Теоретические основы антикризисного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В силу разных причин проводимые в России экономические преобразования не привели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит 15 – летний опыт реформирования, заключается в том, что одна лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия.

Первая волна – ваучерная приватизация – вывела администрацию предприятий из – под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам – руководителям предприятий без установления должной ответственности за эффективность использования приватизированного имущества и должного контроля. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода, в результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса и предложения. Продукция нередко поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменили бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с феноменом дефицита денег. Вместо ожидаемого роста эффективности были получены спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

Результатом второй волны – залоговой приватизации – явилась передача государством крупному финансовому капиталу экспортно – ориентированных предприятий в топливно – энергетическом секторе, металлургии, химии.

Третья волна – приватизация долгов – развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не были по тем или иным причинам приватизированы в предыдущие годы.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что их первоочередными задачами являются «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобное положение дел не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово – экономического состояния.

Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих проблемы управления предприятием.

Антикризисное управление не перестает быть актуальной проблемой и в условиях начавшегося в стране экономического роста. Более того, оно оказывается необходимым для целого ряда предприятий, относящихся к отраслям, где экономический рост особенно выражен.

Меняются лишь типичные причины, приводящие к кризису предприятия в отраслях с благоприятной конъюктурой. В частности, на первый план выходят:

· нехватка оборотных средств;

· недостаточность производственных или сбытовых мощностей;

· необходимость обновления продукций и технологий;

· неквалифицированность менеджмента;

Все эти причины устранимы. Правда, для этого требуются инвестиции, которые в условиях экономического роста можно реально профинансировать.

В России сейчас наступило время преодоления кризиса в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.

Особую роль при этом должны сыграть следующие факторы:

· урегулирование прав интеллектуальной собственности;

· согласно интересов номинальных владельцев этих прав и новых частных предприятий, которые фактически начали успешно коммерциализировать соответствующие объекты интеллектуальной собственности.

Залогом успеха антикризисного управления на крупных многопродуктовых (многономенклатурных) предприятиях является освоение этими предприятиями системы бюджетирования и контроллинга.

Важность систем бюджетирования и контроллинга для России и ее отраслей экономического роста объясняется следующими обстоятельствами:

· в России после волны увлечения реструктуризацией предприятий на основе выделения дочерних компаний наметились процессы консолидации бизнеса в единые крупные компании;

· в то же время для российских фирм в стране еще остается характерной ситуация повышенных рисков внешней среды, поэтому для снижения общего операционного риска предприятия вынуждены диверсифицировать свою хозяйственную деятельность и быть многопродуктовыми (многономенклатурными).

Антикризисное управление может и должно обрести свою «нишу» в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном режиме – путем уточнения понятий «кризис государственной власти», «кризис государственного управления», «государственная власть», «кризис предприятия» и др.

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного кризиса в другой, выход из кризиса и др. Типичные признаки критического состояния предприятий: снижается рентабельность, кредиты в основном начинают направляться на погашение процентов и возврат кредитов (фирма попадает в «кредитную ловушку»), все чаще возникают «накладки», срывы поставок клиентам, руководство с трудом может оценить объективное состояние фирмы, возникает неуправляемость, и любое неблагоприятное происшествие может создать реальную угрозу банкротства.

Ответ на вопрос «Что делать?» в общих чертах известен: привлечь кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики; использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профессионалов – консультантов и решить в комплексе все проблемы предприятия, начав с совершенствования системы управления.

Однако при реализации этих очевидных мер возникают серьезные трудности: отсутствие указанных кадров; невозможность применения зарубежного опыта «один к одному», так как он сформировался в других условиях.

Поэтому лучше рассчитывать на уже имеющихся людей и организовать переподготовку, начиная с руководства и далее, вплоть до создания команды, способной достаточно эффективно решать реальные проблемы; а также использовать зарубежный опыт уже в адаптированном виде.

В данной работе по теме: «антикризисное управление на Зеленодольском машиностроительном заводе ОАО «КМПО» ставлю цель дать конкретные рекомендации по выводу предприятия из состояния кризиса.

Задачи данной работы: проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, выявление недостатков в управлении предприятием, разработка плана мероприятий по выводу предприятия из кризиса, проверка охраны труда на предприятии.

 

 



Таблица 2.8. Анализ ликвидности баланса

Актив

2003 год

2004 год

Пассив

2003 год

2004 год

Излишек / недостаток

 

Начало Конец
А1 2749 103389 П1 453532 817112 -450783 -713723
А2 723 1392 П2 169567 245567 -168844 -244175
А3 377565 716,620 П3 19430 203389 +358135 -202672,4
А4 398,742 404,063 П4 201337 172,615 -200938,26 +231,45

 

В 2003 году: А1<П1, А2<П2, А3>П3, А4<П4;

В 2004 году: А1<П1, А2 П2, А3<П3, А4>П4.

Исходя из того, что я проанализировала ликвидность баланса на протяжении двух лет, то могу сказать, что состояние предприятия характеризуется отсутствием собственных оборотных средств и отсутствием возможности погасить текущие обязательства. На предприятии не хватает денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств. Дебиторская задолженность имеет тенденцию к возрастанию, а краткосрочные пассивы растут. Медленно реализуемые активы снизились, а долгосрочные пассивы выросли. В 2004 году преобладание трудно реализуемых активов над постоянными пассивами налицо.

Продолжительность финансового цикла составляет:

 

ФЦ = ОЦ – ПОКЗ = ПОЗ + ПОДЗ – ПОКЗ, где

ПОЗ=365/Омпз; ПОДЗ= 365/Одз; ПОКЗ=365/Окз

 

Таблица 2.9. Анализ оборотного капитала

Показатель 2003 год 2004 год Отклонение Темп роста
Оборачиваемость запасов ПОЗ (дней) 182500 405,6 -182094,4 0,222

Продолжение таблицы 2.9.

