СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

Работа по анализу пространственно-временных процессов социо-культурного освоения территорий в высшей степени актуальна для Российской Федерации. Исчезновение СССР и образование на его месте 15 новых государств породило большое количество проблем экономического, социального, военного, политического и культурного характера. К сожалению, тема отношений между новыми государствами стала актуальной и, похоже, очень долговременной тяжкой перспективой. Она имеет множество выходов на практику и науку. Для понимания сложившегося положения, помимо использования существующих подходов, эффективным является исследование процессов социо-культурного освоения территорий. Это позволит разработать надежную теоретическую базу принятия практических решений, избежать некорректных выводов, определить пути рассмотрения и решения региональных проблем и многое другое.

Работа не носит политически заостренного характера. Мы оперируем большими промежутками времени и пространства, но, думается, именно это позволяет более корректно оценить современное состояние пространства России и новых государств, образовавшихся на месте СССР.

Особый аспект предлагаемой методологии анализа процессов освоения территорий, связан с процессами на более или менее удаленных от России территориях. Об актуальности такого рода работ говорит, например, непрекращающийся конфликт на Балканах.

Объектом диссертационного исследования является процесс освоения территорий в различных культурах.

Предметом исследования является эволюция социо-культурного освоения территорий в различных социо-культурных системах. Речь идет именно о пространственно-временной динамике освоения территорий и о социо-культурных системах как особых типах образований. Главный герой работы - меняющееся пространство и его освоение в социо-культурных системах. Политическая, экономическая и прочие истории, рассматриваются как частные выражения социо-культурных процессов.

Целью работы является теоретическое пространственно-временное описание особенностей социо-культурного освоения территорий во всех существующих социо-культурных системах.

Задачами работы являются:

1. Определение философских принципов, позволяющих описать социо-культурное разнообразие мира и связанное с ним разнообразие типов освоения территорий.

2. Разработка методологии пространственно-временного описания логики освоения территорий в различных социо-культурных системах.

3. Конкретное пространственно-временное описание логики освоения территорий во всех существующих социо-культурных системах.

Мы попытались создать основы корректного описания социо-культурного разнообразия и связанного с ним разнообразия освоения территорий, разработать методологию пространственно-временного исследования эволюции СКС и дать принципиальное теоретическое описание их эволюции.

Научная новизна работы заключается в оригинальном и целостном теоретическом рассмотрении процесса социо-культурного освоения пространства. Это позволяет синтезировать данные различных областей познания и привести их в сопоставимую форму. Несмотря на разнообразие экономических, культурных и социальных явлений во времени и пространстве, закладывается реальная теоретическая основа их целостного, сравнимого рассмотрения.

Описаны процессы освоения территорий во всех социо-культурных системах. Получен ряд новых результатов, связанных с интерпретацией различных частных событий, а также разработаны целостные картины эволюции социо-культурных систем. В тексте работы приведены только основные результаты исследований.

В работе рассматривается чрезвычайно обширная тема эволюции социо-культурного освоения территорий. Различными областями науки по ней собрано большое количество материала. Поэтому мы строго придерживаемся рассмотрения именно пространственного аспекта эволюции освоения территорий. Все остальное учитывается только в связи с их социо-культурным преобразованием.

Предметом защиты являются следующие тезисы:

1. Обоснование идеи социо-культурного разнообразия мира. Существуют различные типы социо-культурных образований, которые принципиально не сводимы друг к другу и имеют свои стандарты организации пространства и времени, культурной, социальной и народнохозяйственной деятельности. В их эволюции доминирует внутренняя логика. Особенно существенна для данной работы принципиально различная организация пространства в разных типах социо-культурных образований.

2. Классификация социо-культурных образований, среди которых выделяются социо-культурные системы, среды, буферные зоны и регионы смешанного социо-культурного освоения.

3. Типологическая характеристика социо-культурных образований по 30 различным признакам.

4. Выделение восьми социо-культурных систем: варварско-кочевой, мусульманской, китайской, западной, российской, индусской, южноамериканской и черной африканской.

5. Разработка моделей пространственно-временной динамики освоения территории всех выделенных социо-культурных систем и описание принципиальных положений, описывающие логику социо-культурного преобразования их пространства. Итогом этой работы стали 56 картоидов.

6. Обоснование тезиса о связи географического познания и эволюции географической науки как его частного проявления с особенностями эволюции СКС, в которой они развиваются.

*     *     *

В основании рассмотрения эволюции социо-культурного освоения территорий лежит авторская философская концепция социо-культурных процессов.

Причины разработки собственной философской концепции и ее применение к исследованию географической проблематики - помимо внутренней потребности в понимании такого рода явлений и процессов - связаны с тем, что существующие философские теории стабильно игнорируют разнообразие мира, сводят его к различным и, как выясняется, не вполне долговечным социальным идеалам. Мы категорически не принимает тезис однообразия мира и его устремленности к единому социальному и экономическому стандарту. Существующее разнообразие мира определяется не различными ступенями развитости общества, а фундаментальными социо-культурными различиями, объективно существующими в мире.

 

В основание методологии исследования положен пространственно-временной анализ эволюции СКС за весь период их существования. За основу анализа взята внутренняя логика освоения территории в каждой СКС. Для реализации общей методологической установки проделана большая работа, введены новые понятия, отражающие особенности процесса социо-культурного освоения территорий, отработаны новые методические приемы.

Пространственно-временные процессы социо-культурного освоения территорий описываются с помощью картоидов - теоретических картографических моделей.

