Развитие всесторонних отношений с крупнейшей державой современного мира - Соединенными Штатами Америки играет для Казахстана ключевую роль. Казахстан рассматривает эти отношения в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продвижением своих национальных интересов на международной арене. Это вызвано множеством факторов, среди которых наиболее важные - политический вес Америки на международной арене, содействие обеспечению региональной безопасности, привлечение американского капитала в казахстанскую экономику.
Говоря о нашей стране, Президент США Б.Клинтон отметил, что "нефтяной экспорт Казахстана является ключом к его процветанию и, в конечном счете, к стабильности. Соединенные Штаты твердо поддерживают усилия вашей страны по созданию дополнительных экспортных трубопроводов. Мы надеемся, что эти усилия принесут плоды в ближайшем будущем, и будем продолжать поддержку этих усилий".[53]
Составной частью внешней политики США является экономическая помощь новым независимым государствам на двусторонней основе, привлечение развитых западных стран и международных финансовых институтов к оказанию ими подобной помощи и поощрение американского частного сектора к инвестированию в экономику этих государств.
Начало казахстанско-американским отношениям было положено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Республики Казахстан как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя странами были установлены полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов.
Таким образом, США одними из первых признали Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем самым свою заинтересованность в его утверждении в качестве независимого государства.
В начальный период в связи с угрозой распространения оружия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казахстан рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси, Казахстана и Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения.
Тогда США преследовали три основные задачи при формировании своей политики по отношению к данной группе государств. Во-первых, предотвратить распространение оружия массового поражения. Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации путем поддержки и продвижения демократических и общечеловеческих ценностей. В-третьих, содействовать развитию рыночных реформ в новых независимых государствах.
Повышенное внимание США к Казахстану определялось главным образом наличием на территории нашего государства 104 самых современных и эффективных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования SS-18 и 1040 ядерных боеголовок к ним. Естественным было стремление Вашингтона ослабить угрозу своей безопасности и не допустить появления новых ядерных государств в лице тех, кто наследовал ядерное оружие бывшего СССР.
Казахстан, со своей стороны, будучи последовательным сторонником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонский протокол и взял на себя обязательство стать неядерным государством. При этом руководство Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и утилизации ядерного оружия, оценивало "ядерную составляющую" двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Если США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как гарантии укрепления независимости и безопасности страны.
Фундамент казахстанско-американского сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК Н.Назарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объявили об установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет, концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового независимого государства, но учетом потенциала наших государств и перспектив сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отношениях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казахстана является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии.
В последующее время динамика двусторонних отношений начала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасности и сотрудничеству в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и переговоров американская сторона выразила готовность оказать финансовое и техническое содействие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Позитивное отношение было проявлено США и по вопросу обеспечения безопасности Казахстана.
В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и экономических реформ в Казахстане. Большую помощь получает наша страна по линии благотворительных и гуманитарных организаций.
В сфере экономических отношений приоритеты отдаются инвестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспорта, строительства, горнодобывающей промышленности, телекоммуникаций. В феврале 1993 г. в результате обмена дипломатическими нотами вступило в силу Соглашение о торговых отношениях.
Казахстан и США приступили к развитию полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн. долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием диагностического центра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности, поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами.
Для детального изучения и подготовки финансовой программы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть Приаралья - 57 млн. долларов.
Важным этапом в развитии казахстанско-американских отношений стал официальный визит в Алматы Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано Рамочное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Дальнейшему расширению двусторонних отношений способствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994 г. Главами двух государств была подписана "Хартия о демократическом партнерстве"- основополагающий документ, создающий базу для развития и углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему комплексу двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан являются для Америки вопросами наивысшего значения.
В Хартии указывается, что Казахстан, став первым государством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ) в связи со статусом Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в международную безопасность и процесс контроля над вооружениями.
Принципиально важное значение для безопасности Казахстана имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с использованием ядерного оружия.
Хартия стала программным документом, определившим развитие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя странами практически по всем направлениям казахстанско-американского взаимодействия. Факт подписания такого документа на высшем уровне, безусловно, имеет историческое значение. Хартия документально подтвердила установление партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в международной политике Казахстана.
Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, оборону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и культуру комплексно реализуются.
Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широкомасштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", крупнейший американский производитель продуктов питания и сигарет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.
Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасности. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дальности. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в демонтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматривает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения.
На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, расширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимодействия практически по всему спектру отношений. Сейчас действует свыше пятидесяти двусторонних документов в политической, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях.
Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и практическая направленность взаимодействия по всему спектру обоюдных интересов.
Новый импульс казахстанско-американским отношениям придал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соединенные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необходимостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциалом и новыми задачами. Основным итогом проведенных переговоров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стратегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, независимости, суверенитета, территориальной целостности и демократического развития Казахстана, а также стабильности и экономического процветания региона в целом.
По результатам переговоров с Администрацией США подписано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо отметить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о демократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и по разделу продукции Каспийского шельфа.
Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере коммуникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, производства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления.
Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долларов, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экспорт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресурсы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганической химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары.
Объем американских инвестиций на начало 1999 года превышает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе.
В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по неправительственным организациям (НПО), осуществляющим программы помощи США для Казахстана, в республике функционируют свыше 50 американских НПО.
Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления.
США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обусловила свою поддержку решением Казахстаном следующих вопросов: принятие более жестких обязательств по соблюдению положений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации.
Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспективе стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.
Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудничества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировавшая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспечил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки—это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводородного сырья.
Контракт положил начало процессу широкомасштабного вовлечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" совместно с шестью крупными западными нефтяными корпорациями, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили международный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря.
В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практически все ведущие нефтяные компании США. Серьезность планов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной переработки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения экологических, социальных вопросов на местах.
В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения американских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других компаний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обоюдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспечение правительством конкурентной рыночной среды, где инвесторы пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Казахстана в мировую информационную систему.
В области транспорта привлечение возможностей американских компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно.
Не менее важное значение для экономики нашей страны будет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию горнодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Казахстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпосылкой для двустороннего сотрудничества.
Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинтересовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в области сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания.
Немаловажной для экономики Казахстана является и проблема подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и программам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов.
Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществлению реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Активна также роль американской стороны в мобилизации собственных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторождения.
Важной сферой двусторонних отношений является сотрудничество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Казахстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США.
Налаживается сотрудничество между министерствами обороны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сферу Казахстана.
Развитие казахстанско-американских отношений характеризуется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополитического и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключевых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стремление Казахстана к реализации общепризнанных принципов международного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распространяемой в Соединенных Штатах.
Необходимость налаживания тесного взаимодействия с Казахстаном диктуется долгосрочными интересами США: обеспечение стабильного политического и экономического присутствия в нашей стране; получение гарантированного доступа к богатым энергетическим и минеральным ресурсам и закрепление своих позиций на обширном рынке Центральной Азии; использование Казахстана как отправной точки своей политики в регионе Центральной Азии.
Важным событием для казахстанско-американских отношений стало участие Президента РК Н.Назарбаева в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне с 23 по 25 апреля 1999 г. В ходе саммита Глава нашего государства встретился с лидерами политического и делового мира Соединенных Штатов Америки. Президент Б.Клинтон отметил большую роль Казахстана в сохранении мира в регионе, в частности, инициативу по поддержанию мер доверия и стабильности в Азии. Президент США согласился с позицией Н.Назарбаева, что НАТО и ООН должны теснее работать с Россией в решении проблем Европы и мира.
На встрече в Конгрессе выступили с речами такие влиятельные политики, как бывший госсекретарь США Дж.Бейкер, советник Президента США по национальной безопасности С.Бергер, бывший советник по национальной безопасности З.Бжезинс-кий. Президент Н.Назарбаев, выступая на встрече, поддержал данную идею и призвал Конгресс США принять законопроект. Глава' нашего государства рассказал о том, что Казахстан уже многое сделал для воссоздания Великого Шелкового пути, в частности, связал железнодорожной веткой Китай со странами Европы, обновляет старые города на юге и западе страны.