Оборачиваемость ДЗ ПОЗД (дней) 422,943 802,2 +379,257 189,671
Оборачиваемость КЗ ПОКЗ (дней) 365000 486666,7 +121666,7 133,333
Операционный цикл ОЦ (дней) 182922,943 1207,8 -181715,143 0,66
Финансовый цикл ФЦ (дней) -182077,06 -485458,9 -303381,84 266,623

План мероприятий по выходу предприятия из кризиса

 

Одним из направлений реформирования предприятий является их реструктурирование.

Реструктурирование предприятия может быть определено как любое изменение в производственной, организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла предприятия.

Основными целями реструктуризации предприятия являются:

· достижение определенных экономических и социальных целей;

· изменение распределения собственности и контроля над деятельностью предприятия;

· привлечение инвестиций в производство;

· увеличение стоимости предприятия;

· разрешение конфликтов между участниками предприятия.

В процессе достижения целей реструктурирования предприятия оказывается определенное воздействие на само предприятие и его внешнюю среду. Изменения в самом предприятии для достижения его стратегических целей могут происходить в:

· производственной структуре (понимаемой как структура всего процесса и реализации продукта);

· организационной структуре управления;

· структуре собственности с распределением контроля над организацией;

· структуре активов и пассивов.

Процесс реструктурирования предприятий может сопровождаться изменением формы собственности, возникновением новых юридических лиц. Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и регулируется Гражданским кодексом РФ и антимонопольным законодательством.

1) В рамках реструктуризации предлагаю провести эмиссию акций предприятия.

Эмиссия проводится на основании Федерального закона РФ №136 от 29 июня 1998 г. Глава 5. Статья 19. Процедура эмиссии и ее этапы

1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. включает следующие этапы:

· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных бумаг;

· государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг;

· государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

2. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

3. Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

4. Утратил силу.

5. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

Федеральный закон РФ 136 от 29 июня 1998 г. Глава 5. Статья 23. Информация о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, раскрываемая эмитентом

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

Рассмотрев основные статьи федерального закона РФ «Об эмиссии ценных бумаг», вернусь к эмиссии акций на предприятии.

Уставной капитал предприятия составляет 282130000 рублей. Номинал одной акции – 10 рублей; всего акций – 28213000 штук. Акции принадлежат ОАО «КМПО», ЗМЗ является дочерним предприятием.

У предприятия один акционер. В предлагаемом мной плане проведения эмиссии акций, разногласий с акционерами не будет.

Номинал одной акции – 10 рублей. Я предлагаю повысить номинал акции до 20 рублей за одну акцию.

Таким образом, уставной капитал предприятия составит (28213000*20)=564260000 рублей.

Кредиторская задолженность за 2004 г. составляет 817112000 рублей.

Путем несложных математических расчетов, вырисовывается такая картина: кредиторскую задолженность мы погасили более чем на половину и задолженность составит – 252852000 рублей.

2) Кроме того, необходимо инкассировать дебиторскую задолженность.

Резкие колебания статей дебиторской задолженности являются тревожным симптомом. Значительное увеличение объемов средств на статьях (в 2003 г. – 723000 руб., а в 2004 г. – 1392000 руб.) может быть вызвано либо неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, либо наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей (заказчиков), либо неумеренно высокими темпами наращивания объема продаж.

Значит, дебиторская задолженность в 2004 г. составляет – 1392000 руб., а это не малая сумма.

По моему плану, завод должен подать в суд на должников, тем самым в течение непродолжительного периода времени деньги должны будут вернуться на предприятие.

Если же должники будут неплатежеспособны, начнутся долгие судебные тяжбы.

Поскольку должники завода, как показали консультации со специалистами предприятия, вполне платежеспособны, я прогнозирую лучший исход, так как он обеспечит заводу, в свою очередь, погашение своей кредиторской задолженности.

Наша оставшаяся задолженность кредиторам составляет – 252852000 руб.

Задолженность дебиторов составляет – 1392000 руб.

Таким образом, наша кредиторская задолженность уменьшится, и составит 251460000 рублей.

Для такого крупного предприятия как завод им. А.М. Горького сумма в 251460000 рублей не будет являться большой помехой, но все же это кредиторская задолженность и моя задача ее вернуть. Третьим пунктом своего плана я предлагаю социальное партнерство, так как по моему мнению оно поможет предприятию вернуть долги и увеличить объем заказов.

3) Социальное партнерство.

Хотя сегодня в российской экономической науке категория «социальное партнерство» является во многом новой и малоизученной и ее место и роль в социальных процессах рассматривается неоднозначно, общество проявляет к ней значительный интерес и, несмотря на отсутствие фундаментальных исследований, смело применяет ее в практике. Так, заглянув в журнал «Консультант плюс» или другие подобные источники, мы сможем без труда отыскать образчики документов о социальном партнерстве Мэрии Москвы, Министерства образования РФ, ОАО «Российские железные дороги» и др.

Социальное партнерство – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие участников хозяйственной деятельности (работодателей, работников и государства, их представителей) в процессе труда с целью достижения общих целей на основе компромисса по актуальным проблемам экономической и социальной – политической жизни общества в рамках договоров и соглашений.

Как видно, социальное партнерство в более широком смысле подразумевает сотрудничество различных социальных субъектов (групп) для достижения определенных целей. В данном понимании социальное партнерство характеризует ту или иную мировоззренческую и идеологическую доктрину, обосновывающую ориентацию на согласование и защиту интересов различных социальных групп, слоев, классов.

Социальное партнерство является объективной совместной деятельностью работодателей, работников, государства, их представителей по защите и достижению своих интересов в процессе труда. Жизнедеятельность человека, всего человеческого общества неотделима от труда. Трудовая деятельность в жизни человека является первостепенной. Сам труд оценивается классиками экономической теории как главная основа и причина формирования цивилизации.

Мое предложение, заключить договор с «Газмпромом» на поставку газоперекачивающих аппаратов.

