Др. Русь IX- 1й пол. XIII вв.: специфика гос. и социокульт. развития.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Образование древнерусского гос-ва: a. Геогр. и геополит. ф-ры древнер. гос-ти; b. «ПВЛ» как истор. источник по ист. Киевской Руси; c. Норманнская теор. обр-я Киевского гос-ва; d. Периодизация ист. К.Р.

2. Становл. и развитие общ.-полит. институтов: a. Полит. устр-во Р. в историогр.; b. Орг-я вл. в К.Р.; c. Админ.-полит. и хоз. ф-ии великокняж. вл.; d. Вече и его полномочия. Общинное самоуправление; e. Портретный ряд древнер. князей, их персон. вклад в развитие общ-полит. стр-р; f. «Русская правда» о соц. проблемах развития Руси.

3. Экономические отнош. в Древней Р.: a. Роль, статус и специфика развития древнер. города. b. Проблема «феод-ма» в Др. Р.

4. Крещение Р., влияние правосл. на полит. и социокульт. ситуацию.

5. Соц.-эк. и полит. предпосылки удельного периода. Региональные ос-ти развития рус. земель (Влад.-Сузд., Новгородская, Галицко-Волынская).

1а. Тер-я: регион Вост. Евр., огранич. с зап. Бугом и Вислой, с сев. – от вост. побер. Балт. моря до устья Печоры, с вост.- от Печоры и Сев. Двины до Ср. Поволжья, с юга – по напр. к Карпатам и Южн. Бугу. Х-но: мало морских границ, однообразие поверхности – равнина, четыре климат. пояса (арктический, северный, средний, южный), но их особ-ти менее резки, чем в Евр. – из-за равнины. + степь, лесостепь, лес. Неравномерное распред. плодор. почв. Водная сеть густая, есть большие реки. Последствия на х-р: сезонная активность=> безделье смен. д-ю.

Геополит. ф-ры: Черное море связ. Р. с Византией. Юг – степные народы (Хазарский каганат, печенеги, половцы. Вост. – Волжская Булгария. Зап. – Венгр., Польша, Герм. кн-ва (торг. связи). По тер. Р. – важнейшие торг. пути, в т.ч. «Из варяг в греки», торг. пути из Балт. моря в Каспийское, из южн. Герм. земель в Каспийское море.

1b. Ок. 1113 г. созд. ПВЛ монахом Киево-Печ. монастыря Нестором. Известны 3 редакции. 2я 1116г. – в Лаврентьевской летописи 1377г., 3я 1118г.– в Ипатьевской лет. XV в. (здесь гов., что автор Нестор). ПВЛ опир. на предш. летописание (Начальный свод 1093-1095). Источники – отеч. и иностр. (виз. хроники), письм. (договоры Р. с греками, жития Владимира и Ольги, повесть об ослеплении Василька Теребовальского) и устн. (Ян Вышатич, Гурята Рогович, напр., устные пред. о Кие, Щеке и Хориве, об основании Кева, о вещем Олеге). ПВЛ – не хронограф, а пам., созд. единовременно, имеющий опр. задачи. Идея – единство Рус. Земли, осуждение княж. усобиц. Это раннеистор. описание, постр. по литер. канонам. Предст. об истории – в рамках Ветхозаветной традиц., кот. служ. эталоном истинности. 3 слоя: факты, соб.; сюжеты отдельных композиций; глобальная концепция. Многие сведения нужд. в проверке др. источн. С осмысл. ПВЛ тесно связана норманнская проблема (норманны=Среднев. викинги).

1с. Основоп. норм. теор. – пригл. для раб. в Пет. АН в XVIII в. Байер, Миллер, Шлецер. Основоп. антинорм. – Ломоносов. Проблемы: происх. терм. Русь (н. - от варяжск. «гребец», от назв. южн. берега Швеции «Руслаген», «русскими» финны наз. жит. сев. Швеции; антин. – от реки, термин встреч. еще за 300 лет до появл. варягов в Ср. Поднепровье и прочно связ. со слав. насел., сами варяги служ. киевск. князю=> самоназв.); происх. правящей династии (антинорм.- Рюрик – славянин, внук Гостомысла, Трувор=дружина, синеус=дом); роль варягов в истор. древнер. гос-ти (н. – гос-во созд. скандинавские викинги, призвание, до них славяне жили «звериным образом»; антинорм. – гос-во было, легенда о Гостомысле (Иоакимовская летопись XVI в.), набеги варягов как повод для мифа).