Одним из основных событий последнего времени в казахстан-ско-американских отношениях стал визит Президента РК Н.Назарбаева в США в декабре 1999 года. Переговоры с первыми лицами США однозначно подтвердили, что Вашингтон признал Казахстан в качестве своего долгосрочного партнера в регионе. Обострение внутриполитической борьбы в России, ситуация в Чечне, динамичное развитие Китая и возрастание его внимания к нашему региону, возникновение новых угроз стабильности централь-ноазиатских государств, в первую очередь, в форме радикального эктремизма, рост присутствия американского капитала в экономике региона, особенно в энергетическом секторе - все это стало объективной основой для заявления Президента США Б.Клинтона о том, что "Казахстан является якорем стабильности и независимости региона — главной стратегической цели США Центральной Азии".
Тогда же было проведено 6-е заседание Казахстанско-Американской совместной комиссии, в ходе которого был подписан пакет документов, среди которых: План военного сотрудничества между министерствами обороны РК и США на 2000 год; Протокол к "Программе действий по экономическому партнерству между РК и США по сотрудничеству в развитии агробизнеса и финансировании сельского хозяйства"; Совместное заявление по сотрудничеству в области малого бизнеса; Заключительный доклад Казахстанско-Американской совместной комиссии.
Практическое осуществление запланированных на 2000 год визитов в Казахстан Госсекретаря М.Олбрайт, министров энергетики и торговли США, нескольких групп конгрессменов США, безусловно, будут способствовать расширению и углублению казахстанско-американского партнерства, учитывающего приоритеты стратегического развития РК и геополитические интересы США в регионе.
Заключение
США взяли на себя очень большую ответственность. Американцы считают, что мир устроен неправильно. И надо сделать все, чтобы воспользоваться накопленной мощью, чтобы попытаться выстроить его лучшим образом. И американцев безмерно раздражают те европейцы, которые не понимают мессианской роли США по спасению западной цивилизации. Наверное, самая ключевая фраза, которая была сказана президентом Бушем за все время нынешнего конфликта, была сказана месяц назад. Тогда Буш заявил, что это неправильно, что пятая часть всего человечества, те, кто исповедуют ислам, лишена истинных ценностей западной демократии. Первым, по его словам, будет Ирак, где данные универсальные ценности будут реализованы в полной мере. Затем американские официальные лица стали много говорить о народе Ирака, вспоминать механизм насаждения новых ценностей в оккупированных после Второй мировой войны Германии и Японии.
К большому сожалению, для всего мира, если этот план начнет реализовываться, то состояние хаоса всем нам наверняка обеспечено. Это действительно мессианская задача - переустроить мусульманский мир по западным лекалам.
Многие из тех, кто опасается кризиса западной цивилизации, очень жестко высказываются в адрес миллионов европейцев и американцев, которые выходят на демонстрации протеста. И действительно, мир ислама последние несколько десятилетий явно на подъеме, пусть даже с демографической точки зрения. И казалось, почему бы не предоставить США возможность решить Большую исламскую проблему, пусть даже подвергнув сомнению либеральные ценности. Но европейцы понимают, что цена вопроса слишком высока, и они явно не готовы идти на фронт борьбы за переустройство мусульманского мира. Тем более они не готовы пожертвовать либеральными ценностями и, самое главное, чувством здравого смысла.
Полтора года «дипломатической войны» вокруг Ирака завершились. Утром 20 марта мир вступил в войну реальную, причем с непредсказуемыми последствиями. Агрессия США против Ирака подвела черту под существующей системой международной безопасности. На смену праву закона и логики пришло право эмоций и силы. В истории человечества началась новая эпоха, которая может закончиться ее концом.
После встречи лидеров США, Великобритании и Испании на Азорских островах стало понятно, что решить «иракскую проблему» мирными средствами не удастся. Лидеры «тройки» в ультимативной форме потребовали от СБ ООН определиться со своей позицией. Совету Безопасности на это отвели всего 24 часа, которые Дж. Буш-младший окрестил «моментом истины». И в этом он, безусловно, прав. Если бы противники силового решения «иракского вопроса» пошли на уступки, то у человечества никакой надежды не осталось бы.
17 марта стало ясно, что новая резолюция не пройдет. Поняв, что до 11 из 15 членов СБ ООН могут проголосовать против, а трое его постоянных членов готовы использовать свое право вето, США и Великобритания отозвали проект своей резолюции. И хотя Россия, Франция и Германия предложили созвать 18 марта экстренное заседание Совета Безопасности на уровне глав МИД, а руководители ооновских инспекций Ханс Блике и Мохаммед аль-Барадеи заявили, что представят СБ ООН новый доклад о сотрудничестве Багдада, США на все эти жесты уже не реагировали.
