Проанализировав ответы респондентов по 1 блоку вопросов (1-5, 7,8) мы можем отметить, что большая часть опрошенных (28 человек) оценивает уровень реализации социальной политики в отношении детства как средний. (см. Таблица № 1)
Лишь 3 респондента определили уровень реализации как соответствующий высокому уровню, 8 - как удовлетворительный.
Также мы отметим низкую оценку уровня реализации, данную одним респондентом в этом блоке вопросов. Мы можем предположить, что это связано с незнанием основных подпрограмм "Дети России", не только не участием в них, но и отсутствием осведомленности в их существовании.
В ходе исследования данного блока вопросов был выявлен средний уровень участия опрашиваемых в различного рода мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, турнирах - творческих, интеллектуальных, физических).
Проанализировав полученные данные можно отметить, что большинство респондентов приняли участие и знают о существовании и реализации ряда программ, проводимых в рамках социальной политики в отношении детства, и характеризуют участие своих знакомых в данных мероприятиях на достаточно высоком уровне. Характеризуя участие в программе "Мы - Россияне" большинство (18 человек) отметили, что не участвовали, но знают о существовании данной программы.
В тоже время необходимо отметить, что меньшая часть респондентов отметила отсутствие информации о программах в рамках социальной политики в отношении детства, участие в них самих опрашиваемых и их знакомых.
Таблица № 1
Оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства | Количество респондентов |
Высокая оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства | 3 |
Средняя оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства | 28 |
Удовлетворительная оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства | 8 |
Низкий оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства | 1 |
Проанализировав ответы респондентов по 2 блоку вопросов (6, 9-15) можно отметить, что большая часть опрошенных (27 человек) оценивают реализацию социальной политики в отношении детства как средней эффективности. (см. Таблица № 2)
В вопросах (6,9), касающихся оценки мероприятий, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, поддержанию и развитию творческого и интеллектуального потенциала, большинство опрошенных (более 20) дают оценку "скорее да, чем нет" (может быть и лучше), в меньшей степени оценивают как эффективную, удовлетворительную и низкую оценку дает наименьшее число опрошенных.
Большая часть ответов в данном блоке составлял ответ "скорее да, чем нет" относительно вопросов о доступности участия, об охвате участников, о решении проблем, связанных с детством, об информированности через СМИ, Интернет о реализации программ, о качестве реализаций.
В этом блоке вопросов ответ "да", оценивающий высокую эффективность социальной политики в отношении детства, выбирался очень редко, реже чем ответ "скорее нет, чем да" (11,12,13,14 вопросы), характеризующий эффективность социальных программ как удовлетворительную.
Также в этом блоке вопросов, в отличие от предыдущего, чаще встречаются ответы "нет", касающиеся вопросов о доступности участия в программах, решении проблем, стоящих перед детством (по мнению 10 респондентов, многие проблемы остаются без внимания).4 респондента охарактеризовали малый охват детей, на которых направлена программа "Дети России".
Оценивая социальную политику в отношении детства, большинство определило ее как положительную ("скорее да, чем нет"), но нуждающуюся в совершенствовании существующих и создании дополнительных программ, 5 респондентов оценили как положительную и эффективную. Такое же количество респондентов (5) относятся скептически (она не меняет ситуацию и не решает, связанных с детством проблем).
Таблица № 2
Оценка эффективности социальной политики в отношении детства | Количество респондентов |
Высокая эффективность социальной политики в отношении детства | 5 |
Средняя эффективность социальной политики в отношении детства | 27 |
Удовлетворительная эффективность социальной политики в отношении детства | 8 |
Низкая эффективность социальной политики в отношении детства | 0 |
Рассмотрев оценку уровня и эффективности социальной политики в отношении детства, данную респондентами в 2-х блоках анкеты, мы переходим к общей оценке реализации (этого направления политики), складывающуюся из составляющих уровня и эффективности. (см. Таблица № 3)
Исследование выявило следующие результаты: лишь один респондент оценил региональную политику в отношении детства как проходящую на высоком уровне, 30 - на среднем уровне, 9 - определили социальную политику как проходящую на удовлетворительном уровне.
Необходимо отметить, что количество респондентов, оценивших эффективность реализации как удовлетворительную, превышает количество респондентов, давших высокую оценку эффективности реализации социальной политики в отношении детства.
Еще раз отметим, что большинство опрошенных оценили социальную политику как положительную, в тоже время, отметив необходимость реформирования существующих и создание новых программ.
Большое количество ответов противоречило выбранной оценке в связи с незнанием программ или не участием в них, среднему уровню вовлечения детей в мероприятия различного рода, оценкам, данным респондентами (доступности, охвата проблем, связанных с детством, самой оценке социальной политике, данной 5 респондентами).
На все эти помехи и препятствия должно быть обращено внимание, и в последствии привести к изменениям в социальной политике - совершенствованию программ, улучшения качества их исполнения, создание новых программ, мероприятий и движений, преследующих целью повышение уровня реализации социальных политики в отношении детства.