Этот заказ, поможет предприятию встать «на ноги» в финансовом плане и повысить свой рейтинг судостроения не только в России, но и за рубежом.

В России сегодня существует разветвленная многоуровневая система договорного регулирования социально–трудовых отношений. В соответствии со статьей 45 ТК РФ под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально – экономических отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном в пределах их компетенции.

На федеральном уровне заключается:

· Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально – трудовых отношений на федеральном уровне. Его участниками могут быть общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительства Российской Федерации.

· отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли или отраслей. Участниками отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне могут быть общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда России.

· профессиональные тарифные соглашения, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. Участниками профессиональных тарифных соглашений могут выступать профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы.

4) Помимо уже перечисленных мероприятий, необходима проверка кадровой политики на соответствие сложившимся на предприятии традициям в работе с кадрами, привычными для коллектива и принимаемым им. Кроме того, следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменение во внешнем окружении.

Планирование потребности в трудовых ресурсах на кризисном предприятии, как правило, направлено на сокращения численности промышленно-производственного персонала. Исключение из этого общего правила имеет место при наличии двух производственных ситуаций:

· частичное перепрофилирование кадров в связи с изменением номенклатуры выпускаемой продукции;

· плановая замена специалистов, руководителей предприятия, которые бесспорно необходимы кризисному предприятию, например, замена специалиста по ценным бумагам, маркетолога, бухгалтера.

Есть две должности, которые не могут оставаться вакантными на кризисном предприятии – это руководитель и главный бухгалтер. Руководитель должен в кратчайший срок и с минимальными затратами подобрать своего ближнего помощника. В условиях рыночной экономики и особенно в условиях кризисного предприятия недопустимо подчинение главного бухгалтера заместителю директора по экономике, что иногда имеет место.

Если кризисное предприятие не имеет возможности принять на работу опытного и высококвалифицированного бухгалтера, то возможны следующие варианты:

· взять на работу молодого неопытного бухгалтера, например выпускника экономического вуза или бухгалтерских подкурсов. Имея способности и желание самостоятельно повышать свою квалификацию, получая консультации у опытного бухгалтера, он наработает достаточный опыт в течение года;

· взять на работу высококвалифицированного, а следовательно, высокооплачиваемого бухгалтера на неполный рабочий день (половину или даже четверть ставки). За два часа в день квалифицированный бухгалтер окажет предприятию помощи больше, нежели новичок за целый день.

Часто между руководителем и его ближайшим помощником в лице главного бухгалтера возникают конфликты. Руководитель склонен требовать от своего главного бухгалтера неукоснительного выполнения всех распоряжений; самостоятельного поиска источников финансирования; обязательного присутствия на рабочем месте; изыскания способов минимизации налогов. Эти требования к главбуху, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, помимо профессиональных знаний, он должен обладать следующими чертами:

· самостоятельностью и «пробивными» качествами для поиска денег;

· безропотной исполнительностью при выполнении иногда безграмотных распоряжений руководства;

· скрупулезностью и педантизмом при соблюдении законодательства;

· интуицией, воображением и аналитическими способностями при прогнозировании возможных изменений «правил игры» и поиска путей минимизации налогов.

Однако руководитель должен понимать, что главбух, постоянно сидящий в конторе, не имеет возможности повышать свою квалификацию. Кроме того, безропотный исполнитель не может самостоятельно принимать ответственных решений. Главбух знает возможности руководителя оплачивать его труд. Некорректно требовать от него выполнения сложнейшей работы по минимизации налогов без соответствующего увеличения его зарплаты, а именно так пытаются экономить некоторые руководители.

Тем самым высококвалифицированные работники финансовых служб предприятия являются «золотым фондом», таких работников не стоит увольнять, а наоборот привлекать на завод.

Привлечь же их можно с помощью достойной заработной платы, предоставления ипотеки, общежития.

С целью привлечь на завод рабочих кадров предлагаю:

· провести на заводе экскурсии учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов всех городских школ;

· организовать встречи специалистов АУП и других служб завода с учащимися школ, носящие информацию профориентационного и агитационного характера;

· установить щиты с рекламой завода;

· передать через бегущую строку телевидения сведения о дефицитных специальностях завода;

· напечатать рекламные объявления в средствах массовой информации города и района, а также города Волжска и Волжского района;

· организовать выезды руководителей завода на другие профильные предприятия с целью привлечения остродефицитных профессий;

· активно включаться в республиканскую программу ипотечного кредитования молодых семей в улучшении жилищных условий с целью обеспечения жильем перспективных кадров;

· выплачивать единовременные пособия поступившим на завод рабочим и специалистам по остродефицитным профессиям;

· обеспечить квотирование мест в общежитиях для вновь поступающих на завод работников, в том числе семейных;

· организовать поездки работников отделяя управления персоналом по Зеленодольскому району с целью привлечения кадров на завод.

Оценка результатов мероприятий

Вышеперечисленные методы вывода предприятия из кризиса, дали следующий результат:

· дебиторская задолженность за 2004 год возвращена в размере 1392000 рублей;

· кредиторская задолженность частично погашена, а именно погашено 69,2% от общей задолженности кредиторам;

· проведенная мной кадровая политика направлена на «удержание» высококвалифицированных финансовых работников методами поощрения;

· привлечение рабочих кадров на предприятие связано с агитационной деятельностью учащихся, участия предприятия в республиканской программе ипотечного кредитования и др.

 

 



Профилактика травматизма

 

Эффективность и безопасность деятельности человека в значительной степени зависит от организации рабочего места:

· правильного расположения и компоновки рабочего места;

· обеспечения удобной позы и свободы движений;

· использования оборудования, отвечающего требованиям эргономики.

Для достижения высокой работоспособности и максимальной эффективной деятельности важное значение имеют режимы труда и отдыха.

Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в жизненном пространстве техносферы опасные зоны, где не реализуются оптимальные условия деятельности.

