ГЛАВА 2. УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Коммерческая деятельность может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке, необходима полная и достоверная информация о его расходах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными целями учета издержек обращения являются: контроль расходов и доходов предприятия, обеспечение экономии и эффективности производства, выработка учетной информации для анализа и управления предприятием, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.

Согласно ст. 320 ч. II Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию, которые называют издержками обращения. В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса.

Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением товаров от производителя к потребителю. К ним относят затраты, непосредственно связанные с процессом обращения товаров.

Поэтому к издержкам обращения не относят налоги (кроме налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства (например, транспортного налога, земельного налога, водного налога, единого социального налога)). Штрафы, пени и неустойки; убытки от безнадежных долгов, потери от стихийных бедствий, а также расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы и другие аналогичные расходы не относят к издержкам.

В соответствии со ст. 320 Налогового кодекса РФ к издержкам обращения не относится стоимость покупных товаров, которая учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268, т.е. налогоплательщик уменьшает выручку от продажи таких товаров на их покупную стоимость в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара.

В торговой компании «Ракурс» ИП Гончаров А.А. не ведется автоматизированный учет затрат, а так же не составляется годовая финансовая отчетность. Рассмотрим рекомендованную методику распределения издержек обращения в учете.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн, расходы по обычным видам деятельности, к которым и следует относить издержки обращения, группируются по следующим элементам:

материальные затраты,

затраты на оплату труда,

отчисления на социальные нужды,

амортизация,

прочие затраты.

В состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественного питания.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. ИП «Деревяшкина Т.А.» применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое.

Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия.

Для правильной организации бухгалтерского учёта издержек обращения первостепенное значение имеет своевременно и надлежащим образом оформленная первичная документация.

Первичными документами, дающими право на отнесение тех или иных затрат на себестоимость является документы, связанные с учетом наличия и движения имущество, находящегося в собственности или хозяйственного ведения предприятия (договор об аренде, ведомости по начислению з/п, расходные, приходные кассовые ордера и т.п.).

Регистром аналитического учета является ведомость учета затрат на производства, которая ведется в разрезе календарного месяца по каждому виду выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Учет расходов на продажу ведется в ведомости. По истечении отчетного месяца расходы списываются на себестоимость проданной продукции. Как правило, по видам продукции расходы на продажу относятся прямым путем. Если же прямое отнесение расходов невозможно, то их распределяют между видами продукции пропорционально производственной себестоимости.

Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода .

Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие. В организации розничной торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).

В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет - фактура.

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками.

Для ведения аналитического учета издержек обращения используются карточки многографной формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода относится отдельная графа. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету сч. 44 «Расходы на продажу».

Записи в карточки аналитического учета издержек обращения ведут на основании журналов-ордеров тех счетов, которые корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлять специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержания операций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающим итогом.

Сгруппированные по элементам затраты отражают в разделе 6 приложения к бухгалтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности (ф. № 5) в соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22.06.03 № 67н.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).

Расходы, связанные с продажей учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Для того чтобы составить смету расходов или спланировать прибыль, компания прежде всего должна составить точный прогноз своих доходов и затрат. Для этого она должна с достаточными основаниями быть уверенной в том, что ей удастся реализовать определенное количество своей продукции по определенной цене. Компания должна также точно знать стоимость производства и сбыта каждого своего изделия. Отсутствие такого рода информации означает, что компания идет на риск, не зная своих шансов на успех.

Рассмотрим группировку издержек по элементам. К элементу «Материальные затраты» в соответствии со ст. 254 НК РФ относятся затраты по следующим статьям указанной номенклатуры:

транспортные расходы;

расходы на содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели;

на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом;

расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;

потери товаров и технологические отходы;

расходы на тару.

К элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» относят:

Затраты на оплату труда - основная и дополнительная заработная плата и отчисления на социальные нужды торговых работников и администрации торгового предприятия, а также выплаты из дохода не списочному составу:

- Затраты на оплату учебных отпусков;

- Затраты связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

- Затраты по обучению учеников и повышению квалификации

рабочих, включая оплату труда квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы.

