Характеристика и общая оценка отдельных направлений антикризисной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Меры в рамках налоговой политики

Большая часть налоговых мер вступила в силу с 1 января 2009 г. Две налоговые меры, направленные на облегчение финансового бремени предприятий, начали действовать уже в 2008 г.: изменение порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и возможность перехода к уплате налога на прибыль на основе фактической прибыли до окончания года. Право изменять порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль в рамках налогового периода было предоставлено предприятиям только в 2008 г., причем условия, которые необходимо выполнить налогоплательщикам, чтобы воспользоваться указанным правом, были достаточно жесткими по срокам. В результате антикризисный потенциал этой меры реализован в лучшем случае наполовину.

Новации по налогу на прибыль включают: снижение ставки налога с 24 до 20%, увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств с 10 до 30%, изменение порядка списания на расходы стоимости лицензий на право пользования недрами. Данные меры обладают определенным мотивационным потенциалом, стимулирующим предприятия к росту. Однако в условиях кризиса прибыль предприятий сокращается, и стимулирующее воздействие этих мер остается в значительной мере нереализованным. При переходе к фазе роста их влияние усилится.

Большинство мер, связанных с налогом на добавленную стоимость, направлены на устранение искусственных ограничений при применении вычетов. В их числе наиболее важны предоставление права вычета НДС с авансов, отмена обязанности перечислять НДС в денежной форме при неденежных способах расчетов.

Существенная новация – освобождение от налогообложения НДС операций по ввозу технологического оборудования, которое не имеет отечественных аналогов. Эта норма вводится после определения соответствующего перечня технологического оборудования правительством РФ. Эффект (позитивный или негативный) существенно зависит от принципов формирования такого перечня и его итогового состава.

Ряд мер направлен на снижение налогового бремени на нефтедобывающие предприятия. В эту группу входят: повышение необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ с 9 до 15 долл., введение налоговых каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий, и изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользования недрами. Все эти меры были приняты еще в июле 2008 г., и в дальнейшем порядок их применения не корректировался. Если повышение необлагаемого минимума и изменение порядка списания стоимости лицензий касаются всех нефтедобывающих компаний, то введение налоговых каникул в первую очередь дает преференции отдельным компаниям, уже имеющим лицензии на соответствующие участки.

Применительно к малому бизнесу важной новацией стало предоставление субъектам РФ права дифференцировать ставку в рамках упрощенной системы налогообложения (УСН) по доходам за вычетом расходов в пределах 5–15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Однако сохранилась неизменной (единой) ставка 6%, когда объектом налогообложения являются доходы.

Также был принят ряд точечных мер, снижающих налоговую нагрузку на отдельные категории плательщиков. В частности, был увеличен размер вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при приобретении жилья, разрешено применять единый сельхозналог (ЕСхН) малым, градо- и поселкообразующим предприятиям рыбохозяйственного комплекса, для аптечных учреждений отсрочено применение норм, ограничивающих использование единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

В составе пакета налоговых мер присутствуют также и касающиеся изменения сроков уплаты налогов. Министру финансов в течение 2009 г. дано право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Также расширен перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита за счет включения в него исполнения государственного оборонного заказа. Обе меры являются дискреционными, направлены на крупные предприятия, механизмы их применения непрозрачны.

Общая оценка

Основная положительная черта налоговых новаций – совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования. Значительное внимание уделено снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия (НДПИ, налоговые каникулы). Существенным может быть (в зависимости от практических решений региональных властей) снижение налоговой нагрузки на малый бизнес (УСН). Однако что касается уменьшения налоговой нагрузки на бизнес в целом за счет снижения ставки налога на прибыль, то антикризисный эффект представляется весьма ограниченным ввиду резкого сокращения прибыли предприятий.

Только одна из множества принятых налоговых мер (увеличение амортизационной премии) прямо связана с системным стимулированием инвестиционной деятельности предприятий. Ряд мер (в частности, освобождение от НДС ввоза оборудования, не имеющего аналогов; реструктуризация задолженности, инвестиционный налоговый кредит) представляются мало прозрачными по механизмам их применения.

В целом налоговые меры, входящие в «антикризисный» пакет правительства, не составляют единой и взаимосогласованной системы.

Меры в рамках таможенно-тарифной политики

Постоянное существенное повышение ввозных тарифов в течение 2001–2008 гг. наблюдалось только по мясу и автомобилям. Оно продолжилось и в рамках антикризисной политики (более 30 пунктов для мяса и старых автомобилей). По товарам, на которые пошлины ранее снижались или были стабильными, ставки повысились по следующим группам: молочные продукты, продукция черной металлургии, трубы, автобусы и некоторые виды специальных автомобилей, а также техника для лесного хозяйства. При этом увеличение ставок было относительно умеренным – только в отдельных случаях оно превышало 10%, а в основном составило 5–10%. Более резкое повышение – до 20 пунктов – произошло в отношении техники для лесного хозяйства. Существенно (более чем на 5 пунктов) повышены ввозные пошлины на товары, которые ранее облагались пошлинами не более 5%: продукция черной металлургии, грузовики и машины для лесного хозяйства. Снижены ввозные пошлины на некоторые товары, включая каучук и сырье для черной металлургии (лом, отходы, стружка).

