Прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету материалов, которые отражены в документе "Учетная политика". При этом особое внимание следует обратить на то:
• как учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
• какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;
• какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складах.
Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета материалов, приведены в таб.1.
Таблица 1 Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом материалов
№ п/п | Элементы учетной политики предприятия | Вариант выбора |
1. | Форма бухгалтерского учета | Упрощенная Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Компьютеризированная |
2. | Способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии | 1.По себестоимости каждой единицы запасов 2.По средней себестоимости 3.По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) 4.По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) |
3. | Приобретение материальных ценностей | 1.С использованием счетов 15, 16 и 10 2.С использованием только счета 10 |
4. | Оценка материалов в текущем учете | По фактической себестоимости |
На ошибки в учётной политике указывают такие факты, как, например, отсутствие формального положения о ежегодной инвентаризации, не проведение аналитического учёта движения материалов внутри предприятия, равно как и несистематичность сверок такого движения в бухгалтерской документации. Грубейшим случаем нарушения финансового контроля на предприятии выступает отсутствие в трудовых соглашениях складских работников положения о материальной ответственности.
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
• учет поступления материальных ценностей;
• аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
•учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
•сводный учет материальных ценностей;
•анализ использования материальных ресурсов.
Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют следующие методы получения аудиторских доказательств:
Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия материалов. В ходе проверки аудиторы могут сами осуществлять инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Пересчет применяется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов производственных запасов, их соответствия величине, отраженной в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.
Подтверждение используется для получения информации о правильном отражении в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах учета материалов.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций применяется при контроле за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению материалов.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора для предварительной оценки состояния учета производственных запасов, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных вызывающих сомнение или неясных положений совершенных хозяйственных операций.
Проверка документов применяется аудитором для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материалов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки (взаимный контроль документов).
Прослеживание используется в ходе проверки операций, отраженных в первичном учете, журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета.
Аналитические процедуры применяются при сопоставлении наличия материалов в различные периоды, данных отчета об их движении с данными бухгалтерского учета, при оценке соотношений между различными статьями отчета и сравнении их с данными за предыдущие периоды.
На рабочем этапе документальной проверки возможна следующая последовательность действий:
1)изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;
2)оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении производственных запасов (для этого необходимо провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений, изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц);
3)анализ состава производственных запасов на отчетную дату;
4)определение объема выборки;
5)проведение анализа движения материалов;
6)проверка правильности оценки материалов;
7)проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материалов;
8)формулировка выводов и замечаний по данному разделу и представление их руководству проверяемого предприятия.
Общий перечень вопросов по данному разделу аудита:
•имеется ли остаток по счету 10;
•есть ли обороты со счету 10 (15, 16) за проверяемый период;
•есть ли резкие колебания остатков по счету 10;
•установлена ли норма запасов по предприятию;
•соответствует ли сальдо счета 10 записям в Главной книге и данным баланса;
•проводилась ли инвентаризация перед составлением отчета;
•какова периодичность проведения инвентаризации;
•определены ли материально ответственные лица;
•какие меры ответственности применяются за недостачи
материалов;
•было ли поступление материалов за отчетный период;
•было ли списание материалов за отчетный период;
•было ли безвозмездное поступление материалов за отчетный период;
•выявлены ли факты сверхнормативного списания материалов;
•было ли приобретение материалов для переработки;
•было ли приобретение материалов для последующей перепродажи;
•имеется ли брак в производстве;
•были ли операции с тарой;
•имеются ли нарушения по отражению операций с тарой;
•выявлены ли факты безвозмездной передачи материалов.
На основе используемых аудиторских процедур аудитор составляет мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии проверяемых хозяйственных операций действующему законодательству и представляет отчет (письменную информацию) руководству проверяемого предприятия.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.