1d. Пер-я схематична. Условная точка отсч. – 862г. – призваия Рюрика. Единое Киевское гос-во – во многом конструкция. 1) 862-945. Период правл. 1х князей (Рюрик, Олег, Игорь) – объед. сев. и южн. земель, потребительское отнош. к гос-ву, 2) До руб. XI - ХII в. (завещание Ярослава). Укрепление гос. системы (Ольга, Владимир Св., Ярослав), 3)с к. XIв. – удельный период.

2а. Сторонники феод. концепции ( напр., Пашутова, Черепнин) в ? о полит. стр-рах исходят из того, что основу полит. сист. Др. Руси составляла раннефеод. монархия, кот. в процессе раннефеод. раздр-ти трансформировалась в систему коллективного сюзеренитета. В 90е – смещение акцентов. Появл. раб. с попытками выявить реальную картину политических отнош., а не доказ. наличие феод-ма. Здесь в 1ю очередь – внимание междукняж. отнош. Они нач. изучаться как коллективный феномен вл., х-ный для архаичных, а не классовых обществ (Толочко, Петрухин).

2b. Княж. вл. Др. Руси – коллективный феномен. Право на власть принадлежит всему кн. роду. Изнач. князь=воен. вождь, глава дружинной корпорации. Впоследствии – 2 уровня вл. кн.:1. уровень публ-прав. отнош, отраж. взаимод. кн. вл. с др. компонентами полит. сист.; 2й ур. междукняж. отнош.в среде княжеской корпорации. Принцип синьерата - возвышение одного князя над другими. Корпус фратрум – юрид. порядок, по кот. - право на удел умершего его живых братьев через головы наследников. Князь – законодатель, воен. предводитель, верховный судья, адресат дани. Дружина – корпорация, окруж. князя. Жили на княжем дворе. Ф-ии: военн., фискальная, советническая (напр., друж. поссовет. Игорю вернуться за добавочной данью к древлянам), аппарат упр-я княж. администрации. Пресняков: друж. делится на старейшую и молодшую. Друж. знать все больше погруж. в админ. дела, уходит от военн. дел. Главн. источник доходов еще налоговые поступл., но с XI в. – практика кормлений=> друж. аристократия постеп. трансф. в боярскую. У некот. из них могла быть своя дружина. Младш. друж-ки (отроки, чадь, гриди) исполн. обяз-ти администр. агентов: мечников (судебные исполнители), вирников (сборщики штрафов).

2d. Княж. вл. ограничена эл-тами сохр. народного самоуправления: «старцы градские»- народные старейшины – участвовали в княжеской думе (Греков, Фроянов выделяют старцев в отдельный совет племенной знати, отриц. самостоятельное сущ. княж. думы). Мех-м развития гор. общины имеет закономерности – она становится влият. силойна опр. этапе своего развития, нач. б-бу за свои права и привелег. В ней постеп. концентрируется шир. аристокр. прослойка, станов. во главе общинной орг-ии. Б-ба горожан за свои права могла оказ. серьезное влияние на исход междукн. б-бы. Напр., гор. община Киева к 60м гг. XI в. оказ. способной изгнать князя, а в 90е она нач. выступать полноправным участником при заключении междукняж. соглашений.

В историогр. спор об опр. верви: Юшков, Мавродин – семейная община; Греков, Рапов – территориально-соседская. Вероятно, это переходная форма. Внутренние ф-ии верви: админ.-суд. самоупр., главн. орг. кот. был сельский сход – вече + взаимопомощь (денежная, соц. защита).

2е. Рюрик (862-879) – Новгород, Белоозеро, Изборск + Олег (879-912) – объед. Новг. и Киева (легенд. убийство Аскольда и Дира) Воин. + Игорь (912-945) - приводит систему гос-ва к кризису + Святослав Игоревич (957-972) – язычник, не захот. принять правосл. как Ольга, воин. Его интересы – трофеи. = система сбора дани, подчинение племен, они ведут себя как чужаки, варяги, доившие гос-во как корову. Ольга (945-957) – она удерживает разваливающуюся систему. Ввод. уроки и погосты для сбора дани. Преемник Ольги – Владимир Святославич Святой (980-1015) – он укрепл. централиз. гос-во, посадив на княжение в 9ти крупных центрах Руси своих сыновей, крещение Руси (укр. единол. вл., м\унар. положение). Ярослав Мудрый (1019-1054) – б-ба с братом Мстиславом за власть. «Древнейшая правда» (правда Ярослава). Завещание Ярослава ведет к волне междукняж. усобиц, полож. начало удельному периоду.