Одновременно с опасными зонами в жизненном пространстве существуют зоны деятельности (пребывания) человека: в быту − зона жилища, городская среда; в условиях производства − рабочая зона, рабочее место.

Рабочая зонапространство высотой 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположено рабочее место.

Рабочее местозона постоянной или временной (более 50% или более 2 часов непрерывно) деятельности рабочего.

Можно выделить четыре принципиальных варианта взаимного расположения зон опасности и безопасного пребывания человека (рис. 4.1.).

 


Рис. 4.1. Варианты возможного положения зон опасности (о) и безопасного пребывания человека (ч): I – безопасная ситуация; II – ситуация кратковременной или локальной опасности; III – опасная ситуация; IV – условно безопасная ситуация.

 

Полную безопасность гарантирует только I вариант взаимного расположения зон пребывания и зон действия негативных факторов – защита расстоянием (например, при дистанционном управлении, наблюдении). В варианте II человек находится в опасной зоне кратковременно (осмотр, мелкий ремонт и т.п.), поэтому негативное воздействие возможно только в этот период времени. В варианте III негативное воздействие может быть реализовано в любой момент, а в варианте IV − только при отказе средств защиты, используемых в зоне пребывания человека. Разводить опасные зоны и зоны пребывания человека можно не только в пространстве, но и во времени, реализуя чередование периодов действия опасностей и периодов наблюдения за состоянием технических систем, – защита временем.

С целью ограничения вредного воздействия технической системы на человека и среду обитания существуют требования к величине выделяемых в среду токсичных веществ в виде предельно допустимых выбросов или сбросов, а также к величине энергетических загрязнений в виде предельно допустимых излучений в среду обитания.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлен единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к определению границ зон чрезвычайных ситуаций и к адекватному реагированию на них. Чрезвычайные ситуации классифицируются (постановление Правительства РФ от 08.09.96 г. №1094) в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях; людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; от размера материального ущерба, а также в зависимости от границ зоны распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В связи с этим чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Однако следует признать, что полная гармония между обществом и природой недостижима даже в случае самого эффективного обеспечения экологической безопасности, так как неизбежно возникают всё новые виды критических социально-экологических ситуаций. Поэтому контроль необходим не только для предотвращения критических ситуаций, но и для управления ими.

Для уменьшения зон действия травмирующих факторов технических систем применяют различные ограждения, защитные боксы и т.п. Принципиальная схема использования такой защиты показана на рис. 4.2. В тех случаях, когда возможности защитных средств коллективного использования (1, 2, 3) ограничены и не обеспечивают, например, значений ПДК и ПДУ в зонах пребывания людей, применяют средства индивидуальной защиты (СИЗ).

 

Рис. 4.2. Варианты использования экобиозащитной техники для снижения вредных воздействий: 1 – устройства, входящие в состав источника воздействий; 2устройства, устанавливаемые между источником и зоной деятельности; 3устройства для защиты зоны деятельности; 4средства индивидуальной зашиты человека; ВФ – вредные факторы.

 

Более опасные условия для людей могут возникнуть при авариях и при ликвидации их последствий. В этих случаях для защиты человека необходимо применять средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их использование должно обеспечить максимальную безопасность, а неудобства, связанные с их применением, должны быть сведены к минимуму. Номенклатура СИЗ включает обширный перечень средств, применяемых в производственных условиях (СИЗ повседневного использования), а также средств, используемых в чрезвычайных ситуациях (СИЗ кратковременного использования). В последних случаях применяют преимущественно изолирующие средства индивидуальной защиты (ИСИЗ).

 


Вредные и опасные факторы

Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, то есть вызывать нежелательные последствия.

Опасный фактор – это воздействие на человека, которое в определённых условиях приводит к травме или другому ухудшению здоровья (движущиеся предметы, огонь, избыточное давление и др.).

Вредный фактор – это воздействие на человека, которое в определённых условиях приводит к заболеванию, снижению работоспособности (аномальные метеоусловия, шум, вибрация, вредные газы и др.).

В соответствии с ГОСТ 12.0.003–76 ССБТ («Опасные и вредные производственные факторы, классификация») по природе возникновения выделяют четыре группы вредных и опасных производственных факторов: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Физические факторы вызывают опасность механического воздействия и заболеваний (машины и механизмы, подвижные элементы машин, заготовки, неблагоприятные метеоусловия, шум, инфра − и ультра излучения, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Химические факторы – вредные химические вещества.

Биологические факторы – патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, а также растения, животные.

Психофизиологические факторы – физические и нервнопсихические нагрузки, гиподинамия, монотонность труда и т.п.

Чтобы глубже понять опасности, используют их таксономирование (систематизацию):

• По природе происхождения опасности бывают природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные.

• По стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические.

• По времени проявления отрицательных последствий – на импульсные и кумулятивные.

• По локализации проявления опасности связаны с лито, гидро, атмосферой и космосом.

• По последствиям проявления опасности вызывают утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары и др.

• По ущербу опасности могут проявиться как экономические, социальные, технические, экологические и др.

• По мере проявления опасности могут быть бытовыми, спортивными, дорожно-транспортными, производственными, военными, криминогенными и др.

• По характеру воздействия – активные и пассивные (от энергии самого человека).

Номенклатура опасностей в алфавитном порядке весьма обширна: от алкоголя, аномальных метеоусловий до тайфунов и ядов.

Для количественной характеристики опасностей (квантификации) применяют численные, бальные и другие оценки.

 

Горячие поверхности

 

Количество тепла, поступающего в помещение от покрытий определяется по формуле:

 

, (4.1.)

 

где Fпплощадь поверхности покрытия, м2; qп поток радиации через единицу площади; Кп коэффициент теплопередачи покрытия, Вт/(м2∙°С).

Теплопоступления от солнечной радиации учитывают в тепловом балансе помещений для теплого периода года. Тепловыделения в производственное помещение от оборудования, приводимого в движение электродвигателями, определяют по формуле:

 

, (4.2.)

