Проверка правильности ведения бухгалтерского учета заготовления материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проверка операций с материалами проводится в последовательности, определенной программой аудита:

проверка соблюдения требований гражданского, специального и налогового законодательства;

изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;

проверка наличия, правильности и своевременности оформления первичных документов, а также точность содержащихся в них показателей;

проверка правильности оценки материалов;

проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материалов;

проверка правильности формирования отчетных показателей.

Объектом аудиторского исследования является оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступивших грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей. Аудитор изучает, как организован такой учет в проверяемой организации: указываются ли по каждому поставщику ассортимент и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Для выяснения достоверности приведенной в оперативном учете информации аудитор сопоставляет ее с данными, отраженными в бухгалтерском учете. По записям в журнале учета поступающих грузов и карточкам учета договоров поставки аудитор может определить, какие поставки были осуществлены за проверяемый период.

Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

Внутренними документами, которыми оформляют поступившие материалы, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.

Общим способом проверки приходных операций на складе является сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.

Объектом аудиторского исследования является оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступивших грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей. Аудитор изучает, как организован такой учет в проверяемой организации: указываются ли по каждому поставщику ассортимент и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Для выяснения достоверности приведенной в оперативном учете информации аудитор сопоставляет ее с данными, отраженными в бухгалтерском учете. По записям в журнале учета поступающих грузов и карточкам учета договоров поставки аудитор может определить, какие поставки были осуществлены за проверяемый период.

Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

Внутренними документами, которыми оформляют поступившие материалы, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.

Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материалов, аудитор устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материалов, данным других учетных регистров.

По данным регистра синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а также по приходным документам складов аудитор определяет количество поступивших материалов и правильность документального оформления приемки грузов. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.

Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитор обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.

В ходе документальной проверки операций по поступлению материальны запасов устанавливают соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов. При выявлении расхождений необходимо провести встречную проверку документов.

При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяют с сопроводительными документами поставщиков. Аудитор изучает правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (например, железной дороге). Иногда такие расхождения могут быть результатом присвоения материальных ценностей и оформления подложных актов с целью скрыть недостачу или пересортицу.

В случае необходимости аудитор проводит встречную сверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей.

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, в соответствии с условиями договоров принимают к учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре (п.13 ПБУ 5/01).

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также сырье и материалы, принятые в переработку в качестве давальческого сырья, должны храниться и учитываться отдельно от собственных производственных запасов. Такие ценности должны быть учтены на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку".

На практике достаточно распространено приобретение товарно-материальных ценностей по договорам мены, когда аудитор может столкнуться с неопределенностью в отношениях между партнерами, неправильным оформлением хозяйственных операций, неверным определением даты реализации, получения или отгрузки товаров, а также иными ошибками в бухгалтерском учете и исчислении налогов. Например, материальные ценности, полученные по договору мены, на склад не приходуют, а сразу же списывают в расход. Выявить подобное нарушение аудитор может, уточнив, как соблюдаются условия договоров, и по карточкам складского учета материалов, если в них будут обнаружены отрицательные суммы остатков.

Законодательные нормы, регулирующие товарообменные операции, заложены в ГК РФ (ст. ст.567, 568), ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и ПБУ 5/01 с изменениями в соответствии с Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н, в котором, в частности, указано, что фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денег), определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.

Статья 40 НК РФ дает право налоговым органам контролировать правильность применения цен по некоторым видам сделок, в том числе и по товарообменным. В частности, цены, применяемые сторонами сделки на обмениваемые товары, не должны отклоняться более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров в ту или другую сторону. Если это условие соблюдается, то налог на прибыль и НДС рассчитывают исходя из цены договора.

Если законом или договором мены не предусмотрено иное, то право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Поэтому выручку от реализации продукции или товаров по договору мены следует отражать в бухгалтерском учете одновременно после исполнения обеими сторонами обязательств передать соответствующие товары.

Проверка неотфактурованных поставок имеет некоторые особенности. Они должны быть отражены в регистре по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене последней партии поступления по каждой поставке отдельно, причем вместо номера должна ставиться буква "Н" (неотфактурованные).

Аудитору следует уточнить, как были сделаны в учете записи по оприходованию таких материальных ценностей, поскольку в следующем месяце, по мере поступления документов поставщиков, эти записи должны быть сторнированы с одновременным оприходованием материалов по фактической стоимости приобретения на основании расчетных документов поставщиков.

При наличии неотфактурованных поставок аудитор проверяет:

как соблюдается порядок составления приемных актов;

правильность и полноту оприходования ценностей, поступивших без документов;

правильность установления цен;

правильность корректировок при поступлении встречных документов поставщика (для этого аудитору необходимо сверить записи в акте приемки с данными поступивших позже документов поставщиков).

Если у клиента имеются материальные ценности в пути, т.е. оплаченные, но еще не прибывшие к концу месяца, то аудитору для подтверждения достоверности отражения в бухгалтерском учете и балансе стоимости таких ценностей целесообразно убедиться в том, что они впоследствии получены и оплачены или включены в состав кредиторской задолженности на дату составления баланса.