2f. Рус. правда = Краткая пр. ( Пр. Ярослава ок. 1016 + Пр. Ярославичей – втор. пол. XI в.), Пространная пр. (втор. пол. XII в.). Пр. Ярослава предназн. первонач. новгородцам за то, что они помогли Ярославу в борьбе со Святополком. В правде Яр-чей отразился факт складыв. домениального землевладения - >во статей посвящ. правовой защите княжеской собств-ти, должностных лиц и зависимых людей вотчины. Согласно РП население Киевской Руси дел. на свободное (князья, кр.-общинники – «люди»), и зависимое (холопы, закупы, рядовичи, смерды). В историогр. - ? о наполняемости понятий. Так, Греков счит., что смерд = и своб. общ-к, и закрепощенный ч-к, т.е. низший слой общества. Зимин, Черепнин: своб. общ-к = «муж», «люди». О соц. сущности смердов – много гипотез. >во призн. его тесную связь с князем, зависимость от него. Вероятно, это полусвоб. княжеские данники. ? о закупе: хоз. самост-ть, наличие живого и матер. инвентаря, отдельного двора + тяж. юрид. положение на осн. договора о займе. Юшков: закуп – не раб, а полураб, осн. на дог. о найме. Он жил во дворе господина, получал от него коня, слуг, раб. только на господской пашне. Причины попад. в завис-ть – займ, получ. вперед з\пл., отдача отцом сына в кабалу за долг, как условие отпуска на волю полного холопа и др. Романов Б.А.: юрид. полож. закупа ближе к свободному. У него могло быть и свое хоз-во. В закупничестве можно видеть один из источников кабального холопства XIV-XV вв.При устан. зависимости большую роль играли денежные, а не поземельные отнош. Все сход., что холопы – полные рабы. Источники: плен, самопродажа, тиун (управляющий) и ключник, поступ. на службу к князю, но не заключившие «ряда» - спец. договора. За его убийство – лишь покаяние. Виды холопства – полное (обельное) и неполное. ? о рядовичах – в обеих правдах упоминаются лишь по одному разу. Жизнь его защищена минимальным пятигривенным штрафом. Возможно, это заключившие «ряд» тиуны, ключники, мужья рабынь, дети свободных и рабов. Изгой – ч-к, лишившийся своего соц. статуса (князь без собственного княжества, люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущ. на волю).

3а. Осн. источники по этому ? – археологич. Советское вр. – древнер. гор. = торг.-пром. поселение. Толочко: ремесл. пр-во в древнер. городе пребывало в зародыш. стадии. Раннерусск. город = админ. центр с\х округи. VII – IX вв. – начинается консолидация первичных племен. Протогородские стр-ры формир. как общинные центры с культовыми и хоз. постройками (городище Зимино – волыняне, Будищенское – на Днепре). В IX – X вв. появляется Киев. На его месте до этого сущ. 3 отдельных городища, кот. объединились. На подобных городищах основаны и Смоленск – с XI (Гнездово городище), Ростов (Царское городище), Новгород с Х-XI в. (Рюриково городище) – это уже опорные пункты княж. власти (явление переноса городов). В IX-Х вв. у большинств городов возникают посады. Округа гор. распр. на 15-20 км. и вместе с ним сост. единый хоз. организм. Занимались с\х. Зависимость более дальних территорий была лишь номинальной и связ. с данью. Городом счит. тот, где пребывал княжеский стол. Отличие рус. гор. от полиса: неопред. юрид. статуса горожан, отсутствие стабильных границ, «княжеский» х-р статуса города. При этом до монг. периода прослеживается противост. общ. и кн. вл.

Волость-округа, кот. вместе со своими локальными центрами нах. в полит. завис-ти от главного города.

3b. Со 2й пол. ХХ в. склад. т.н. сеньориально-вотчинная концепция феод-ма в Др. Руси (Греков «Киевская Русь). Она исходит из полной аналогии полит. и хоз. устр-ва Руси Х-XIII вв. и ЗЕ. Основа феод. отн. – сеньориально-вотчинная, а не гос. 50-60е – конц. гос. феодализма (Черепнин): княжеское землевл. Др. Руси явл. не разновидностью частного феод. владения, а предст. собой гос. сектор эк. Дань и рента – это не частны феод. налог, а гос. рента. В 80-90е гг. от этого напр. отпочковалось еще 2. 1ое – Горский «Древнерусская дружина»: основой формир. гос-ти на Руси была не княж. вл., а дружинная орг-я – т.е. корпоративно-гос. земельная собств-ть. 2ая – Мельникова и Петрухин – дружина послужила лишь основой для формир. гос-ти на Руси.