 

где Q − количество тепла, Вт; N − установочная мощность электродвигателей, кВт; η1 − коэффициент использования установочной мощности, равный 0,7÷0,9; η2 − коэффициент загрузки – отношение средней потребляемой мощности к максимально необходимой, равный 0,5 ÷ 0,8; η3 − коэффициент одновременности работы электродвигателей, равный 0,5 ÷ 1; η4 − коэффициент, характеризующий долю механической энергии, превратившейся в тепло.

Для приближенного определения теплопоступлений в механических и механосборочных цехах при работе станков без охлаждающей эмульсии значение произведений коэффициентов можно принимать равным 0,25, при работе станков с охлаждающей эмульсией − 0,2, а при наличии местных отсосов − 0,15.

Тепловыделения от печей, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, определяют по формуле:

 

, (4.3.)

 

где Q количество тепловыделения, Вт; QH − низшая рабочая теплота сгорания топлива, кДж/кг; Врасход топлива, кг/ч; α коэффициент, учитывающий долю тепла, поступающего в цех; пкоэффициент одновременности работы печей.

Тепловыделения от электрических печей и ванн:

 

 (4.4.)

 

Значение коэффициента α следует принимать для электрованн равным 0,3; для печей камерных с подвижным подом − 0,45; с неподвижным подом − 0,5; для щелевых и шахтных печей − 0,4; для электрических печей − 0,7.

При оборудовании печей местными вытяжными устройствами тепловыделение в помещении должно составлять 30% от рассчитанного по формулам.

Расчет количества тепла, выделяющегося при работе паровых молотов:

 

 (4.5.)

 

где Gпмассовый расход пара при использовании молотов, кг/ч; i1, i2энтальпия пара, поступающего в молоты и отработавшего, кДж/кг.

Тепловыделения от горнов, оборудованных вытяжными зонтами:


 (4.6.)

 

где Врасход топлива, кг/ч; Qн наименьшая удельная теплота сгорания топлива, кДж/кг; φкоэффициент, учитывающий долю тепла, поступающего в цех, равный 0,2−0,3.

Тепловыделения от искусственного освещения:

Q=1000∙N, (4.7.)

 

где N – расходуемая мощность светильников, кВт.

При расчете предполагается:, что практически вся затрачиваема энергия в конечном счете преобразуется в тепло.

Определение количества избытков явного тепла, поступающего в помещение, производится с учетом потерь тепла на инфильтрацию, потерь через внешние отражения, на нагревание поступающих в помещение материалов и др.

По «Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий

СН 245–71» количество избыточного тепла в помещении не должно превышать 23,2 Вт/м3. В соответствии с ГОСТ 12.1.005−88 понятие «избыток явного тепла» изъято из употребления и заменено оценкой интенсивности теплового облучения работающих, что правильно с точки зрения достоверности оценки условий труда, но требует проведения инструментальных замеров.

 


Инфракрасное излучение

 

Лазерное излучение (ЛИ) – электромагнитное излучение в диапазоне волн 0,2 – 1000 мкм. В соответствии с биологическим действием лазерного луча этот диапазон делится на подуровни: 0,2 ÷ 0,4 мкм – ультрафиолетовая область, 0,4 ÷ 0,75 мкм – видимая, 0,75 ÷1,4 мкм – ближняя инфракрасная область, свыше 1,4 мкм – дальняя инфракрасная область. Наиболее часто используются в технике лазеры с длинами волн [мкм]: 0,34; 0,49 ÷ 0,51; 0,53; 0,694; 1,06 и 10,6.

Плотность мощности излучения лазерных установок достигает 1011 ÷ 1014 Вт/см2, а для испарения большинства материалов достаточно 109 Вт/см2 (плотность солнечного излучения 0,15 ÷ 0,25 Вт/см2). Поэтому серьёзную опасность представляет не только прямое, но и диффузно отражённое лазерное излучение. Кроме того, при работе лазерных установок появляются сопутствующие факторы: ЭМП, высокое напряжение, аэрозоли от возгона веществ в зоне действия луча, шум и др.

При оценке биологического действия различают прямое, отражённое и рассеянное ЛИ. Эффекты воздействия определяются механизмом взаимодействия ЛИ с тканями (тепловой, теплохимический, ударно-акустический и др.) и зависят от длины волны излучения, длительности импульса (воздействия), частоты следования импульсов, площади облучаемого участка, а также от биологических и физико-химических особенностей облучаемых тканей и органов. ЛИ с длиной волны 0,380÷1,400 мкм представляет наибольшую опасность для сетчатки глаза, а излучение с длиной волны 0,180 ÷0,380 мкм и свыше 1,400 мкм − для передних сред глаза.

Повреждение кожи может быть вызвано лазерным излучением любой длины волны в спектральном диапазоне λ= 0,180 ÷1000 мкм. При воздействии ЛИ в непрерывном режиме преобладают в основном тепловые эффекты, следствием которых является коагуляция (свертывание) белка, а при больших мощностях − испарение биоткани. Степень повреждения кожи зависит от первоначально поглощенной энергии. Повреждения могут быть различными: от покраснения до поверхностного обугливания и образования глубоких дефектов кожи; значительные повреждения развиваются на пигментированных участках кожи (родимых пятнах, местах с сильным загаром). Минимальное повреждение кожи развивается при плотности энергии 0,1÷1 Дж/см2. Лазерное излучение, особенно дальней инфракрасной области (свыше 1,400 мкм), способно проникать через ткани тела на значительную глубину, поражая внутренние органы (прямое ЛИ).

