В процессе осуществления предпринимательской деятельности перед предприятиями стоит задача не только документального отражения фактов хозяйствования, но и оценки полученной информации на всех этапах аналитической работы с целью выявления нежелательных тенденций и своевременного принятия эффективных управленческих решений.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
· определение финансового положения;
· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
· прогноз основных тенденций финансового состояния.
Приведу ниже понятийный аппарат и формулы расчета финансовых показателей:
Анализ показателей платежеспособности
Характеризуют способность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства.
Коэффициенты ликвидности:
· Коэффициент общей (текущей) ликвидности – частное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства (нормативные значения 1 – 2).
(1.1.)
· Коэффициент срочной ликвидности – частное от деления денежных средств, краткосрочных ФВ и дебиторской задолженности на краткосрочные обязательства (нормативное значение – больше единицы, в России 0,7 – 0,8).
·
(1.2.)
· Коэффициент абсолютной ликвидности – частное от деления денежных средств и краткосрочных ФВ на краткосрочные обязательства (в западной практике практически не применяется, в России норматив 0,2 – 0,25).
(1.3.)
Анализ показатели финансовой устойчивости (структуры капитала)
Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
Показатели структуры капитала (финансовая устойчивость)
Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
· Коэффициент собственности (коэффициент концентрации СК) характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании.
(1.4.)
Положение считается стабильным, если доля собственных средств составляет порядка 60%. Используется также коэффициент заемного капитала
(1.5.)
· Коэффициент финансовой зависимости – отношение величины заемного капитала к собственному. Играет важнейшую роль при выборе источников финансирования.
(1.6.)
· Коэффициент маневренности собственных средств – отношение собственных оборотных средств предприятия к величине собственного капитала.
(1.7.)
· Коэффициент концентрации собственных оборотных средств – характеризует долю собственных оборотных средств в структуре капитала компании
(1.8.)
· Коэффициент структуры долгосрочных вложений – отношение долгосрочной задолженности предприятия к величине внеоборотных активов предприятия. Показывает, какая часть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
(1.9.)
· Коэффициент устойчивого финансирования – отношение постоянного капитала (суммы собственного капитала и долгосрочного заемного) на величину совокупного капитала.
Анализ деловой активности
К этой группе относят различные показатели оборачиваемости, поскольку скорость оборота средств предприятия, т.е. скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
· Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации) – отношение выручки от реализации продукции к итогу актива баланса. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения. Коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса. При сопоставлении показателя для разных предприятий необходимо учитывать способ начисления амортизации и степень изношенности основных средств.
(1.10.)
· Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – отношение выручки от реализации к величине собственного капитала.
(1.11.)
· Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости чистой дебиторской задолженности. Показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей и заказчиков) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. База сравнения – среднеотраслевые коэффициенты. Обычно сравнивается с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности.
(1.12.)
Дебиторская задолженность:
· покупатели и заказчики;
· векселя к получению;
· задолженность дочерних и зависимых обществ;
· задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал;
· авансы выданные;
· прочие дебиторы.
· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости кредиторской задолженности. Показывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
(1.13.)
· Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов – частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Повышение оборачиваемости МПЗ особенно актуально при наличии значительной задолженности в пассивах предприятия.
(1.14.)
Коэффициенты оборачиваемости можно использовать для расчета времени оборота соответствующих активов в днях. Время оборота определяется путем деления 360 (365) дней на вычисленные коэффициенты.
Помимо приведенных коэффициентов могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача) и ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы (выработка – по реализованной продукции, фондовооруженность, сумма активов на одного работника и др.)
Анализ рентабельности
Коэффициенты рентабельности (рентабельность) показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Рассчитываются как отношение прибыли (чистой, налогооблагаемой) к затраченным средствам, либо выручки от реализации. Если в качестве прибыли рассматривается чистая прибыль, то соответствующие коэффициенты являются коэффициентами чистой рентабельности. В ФМ обычно используются три показателя.
· Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (экономическая рентабельность) – определяется как отношение чистой прибыли (или налогооблагаемой прибыли) к среднегодовой стоимости всех активов предприятия независимо от источников их формирования. Один из важнейших индикаторов конкурентоспособности предприятия.
(1.15.)
· Коэффициент рентабельности реализации (коэффициент трансформации) – отношение прибыли (валовой или чистой) к объему реализованной продукции.
(1.16.)
· Коэффициент рентабельности собственного капитала – отношение прибыли (как правило, чистой) к собственному капиталу предприятия.
(1.17.)
· Коэффициент рентабельности оборотных активов – определяется как отношение чистой прибыли к средней величине оборотных активов.
(1.18.)
· Коэффициент рентабельности инвестиций – отношение налогооблагаемой прибыли к разнице между средней величиной активов и краткосрочными пассивами.
(1.19.)
Вероятность банкротства (Z – счет Альтмана)
Z = 1,3K1 + 1,0K2 + 0,6K3 + 1,4K4 + 1,2K5, где (1.20.)
(рентабельность активов, экономическая рентабельность),
(оборачиваемость активов, коэффициент трансформации),
(коэффициент собственности, КС),
(здесь Кр показывает долю чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия),
(коэффициент концентрации собственных оборотных средств).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.