Таблица № 3
Общая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства | Количество респондентов |
Высокая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства | 1 |
Средняя оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства | 30 |
Удовлетворительная оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства | 9 |
Низкая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства | 0 |
Выявленная средняя эффективность реализации социальной политики в отношении детства свидетельствует о пока еще невозможности говорить об эффективной региональной социальной политике в отношении детства, а также о не высоком уровне реализации данной политики, что подтверждает нашу гипотезу исследования: уровень реализации социальной политика в отношении детства в нашем регионе находится на среднем уровне (выявленный в ходе исследования).
Заключение
Социальная политика - политика государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения негативных воздействий социальной среды. В отношении детства такое определение дает интересные подходы, особенно потому, что дети как социальная группа и детство как особое состояние чрезвычайно чувствительны к негативным воздействиям социальной среды.
Необходимость изучения защиты детства как политической проблемы вытекает из явно обозначившейся тенденции умножения социальных рисков детства в условиях нестабильного развития.
Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире. Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.
Детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.
Внедрение социальной программы "Дети России" (как основа реализации социальной политики в отношении детства) снижает риски, которым сегодня подвержены дети, улучшая демографическую ситуацию нашей страны, но для дальнейшего улучшения
В ходе проведения исследования нами была достигнута ее цель, т.е. мы изучили основы социальной политики в отношении детства и эффективность ее реализации на практике. Также была подтверждена гипотеза исследования, ведь в Калининградской области уровень реализации социальной политики в отношении детства находится на среднем уровне.
Выявленные результаты реализация социальных программ в отношении детства, направленных на улучшения здоровья детей, в том числе и положения детей-сирот; борьбу с беспризорностью и безнадзорностью (как последствие с несовершеннолетними правонарушителями), их профилактикой; предоставление талантам и одаренным детям возможности развития и реализации - комплекса мер, направленных на стабилизацию и повышения качества их жизни, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне реализации социальной политики в отношении детства (в частности программы "Дети России"), о необходимости в совершенствовании социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.
Библиография
1. Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации. М., 1994
2. Батурин Л.А., Бутов В.И. Социальная сфера в рыночной экономике. Минск: "Слово", 1997
3. Волгин Н.А. Соц. политика: энциклопедия - М, Альфа-Пресс, 2006
4. Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодежной политики М, 2007
5. Жуков В.И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - № 3, 1996.
6. Защита прав ребенка в современной России, - Изд.: Институт государства и права РАН, - 2004 г
7. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Изд. "МарТ", 2005
8. Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России.М., 2001
9. Кон И.С. Ребенок и общество - М, Академия, 2003
10. Конституция Российской Федерации: Официальный текст.М., Изд. "ОМЕГА-Л", 2005
11. Пешихонов Ю.В., Водопьянов С.В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001.
12. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001.
13. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994;
14. Роик В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты // - 2007. - №9
15. Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. М., 1998
16. Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М.: Изд. "ЭКЗАМЕН", 2005
17. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - № 2, 1999
18. Социальная работа: теория и практика // ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004
19. Социология семьи / под ред.А.И. Антонова - М, 2005
20. Социология управления соц. сферой В.Н. Ковалев - М, Академический проект, 2003
21. Тетерский И.О. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2004
22. Тишин Е.А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист. - № 4, 1997.
23. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы - М, 2007
24. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Изд. "Дашков и К", 2004
25. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 1998.
26. Чумаков Б.Н., - Основы здорового образа жизни. , - М.: Издательство "Педагогическое общество России", 2004
27. Шаронов А.О., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. - №1, 1999
28. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2008г. - №8.
29. Щеглова С.Н. Детство // Социологическая энциклопедия. В двух томах. /Под ред.В.Н. Иванова. Т.1.М., 2003
30. http://www.noabort.net/node/16
31. http://www.rksm.ru/node/168
32. http://www.odardeti.ru/static. php? mode=index
33. http://www.edu. baltinform.ru/? pid=89
34. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow. asp? DocumID=122401&DocumType=3
35. http://gov39.ru/index. php? d2m=page&contid=baab34018148392463ef4c49b5a924409cf5f7b0
36. http://gov39.ru/index. php? nid=df07706cd3eae7850d564e652d2190345dd08c91
37. http://39-rus.ru/lenta/482-finansirovanie-programmy-my-rossijane.html
38. http://web. molod39.ru/index. php? option=com_content&view=article&id=41
39. http://ombudsman. nm.ru/dOKLAD2006. htm
40. http://www.semya2008.ru/documents/20080325/55182550-print.html
Приложение №1
"Оценка уровня реализации региональной социальной политики в отношении детства"
Пол ____
Возраст ____
Инструкция: Социальная политика в отношении детства охватывает категорию до 18 лет, это возраст, выпадающий на школьный этап жизни. Ответьте на вопросы по данной проблеме и оцените эффективность реализации социальной политики в отношении детства относительно вашего опыта и знаний.
Вам нужно напротив каждого номера поставить (+), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.