Правовая природа избирательных комиссий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация выборов

 

Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав период подготовки и проведения выборов начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица или представительного органа государственной или местной власти о назначении местных выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей эти выборы, отчёта о расходовании средств муниципального бюджета, предназначенных на эти цели.

Таким образом, организация выборов – это система установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

 

Назначение выборов

 

Назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании, а самостоятельное значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений, связанных с определением видов назначаемых выборов, тех, кто их назначает, и сроков назначения.

Очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов местного самоуправления. Он не может быть менее двух лет и более пяти лет (ч.2 ст. 40 Закона 2003 г)1. Законодательство возводит положение об обязательности выборов, о периодичности их проведения в ранг принципа российского избирательного права. Помимо него существует ещё одно правило, которому муниципальные власти обязаны следовать: изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается. Если такое решение всё же состоялось, то оно применяется только после завершения полномочий этого действующего органа или депутата. Запрет на изменение срока полномочий действующих выборных органов местного самоуправления означает, что решения, изменяющие их легислатуру, должны вступать в силу только по истечении сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, действующих на момент принятия таких решений.

И всё же исключение из этого правила есть. Продление или сокращение сроков полномочий муниципальных органов не более чем на один год допускается лишь в целях совмещения выборов органов местного самоуправления с днём голосования на выборах в региональные или федеральные органы государственной власти. Решение об изменении сроков

полномочий в этом случае осуществляется нормативным правовым актом муниципального образования, который доводится до сведения Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ).

Внеочередные (досрочные) выборы назначаются в связи с досрочным истечением полномочий органов местного самоуправления. Основания такого прекращения полномочий получили закрепление в ч.10 ст.40 Закона 2003 г. Как правило, ими являются: самороспуск местной думы; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа. Основаниями досрочного завершения полномочий глав муниципальных образований являются: прекращение ими гражданства РФ; выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда; отставка по собственному желанию и т.д.

Обязательного указания требует ещё одно основание, касающееся представительных органов местного самоуправления и руководителей муниципальных образований. Это особый вид публично-правовой ответственности муниципальных органов перед государством в соответствии со ст.72-74 Закона 2003 г. За невыполнение решений суда, признавших акты местного самоуправления несоответствующими российскому законодательству, полномочия местных представительных органов и глав муниципальных образований могут быть прекращены досрочно по решению региональных органов государственной власти. Именно в таких случаях назначаются досрочные выборы. При признании выборов несостоявшимися, или недействительными назначаются повторные выборы. Они же имеют место в том случае, когда избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица. Повторные выборы

проводятся не позднее чем через четыре месяца (в случае, если местный представительный орган остался в неправомочном составе) либо не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными (п.5 ст.71 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Это не влечёт за собой прекращение полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Голосование на дополнительных выборах проводится не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и дополнительные выборы не назначаются, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Закон об основных гарантиях избирательных прав ограничивается на сей счёт, лишь одним замечанием. Это должен быть уполномоченный на то орган или должностное лицо. В роли уполномоченных выступают либо местные представительные органы, либо региональные органы государственной власти. Сроки назначения муниципальных выборов регулируются названным Законом. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований. Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение о назначении повторных выборов публикуется в течение трех дней со дня его принятия.

 

Образование избирательных округов и избирательных участков

 

Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муниципальных выборов, и от которых непосредственно гражданами РФ избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1) единый, включающий в себя всю территорию муниципального образования (он предназначен для выборов руководителей муниципальных

образований, а также депутатов представительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе);

2) одномандатный, в котором избирается один депутат;

3) многомандатный, предназначенный для избрания нескольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах избирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на выборах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, организующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных округов. Схема округов — документ, утверждаемый местным представительным органом. Она должна содержать: границы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номера избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но

и ее графическое изображение. При отсутствии органа представительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участки — это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

К организации участков предъявляются специальные требования. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.

 

Образование и организация деятельности избирательных комиссий

 

Избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов.

Избирательная комиссия субъекта Федерации — это организующая выборы избирательная комиссия, т. е. комиссия, на которую избирательным законодательством возложено руководство деятельностью всех избиркомов по подготовке и проведению муниципальных выборов. Данное определение позволяет понять, почему в систему комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, включаются избирательные комиссии субъектов Федерации. Если соответствующая норма получит закрепление в региональных законодательных актах, комиссии субъектов Федерации получат право именоваться организаторами местных выборов. Прежде такой вопрос не всегда и не везде звучал внятно. Теперь он получил соответствующее разрешение.

Следующий уровень избиркомов — основной. Он включает избирательные комиссии муниципальных образований, а также территориальные избиркомы. Из всей системы только за избирательной комиссией муниципального образования законодательно закрепляется право по обеспечению подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления (п. 1 ст. 24 названного Закона). Территориальные комиссии формируются для целей организации выборов в органы государственной власти (п. 1 ст. 26 названного Закона). Однако на территориальные комиссии могут быть возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местных выборов. Такое решение принимается комиссией субъекта Федерации по обращению представительного органа местного самоуправления.