Импульсный режим воздействия ЛИ с длительностью импульса меньше 10-2 с связан с преобразованием энергии излучения в энергию механических колебании, в частности, ударной волны. Ударная волна состоит из группы импульсов различной длительности и амплитуды. Максимальную амплитуду имеет первый импульс сжатия, который является определяющим в возникновении повреждения глубоких тканей. Например, прямое облучение поверхности брюшной стенки вызывает повреждение печени, кишечника и других органов брюшной полости; при облучении головы возможны внутричерепные и внутри-мозговые кровоизлияния. Обычно различают локальное и общее повреждения организма.

Лазерное излучение представляет особую опасность для тех тканей, которые максимально поглощают излучение. Сравнительно легкая уязвимость роговицы и хрусталика глаза, а также способность оптической системы глаза увеличивать плотность энергии (мощности) излучения видимого и ближнего ИК-диапазона (0,750 ÷1,400 мкм) на глазном дне до 6∙104 раз по отношению к роговице делают глаз наиболее уязвимым органом. Степень повреждения глаза может изменяться от слабых ожогов сетчатки до полной потери зрения.

Повреждения сетчатки разделяют на временные нарушения, например ослепление от высокой яркости световой вспышки при плотности излучения на роговице около 150 Вт/см2, и повреждения, сопровождающиеся разрушением сетчатки в форме термического ожога с необратимыми повреждениями или в виде «взрыва» зерен пигмента меланина (причем сила взрыва такова, что зерна пигмента выбрасывается в стеклянное тело глаза).

Степень повреждения радужной оболочки ЛИ в значительной мере зависит от ее окраски. Зеленые и голубые глаза более уязвимы, чем карие. Длительное облучение глаза в диапазоне близкого инфракрасного ЛИ может привести к помутнению хрусталика; воздействие ЛИ ультрафиолетового диапазона (0,200 ÷0,400 мкм) поражает роговицу, развивается кератит. Наибольшим фотокератическим действием обладает излучение с длиной волны 0,280 мкм. Излучение с длиной волны 0,320 мкм почти полностью поглощается в роговице и в передней камере глаза, а с длиной волны 0,320 ÷0,390 мкм − в хрусталике.

Длительное хроническое действие диффузно отраженного лазерного излучения вызывает неспецифические, преимущественно вегетативно-сосудистые нарушения; функциональные сдвиги могут наблюдаться со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, желез внутренней секреции.

В зависимости от опасности лазерных установок их подразделяют на четыре класса. Излучения лазеров класса 1 не представляет опасности. Защита глаз от излучения лазеров класса 2 (длина волны 0,4 – 0,7 мкм) обеспечивается естественными реакциями, включая эффект мигания. Излучение лазеров класса 3А может быть опасно при наблюдении луча с помощью оптических приборов (бинокль, микроскоп), а излучение лазеров класса 3В всегда опасно при непосредственном наблюдении луча, но видимое рассеянное излучение обычно безопасно при расстоянии до экрана более 13 см и времени наблюдения до 10 с. Излучение лазеров класса 4 представляет опасность не только при непосредственном наблюдении излучения, но и при рассеянном излучение.

При нормировании ЛИ устанавливают предельно допустимые уровни ЛИ для двух условий облучения − однократного и хронического, для трех диапазонов длин волн: 0,180 ÷ 0,300 мкм, 0,380 ÷ 1,400 мкм, 1,400 ÷ 100 мкм. Нормируемыми параметрами являются энергетическая экспозиция Н и облученность Е.

Гигиеническая регламентация ЛИ производится по Санитарным нормам и правилам устройства и эксплуатации лазеров − СН 5804−91. Классификация лазеров по степени опасности генерируемого излучения, требования к конструкции лазерных установок и к техпроцессам с использованием таких установок приведены в ГОСТ Р 50723 − 94.

Для определения ПДУ (НПДУ и ЕПДУ) при воздействии ЛИ на кожу усреднение производится по ограничивающей апертуре диаметром 1,1∙10-3 м (площадь апертуры Sа = 10-6 м2). Для определения НПДУ и ЕПДУ, при воздействии ЛИ на глаза в диапазонах 0,180 ÷ 0,380 мкм и 1,400 ÷ 100 мкм усреднение производится также по апертуре диаметром 1,1∙10-3 м, в диапазоне 0,380 ÷ 1,400 мкм – по апертуре диаметром 7∙10-3 м.

Согласно ГОСТ 15093−90 основными параметрами лазерного излучения являются: энергия или мощность излучения, плотность энергии (мощности) излучения, длительность воздействия излучения и длина волны. Для характеристики поля рассеянного излучения используют понятия: поток излучения, поверхностная плотность потока излучения, интенсивность излучения. Оценку импульсных лазерных установок ведут также по энергии и длительности импульса, частоте повторения импульсов.

В качестве индивидуальных средств защиты применяются очки со специальными стёклами-фильтрами, щитки, маски, халаты светло зелёного и голубого цвета. Коллективными средствами защиты являются экраны, кожухи, системы блокировки и сигнализации, ограждения, телевизионные системы наблюдения и т.п.

Контроль уровней лазерного излучения производится приборами различных типов в зависимости от длины волны излучения и мощности: пироэлектрическими, болометрическими, фотоэлектрическими и т.п. В настоящее время в основном применяются фотоэлектрические – «Измеритель – 1» (для контроля плотности мощности и энергии отражённого лазерного излучения в диапазоне длин волн 0,53, 0,63, 0,69 и 1,069 мкм) и «ИЛД – 2» (для измерения направленного и отражённого излучения с длиной волны 0,49 ÷ 1,15 и 2 ÷ 11 мкм).

 



Заключение

 

Антикризисное управление как важнейший фактор современного развития менеджмента и экономики способно предвидеть и надлежащим образом реагировать на кризисы, на микро-, макро- и глобальном уровнях, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и трансформировать их в позитивные изменения. Оно является типом управления, ориентированного на современное развитие, т.е. на своевременное реформирование экономики, анализ, оценку, прогноз, диагностику событий и процессов в деятельности человека, фирмы, региона, отрасли, общества, государства.