Аудитору нужно выяснить, какой из двух возможных вариантов учета таких ценностей применяется в организации. При первом варианте стоимость этих материалов отражают в конце каждого месяца записью:

Д-т сч.15 "Заготовление и приобретение материалов", К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Материальные ценности должны быть отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно - заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС).

Правильность оценки материальных ценностей находится в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому аудитор должен проверить, ведется ли учет на счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо и другие однородные группы) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); присваивают ли материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указывают ли их в первичных документах и складском учете.

Если производственные запасы учитывают по учетным ценам, объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.

Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. Одной из проблем является определение правильности оценки материальных запасов на конец отчетного периода, так как в течение года их приобретают по разным ценам. Конечную стоимость запасов можно регулировать при помощи специальных методов оценки. Способ проверки зависит от того, какой метод списания материалов (для различных видов материальных ценностей они могут быть разными) применяют в организации.

Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления.

Если в организации имеются материальные ценности, цена на которые в течение отчетного года снизилась, или они частично потеряли свое качество или морально устарели, то их должны оценивать и отражать в балансе на конец года не по фактической себестоимости, а по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты. Эта норма, предусмотренная п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливает обязанность, а не право организаций проводить такую уценку имущества по окончании отчетного года.

Аудиторская проверка заготовления материалов позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке заготовления материалов, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки. На формирование мнения аудитора в отношении достоверности информации о материалах оказывают влияние различные факторы:

1. Полнота отражения - все ли материальные запасы, принадлежащие предприятию, отражены в бухгалтерских записях и включены в бухгалтерскую отчетность. Ошибки в полноте отражения операций с материалами в бухгалтерских записях приводят к занижению отчетных данных. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов или информации неучетного характера;

Закупки могут быть занижены одним из двух способов.

1) Операции не отражены в учете. Такие операции могут быть выявлены при изучении кредиторской задолженности.

Например, сверяя записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных оправдательных документов, подтверждающих оплату поставщикам за полученные материальные ценности, аудитор может установить, что некоторые счета не отражены в регистрах бухгалтерского учета;

2) Операции неправильно классифицированы.

Например, стоимость приобретения материалов складывается из всех затрат, связанных с их приобретением. Однако часть таких расходов или отдельные их виды (к примеру, стоимость услуг эксперта по определению качества приобретаемого сырья) могут быть не включены в стоимость МПЗ, а сразу списаны на расходы.

Объем закупок может быть завышен в случае неправильной классификации расходов как закупок или отражения фиктивных операций. Для выявления таких фактов нужно проверить выборку закупок и провести необходимые аналитические процедуры.

2. Наличие в учете операций с материалами без достаточных на то оснований. Например, организация включает в свой баланс имущество, на которое не имеет права собственности, - материальные ценности, полученные по договорам комиссии или консигнации. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности;

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материалов проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета - фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).

3. Соблюдение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Эти ошибки связаны с неправильным распределением операций по учетным периодам, т.е. их отражают в отчетности другого отчетного периода. Нередко на практике полученные материальные ценности отражают в учете до момента перехода права собственности на них, в учете не отражают или не приходуют материальные ценности по неотфактурованным поставкам. Для выявления ошибок в периодизации аудитору следует изучить учетные записи и сопоставить их с первичными документами;

4. Правильность оценки материалов. Например, при их оприходовании неправильно определена стоимость приобретения, вследствие чего имеет место недостоверность данных бухгалтерской отчетности. Эти ошибки часто носят системный характер, так как являются следствием нарушения методологии учета;

5. Правильность отражения материальных запасов на соответствующих счетах учета. Такие ошибки могут быть обнаружены при инвентаризации.

Операции, влияющие на правильность отражения остатков материальных запасов и подсчета себестоимости реализованной продукции в результате:

Проверка договорной дисциплины показала, что основная масса материалов поступает в МУП "Ритуальное хозяйство" в соответствии с заключенными с поставщиками долгосрочными договорами.

Имеет место также приобретение материалов через подотчетных лиц за наличный расчет, как в организациях торговли, так и у физических лиц. При приобретении материальных ценностей у физических лиц подотчетным лицом в обязательном порядке составляется закупочный акт, который содержит обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

В ходе документальной проверки операций по поступлению материалов также устанавливается соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.

В ходе аудита материалов проверяется порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. Налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщиков отдельной строкой не отражается МУП "Ритуальное хозяйство" на счете 19 "Налог на добавленную стоимость" и включаются в стоимость приобретения материалов на счете 10 "Материалы".

При проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей устанавливается соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

 

Таблица 4 - Наличие и движение материалов МУП "Ритуальное хозяйство" за 2003-2004 гг. тыс. руб.

Наименование актива

2003 г.

2004г.

Остаток на начало Остаток на конец Отклонение (+, -) Остаток на начало Остаток на конец Отклонение (+, -)
Запасы 6 652 22 325 + 15 673 22 325 3 464  - 18 861
В т. ч. сырье, материалы 2 123 11 294 + 9 171 11 294 768  - 10 526
Доля,% 31,9 50,6   50,6 22,2  

 

Данные таблицы показывают, что по состоянию на конец 2003г. (Приложение Д) МУП "Ритуальное хозяйство" имело запасы на сумму 22 325 тыс. руб., более 50% которых составляло сырье и материалы. На конец 2004 г. предприятие снизило запасы на 18 861 тыс. руб., что ниже уровня запасов на начало 2003г., и составило 22,2% от всех имеющихся запасов предприятия.