Окружные избиркомы создаются в случаях, предусмотренных законом, в период выборов по одно - или многомандатным округам.

Участковые комиссии — самое массовое звено в цепи избиркомов. Они контролируют соблюдение на территории участка порядка проведения предвыборной агитации, уточняют список избирателей, что позволяет наделить их статусом комиссий, организующих выборы, пусть даже в предельно ограниченном пространстве.

Организация выборов

 

Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав период подготовки и проведения выборов начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица или представительного органа государственной или местной власти о назначении местных выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей эти выборы, отчёта о расходовании средств муниципального бюджета, предназначенных на эти цели.

Таким образом, организация выборов – это система установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

 

Назначение выборов

 

Назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании, а самостоятельное значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений, связанных с определением видов назначаемых выборов, тех, кто их назначает, и сроков назначения.

Очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов местного самоуправления. Он не может быть менее двух лет и более пяти лет (ч.2 ст. 40 Закона 2003 г)1. Законодательство возводит положение об обязательности выборов, о периодичности их проведения в ранг принципа российского избирательного права. Помимо него существует ещё одно правило, которому муниципальные власти обязаны следовать: изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается. Если такое решение всё же состоялось, то оно применяется только после завершения полномочий этого действующего органа или депутата. Запрет на изменение срока полномочий действующих выборных органов местного самоуправления означает, что решения, изменяющие их легислатуру, должны вступать в силу только по истечении сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, действующих на момент принятия таких решений.

И всё же исключение из этого правила есть. Продление или сокращение сроков полномочий муниципальных органов не более чем на один год допускается лишь в целях совмещения выборов органов местного самоуправления с днём голосования на выборах в региональные или федеральные органы государственной власти. Решение об изменении сроков

полномочий в этом случае осуществляется нормативным правовым актом муниципального образования, который доводится до сведения Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ).

Внеочередные (досрочные) выборы назначаются в связи с досрочным истечением полномочий органов местного самоуправления. Основания такого прекращения полномочий получили закрепление в ч.10 ст.40 Закона 2003 г. Как правило, ими являются: самороспуск местной думы; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа. Основаниями досрочного завершения полномочий глав муниципальных образований являются: прекращение ими гражданства РФ; выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда; отставка по собственному желанию и т.д.

Обязательного указания требует ещё одно основание, касающееся представительных органов местного самоуправления и руководителей муниципальных образований. Это особый вид публично-правовой ответственности муниципальных органов перед государством в соответствии со ст.72-74 Закона 2003 г. За невыполнение решений суда, признавших акты местного самоуправления несоответствующими российскому законодательству, полномочия местных представительных органов и глав муниципальных образований могут быть прекращены досрочно по решению региональных органов государственной власти. Именно в таких случаях назначаются досрочные выборы. При признании выборов несостоявшимися, или недействительными назначаются повторные выборы. Они же имеют место в том случае, когда избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица. Повторные выборы

проводятся не позднее чем через четыре месяца (в случае, если местный представительный орган остался в неправомочном составе) либо не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными (п.5 ст.71 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Это не влечёт за собой прекращение полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Голосование на дополнительных выборах проводится не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и дополнительные выборы не назначаются, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Закон об основных гарантиях избирательных прав ограничивается на сей счёт, лишь одним замечанием. Это должен быть уполномоченный на то орган или должностное лицо. В роли уполномоченных выступают либо местные представительные органы, либо региональные органы государственной власти. Сроки назначения муниципальных выборов регулируются названным Законом. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований. Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение о назначении повторных выборов публикуется в течение трех дней со дня его принятия.

 

Образование избирательных округов и избирательных участков

 

Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муниципальных выборов, и от которых непосредственно гражданами РФ избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1) единый, включающий в себя всю территорию муниципального образования (он предназначен для выборов руководителей муниципальных

образований, а также депутатов представительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе);

2) одномандатный, в котором избирается один депутат;

3) многомандатный, предназначенный для избрания нескольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах избирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на выборах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, организующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных округов. Схема округов — документ, утверждаемый местным представительным органом. Она должна содержать: границы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номера избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но

и ее графическое изображение. При отсутствии органа представительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участки — это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

К организации участков предъявляются специальные требования. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.

 

Образование и организация деятельности избирательных комиссий

 

Избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов.