Отчисления на социальные нужды:

- Выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за не проработанное на производстве (не явочное) время;

- оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно (включая оплату провоза багажа), оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка;

- затраты по транспортировке к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживающихся общественным транспортом;

- отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд занятости населения от расходов труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, затраты на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.

По элементу «Амортизация» отражают расходы по статье «Амортизация основных средств».

В элемент «Прочие затраты» входят издержки обращения, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

В НК РФ ст. 264 к прочим расходам отнесены расходы на ремонт основных средств, на рекламу, на командировки, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.

Постатейный учет управленческих расходов позволяет делать необходимые сопоставления фактических расходов с утвержденными на предприятии нормами, сметами.

Учёт издержек обращения строится в соответствии с порядком их планирования. При планировании и учёте должны быть обеспечены единство и сопоставимость показателей издержек в плане, учёте и отчётности. Данные учёта издержек обращения используются для оценки выполнения плана в целом по торговому предприятию.

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

Для разделения издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль к счету 44 «Расходы на продажу» могут быть открыты два субсчета: «Расходы, участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли» и «Расходы, не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли».

На субсчете «Расходы, участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли» следует отражать все ненормируемые расходы и нормируемые расходы в пределах действующих норм. На субсчете «Расходы, не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли» накапливают суммы превышения фактических расходов над их предельными нормативами. При этом суммы, отражаемые по дебету счета 44 «Расходы на продажу», субсчет «Расходы, не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли», прибавляют к размеру прибыли до налогообложения для расчета налога на прибыль от полученной суммы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

на перевозку товаров;

на оплату труда;

на аренду;

на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

по хранению и подработке товаров;

на рекламу;

на представительские расходы;

другие аналогичные по назначению расходы.

Сведения о затратах по каждому из этих элементов группируются на соответствующих счетах. Так, расход материалов отражается на кредите счета 10 “Материалы” с указанием корреспондирующих с ним дебетуемых счетов, что и позволяет распределить расход материалов между хозяйственными процессами, а расходы на оплату труда – на кредите счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” в разрезе корреспондирующих счетов.

Сумма отчислений на социальные нужды показывается на кредите счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, а сумма амортизации основных средств на кредите счета 02 “Износ основных средств” распределяется между хозяйственными процессами по корреспондирующим счетам. Сумма прочих расходов определяется по данным кредитовых оборотов счетов: 50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами” и др.

Таким образом, система счетов бухгалтерского учета обеспечивает учет всех затрат по экономическим элементам и их распределение между хозяйственными процессами.

Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90 «Продажи» полностью, кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета 44 «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета 44 «Расходы на продажу» в сумме с сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.

Списание расходов на продажу оформляется в учете записью:

Дт сч.90 «Продажи» Кт сч.44 «Расходы на продажу».

Счет 44 «Расходы на продажу» может иметь остаток, например, по расходам на рекламу. В бухгалтерском балансе организации остаток по счету 44 «Расходы на продажу» присоединяется к остатку счета 43 «Готовая продукция» и показывается по статье «Производственные запасы».

В соответствии с номенклатурой статей расходы на продажу отражают в течение отчетного месяца

Дт сч.44 «Расходы на продажу»

Кт сч.10 «Материалы»,

сч.16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»,

сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

сч.02 «Амортизация основных средств»

и др. счетов.

При определении затрат на законченную продукцию работу или услуги определяется фактическая себестоимость, которая списывается с Кт сч.20 в Дт сч.43, либо Дт сч.90.(для услуг и работ).

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, продолжают числиться на сч.20, как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца переносятся из ведомости прошлого месяца, остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации или учетным данным:

 

Сфакт = НЗПн + З - НЗПк, (10)

 

Где: Сфакт - оборот по Кт сч.20

НЗПн- незавершенное производство на начало месяца (С-до нач.);

З – общие затраты за месяц (оборот по Дт);

НЗПк- незавершенное производства на конец месяца (С-до кон.)

Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. Их отражают на сч. 91 «Прочие расходы и доходы». По Дебету которого отражаются расходы отчетного периода, а по Кредиту наоборот – доходы. В конце периода сопоставление Дебетового и Кредитового оборотов, определяется финансовый результат от прочей деятельности, который списывается на сч.99 «Прибыли и убытки». Записи на счете, ведутся накопительно в течение всего отчетного года и, хотя, счет остатка никогда не имеет окончательно закрывается он в конце года в процессе реформации баланса.

В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат:

 

Таблица 8

Счет 44 "Расходы на продажу" корреспондирует со счетами:

по дебету по кредиту
02 Амортизация основных средств 04 Нематериальные активы 05 Амортизация нематериальных активов 10 Материалы 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 23 Вспомогательные производства 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 42 Торговая наценка 43 Готовая продукция 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 68 Расчеты по налогам и сборам 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 71 Расчеты с подотчетными лицами 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 79 Внутрихозяйственные расчеты 94 Недостачи и потери от порчи ценностей 96 Резервы предстоящих расходов 97 Расходы будущих периодов 10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 45 Товары отгруженные 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 79 Внутрихозяйственные расчеты 90 Продажи 94 Недостачи и потери от порчи ценностей 99 Прибыли и убытки

 

Согласно плану счетов бухгалтерского учета сч.91 могут иметь следующие субсчета:

Первого порядка:

91/1 Прочие доходы

91/2 Прочие расходы

91/9 Сальдо доходов и расходов

Аналитический учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Главной задачей ведения учёта издержек обращения в торговых предприятиях является:

1. Возможность оперативно воздействовать на сам процесс организации торговой деятельности;

2. Сравнимость планируемых затрат с фактическими расчётами;

3. Влияние этих расходов на получение накопления прибыли с целью дальнейшего расширения деятельности через продажные цены, сложившиеся на рынке сбыта.

Требования сегодняшнего дня оперативное владение ситуацией на рынке сбыта, просчитываемость результатов, возможность их регулирования. Эти требования можно выполнит только дальнейшим совершенствованием учёта издержек обращения путём компьютеризации и выборе оптимального варианта его комплексного программирования.

Компьютерная программа ведения учёта издержек обращения должна

решать следующие задачи:

Возможность получения промежуточных итоговых данных по статьям издержек обращения. При этом статьи издержек обращения могут быть расширены.

Внедрения программы количественно-суммарного учёта движения товарно-материальных ценностей.

Внедрение программы по начислению заработной платы, обработки путевых листов и списания горючего.

При программировании должно быть заложено количество, цены (тарифы) услуг, возможность их изменения.

Для совершенствования учёта издержек обращения в торговой системе внедряются типовые проекты автоматизации учёта движения и наличия товаров народного потребления на складах и в местах их реализации.

При унификации бухгалтерского учёта в условиях его автоматизации в торговой системе пользуются соответствующими методическими указаниями по организации бухгалтерского учёта с использованием вычислительной техники персональных компьютеров.

Автоматизация учёта в торговой системе осуществляется с помощью создания автоматизированных бюро, информационно- вычислительных центров и компьютеризации бухгалтерского учёта в целом.

Недостатком ИП Гончарова А.А. магазина «Ракурс» является отсутствие полной автоматизации всего учетного процесса, что в свою очередь замедляет оперативность принятия управленческих решений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя хозяйственную деятельность ИП Гончарова А.А. «Ракурс» за 2007 год можно сделать следующие выводы:

Основным видом деятельности магазина «Ракурс» является реализация японских новых и бывших в употреблении автомобильных запчастей.

В целом финансовый результат деятельности магазина «Ракурс» увеличился. На это повлияло увеличение объема реализации товаров (работ, услуг), сокращение издержек производства. Наиболее сложная ситуация сложилась с кадровым обеспечением порта и его основными производственными фондами,

Так, среднесписочная численность работников относительно 2007 го уменьшилась, и существует нехватка рабочей силы (особенно рабочих). Это связанно, прежде всего, с высокой текучестью кадров, которая обусловлена низким уровнем заработной платы.

В общем, наблюдается развитие ИП Гончарова А.А. «Ракурс». Но, несмотря на положительную тенденцию, существуют повышения прибыли. Так, за анализируемый период доходность магазина «Ракурс» увеличилась в большей степени за счет увеличение объемов реализации продукции, работ, услуг и снижения издержек.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 150.