Развитие событий в ООН было равнозначно поражению, особенно для Дж. Буша, который не далее как 6 марта публично выражал уверенность, что резолюция будет поддержана большинством членов СБ, и тогда Америка сможет заявить о своей «моральной победе». Отзыв резолюции продемонстрировал, что «игры с ООН» закончились, Совет Безопасности из предполагаемого союзника превратился в противника, а потому может быть списан со счетов за «никчемностью». Сутки мир провел в напряженном ожидании. 18 марта слово берет президент США Дж. Буш, обращаясь к нации.
Как и в прежних выступлениях, абсолютно никакой аргументации, никаких доказательств, сплошные эмоции и апелляция к исключительности Америки. Дж. Буш подчеркивает, что «Совет Безопасности ООН не сумел справиться со своими обязанностями, а потому мы намерены выполнить свои». Суть ультиматума - «Саддам Хусейн и его сыновья должны покинуть Ирак в течение 48 часов. Отказ сделать это приведет к военному конфликту, который начнется тогда, когда этого захотим мы». Отсчет времени пошел, для мира начались другие 48 часов.
Багдад покинули инспектора ООН, для всех стало окончательно ясно: война неизбежна. Правда, оставалась, хотя и смутная, но надежда, что Саддам Хусейн покинет Ирак. Такие планы активно обсуждались в течение конца февраля - начала марта, и некоторые государства, причем не только из числа стран исламского мира, готовы были предоставить ему политическое убежище. Сомнения развеял пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер: «Даже если иракский лидер Саддам Хусейн покинет страну, американские войска все равно войдут в Ирак, только на этот раз мирно, потому что у иракских войск не будет приказа нападать и открывать огонь». Следовательно, при всей эмоциональной риторике администрации Белого дома и личной неприязни семьи Бушей к Саддаму Хусейну основная причина войны все-таки в другом.
Совещания на Азорских островах вице-президент США Дик Чейни назвал цели операции в Ираке: разгромить любые силы, противостоящие США и союзникам; расформировать правительство Саддама Хусейна; полностью уничтожить иракское оружие массового поражения; обеспечить территориальную целостность государств в регионе; создать в Ираке по-настоящему народное правительство. Возможно, что так оно и есть, хотя некоторые из этих целей и вызывают определенное сомнение. Но цели и причины суть разные категории.
Во- первых как и в любом масштабном событии, скрыть истинные причины операции в Персидском заливе не удается. Неспособность администрации Буша представить убедительные свидетельства того, что Саддам Хусейн обладает оружием массового уничтожения и программами по его производству или связан с террористическими организациями, а также нефтяные богатства Ирака и специфика нефтяного импорта США задолго до начала операции привели к устойчивому стереотипу - эта война пахнет нефтью. И то, что в этом есть большая доля истины, стало понятно уже накануне войны. Первые ракеты еще не успели упасть на Багдад, а крупнейшие нефтяные компании уже начали дележ «шкуры неубитого медведя». В западных средствах массовой информации появилось сообщение, что между крупными нефтяными компаниями началось соперничество за контроль над иракскими месторождениями, и победу в нем, вероятнее всего, одержат четыре крупнейшие корпорации: ExxonMobil, ChevronTexaco, Shell и ВР.
Во вторых — заказы на послевоенное восстановление Ирака. По расчетам Центра стратегических и бюджетных расчетов США (CSBA), только гуманитарная помощь иракскому населению обойдется в сумму от 1 до 10 млрд. долларов. На помощь в управлении страной потребуется от 5 до 12 млрд. Еще 10 миллиардов пойдут на помощь союзникам США в регионе. Самые крупные и неопределенные статьи послевоенного плана - «облегчение долгового бремени» (от 10 до 361 млрд.) и «реконструкция» (от 10 до 105 млрд.). Таким образом, общие издержки варьируются от минимальных 32 миллиардов до максимальных 495 млрд. долларов.
