Глава 1. Теоретическое исследование социальной политики в отношении детства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов - все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Существование детей все больше определяется состоянием, которое политологи и социологи обозначают как "общество риска", "всеобщего риска". По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Социальную политику детства можно определить как комплексную систему социально-политической деятельности, предоставляющая детям все социальные гарантии, цель которых - обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития детей в интересах личности и общества. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

В современной России содержание государственной политики по защите детей находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране: дети все чаще становятся жертвами переживаемых страной перемен и переоценок.

Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, государственная политика в отношении детства оказывается крайне неэффективной.

Актуальность проблем детства связана с возросшими рисками этой категории в условиях экономического кризиса, обусловившего возможность сокращения финансирования социальных программ, направленных на реализацию социальной политики государства.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения проблем детства в рамках социальной политики этого направления, могут оказаться полезными при планировании социальной политики в отношении детства на региональном уровне, стать основой для учета слабых сторон программы "Дети России" и ее совершенствовании.

Целью нашего исследования является: изучить основы региональной социальной политики в отношении детства, и оценить эффективность ее реализации на практике.

Объект: социальная политика в отношении детства

Предмет: особенности реализации региональной социальной политики в отношении детства

Гипотеза: уровень реализации социальной политика в отношении детства (в частности программы "Дети России") в нашем регионе находится на среднем уровне.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1) выяснить сущность социальной политики;

2) охарактеризовать категорию детства в России;

3) выявить особенности федеральной и региональной социальной политики в отношении детства;

4) выяснить, как реализуется социальная программа "Дети России", оценив эффективность ее внедрения в Калининградской области с помощью анкетирования.

Для решения поставленных задач нами были использован следующий методы исследования:

Анализ учебной литературы

Опрос (анкетирование)

Обработка полученных данных

Выборкой служили студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17-19 лет (40 человек).



Ход исследования

 

Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности в нашем регионе.

Целью нашего эмпирического исследования является: оценить эффективность реализации региональной социальной политики в отношении детства.

Также мы определили следующие задачи:

1. Составление программы исследования

2. Формирование исследовательской группы

3. Обработка полученных данных

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (анкетирование).

При исследовании мы использовали выборку малого объема (40 человек): студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17-19 лет, среди которых 14 юношей и 26 девушек, те, кто в недавнем прошлом был потребителем социальных услуг социальной политики в отношении детства, и именно они могут наиболее объективно оценить эффективность этих социальных услуг в рамках социальной программы "Дети России" (их точка зрения по реализации социальной политики в отношении детства).

Мы провели полевое исследование в естественных для респондентов условиях (по месту жительства). Перед заполнением анкет была проведена разъяснительная работа, объяснена цель и задачи опроса.

Наша анкета состояла из 2-х блоков:

1 блок вопросов (1,2,3,4,5,7,8) - оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 1)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 18-21 б;

Средний уровень реализации - 11-17 б;

Удовлетворительный уровень - 4-10 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

2 блок вопросов (6,9,10,11,12,13,14,15) - оценка эффективности социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 2)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 20-24 б;

Средний уровень реализации - 12-19 б;

Удовлетворительный уровень - 4-11 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

Общая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства (1-15 вопросы) (см. Таблица № 3) определялась по следующим параметрам:

Высокая эффективность соц. политики в отношении детства - 38-45б;

Средняя эффективность - 23-37б;

Удовлетворительная эффективность - 8-22 б;

Низкая эффективность - 0-7б.

Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.

 

Заключение

 

Социальная политика - политика государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения негативных воздействий социальной среды. В отношении детства такое определение дает интересные подходы, особенно потому, что дети как социальная группа и детство как особое состояние чрезвычайно чувствительны к негативным воздействиям социальной среды.

Необходимость изучения защиты детства как политической проблемы вытекает из явно обозначившейся тенденции умножения социальных рисков детства в условиях нестабильного развития.

Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире. Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.

Детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Внедрение социальной программы "Дети России" (как основа реализации социальной политики в отношении детства) снижает риски, которым сегодня подвержены дети, улучшая демографическую ситуацию нашей страны, но для дальнейшего улучшения

В ходе проведения исследования нами была достигнута ее цель, т.е. мы изучили основы социальной политики в отношении детства и эффективность ее реализации на практике. Также была подтверждена гипотеза исследования, ведь в Калининградской области уровень реализации социальной политики в отношении детства находится на среднем уровне.

Выявленные результаты реализация социальных программ в отношении детства, направленных на улучшения здоровья детей, в том числе и положения детей-сирот; борьбу с беспризорностью и безнадзорностью (как последствие с несовершеннолетними правонарушителями), их профилактикой; предоставление талантам и одаренным детям возможности развития и реализации - комплекса мер, направленных на стабилизацию и повышения качества их жизни, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне реализации социальной политики в отношении детства (в частности программы "Дети России"), о необходимости в совершенствовании социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.