Избирательная комиссия субъекта Федерации — это организующая выборы избирательная комиссия, т. е. комиссия, на которую избирательным законодательством возложено руководство деятельностью всех избиркомов по подготовке и проведению муниципальных выборов. Данное определение позволяет понять, почему в систему комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, включаются избирательные комиссии субъектов Федерации. Если соответствующая норма получит закрепление в региональных законодательных актах, комиссии субъектов Федерации получат право именоваться организаторами местных выборов. Прежде такой вопрос не всегда и не везде звучал внятно. Теперь он получил соответствующее разрешение.

Следующий уровень избиркомов — основной. Он включает избирательные комиссии муниципальных образований, а также территориальные избиркомы. Из всей системы только за избирательной комиссией муниципального образования законодательно закрепляется право по обеспечению подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления (п. 1 ст. 24 названного Закона). Территориальные комиссии формируются для целей организации выборов в органы государственной власти (п. 1 ст. 26 названного Закона). Однако на территориальные комиссии могут быть возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местных выборов. Такое решение принимается комиссией субъекта Федерации по обращению представительного органа местного самоуправления.

Окружные избиркомы создаются в случаях, предусмотренных законом, в период выборов по одно - или многомандатным округам.

Участковые комиссии — самое массовое звено в цепи избиркомов. Они контролируют соблюдение на территории участка порядка проведения предвыборной агитации, уточняют список избирателей, что позволяет наделить их статусом комиссий, организующих выборы, пусть даже в предельно ограниченном пространстве.

Правовая природа избирательных комиссий

 

Положения Закона об основных гарантиях избирательных прав кардинальным образом изменяют представление о правовом положении и порядке формирования избирательных комиссий.

Новое избирательное законодательство внесло коррективы в этот вопрос. Существующий одновременно механизм возложения на территориальные комиссии полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления позволяет им выступать также организаторами муниципальных выборов.

Новшеством является то, что комиссии муниципальных образований получили статус органов местного самоуправления. На это, хотя и неоднозначно, указывает названный Закон: «Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования» (п. 2 ст. 24).

Окружным и участковым комиссиям по выборам органов местного самоуправления скорее подойдет характеристика коллегиальных органов, выступающих в форме самоорганизации граждан

Правовое положение избиркомов, организующих подготовку и проведение муниципальных выборов, характеризуется следующими особенностями:

1) срок полномочий избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления (комиссий субъектов Федерации, муниципальных образований и территориальных комиссий) равен четырем годам. Комиссии этой группы действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Окружные избирательные комиссии действуют до дня официального опубликования решения о назначении следующих муниципальных выборов. Фактически продолжительность их деятельности приравнивается к сроку полномочий представительных органов местного самоуправления и зависит только от него.

Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия данной участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом;

2) составы избирательных комиссий в связи с новым законодательством о выборах формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, местного самоуправления, общественных объединений. В комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, каждого избирательного объединения или блока, общественного объединения.

Кроме указанных субъектов, правом выдвижения претендентов в избирательные комиссии обладают: представительные органы местного самоуправления, избирательные комиссии субъектов Федерации предыдущего состава, ЦИК РФ (при формировании комиссий субъектов Федерации); собрания избирателей по месту службы, учебы, жительства и работы, избирательные комиссии муниципальных образований предыдущего состава, региональные избирательные комиссии, избирательные объединения (блоки), допущенные к распределению мандатов в местном представительном органе (при создании избиркомов муниципальных образований).

Существенные перемены произошли в определении органов, назначающих составы избиркомов. Окружные, территориальные и участковые комиссии назначаются вышестоящими избирательными комиссиями, организующими подготовку и проведение выборов (прежде это право принадлежало местным представительным органам). Избирательные комиссии муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления. Наконец, комиссии субъектов Федерации формируются региональным законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта Федерации в равной пропорции.

Органы, ответственные за формирование комиссий, обязаны назначить не менее одной второй от общего числа их членов на основе предложений партий, избирательных объединений и блоков. Таким образом, доля партийного присутствия возросла с одной трети состава комиссий (по Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации 1997 г.) до одной второй (по Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 2002 г.»).

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии;

3)численный состав избиркомов определяется законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. В федеральном законодательстве устанавливаются параметры лишь трех комиссий — ЦИК РФ (15 человек) субъектов Федерации (от 10 до 14 человек) и территориальных (от 5 до 9 человек), т. е. тех комиссий, которые ответственны за организацию подготовки и проведение выборов в органы государственной власти;

4)избирательные комиссии, реализуя две основные функции (осуществление и защита избирательных прав граждан, подготовка и проведение выборов), наделены разнообразными полномочиями. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, законодательных актах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований применительно к каждому уровню избиркомов. Решения комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований, избирательных объединений (блоков), организаций, должностных лиц, избирателей. В рамках собственной компетенции комиссии независимы от органов государственной власти и местного самоуправления;

5)в основу деятельности избирательных комиссий положены принципы, раскрывающие существо их деятельности:

1. Принцип коллегиальности;

2. Принцип гласности;

3. Принцип обязательности решений комиссий.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.