Народ еврейский, избранный Самим Богом из среды других народов (Исх. 19, 5-6), должен был служить среди ветхозаветного человечества носителем истинной веры и благочестия, мессианских обетований, распространять в древнем мире свет истинной религии. Такое назначение Израиля требовало от него особенной чистоты и святости (Лев. 19, 1-2). В видах достижения этой чистоты и святости закон и обставляет жизнь Израиля различными правилами и предписаниями, определяющими не только его душевную, но и телесную чистоту.
Все многочисленные обрядовые установления книги Левит о чистом и нечистом, о способах очищения от различных телесных осквернений и пр. выделяло евреев из среды других народов, внушало мысль о душевной чистоте и необходимости освящения и искупления через Мессию. В этом смысле ветхозаветный обрядовый закон называется святым апостолом Павлом «пестуном во Христе» (Гал. 3, 24).
VI. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА — ЧИСЛА
Наименование книги
Четвертая книга Моисея в еврейской библии называлась первым словом, с которого она начиналась: «Вайдаббер» — «И сказал» В греческом тексте Септуагинта она зовется «Арифми» — «Числа», что указывает на заключающиеся в ней сведения об исчислении народа (1 и 26 главы), левитов, первенцев (3 и 4 главы) и станов (33 глава).
Время и место написания
Указание в Числ. 36, 13 на написание книги «на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона», то есть в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах пустыни аравийской, в разное время — в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия.
Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет.
Обзор содержания
Книга может быть разделена на три части.
В первой части (1-10 главы) говорится о приготовлении израильтян к отшествию от горы Синая; сначала повествуется об исчислении народа, военных ополчений и левитов (1-4 главы), затем излагаются распоряжения о чистоте стана израильского и назореях (5-6 главы), говорится о торжестве обновления скинии, о золотом светильнике и праздновании пасхи в пустыне (7-9 главы), наконец, изображается порядок похождения шествия колен израилевых и молитва Моисея при воздвижении ковчега и остановке его (10 глава).
Вторая часть (11-21 главы) заключает в себе историю странствования евреев от Синая до границ земли обетованной, сначала говорится о ропоте евреев, желавших мяса, о перепелах и море, постигшем прихотливый народ «гробы похотения» (15 глава), о наказании проказою Мариам, сестры Моисея за ропот (12 глава), о соглядатаях, посланных в землю обетованную, об осуждении народа на 40-летнее странствование за неверие (12-14 главы), о некоторых обрядовых установлении и казни за нарушение субботы (15 глава), затем о возмущении Корея, Дафана и Авирона, утверждении священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла, о службе и средствах содержания священников (16-18 главы), далее — о жертве рыжей юницы, о смерти Мариам, о воде из скалы, смерти Аарона на горе Ор (19-20 главы) и, наконец, — о медном змее (21 глава).
В третьей части (22-36 главы) описываются события, совершившиеся на границах земли обетованной; сначала рассказывается история Валаама, благословившего израильтян (22-24 главы), затем излагается новое исчисление народа по коленам (для раздела земли обетованной) и закон о наследстве (26-27 главы), говорится о хлебных приношениях, об обетах женщин (28-30 главы), о поражении мадианитян и поселении колен Рувимова и Гадова и полуколена Манассиина на восточной стороне Иордана, о станах еврейских от Египта до равнин моавитских (на восточной стороне Иордана) и границах земли обетованной при следующем разделении её между остальными коленами (32-34 главы) и, наконец, о городах для левитов и невольных убийц, а также — о замужестве девиц, получающих отцовское наследство (35-36 главы).
Цель написания книги
Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а также записать законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля.
5. Прообразы Иисуса Христа и пророчества
о Нем в книге Чисел
1. Расцветший и принесший плод жезл Ааронов (17,8), предызображает таинственное рождение Иисуса Христа от безневестной Девы Марии.
2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19, 1-22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира (Евр. 9, 13-14; 13, 11-13).
3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21, 6-9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14-15).
4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24, 17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых — Христос Спаситель.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.