Никто не сомневается в том, что войска антииракской коалиции достаточно быстро разберутся с иракским сопротивлением. Но не подлежит сомнению и то, что, самостоятельно отстранив высшее иракское руководство от власти, США поставят во главе каждого министерства «своих» людей, которые и будут руководить процессом «демократической» трансформации Ирака и восстановлением его разрушенной инфраструктуры. Кто будут эти люди конкретно, пока сказать трудно, а вот о компаниях, которые получат заказ в 900 миллионов долларов на первичную реконструкцию в послевоенном Ираке, кое-что известно: среди них пять американских компаний, в том числе строительные гиганты Bechtel и Fluor, a также нефтяная группа Halliburton, во главе которой ранее стоял вице-президент Дик Чейни.
В третьих - военные заказы. По оценкам западных экспертов, стоимость трехмесячных военных действий в Ираке оценивается в 49 миллиардов долларов. Его удлинение до полугода поднимает издержки до 73 млрд. Если же война затянется на срок до года, сумма взлетает уже до 121 миллиардов долларов. Так что у тех, кто действительно стоит за войной США с Ираком, есть прямой резон особо не спешить с окончательной развязкой. Идеальный вариант — использовать как можно больше дорогостоящего оружия, разрушив при этом минимум инфраструктурных объектов. «Успешная» операция в Афганистане подтверждает эту логику: массированные бомбардировки обошли стороной не только лаборатории по производству наркотиков, но и маковые поля. Подтверждение этому содержится и в ультиматуме Дж. Буша, который, обращаясь к иракской армии, призывает ее не разрушать нефтяные скважины. Призывает, кстати говоря, вполне осознанно, поскольку оплачивать весь этот «банкет» Соединенные Штаты сами не желают. И Дж. Буш лукавит, когда говорит о том, что США «оплачивали подобные конфликты в прошлом», «Бурю в пустыне» образца 1991 года в основном профинансировала Саудовская Аравия. Новая война, по-видимому, будет оплачена за счет самого Ирака.
Все это говорит о том, что истинная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тезисом никто и не спорит), ни мифическая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-младший с большой убедительностью доказал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демократических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспектора ООН подтвердили, что на территории Ирака такового нет), а элементарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональных корпораций, за которыми отчетливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего.
Но есть еще одна, не менее, а возможно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его искренняя вера в «исключительность Америки», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его исключительная набожность и олицетворение самого себя с неким мессией сыграли с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов.
Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество беспокоит другое: игнорирование США страны, стоявшей у истоков формирования современной системы международной безопасности, норм международного права, навязчивая идея об уникальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и народам, то, что США покушаются на самое святое в системе международных отношений - незыблемость государственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, говорит о войне и не желает слушать никаких аргументов, когда ООН используется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с нескрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не принимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «посвященным» глобальном заговоре, целью которого является окончательный передел мира, либо о медицинском диагнозе человека, осуществляющего подобную политику.
Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав военную операцию в Ираке, это политического раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие демократические ценности может принести новая администрация США Ираку, если она сама и созданные в последнее время «новые демократии» извратили само это понятие. За войну проголосовали не страны, народы или конфессий, а кучка чиновников от политики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барского стола.
Список использованной литературы
I. Работы общетеоретического характера
1. Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение. благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы.- 1997. - 13 окт.
2. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 250 с.
3. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.
4. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.
5. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.
6. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.
7. Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
8. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- 610 с.
9. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. - 584 с.
10. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред. Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. - Акмола, 1999. - 128 с.
II. Источники
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)
2. Сборник важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.
3. Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: новые взаимоотношения. // ПВ.
4. Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2007 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856
5. . Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о стимулировании капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1
6. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия. Вашингтон, 20/05/92. (с момента подписания)
7. Соглашение о торговых отношениях между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 19/05/92. (c 18 февраля 1993 года)
8. Меморандум о взаимопонимании между Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым и Председателем Правления корпорации "Шеврон" К.Т.Дерром. Алматы, 06/04/93. (с момента подписания).
9. Договор между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с 12 января 1994 года) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1 и № 6
10. Принципы сотрудничества между Республикой Казахстан, Корпорацией иностранных частных инвестиций и Американо-казахстанским советом по экономическому развитию. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания).
11. Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 1-2
12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области науки и технологий. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания). Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 3-4
13. Заявление о принципах создания американо-казахского комитета по оборонной конверсии. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания).
14. Рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).
15. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки в связи с перемещением высокообогащенного урана, находящегося на Ульбинском металлургическом заводе. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).
16. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки по неправительственным организациям, осуществляющим программы помощи США для Казахстана. Алматы, 01/11/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
17. Соглашение о покупке [между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки]. Алматы, 17/11/94. (с момента подписания)
18. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно деятельности Корпуса Мира США в Республике Казахстан. Вашингтон, 22/12/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1
19. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области реабилитации, реконструкции и дальнейшего развития нефтегазового сектора Казахстана. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
20. Письмо о намерении по вопросам технического сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области стандартизации и метрологии. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
21. Заявление о намерении по финансированию технико-экономических обоснований для совместных проектов между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
22. Казахстанско-американское совместное заявление о мире, безопасности и нераспространении. Вашингтон, 20/03/95.(с момента подписания) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6
23. Совместное заявление Премьер-министра Республики Казахстан и Вице-Президента Соединенных Штатов Америки по сотрудничеству в поддержании верховенства закона и борьбы с преступностью. Вашингтон, 20/03/95. / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6
24. Казахстанско-американская декларация по торговому, инвестиционному и экономическому сотрудничеству. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
25. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в рамках программы "ГЛОУБ". Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). /* публиковано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2
26. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области защиты окружающей среды и природных ресурсов. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2
27. Заявление о намерении относительно сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области энергетической политики. Алматы, 17/04/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
28. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки [об оказании содействия в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ]. Алматы, 06/05/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1
29. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1
30. Программа действий по экономическому партнерству Республики Казахстан и США. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.2
31. Совместное заявление Правительства Республики Казахстан и Правительства Соединенных Штатов Америки по вопросам сотрудничества в консульской сфере. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).
32. Казахстанско-американское совместное заявление по терроризму. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).
33. Заявление о намерениях между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Астана, 26/05/99. (с момента подписания).
34. Соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области мирного использования ядерной энергии. Вашингтон, 18/11/97. (с 5 ноября 1999 г.)
35. Совместное Казахстанско-Американское заявление о сотрудничестве в области малого предпринимательства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
36. Совместное казахстанско-американское заявление о сотрудничестве в области агробизнеса и финансировании сельского хозяйства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
37. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
38. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 20/12/99. (с момента подписания).
39. Протокол к «Программе действий по экономическому партнерству между Республикой Казахстан и США» по сотрудничеству в области агробизнеса и финансирования. Вступил в силу 19.12.2000 г.
40. Обменные ноты, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран, подписанного в Вашингтоне 18 ноября 1997 года. Вступила в силу 23.05.00
41. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о взаимопомощи и сотрудничестве между таможенными службами их стран /. Вступило в силу 21.08.00 г.
42. Обменные ноты о продлении срока, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращении распространения ядерного оружия, подписанного в Алматы 13.12.93 г. Вступила в силу 05.12.00 г.
43. Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством США о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества и поддержке местных инициатив в Казахстане. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.
44. Декларация об энергетическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.
45. Соглашение в форме обмена письмами, касательно поправки Джексона-Веника. Вступило в силу 21.12.01 г.
III. Монографии и статьи
1. Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16-18.
2. Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52-61,
3. Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. – А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. – 432 с.
4. Бережков А. Выборы по-американски: президентский тупик // Эхо планеты.- 2000.- N 47.- С.6-9.
5. Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5-9.
6. Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.
7. Богданов Д.Ю. Контуры внутренней политики. // The New York Times, 16.04.2001.
8. Браницкая С. Доброе утро, последний герой // Деловые люди.-2001.- N 127.- С.6-10.
9. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. – М.
10. Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
11. Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3-25
12. Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №2
13. Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46-47.
14. Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.28-40.
15. Джозеф С. Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №12, с. 73-81.
16. Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. С. 22-23.
17. Золотухин В.П. Внутриполитические инициативы президента Буша // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.62-80.
18. Кадик Л. Американская шестерка // Власть.- 2000.- N 4.- С. 38-40.
19. Кирильченко Ю. Джордж Буша сын "Одинокой звезды" // Эхо планеты.- 2000.- N 23.- С.18-21.
