ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Есть только один способ заставить

человека любить свою работу.

И имя этому способу...КРИЗИС

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.

Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.

Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:

· кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

· кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

· к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;

· управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;

· кризисами можно управлять;

· управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:

· гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;

· склонность к усилению неформального управления;

· диверсификация управления;

· децентрализация управления;

· повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:

· мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

· использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;

· ускорение процесса реализации антикризисных мер;

· повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:

· мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;

· поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;

· интеграции по ценностям профессионализма;

· развитие инициативы в решении проблем развития;

· корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:

· профессиональным доверием,

· целеустремленностью,

· антибюрократичностью,

· исследовательским подходом,

· самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.

1. Функции антикризисной политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций:

· предкризисное управление;

· управление в условиях кризиса,

· управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),

· минимизация потерь и упущенных возможностей,

· своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:

· предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

· ожидание зрелости кризиса для его преодоления;

· противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

· стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

· рассчитанный риск;

· последовательный вывод из кризиса;

· предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.

Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.

В краткосрочном периоде:

1. восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

2. поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

3. стабилизация валютного курса гривны;

4. сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

5. сбалансирование государственного- бюджета;

6. стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;

3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

1. повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;

2. разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

3. сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;

4. приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.

5. сохранение и развитие трудового потенциала.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.