Есть только один способ заставить
человека любить свою работу.
И имя этому способу...КРИЗИС
Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.
Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.
Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:
· кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
· кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
· к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
· управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
· кризисами можно управлять;
· управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.
Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:
· гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
· склонность к усилению неформального управления;
· диверсификация управления;
· децентрализация управления;
· повышение интеграции.
Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:
· мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
· использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
· ускорение процесса реализации антикризисных мер;
· повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:
· мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
· поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
· интеграции по ценностям профессионализма;
· развитие инициативы в решении проблем развития;
· корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.
Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:
· профессиональным доверием,
· целеустремленностью,
· антибюрократичностью,
· исследовательским подходом,
· самоорганизацией, принятием ответственности.
Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.
1. Функции антикризисной политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.
Можно выделить шесть функций:
· предкризисное управление;
· управление в условиях кризиса,
· управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
· минимизация потерь и упущенных возможностей,
· своевременное принятие решений.
2. Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.
3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:
· предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
· ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
· противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
· стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
· рассчитанный риск;
· последовательный вывод из кризиса;
· предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.
Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.
В краткосрочном периоде:
1. восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
2. поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
3. стабилизация валютного курса гривны;
4. сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
5. сбалансирование государственного- бюджета;
6. стимулирование занятости населения.
В среднесрочном периоде:
1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.
В долгосрочном периоде:
1. повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
2. разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
3. сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
4. приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.
5. сохранение и развитие трудового потенциала.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.