По оценкам, которые были сделаны на базе данных за 2007 г., изменения ввозных пошлин касаются импорта объемом примерно 30 млрд... долл., при этом около 75% приходится на повышение пошлин в пределах 5–10 пунктов, около 7% – выше 35 пунктов, снижение затронуло примерно 3%. Изменение пошлин по товарным позициям с более крупными объемами импорта было не таким существенным, как по менее значимым товарным позициям.

Общая оценка

Отметим, что эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело в том, что повышение ставок тарифа может привести к росту цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса. Чтобы избежать такого негативного эффекта, потребители должны быстро переключиться на продукцию внутреннего производства. Для этого необходимы незагруженные мощности или инвестиционные ресурсы для быстрого расширения производства, а также высокий уровень коммерческой взаимозаменяемости импортных и местных товаров.

В условиях спада использование тарифных инструментов наиболее целесообразно в рамках эффективной тарифной защиты, то есть посредством снижения пошлин на импортные виды сырья и оборудования, которые необходимы для стимулирования и поддержания производства и не могут быть обеспечены местными поставщиками. Этот механизм эффективен и в условиях депрессии, и при оживлении. Однако такого рода меры в «антикризисном пакете» представлены недостаточно. По некоторым направлениям более эффективными могут оказаться антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры.

Меры по развитию малого и среднего предпринимательства

В условиях кризиса поддержка малого и среднего бизнеса имеет очень большое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для обеспечения занятости и смягчения кризисных последствий в социальной сфере. Судя по числу мер поддержки, ориентированных на МСП, это направление действительно представляется одним из важнейших приоритетов антикризисной политики. На него государство выделяет дополнительно 6 млрд. руб. по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; 30 млрд. руб. выделил Внешэкономбанк на поддержку кредитования МСП.

Среди наиболее важных новых «денежных» мер в рамках Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать выделение грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По оценкам, на эти цели может быть израсходовано до 4,5 млрд. руб., а грантовую поддержку получат около 15 тыс. начинающих предпринимателей. В целом указанную меру эксперты оценивают положительно, однако отмечают, что ее трудно администрировать из-за отсутствия наработанной практики. Кроме того, максимальная сумма гранта начинающему предпринимателю (300 тыс. руб.) значительно ниже необходимой для запуска бизнеса. Многие меры по поддержке «старта» новых предприятий, декларируемые как антикризисные, запоздали – они были бы более эффективны на этапе роста экономики.

Значительное число мер по поддержке малого бизнеса сопряжено с проведением конкурсного отбора, иногда двухэтапного. Это во-первых, делает данные меры менее оперативными, а во-вторых, их результативность начинает зависеть от четкости критериев отбора и эффективности контроля. Отметим, что эффективность большинства мер по поддержке малого бизнеса во многом определяется тем, как они реализуются на местах.

Двухэтапность присутствует и в наиболее «сильной» мере по расширению кредитования малого бизнеса через Внешэкономбанк. Общий лимит на этот вид деятельности в 2008 г. составлял 9 млрд. руб., причем кредиты смогли получить лишь 5 тыс. малых и средних предприятий (для сравнения: всего в стране их насчитывается 2,4 млн.). По оценкам экспертов, реальные средства в рамках программы Внешэкономбанка дойдут до конечных заемщиков не раньше середины 2009 г.

В качестве наиболее оперативной антикризисной меры в сфере поддержки малого бизнеса можно рассматривать предоставление регионам права снижать до 5% налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом расходов. Но эта мера не лишена существенных недостатков. В силу жестких ограничений бенефициарами в действительности выступают микропредприятия. Кроме того, большинство работающих по упрощенному режиму фирм используют единую ставку 6% от доходов. Наконец, далеко не все регионы поспешили воспользоваться данной возможностью: к началу марта соответствующие законы были приняты только 13 субъектами Федерации, в некоторых случаях лишь для отдельных видов деятельности.

Значимыми могут стать «неденежные» институциональные меры, связанные с обеспечением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а также к муниципальным заказам, но при условии обеспечения реальной конкуренции и прозрачности таких закупок.

Общая оценка

В целом совокупность антикризисных мер по поддержке МСП не противоречива и стимулирует развитие этого сегмента экономики. Вместе с тем многие меры недостаточно оперативны и окажут эффект только летом–осенью 2009 г., что не позволяет высоко оценивать их эффект в острой фазе кризиса. Однако они, вероятно, помогут экономике быстрее восстановиться после прохождения нижней точки кризиса.

Наиболее эффективные меры по поддержке МСП сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование принятия большого числа решений (на уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов). В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных регионов по поддержке МСП.