Горемыкина: Древнер общ-во имело рабовладельч. х-р. Фроянов: не феод. и не рабовл. в чистом виде, а общество доклассовой гос-ти. На протяж. X-XIII вв. происх переход от распада первоб. отнош. к зарожд. феод. Феод. же отнош. оформл. уже в эпоху средневековья – за пределами XIII в.

Феодализм= крупн. зем. собств-ки феодалы + кр-не. Кр., в отл. от рабов, не отдалены от ср-в пр-ва, ведут самост. хоз-во. Прибав. продукт отдается в виде феод. ренты: отрботочной (барщина - обр. барскую пашню собств. инвентарем), натуральной (натур. налог), денежной. Внеэкономич. принуждение (кр. право, сословная неравноправность). Феодал обл. долейполит. вл. над кр. (судья, сборщик нал. и др.). Изъятие ф. из сист. общегос. налогов и судопр-ва= иммунитет.

4. Развитие феод. отнош. => иерархия богов. Перун – княжий бог. К Х в. жилища волхвов – рядом с князем – яз. рел. станов. идеол. подд. вл. За это жрецам – часть дох. кн. Назревает необх-ть принятия монотеист. рел., т.к.: 1. религия равных (яз-во) не могла объяснить рассл. и усил. эксплуат. 2. яз. не спос. единой сильной вл. 3. Необходимость общ. с монотеист. гос. Зап. и Вост., с Византией. Монот. народы= цивилизов., язычники = варвары.

Еще до Влад. хр-во стало проникать на Русь – К. и М. перев. свящ. писание. Вера стала понятной, она проник. в среду киевлян – друж., купцов. С 980 – Владимир. Он сдел. Киев столицей, укр. границы. Необх-ть идеол. поддержки - > яз. реф. – пантеон из 6 богов. Попросить об устан. хр-ва у Константинополя нельзя – попал бы в зависимость. 986 – в Конст. мятеж военонач. Варды Фоки, охв. всю Малую Азию. Император Василий II просит Вад. о помощи. Взамен Вл. – руки сестры императора Анны-> т.о. рус. кн. обязывался принять крещение и привести к прав. население. Версий крещ. много – Виз. источников нет, все русск. – в поздних вставках. Поппе: ос. 987 на Р. прибыв. посольство во главе с митр. Феофелактом в обмен на воен. помощь. Корсуньская легенда: Анну не присл. и Вл. разгр. Корсунь - недостов. После посольства Феофелакт остается чтобы подгот. Влад. и близких к крещению. 988 – крещ. Влад. К Днепр. порогам выезж. встречать Анну. Поппе – в 988 и крещ. киевлян. Рапов: нет, в это вр. Влад. не было в Киеве – был поход на Корсунь. Там князья подд. восст. В. Фоки. Крещение же киевлян – в 990. Крестили 1 авг. в пт. – базарный день – в притоке Днепра р. Почайне. Осень 990 – крещ. Новгорода, сопр. насилиями и поджогами (отр. Добрыни и Путяты) – там было сильно жречество. Затем кр. центры др. земель (Ростов, Чернигов, Суздаль и др.). Это проверка полит. лояльности земель Киеву. Действит. вера, крещ. крестьян неважно. Крестили только полит. элиту. Т.о. – это полит. реформа. Христианизация – не одновр. процесс: изгнание епископов, Ростов кр. неск-ко раз. Хр-ю прод. сыновья Владимира.

Значение: 1. Т.к. церковь утв. при пом. гос-ва -> предопр. их дальнейш. взаимоотн. 2. Поддержка единол. вл. идеей «Всякая вл. от Бога. Один Бог на небе, один царь на земле». 3. эк. развитие (камен. кладка, живопись, к-ра огородничества). 4. К-ра, грамотность, образование. 5. Вхождение в семью цивилизованных народов. Все внуки и внучки Влад. вышли за представит. ЗЕ домов. 6. Двоеверие, нац. особ-ть хр-ва из-за вливания яз. веры.

5. Долгое вр. – концепция феод. раздр-ти (Рыбаков): княжества, на кот. распалась Русь, сравн. с ЗЕ королевствами. Причины видятся в эк. обособлении разл. регионов. Но, Русь не предст. собой единого гос-ва даже до т.н. раздробленности. Полит. единство базировалось на единстве правящего рода, а к к. XI в. род, ведущ свое нач. от Рюрика, резв. сильно раздробился и разросся. + процесс трансформации родоплем. стр-р в территориальные. Начин. возникать земли-волости, претенд. на самост-ть. Власть и гегемония Киева станов. призрачной.