20. Кирсанов Д., Федяшин А. "Техасский Белый дом" Буша // Эхо планеты. - 2001.- N 45-46.- С.14-15.
21. Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12
22. Коммерсантъ, 27.04.2001.
23. Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. – М., 1980.
24. Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02.
25. Кучинс Эндрю - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. "Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого .
26. Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, 2003, с.20-21.
27. Оласки М. Трагедия американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).
28. Оласки М. Обновление американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).
29. Оласки М. Сострадательный консерватизм // Техасский университет (г. Остин).
30. Россия - США: Визит Д. Буша в Россию // Эхо планеты. - 2002. - №23. – с.6-9.
31. Русаков Е. Американские качели // Новое время. - 2000.- N 40.- С.28-31.
32. Русаков Е. Со слоном или на осле // Новое время. - 2000.- N 43 - С.26-29.
33. Русаков Е. Демократия в стрессе // Новое время. - 2000.- N 46.- С.7-9.
34. . Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21-23.
35. Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18-19
36. Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.
37. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002 г.
38. Чудодеев А. На высшем уровне // Итоги. - 2001.- N 46.- С.14-20
39. Янов А. Внешнеполитические актеры на американской сцене // Деловые люди. - 2001.- N 119 (Февр.).- С.125-126.
40. Bisnesweek, №1, 2003.
41. International Herald Tribune, 2.04,2001.
42. Newsweek, 12.03.2001.
43. Public Employee Press", 26.05.2000.
44. The Los Angeles Times, 16.04.2001
45. The Los Angeles Times, 30.04.2001.
46. The New York Times, 12.02.2001.
47. The New York Times, 3.03.2001.
48. The New York Times, 16.04.2001.
49. The New York Times, 29.04.2001.
50. The Washington File, 6.03.2001
51. The Washington File, 27.02.2001.
52. The Washington Post", 13.02.2001
53. The Washington Post", 1.05.2001
54. Time, 8.04.2001
55. The Washington Post, 27.03.2001
56. U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 10-13
[1] Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: Новые взаимоотношения // Казахстанская правда от 29. 12. 2001.
[2] Заявление государственного секретаря - министра иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарта Токаева о начале реализации Хьюстонской инициативы. // Казахстанская правда от 04.10.2002.
[3] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с.
[4] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21.
[5] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
[6] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52.
[7] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 22.
[8] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52
[9] "The New York Times", 12.02.2001
[10] Public Employee Press", 26.05.2000.
[11] Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.22
[12] Коммерсантъ, 27.04.2001.
[13] The Washington Post, 27.03.2001
[14] The Los Angeles Times, 30.04.2001.
[15] The Washington Post, 27.03.2001
[16] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5.
[17] Bisnesweek, №1, 2003.
[18] Bisnesweek, №1, 2003.
[19] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.7.
[20] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46.
[21] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.31.
[22] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с. 45.
[23] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.36.
[24] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с.. 51.
[25] Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3.
[26] The New York Times", 29.04.2001.
[27] U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 13
[28] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
[29] The Washington File, 6.03.2001
[30] The Los Angeles Times, 16.04.2001
[31] The New York Times, 3.03.2001.
[32] The Washington File, 27.02.2001.
[33] The New York Times, 3.03.2001.
[34] The Washington Post", 13.02.2001
[35] Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.
[36] Newsweek, 12.03.2001.
[37] Time, 8.04.2001
[38] International Herald Tribune, 2.04,2001.
[39] Автором понятия и самой идеи "сострадательного консерватизма" является Марвин Ола-ски, бывший член Компартии США, сменивший в 70-е годы марксистские позиции на консервативные, автор 13 книг ("Трагедия американского сострадания", "Обновление американского сострадания", "Сострадательный консерватизм" и др.) и более 600 статей, профессор журналистики Техасского университета (г. Остин). Американская пресса еще во время избирательной кампании 2000 г. окрестила его "духовным отцом" Дж.У.Буша.
[40] The Washington Post", 1.05.2001
[41] International Herald Tribune, 2.04,2001.
[42] Эндрю Кучинс - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[43] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02
[44] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[45] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02
[46] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[47] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[48] Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. – с. 22.
[49] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18
[50] Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16.
[51] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 19.
[52] Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, с.20.
[53] Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. – с.486
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.