Элементы учетной политики предприятия  Вариант выбора
1. Форма бухгалтерского учета Упрощенная Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Компьютеризированная
2. Способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии 1.По себестоимости каждой единицы запасов 2.По средней себестоимости 3.По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) 4.По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
3. Приобретение материальных ценностей 1.С использованием счетов 15, 16 и 10 2.С использованием только счета 10
4. Оценка материалов в текущем учете По фактической себестоимости

 

На ошибки в учётной политике указывают такие факты, как, например, отсутствие формального положения о ежегодной инвентаризации, не проведение аналитического учёта движения материалов внутри предприятия, равно как и несистематичность сверок такого движения в бухгалтерской документации. Грубейшим случаем нарушения финансового контроля на предприятии выступает отсутствие в трудовых соглашениях складских работников положения о материальной ответственности.

Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

• учет поступления материальных ценностей;

• аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;

•учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;

•сводный учет материальных ценностей;

•анализ использования материальных ресурсов.

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют следующие методы получения аудиторских доказательств:

Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия материалов. В ходе проверки аудиторы могут сами осуществлять инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

Пересчет применяется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов производственных запасов, их соответствия величине, отраженной в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.

Подтверждение используется для получения информации о правильном отражении в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах учета материалов.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций применяется при контроле за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению материалов.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора для предварительной оценки состояния учета производственных запасов, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных вызывающих сомнение или неясных положений совершенных хозяйственных операций.

Проверка документов применяется аудитором для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материалов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки (взаимный контроль документов).

Прослеживание используется в ходе проверки операций, отраженных в первичном учете, журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета.

Аналитические процедуры применяются при сопоставлении наличия материалов в различные периоды, данных отчета об их движении с данными бухгалтерского учета, при оценке соотношений между различными статьями отчета и сравнении их с данными за предыдущие периоды.

На рабочем этапе документальной проверки возможна следующая последовательность действий:

1)изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;

2)оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении производственных запасов (для этого необходимо провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений, изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц);

3)анализ состава производственных запасов на отчетную дату;

4)определение объема выборки;

5)проведение анализа движения материалов;

6)проверка правильности оценки материалов;

7)проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материалов;

8)формулировка выводов и замечаний по данному разделу и представление их руководству проверяемого предприятия.

Общий перечень вопросов по данному разделу аудита:

•имеется ли остаток по счету 10;

•есть ли обороты со счету 10 (15, 16) за проверяемый период;

•есть ли резкие колебания остатков по счету 10;

•установлена ли норма запасов по предприятию;

•соответствует ли сальдо счета 10 записям в Главной книге и данным баланса;

•проводилась ли инвентаризация перед составлением отчета;

•какова периодичность проведения инвентаризации;

•определены ли материально ответственные лица;

•какие меры ответственности применяются за недостачи

материалов;

•было ли поступление материалов за отчетный период;

•было ли списание материалов за отчетный период;

•было ли безвозмездное поступление материалов за отчетный период;

•выявлены ли факты сверхнормативного списания материалов;

•было ли приобретение материалов для переработки;

•было ли приобретение материалов для последующей перепродажи;

•имеется ли брак в производстве;

•были ли операции с тарой;

•имеются ли нарушения по отражению операций с тарой;

•выявлены ли факты безвозмездной передачи материалов.

На основе используемых аудиторских процедур аудитор составляет мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии проверяемых хозяйственных операций действующему законодательству и представляет отчет (письменную информацию) руководству проверяемого предприятия.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.