Помимо методов, связанных с анализом исторических, статистических и прочих материалов, для нас важную роль играл полевой метод. За последние 15 лет, когда велись разработка социо-культурной теории и пространственно-временной анализ освоения различных территорий, 8 лет проведено в поездках (КНР и Гонконг, ЮАР, США, ФРГ и Западная Европа, страны Восточной Европы). Итогом стали полевые наблюдения различных типов социо-культурного освоения территорий.

*     *     *

Нам представляется, что работа имеет теоретическое значение для различных областей познания, занимающихся изучением человека и общества. Серия пространственно-временных моделей освоения территорий по всем существующим социо-культурным системам создает своего рода систему координат оценки экономических, социальных, военных и политических явлений различных времен. Проводится группировка явлений, имеющих место в различные времена и протекающих в различных пространствах, по социо-культурным типам.

В работе последовательно и конкретно проводится идея социо-культурного разнообразия мира. Показывается качественное различие социо-культурных образований на протяжении длительного периода их существования. Это позволяет избежать массы иллюзий и некорректных теоретических выводов.

*     *     *

Излагаемые теоретические положения и методология социо-культурного пространственно-временного анализа эволюции освоения территорий могут иметь реальное практическое значение в различных областях деятельности. Наиболее перспективными представляются следующие направления:

1. Геополитический анализ региональных военных и политических конфликтов.

2. Политико-географический анализ эволюции государственных границ и направлений их дальнейшего изменения.

3. Геополитический стратегический анализ, связанный с блоком экономических, политических и военных интересов определенных государств в различных регионах мира.

4. Региональный инвестиционный анализ. Предлагается теоретическая основа разработки эффективной инвестиционной политики российских компаний на мировом рынке и в пространстве бывшего СССР.

5. Анализ территорий государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, с целью проведения нового и уточнения имеющегося территориально-административного деления.

6. Анализ региональных экологических ситуаций и кризисов в рамках общего процесса освоения территорий.

В зависимости от конкретных приложений, методология пространственно-временного социо-культурного анализа освоения территорий может эффективно использоваться на уровне, как инвестиционной компании или банка, так и на уровне определения государственной политики в экономическом, социальном и геополитическом отношениях. Излагаемый подход базируется на понимании объективных закономерностей в формировании различных, чрезвычайно устойчивых социо-культурных типов территорий различного уровня.

*     *     *

Результаты исследований используются на практике. В период с 1980 - 99 годы было подготовлено не менее десяти спецкурсов. “Проблемы метагеографии” (1980), “Психологические и этические проблемы научно-географических исследований” (1981), “Философские и теоретические проблемы современной западной географической науки” (1983), “Теоретические подходы к исследованию пространства и времени в географической науке” (1984), “Методологические основания исследования географической науки западной социо-культурной системы” (1985), “Введение в метагеографию“ (1989). Это были ранние версии теории социо-культурных систем, которые затрагивали отдельные ее аспекты.

В 1997 - 98 годах по материалам уже вполне законченных теоретических социо-культурных исследований, были подготовлены такие курсы как “Международная инвестиционная деятельность” (1997), “Оценка международных инвестиционных проектов” (1997), “Размещение производительных сил” (1997), “Введение в рекреационную географию ” (1998), "История и региональные особенности мирового туризма" (1998). Приложения различные, но в них проводятся единые теоретические и методологические принципы теории социо-культурных систем.

Результаты исследований неоднократно докладывались и обсуждались с коллегами на различных конференциях и семинарах в СССР, КНР, ФРГ, ЮАР, США в период с 1980 по 1998 годы.

*     *     *

По теме диссертации опубликовано более 50 различных работ на протяжении 1981 - 1999 годов, в том числе 15 монографий. Общий объем опубликованных работ составляет более 100 печатных листов.

Кроме того, подготовлено 12 научно-практических отчетов, в которых использовались различные методологические принципы и конкретные положения диссертационной работы. Их общий объем - около 65,5 печатных листов.

 

*     *     *

Уточним некоторые используемые термины и понятия.

СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА (СКС) - тип социо-культурного образования, доминирующий в социо-культурной эволюции. СКС включают основную часть обитаемых территорий и населения мира. СКС характеризуются большими размерами территорий и значимой численностью своего населения, имеют оригинальные стандарты организации пространства, общества и государства и обладают многими уникальными свойствами, благодаря которым драматически отличаются от остальных социо-культурных образований.

Социо-культурные системы обладают рядом уникальных признаков.

Мы определяем восемь СКС.

СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - тип социо-культурного образования. Во многом схож с социо-культурной системой, но имеет большое количество принципиальных отличий. Характерны устойчивость и длительность существования, наличие специфичных экономических, социальных и культурных форм. Основные отличия от СКС проявляются в категорической неспособности перерабатывать новые пространства в свой хоумленд, расширяя его при этом, и формировать естественно зависимых вассалов.

РЕГИОН СМЕШАННОГО СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО ОСВОЕНИЯ - тип социо-культурного образования. Пространство, не имеющее четкого внутреннего социо-культурного доминанта, на котором присутствуют различные социо-культурные образования (СКС, среды и буферные зоны). Как правило, это районы молодого исторического освоения, которые в перспективе обретают социо-культурную определенность, но при этом могут сохранять присутствие в своих пределах нескольких социо-культурных образований.

ВНЕШНИЙ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ БУФЕР - тип социо-культурного образования, складывающийся для разделения двух и более СКС. Как правило, внешние буферные зоны соседствуют не непосредственно с СКС, а с их внутренними буферами, полностью подконтрольными своим СКС. Внешняя буферная зона как особое социо-культурное образование характеризуется чрезвычайной нестабильностью и зависимостью от динамики тех СКС, которые она разделяет.

 

Также определяется ряд иных социо-культурных образований. В работе даны их определения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.