Процесс приобретения (заготовления) материалов как объект учета и область аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (ст.2 Закона "О бухгалтерском учете").

Несмотря на то, что законодательство о бухгалтерском учете не содержит определения хозяйственной операции, это понятие широко используется в бухгалтерской теории и практике. Хозяйственные операции, подлежащие отражению в учете, являются результатом квалификации фактов хозяйственной жизни, под которыми понимают элементарный момент хозяйственного процесса, представляющий собой целостный процесс движения ресурсов предприятия на разных стадиях бизнеса: обеспечение ресурсами, использование ресурсов, их выбытие.

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основную часть материально-производственных запасов материалы.

Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются:

контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех ступенях обработки;

правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;

выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;

расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов и их реализация;

своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за материалами, находящимися в пути и другие задачи.

Решение этих задач в первую очередь зависит:

от правильной организации складского хозяйства;

от наличия рациональной системы первичных и сводных документов и хорошо налаженного документооборота;

качества организации подбора и подготовки кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учетом;

рационального ведения синтетического и аналитического учета товарно-материальных ценностей.

Материалы, приобретенные у поставщиков, являются оборотными средствами предприятия, а, значит, относятся к его имуществу. Согласно ст.1 Закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред.28.03.2002 г) имущество организации является объектом бухгалтерского учета. Следовательно, материалы, приобретенные организацией для осуществления хозяйственной деятельности являются объектом бухгалтерского учета.

Процесс приобретения (обеспечения ресурсами) прежде всего, включает факты хозяйственной жизни, связанные с поступлением материалов.

Поступление материалов может осуществляться путем:

приобретения по договорам купли-продажи (поставки);

приобретения по договорам мены, т.е. материалы поступают в собственность в обмен на другой материал или товар;

безвозмездного поступления;

поступления в счет вклада в уставный капитал;

изготовления собственными силами;

принятия к учету списанных непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств;

оприходования излишков, выявленных по результатам инвентаризации и др.

Все факты хозяйственной жизни, связанные с поступлением материалов в организацию, должны быть правильно квалифицированны, т.е. исследованы с точки зрения экономического содержания и юридической формы, что является непременным условием принятия к учету любых его объектов. Кроме того, обязательными условиями для правильного принятия к учету объектов являются оформление операций первичными учетными документами и соблюдение правил оценки.

Вместе с тем, на каждом из этапов учетного процесса (квалификация, первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущее обобщение и группировка, итоговое обобщение и интерпретация информации) могут быть допущены существенные ошибки, которые приведут в дальнейшем к искажению показателей бухгалтерской отчетности. Между тем, информация, содержащаяся в отчетности, имеет важное значение для большого числа пользователей, которые принимают на ее основе экономические решения. С целью минимизации рисков при принятии управленческих решений пользователями отчетности достоверность ее показателей подтверждается аудиторами.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.01 г. № 119-ФЗ, вступивший в действие с 9 сентября 2001г., определяет аудиторскую деятельность, как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью и на основании п.7 ст.9 Закона: "Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности".

Исходя из цели задачами аудита является установление: фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств); принадлежность аудируемому лицу (проверяемому предприятию/организации) по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обязательств); отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение); отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота); отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка); точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесение доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация); объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

Целью аудиторской проверки материалов является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Материалы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с материалами действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов.

Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

Исходя из общих задач сформулируем основные задачи аудита операций заготовления материалов. К ним относится установление: фактического наличия по состоянию на отчетную дату материалов и обоснованность обязательств перед поставщиками материалов, отраженных в отчетности и первичных учетных документах (реальность существования активов и обязательств); принадлежности аудируемому лицу (предприятию/организации) по состоянию на определенную дату материалов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности и реальность обязательств (наличие прав и обязательств); отношения хозяйственных операций, связанных с приобретением материалов, к соответствующему отчетному периоду (возникновение); отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций по заготовлению материалов либо нераскрытых статей в отчетности (полнота); отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей стоимости материалов (стоимостная оценка); точности отражения сумм хозяйственной операций, связанных с приобретением материалов, с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация); объяснение, классификация и описание материалов в соответствии с правилами их отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие). Для получения информации при аудите операций заготовления материалов используются первичные учетные документы, формы отчетности, регистры бухгалтерского учета, юридические и другие документы (схема 1).

 

Наименование источника информации Назначение и содержание информации
Учетная политика Изучая Учетную политику в части заготовления материалов аудитор знакомится со способом учета материалов: способами оценки в текущем аналитическом учете процесса приобретения материалов.
Первичные документы (доверенность (М-2, М-2а), приходный ордер (М-4), акт о приемке материалов (М-7), акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35), товарная накладная (Торг-12); документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг)  Информация, полученная из первичных документов, дает аудитору знания о правильности и своевременности оформления аудируемым лицом операций, связанных с приобретением материалов, правильности формирования фактической себестоимости материалов;
Акты инвентаризации; Аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации, сравнивает данные инвентаризации с учетными данными.
Регистры бухгалтерского учета: главная книга; сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета,  Аудитор проверяет правильность, полноту и своевременность текущей группировки финансово-хозяйственных операций, связанных с приобретением материалов.
Юридические документы Аудитор устанавливает тип правоотношений, возникающих при поступлении материалов, действительность оценки.
Формы отчетности: бухгалтерский баланс (ф. №1, разд.2 актива), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5, разд.3,9), пояснительная записка. Аудитор подтверждает остатки материалов, отраженные в балансе и информацию, раскрытую в отчетности.

Схема 1. Источники информации при аудите заготовления материалов

 

В процессе аудита аудитор собирает сведения (аудиторские доказательства) из различных источников. Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах. Аудитор должен собрать надлежащие и достаточные аудиторские доказательства, поэтому очень важным является поиск и отбор информации из различных источников, так как только с ее помощью можно сформулировать правильные выводы.



Планирование аудиторской проверки

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.