Библиография

 

1. Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации. М., 1994

2. Батурин Л.А., Бутов В.И. Социальная сфера в рыночной экономике. Минск: "Слово", 1997

3. Волгин Н.А. Соц. политика: энциклопедия - М, Альфа-Пресс, 2006

4. Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодежной политики М, 2007

5. Жуков В.И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - № 3, 1996.

6. Защита прав ребенка в современной России, - Изд.: Институт государства и права РАН, - 2004 г

7. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Изд. "МарТ", 2005

8. Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России.М., 2001

9. Кон И.С. Ребенок и общество - М, Академия, 2003

10. Конституция Российской Федерации: Официальный текст.М., Изд. "ОМЕГА-Л", 2005

11. Пешихонов Ю.В., Водопьянов С.В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001.

12. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994;

14. Роик В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты // - 2007. - №9

15. Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. М., 1998

16. Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М.: Изд. "ЭКЗАМЕН", 2005

17. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - № 2, 1999

18. Социальная работа: теория и практика // ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004

19. Социология семьи / под ред.А.И. Антонова - М, 2005

20. Социология управления соц. сферой В.Н. Ковалев - М, Академический проект, 2003

21. Тетерский И.О. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2004

22. Тишин Е.А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист. - № 4, 1997.

23. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы - М, 2007

24. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Изд. "Дашков и К", 2004

25. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 1998.

26. Чумаков Б.Н., - Основы здорового образа жизни. , - М.: Издательство "Педагогическое общество России", 2004

27. Шаронов А.О., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. - №1, 1999

28. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2008г. - №8.

29. Щеглова С.Н. Детство // Социологическая энциклопедия. В двух томах. /Под ред.В.Н. Иванова. Т.1.М., 2003

30. http://www.noabort.net/node/16

31. http://www.rksm.ru/node/168

32. http://www.odardeti.ru/static. php? mode=index

33. http://www.edu. baltinform.ru/? pid=89

34. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow. asp? DocumID=122401&DocumType=3

35. http://gov39.ru/index. php? d2m=page&contid=baab34018148392463ef4c49b5a924409cf5f7b0

36. http://gov39.ru/index. php? nid=df07706cd3eae7850d564e652d2190345dd08c91

37. http://39-rus.ru/lenta/482-finansirovanie-programmy-my-rossijane.html

38. http://web. molod39.ru/index. php? option=com_content&view=article&id=41

39. http://ombudsman. nm.ru/dOKLAD2006. htm

40. http://www.semya2008.ru/documents/20080325/55182550-print.html



Приложение №1

"Оценка уровня реализации региональной социальной политики в отношении детства"

Пол ____

Возраст ____

Инструкция: Социальная политика в отношении детства охватывает категорию до 18 лет, это возраст, выпадающий на школьный этап жизни. Ответьте на вопросы по данной проблеме и оцените эффективность реализации социальной политики в отношении детства относительно вашего опыта и знаний.

Вам нужно напротив каждого номера поставить (+), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

Приложение № 2

Введение

 

Защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов - все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Существование детей все больше определяется состоянием, которое политологи и социологи обозначают как "общество риска", "всеобщего риска". По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Социальную политику детства можно определить как комплексную систему социально-политической деятельности, предоставляющая детям все социальные гарантии, цель которых - обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития детей в интересах личности и общества. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

В современной России содержание государственной политики по защите детей находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране: дети все чаще становятся жертвами переживаемых страной перемен и переоценок.

Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, государственная политика в отношении детства оказывается крайне неэффективной.

Актуальность проблем детства связана с возросшими рисками этой категории в условиях экономического кризиса, обусловившего возможность сокращения финансирования социальных программ, направленных на реализацию социальной политики государства.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения проблем детства в рамках социальной политики этого направления, могут оказаться полезными при планировании социальной политики в отношении детства на региональном уровне, стать основой для учета слабых сторон программы "Дети России" и ее совершенствовании.

Целью нашего исследования является: изучить основы региональной социальной политики в отношении детства, и оценить эффективность ее реализации на практике.

Объект: социальная политика в отношении детства

Предмет: особенности реализации региональной социальной политики в отношении детства

Гипотеза: уровень реализации социальной политика в отношении детства (в частности программы "Дети России") в нашем регионе находится на среднем уровне.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1) выяснить сущность социальной политики;

2) охарактеризовать категорию детства в России;

3) выявить особенности федеральной и региональной социальной политики в отношении детства;

4) выяснить, как реализуется социальная программа "Дети России", оценив эффективность ее внедрения в Калининградской области с помощью анкетирования.

Для решения поставленных задач нами были использован следующий методы исследования:

Анализ учебной литературы

Опрос (анкетирование)

Обработка полученных данных

Выборкой служили студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17-19 лет (40 человек).



Глава 1. Теоретическое исследование социальной политики в отношении детства

Дата: 2019-07-24, просмотров: 170.