Полит. толчок – завещание Ярослава. Он умир. в 1054 г., разделив рус. землю м\у 3мя таршими сыновьями, создав триумвират ярославичей (Изяслав – Киев, Вел. Новгород и Туровское кн-во; Святослав – Черниг. землю, землю вятичей, Рязань, Муром, Тмутаракань; Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-Сузд. землю, Белоозеро, Поволжье). Их земли были располож. не большими кусками, а чересполосно. Вероятно, тем самым Ярослав пыт. созать усл., при кот. бы братья звис. др. от др. На первых порах – это действит. триумвират: совместно бор. против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань, против Всеслава полоцкого, покушавшегося на Псков и Новгород. Но в 1608 г. неподалеку от Переяславля Киевского половцы разбили Ярославичей. Киевляне потреб. оружие для б-бы, но Изяслав побоялся их вооружать => восстание, князем провозгл. Всеслав -> начались усобицы м\у яр-чами, а затем и м\у их сыновьями и внуками. 1097 в Любече по инициат. сына Всеволода переяславского князя Влад. Мономаха собрался княж. съезд. Выв.: усобицы идут на пользу половцам -> принцип «каждый да держит отчину свою». Устан. этого принципа юрид. закр. уже начавшееся разделение рус. земли на отд. кн-ва. Кол-во кн-в пост. менялось. Наиб. крупные – Владимиро-Сузд. кн-во (сильная княж. вл., нет патриархального равенства в отн. с дружиной), Галицко-Волынское (противост. традиц. сильной гор. аристократии и княж. вл) и Новгор. земля (республ. строй – вече и боярство доминир. над князем, которого нередко изгон. из города). Это – три разных типа гос-ти. Связующ. эл-ты – Рус. Правда, церк. стр-ра, способность к совместной обороне границ.

В-С земля: наследники Всеволода – Влад. Мономах (внук Константина Мономаха). Основал на р. Клязьме Владимир (Залесский). Он польз. поп-ю на Руси: литер. одаренный, образованный, рук. многих пох. против половцев, выст. против усобиц. 1113-1125 он княж. в Киеве. Это время восст. единства гос-ва. Юрий Долгорукий – сдел. стоицей Суздаль. Он активно уч. в княж. междоус. Захватывал Киев, после 1115 г. там и остался, но выз. > нед-во киевлян. Андрей Боголюбский (осн. княж. замок Боголюбов, установление богородичного культа во Вл.-С. земле)– типичный кн. врем. феод. раздр-ти. Его мало интерес. Киев. Эк. укрепление своей земли. Андрей – храбрый и удачливый воин, талантл. гос. деятель, заносчив, вспыльчив. Всеволод Больш. Гнездо (много потомков). Продолж. полит. Андрея – войны с Волжско-Камской Болг., подч. Рязанское кн-во. Правил единовластно. после его см. В-С кн-во раздел. на 7 кн-в (Всев. завещал престол не старш. сыну, а второму – Юрию).

Г-В з. Основатель местн. княж. дин. – внук Вл. Мон. Изяслав – 1134. При Ярославе Осмомысле (1152-1187) кн-во дост. особ. расцвета. Он пыт. укреп. кн. вл. -> бояре для б-бы восп. его запут. семейн. делами (он пыт. сделать наследником сына любовницы Олега). Любовницу сожгли на костре, изгнали Олега, пров. князем законного сына Ярослава Владимира. Но с ним не ужились -> после его см. бояре сдел. князем владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича (выдающ. полков., полит. деятель). После его гибели, т.к. наследнику Данилу 4 года, власть захватили бояре -> усобицы, раздр. кн-ва. 1238 – Данил распр. с боярск. оппоз., восстан. единство.

Новг. з. Князь всегда был вторичен по отн. к гор. Его резиденция нах. за пред. гор. Х-на традиция призвания князя, недолг. их княж. (с 1095 по 1304 – 40 князей). Ф-ии кн. – глава боев. дружины, кот. он привод. с собой (но это не осн. ф-я, т.к. сущ. оплчение, часто кн. – малолетние), связующее звено с Русью, адресат дани, высшая суд. инст-я. Князя могли изгнать. С 1136, когда новг. прогнали Всеволода Мстиславича, пыт. бороться за собств. интересы при пом. новг. войск, новг. пригл. себе кн. на опр. усл., содерж. в спец. дооворе «Ряде» (запрет подв. новг. репрессиям, вмеш. во внутр. дела гор. самоупр., сменять должн. лиц, приобр. собств-ть в новг. волостях. Новг. вече избир. посадника (перег. с кн., внешние снош., воен. пох.), тысяцкого (сбор налогов по сотенной орг-ии), владыку (архиепископа). Больш. знач. имеет орговля, в осн. с ЗЕ.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.