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудиторской проверки заготовления материалов отмечено отсутствие неотфактурованных поставок.

МУП "Ритуальное хозяйство" в положении об учетной политике не отражен вариант принятого на предприятии учета процесса приобретения - с использованием счета 15 и 16, или без их использования. По результатам проверки можно с уверенностью сказать, что счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" данным предприятием не используются.

По состоянию на 01 апреля 2004г. в бухгалтерском балансе отражены материальные ценности в размере 10451 тыс. руб. (Приложение Е). Сумма остатка материальных ценностей, отраженная в оборотной ведомости движения товарно-материальных ценностей за март 2004 года (Приложение Ж) равна 10447220,72 руб. Сумма материалов по оборотной ведомости по счету 101 "Сырье и материалы" за март 2004г. (Приложение И) равна 10447217,17 руб. Имеются расхождения в данных суммах - тождество установить не представляется возможным. Если разницу между суммами, отраженными в оборотной ведомости движения товарно-материальных ценностей за март 2004 г. и оборотной ведомостью по счету 101 "Сырье и материалы" за этот же период (3,55 руб.) можно объяснить отклонениями при округлении, то разница между балансовой суммой и суммой оборотной ведомости значительна (4 тыс. руб.).

Использованная методика проведения аудита и большой объем аудируемых документов не позволил провести аудит операций заготовления материалов сплошным способом. Аудит показал достаточно высокий уровень профессиональной подготовки работников бухгалтерии, хорошее знание ими нормативной базы по данному участку учета. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним.

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления первичных документов на данном предприятии являются обязательными для всех сотрудников и выполняются неукоснительно, что снижает вероятность ошибок.

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также сырья и материалов, принятых в переработку в качестве давальческого сырья на забалансовом учете не отражено и соответствует действительности.

В связи с тем, что проверке подвергалась лишь документация в части операций заготовления материалов, недостаточно оснований для формулирования аудиторского заключения в целом по предприятию. Соблюдая принцип существенности, используя аудиторские процедуры и их результаты, условно положительное аудиторское заключение по аудиту операций заготовления материалов составить не представляется возможным.



Заключение

 

Запасы относятся к числу объектов, требующих больших вложений, и поэтому представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.

Всестороннее изучение и правильное понимание сущности материалов, их значения и роль в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по их рациональному использованию задач по совершенствованию материально - технического снабжения. Перечисленные аспекты способствовали актуальности темы данной дипломной работы - Аудит заготовления материалов.

Целью данной дипломной работы является аудит операций по заготовлению материалов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

исследована роль и место материалов в составе хозяйственных средств материалов, для чего определена экономическую сущность и классификация материалов;

рассмотрены теоретические аспекты планирования аудиторской проверки операций заготовления материалов;

осуществлен аудит операций заготовления материалов в МУП "Ритуальное хозяйство".

Объект исследования - МУП "Ритуальное хозяйство".

В ходе проведения аудиторской проверки были изучены нормативные документы, даны основные понятия, определения и классификации понятий, используемых в ходе проведения работ. Большое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета на данном предприятии. Приказ "Об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения" состоит из двух приложений, в которых освещены правила бухгалтерского учета, применяемые на данном предприятии. Однако хотелось отметить, что положения данного Приказа требуют доработки и более полного раскрытия отдельных моментов (вариантность принятого учета материалов - применение счетов 15,16 или нет, порядок инвентаризации, порядок оценки активов при поступлении).

Использованная методика проведения аудита и большой объем аудируемых документов не позволил провести аудит операций заготовления материалов сплошным способом. Аудит показал достаточно высокий уровень профессиональной подготовки работников бухгалтерии, хорошее знание ими нормативной базы по данному участку учета. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним.

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудиторской проверки заготовления материалов отмечено отсутствие неотфактурованных поставок.

Материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также сырья и материалов, принятых в переработку в качестве давальческого сырья на забалансовом учете МУП "Ритуальное хозяйство" не отражено и соответствует действительности.

В ходе аудита материалов был проверен порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. МУП "Ритуальное хозяйство" не отражает налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщиков отдельной строкой на счете 19 "Налог на добавленную стоимость" и включает его в стоимость приобретения материалов с отражением на счете 10 "Материалы".

В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Однако имеют место недочеты, которые следует устранить. Это - отсутствие утвержденного графика документооборота, порядка контроля за хозяйственными операциями, должностных инструкций работников бухгалтерской службы, в т. ч. и ведущих бухгалтерский учет материальных ценностей. Хотелось бы отметить, что требования главного бухгалтера в части порядка оформления первичных документов на данном предприятии являются обязательными для всех сотрудников и выполняются неукоснительно, что снижает вероятность ошибок.

В качестве рекомендаций можно посоветовать администрации предприятия разработать выше упомянутые инструкции и другие документы внутреннего использования.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.