Еще раз отметим, что большинство мер, декларируемых с позиций поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлены на поддержку малого бизнеса. Кроме того, наметился определенный сдвиг от поддержки инновационных малых фирм к поддержке малого бизнеса в целом. В принципе такое смещение акцентов в условиях кризиса объяснимо, но приоритет развития инноваций, формирования новых инновационных предприятий, создания соответствующей инфраструктуры необходимо сохранить.

 

 



Заключение

 

Благоприятная экономическая конъюнктура последних месяцев дала экономическим властям повод для оптимизма. Согласно улучшенному Минэкономразвития прогнозу, в 2010 году темп роста ВВП составит 1,6% против озвученного ранее 1%, сообщил источник в финансово-экономическом блоке правительства со ссылкой на прогноз министерства.

При благоприятном развитии событий экономика в 2010 году может добраться до 3 и более процентов, отметил он. В 2011 году ВВП РФ вырастет на 3% (ранее прогнозировалось 2,6%), в 2012-м – на 4,3% (3,8%).

Свой позитив по грядущей трехлетке Минэкономразвития объясняет, в частности, ожиданиями увеличения доходов от экспорта из-за роста цен на нефть и металлы и общего наращивания объема продаж. В 2010 году доходы от экспорта могут вырасти на 32 миллиарда долларов – до 308 миллиардов долларов.

Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что баррель нефти Urals стоит в среднем 69 долларов за баррель (ранее ожидали 54 доллара), в 2010 году – 58 долларов за баррель (было 55).

Инфляция в 2009 году составила 8,4% против ожидавшихся ранее 12%, отметил источник. Еще ранее прогноз роста цен составлял 13%, а президент РФ Дмитрий Медведев говорил о возможной в этом году 10–11-процентной инфляции.

На 2010 год установлена вилка – 9–10%, а в 2011–2012 годах рост цен может составить 8% и 7% соответственно.

Прогноз по реальным доходам населения министерство оставило без изменений.

Практически единственному ухудшению в прогнозе подвергся показатель оборота розничной торговли – в 2009 году произошло его снижение на 6% вместо ожидавшихся ранее 5,8%, а в 2010 году розница может вырасти лишь на 1,5% вместо 2,1%. Зато в последующие годы рост этого сегмента будет происходить быстрее, чем прогнозировалось ранее, считают в Минэкономразвития.

По словам Кудрина, заинтересованные министерства и ведомства вскоре проведут совещание, где обсудят подготовленный Минэкономразвития проект.

По оценке Минэкономразвития, ситуация в промышленности начнет стабилизироваться.

В 2010 году прогнозируется рост на 1,4% (0,8%), в 2011-м – на 2,2% (1,7%).

Об улучшении состояния дел в промышленности свидетельствует и бнародованный инвестбанком «ВТБ Капитал» индекс деловой активности (ИМС) за август, который готовится на основе опросов менеджеров по снабжению. По оценке инвестбанка, в августе впервые за 11 месяцев был зафиксирован незначительный обоюдный рост объемов производства и новых заказов, что отражает усиление рыночной активности, в том числе, внутри страны.

Показатель сезонно откорректированного ИМС промышленного сектора России в августе повысился до 49,6 балла с рекордно низкого декабрьского показателя 33,8 балла.

При этом индекс по-прежнему остается ниже критической отметки 50,0 балла.

В целом Россия прошла основную адаптацию к первой волне мирового финансового кризиса, а падение экономики завершилось, считает председатель совета директоров МДМ-банка, экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. По его мнению, экономических оснований для прогнозов о второй волне банковского кризиса, которая может наступить, нет. «Это скорее чисто психологическое ожидание проблем», – заявил он в интервью «Российской газете».

По прогнозу Минэкономразвития, российская экономика уже в 2012 году может выйти на предкризисный уровень 2008 года.

Но экономисты не ждут быстрого восстановления – они отмечают ряд факторов риска, присущих экономике РФ, до сих пор не избавившейся от институциональных проблем и чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта.



Список используемой литературы

 

1. Сергей Чернышев «Кризис? Экспансия!», изд. Европпа, г. Москва 2009 г.

2. Михаил Делягин, Вячеслав Шеянов «Чем закончится экономический кризис для России», изд. Эксмо, Москва 2009 г.

3. В. Мау, «От экономического чуда к экономическому кризису», Инт. Портал «Вопросы экономики» №2, 2009

 

4. Г. Греф, К. Юдаева «Банковская система России в условиях кризиса», Инт. Журнал «Вопросы экономики» №7, 2009

 

5. Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ–ВШЭ), Межведомственный аналитический центр (МАЦ) «Оценка антикризисных мерпо поддержке реального сектора российской экономики», Инт. журнал «Вопросы экономики» №5, 2009

6. Журнал собственник, 20 октября 2008

7. Журнал «Экономика и жизнь» №24 (9290) 19.06.2009

8. Интернет ресурс «РосБизнесКонсалтинг», «Мировой финансовый кризис: новой великой депрессии исполнился год», сентябрь 2009, г. Москва

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.