Общая оценка детства в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рассмотрев понятие социальной политики, мы переходим к оценке детства в России.

Детство изучается различными научными дисциплинами; его исследование имеет междисциплинарный характер.

С точки зрения социальной антропологии, детство - одно из универсальных антропологических состояний в жизни людей, которое проживают и переживают все люди, но по-особенному в зависимости от культурных традиций и обычаев, сложившегося типа семьи.

С точки зрения возрастной психологии, под детством понимается начальный возрастной период жизни человека, когда складывается характер и индивидуальные особенности поведения.

Социология рассматривает детство как структурный элемент общества, выполняющий, прежде всего, функции первичной социализации с помощью семьи и других социальных институтов.

В политологии детство рассматривается как область, на которую направлена социальная политика, как один из приоритетов последней, неразрывно связанный с семьей, опекой и попечительством, социальной защитой. Политология исследует причины кризисов социальной политики в отношении детей и ведет поиск выходов из критических состояний. В то же время детство начинает интересовать политологов и как возрастная когорта, связанная с первичной политической социализацией, подготавливающей будущих взрослых членов общества к дальнейшей социально-политической жизни. [15, с.25]

Один из вопросов изучения детства - его сроки, рамки перехода от детства к взрослой жизни, дифференциация возрастных состояний внутри периода детства. Причем за этим вопросом скрываются серьезные проблемы социальной, культурной и правовой политики.

Детство - это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

Дети - одна из самых представительных демографических и социальных групп населения, которую составляют лица в возрасте до 18 лет.д.ля нее характерны определенные психофизиологические, социальные, правовые особенности.

Численность детей в России составляет 35,9 млн., или 24,5% от общей численности населения страны. Однако значение этой группы населения определяется не только масштабами, сколько социальной ролью, которую она играет в жизни общества.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируется ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. [29, с.276]

Государство принимает определенные меры в защиту детей.10 лет назад в Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., разработаны федеральные программы "Дети России", "Национальный план действий в интересах детей", принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др.

Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям в семье, их материальное благосостояние.

В России проблемы детей и детства многочисленные и не нашли достойного решения. Многие дети находятся в сложных и даже чрезвычайных обстоятельствах. Все это сказывается на современном молодом поколении детей в целом и, безусловно, отразиться на будущих поколениях.

Одним из важнейших показателей обеспеченности детей должной помощью и заботой общества и государства является состояние их здоровья, которое оценивается различными показателями, включая показатели детской смертности, в том числе младенческой; заболеваемости, уровня их физического развития и т.д. [26, с.416]

Рассмотрев данные статистики, можно сделать вывод о критическом состоянии нынешнего здоровья детей, масштабности хронических больных и необходимости государства в усилении мер по улучшению данного показателя жизнедеятельности детей.

В настоящее время здоровье детей среди школьников младших классов составляет 10-12%, средних - 8%, старших - 5%. [30]

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. Сегодня возросла конкуренция в образовании, появились элитарные учебные учреждения, доступные только детям из семей с высокими доходами.

И все-таки одной из целей развития нашего государства является "обеспечение к 2015 г. того, что все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы" и имели "равный доступ к образованию на всех уровнях".

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. [3, с.75]

Очевидно, что система внешкольного воспитания в кризисном состоянии и нуждается в серьезной поддержке всех уровней власти. Вместе с тем большинство подростков считают, что такие организации нужны. Именно об этом свидетельствует набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций и многое другие.

Особые проблемы возникают в подростковом возрасте - периоде в жизни человека от 12 до 16 лет. Основные проблемы подростков, связанные с их здоровьем, образованием, взаимоотношениями в семье, возможностями проведения досуга, материального положения обусловлены общими для всех возрастных групп детей причинами.

Подростки являются одной из наиболее криминально активных частей населения.

По данным статистики, мы можем зафиксировать возрастание числа подростков, вовлеченных в преступные группировки взрослыми, вышедших из благополучных семей и также омоложение преступников.

Бедой, захлестнувшей Россию, стали беспризорность и безнадзорность детей. К настоящему времени, по данным Генеральной Прокуратуры РФ, численность таких детей достигла 2 млн. человек. Но проблема не только в ее масштабности. По мнению экспертов, это постоянно разрастающийся слой общества, являющийся серьезной угрозой национальной и социальной безопасности. [1, с.33]

Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей - в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое значение для решения их проблем имеет реформирование сложившейся в России системы социальной защиты населения и его отдельных категорий. Для детей с позиции социальной защиты, представляется важным обратить внимание на такие аспекты, с которыми во многом будет связана социализация, решение профессиональной судьбы, интеграция этих детей в общество.

Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. [3, с.74-75]

На основе вышеизложенного очевидно, что в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми отодвинуто во времени, а забота и экономическая поддержка закреплены законодательно.

Значительная роль в судьбе детей принадлежит родителям, а также социальным институтам.

С юридической точки зрения для детей установлены возрастные ограничения в разных жизненных ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве на военную службу, получении избирательного права, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Для той или иной ситуации действующим законодательством определены возрастные границы.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [16, ст.8].

К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. [16, ст.121]

Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. [30]

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого рода против России также уже подаются.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Все это может служить не только мерой защиты, но при определенных обстоятельствах становится способом ущемления интересов детей, что также следует учитывать при реализации мер в сфере реальной социальной политики. К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая.

Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).

Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков: обуславливающих мертворождение и патологические роды; голодание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и беспризорность; экономическую и сексуальную эксплуатацию; пристрастие к вредным привычкам; отрицательное психологическое воздействие; дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям; вовлечение в политическую активность; проживание в экологически неблагополучной среде; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного воспитания; формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране; развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей; охране труда подростков; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей. [3, с.78]

Рассмотрев данную проблему, мы можем сделать вывод, что дети в нынешний этап развития нашего государства наиболее подвержены риску подрыва их физического и психологического здоровья, материального положения и благополучия. Государство должно обратить внимание на проблемы детей, способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности.

На решение этих проблем направлена социальная политика нашего государства, наиболее ярко выраженная в социальной программе "Дети России".

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.