Каждый тип управления обладает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в практике управления. Современное управление состоит из составляющих признаков (модулей): антикризисного, стратегического, мотивационного и социально ориентированного управления. Все эти признаки находятся во взаимосвязи, сочетании и взаимодействии, они характеризуют искусство управления, его эффективность, научность, качество.

Антикризисное управление – это также практический опыт, структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.

Любому специалисту по антикризисному управлению (менеджеру) должны быть присущи качества и известны приемы управления в критических ситуациях. Чем сложнее управление, тем важнее становится способность предвидеть, прогнозировать возможность кризиса, являть готовность к его преодолению.

В работе, предложено некредитоспособному предприятию ряд мер по выводу его из состояния кризиса.

· Первым этапом обозначено провести эмиссию акций предприятия. На мой взгляд, эмиссия на половину сокращает кредиторскую задолженность, а значит является существенной мерой по выводу его из кризиса.

· Второй этап моей антикризисной программы, возврат дебиторской задолженности. Возвращая предприятию деньги, дебиторы повышают его кредитоспособность.

· На третьем этапе предложен сравнительно новый подход к решению вопроса, а именно социальное партнерство.

Социальное партнерство возникло с разделением труда и образованием разных социальных групп и обусловлено общими интересами всех членов общества, такими как сохранение целостности и жизнеспособности социальной системы и ее элементов.

Базой интеграции социальных партнеров является участие в общественно – полезном труде, в рамках господствующих производственных отношений, включающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ. В широком смысле можно говорить о социальном партнерстве только тех субъектов, которые в общественном разделении труда выполняют общественно полезную работу, создают часть общего совокупного продукта, то есть, являются частью совокупного работника.

· Четвертый этап работы обозначен кадровой политикой. Кадровая политика на данный момент играет важную роль в жизни предприятия, ведь именно она призвана организовать правильную работу как управляющих, так и рабочих.

Вся информация по предприятию в работе является реальной, баланс, отчет о прибылях и убытках, а также все показатели достоверны.

 



Введение

 

В силу разных причин проводимые в России экономические преобразования не привели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит 15 – летний опыт реформирования, заключается в том, что одна лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия.

Первая волна – ваучерная приватизация – вывела администрацию предприятий из – под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам – руководителям предприятий без установления должной ответственности за эффективность использования приватизированного имущества и должного контроля. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода, в результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса и предложения. Продукция нередко поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменили бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с феноменом дефицита денег. Вместо ожидаемого роста эффективности были получены спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

Результатом второй волны – залоговой приватизации – явилась передача государством крупному финансовому капиталу экспортно – ориентированных предприятий в топливно – энергетическом секторе, металлургии, химии.

Третья волна – приватизация долгов – развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не были по тем или иным причинам приватизированы в предыдущие годы.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что их первоочередными задачами являются «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобное положение дел не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово – экономического состояния.

Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих проблемы управления предприятием.

Антикризисное управление не перестает быть актуальной проблемой и в условиях начавшегося в стране экономического роста. Более того, оно оказывается необходимым для целого ряда предприятий, относящихся к отраслям, где экономический рост особенно выражен.

Меняются лишь типичные причины, приводящие к кризису предприятия в отраслях с благоприятной конъюктурой. В частности, на первый план выходят:

· нехватка оборотных средств;

· недостаточность производственных или сбытовых мощностей;

· необходимость обновления продукций и технологий;

· неквалифицированность менеджмента;

Все эти причины устранимы. Правда, для этого требуются инвестиции, которые в условиях экономического роста можно реально профинансировать.

В России сейчас наступило время преодоления кризиса в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.

Особую роль при этом должны сыграть следующие факторы:

· урегулирование прав интеллектуальной собственности;

· согласно интересов номинальных владельцев этих прав и новых частных предприятий, которые фактически начали успешно коммерциализировать соответствующие объекты интеллектуальной собственности.

Залогом успеха антикризисного управления на крупных многопродуктовых (многономенклатурных) предприятиях является освоение этими предприятиями системы бюджетирования и контроллинга.

Важность систем бюджетирования и контроллинга для России и ее отраслей экономического роста объясняется следующими обстоятельствами:

· в России после волны увлечения реструктуризацией предприятий на основе выделения дочерних компаний наметились процессы консолидации бизнеса в единые крупные компании;

· в то же время для российских фирм в стране еще остается характерной ситуация повышенных рисков внешней среды, поэтому для снижения общего операционного риска предприятия вынуждены диверсифицировать свою хозяйственную деятельность и быть многопродуктовыми (многономенклатурными).

Антикризисное управление может и должно обрести свою «нишу» в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном режиме – путем уточнения понятий «кризис государственной власти», «кризис государственного управления», «государственная власть», «кризис предприятия» и др.

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного кризиса в другой, выход из кризиса и др. Типичные признаки критического состояния предприятий: снижается рентабельность, кредиты в основном начинают направляться на погашение процентов и возврат кредитов (фирма попадает в «кредитную ловушку»), все чаще возникают «накладки», срывы поставок клиентам, руководство с трудом может оценить объективное состояние фирмы, возникает неуправляемость, и любое неблагоприятное происшествие может создать реальную угрозу банкротства.

Ответ на вопрос «Что делать?» в общих чертах известен: привлечь кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики; использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профессионалов – консультантов и решить в комплексе все проблемы предприятия, начав с совершенствования системы управления.

Однако при реализации этих очевидных мер возникают серьезные трудности: отсутствие указанных кадров; невозможность применения зарубежного опыта «один к одному», так как он сформировался в других условиях.

Поэтому лучше рассчитывать на уже имеющихся людей и организовать переподготовку, начиная с руководства и далее, вплоть до создания команды, способной достаточно эффективно решать реальные проблемы; а также использовать зарубежный опыт уже в адаптированном виде.

В данной работе по теме: «антикризисное управление на Зеленодольском машиностроительном заводе ОАО «КМПО» ставлю цель дать конкретные рекомендации по выводу предприятия из состояния кризиса.

Задачи данной работы: проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, выявление недостатков в управлении предприятием, разработка плана мероприятий по выводу предприятия из кризиса, проверка охраны труда на предприятии.

 

 



Теоретические основы антикризисного управления

 

Историческая истина свидетельствует о том, что нерешенные социально – экономические проблемы неминуемо трансформируются в политическую аритмию и при определенных условиях способны привести общество и страну к конституционному кризису, развалу государственности, коллапсу.

Все это лишний раз доказывает чрезвычайную важность рассматриваемой проблемы экономического кризиса, что влечет необходимость постижения искусства правильного «разруливания» кризисных ситуаций, грамотного антикризисного управления – причем на всех реализуемых уровнях, от уровня экономической безопасности личности, домашнего хозяйства, предприятия (микроуровень), региона, отрасли (мезоуровень) до уровней экономической безопасности национальной экономики (макроуровень) и глобальной, общемировой экономической безопасности (мегауровень).

Кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, колебания объемов производства и сбыта, появление значительных спадов производства следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих превентивных мер, могут обусловить чрезмерное разбалансирование экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения своей деятельности, что квалифицируется как банкротство.

Рыночная экономика, на протяжении многих десятилетий и столетий являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от кризисных ситуаций. Антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – это управляемый процесс.

Антикризисное управление – это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление является микроэкономической категорией и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации. Система антикризисного управления – это и есть система предотвращения банкротства на предприятии.

Процесс диагностики банкротства представлен в приложении 1.

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Ранними признаками, (симптомами) грядущего неблагополучия предприятия могут быть отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием; задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее низкое качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала; изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности; увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам; уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценивание акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Для выработки мер по своевременному упреждению и предотвращению приближающихся кризисных ситуаций, а также (в случае их возникновения) по их преодолению необходимо знать структуру и закономерности развития кризисного процесса. В приложении 2 представлены основные фазы кризисного процесса.

К стратегическому кризису приводит отсутствие или недостаточное развитие системы стратегического управления на предприятии, в частности отсутствие четкой структуризации стратегических целей предприятия; непонимание того, что разработка стратегии предприятия является важнейшим этапом планирования, тесно связанным с другими этапами внутрифирменного планирования; ориентация руководителей высшего звена на решение оперативных и текущих задач в ущерб стратегическим.

Углубление стратегического кризиса приводит к возникновению тактического кризиса, внешними признаками которого являются сокращение масштабов деятельности; снижение доли рынка, уменьшение прибыли; сокращение численности персонала и т.д.

Дальнейшее развитие кризисного процесса обнаруживается в росте задолженности предприятия, ухудшении показателей ликвидности. В результате кризисный процесс переходит в следующую фазу – фазу кризиса обеспеченности.

Кризис обеспеченности может иметь следствием временную или длительную хроническую неплатежеспособность предприятия. Состояние неплатежеспособности, убыточность финансово – хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства, которое не обязательно наступает неотвратимо. Для вывода предприятия из кризиса необходимо разработать и реализовать комплекс организационных и финансовых мер по оздоровлению финансового положения предприятия – должника: перемещение управленческих кадров, реструктуризация, ликвидация неэффективно работающих подразделений, привлечение новых источников финансирования и др. Если результаты анализа финансового состояния предприятия свидетельствуют об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, это может явиться основанием для подготовки и применения процедур ликвидации предприятия.

Одной из существенных особенностей кризиса и, соответственно, субъективной реакции является фактор времени. На необходимость учета временных параметров при диагностике степени неплатежеспособности предприятия обращено внимание и в ряде нормативных документов. В соответствии с этими актами на практике в числе абсолютных показателей финансового состояния используется коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Этот коэффициент в отличие от коэффициентов текущей ликвидности и обеспечения собственными средствами, имеет четкие факторные временные параметры, т.е. начало и конец отчетного периода в месяцах года. Таким образом, особенностью антикризисного управления является дефицит времени на принятие управленческого решения и на реализацию антикризисных процедур.

Сторона кризиса, отражающая положительные возможности обновления, по определению некоторых ученых и специалистов, является «антиципативным (опережающим) антикризисным менеджментом». Наряду с программой защиты от кризисного саморазрушения он включает профилактику и «терапию» банкротства, т.е. стадию диагностики и превентивной санации в процессе антикризисного управления.

Антикризисное управление актуализирует функциональные аспекты по выявлению и преодолению причин, препятствующих оздоровлению предприятия, и радикализацию мер, восстанавливающих его платежеспособность.

Исследование причин, обуславливающих процесс антикризисного управления, позволяет предложить следующую классификацию факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия:

· внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или ее полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного спроса клиентов – предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно – техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

· внутренние факторы: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

Указанные факторы не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства.

Однако они влияют на ухудшение финансово – экономического и хозяйственного состояния предприятия.

Особенность антикризисного управления проявляется в объединении диагностики, методов предупреждения, преодоления кризиса, стратегии реструктуризации и применения нестандартных методов в управление персоналом. С этих позиций антикризисное управление представляется как конструктивная реакция на выявленные в результате диагностики изменения, угрожающие банкротством или нарушением нормального функционирования.

Для высшего руководства и собственников предприятия диагностика есть средство получения достоверной качественной информации о его реальных возможностях на начальной стадии экономического кризиса и основой для введения в действие особых методов и механизмов менеджмента.

Используя результаты диагностических и превентивных исследований различных сторон деятельности предприятия, менеджеры и собственники могут приступить к разработке рефлексивной модели антикризисного управления своим предприятием.

Диагностика позволяет выявлять причинно – следственные связи в дисфункциях менеджмента, а затем переходить к построению объяснительной и прогнозной моделей функционирования и развития предприятия, осуществляя при этом предупреждение его банкротства. Наглядно процесс диагностики в антикризисном управлении можно увидеть в приложении 3.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.