Внешнеполитические связи с Казахстаном.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие всесторонних отношений с крупнейшей державой современного мира - Соединенными Штатами Америки играет для Казахстана ключевую роль. Казахстан рассматривает эти отноше­ния в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продви­жением своих национальных интересов на международной арене. Это вызвано множеством факторов, среди которых наиболее важ­ные - политический вес Америки на международной арене, со­действие обеспечению региональной безопасности, привлечение американского капитала в казахстанскую экономику.

Говоря о нашей стране, Президент США Б.Клинтон отметил, что "нефтяной экспорт Казахстана является ключом к его про­цветанию и, в конечном счете, к стабильности. Соединенные Штаты твердо поддерживают усилия вашей страны по созданию дополнительных экспортных трубопроводов. Мы надеемся, что эти усилия принесут плоды в ближайшем будущем, и будем про­должать поддержку этих усилий".[53]

Составной частью внешней политики США является эконо­мическая помощь новым независимым государствам на двусто­ронней основе, привлечение развитых западных стран и междуна­родных финансовых институтов к оказанию ими подобной помо­щи и поощрение американского частного сектора к инвестирова­нию в экономику этих государств.

Начало казахстанско-американским отношениям было поло­жено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Респуб­лики Казахстан как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя странами были установлены пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне послов.

Таким образом, США одними из первых признали Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем са­мым свою заинтересованность в его утверждении в качестве неза­висимого государства.

В начальный период в связи с угрозой распространения ору­жия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казах­стан рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси, Казахстана и Украины к До­говору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядер­ных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения.

Тогда США преследовали три основные задачи при формиро­вании своей политики по отношению к данной группе государств. Во-первых, предотвратить распространение оружия массового по­ражения. Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации пу­тем поддержки и продвижения демократических и общечелове­ческих ценностей. В-третьих, содействовать развитию рыночных реформ в новых независимых государствах.

Повышенное внимание США к Казахстану определялось глав­ным образом наличием на территории нашего государства 104 са­мых современных и эффективных межконтинентальных баллис­тических ракет наземного базирования SS-18 и 1040 ядерных бое­головок к ним. Естественным было стремление Вашингтона ос­лабить угрозу своей безопасности и не допустить появления но­вых ядерных государств в лице тех, кто наследовал ядерное ору­жие бывшего СССР.

Казахстан, со своей стороны, будучи последовательным сто­ронником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегичес­ких наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонс­кий протокол и взял на себя обязательство стать неядерным госу­дарством. При этом руководство Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и утилизации ядер­ного оружия, оценивало "ядерную составляющую" двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгод­ного сотрудничества. Если США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как гарантии укрепления независимости и безопасности страны.

Фундамент казахстанско-американского сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК Н.На­зарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объя­вили об установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет, концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового независимого государства, но уче­том потенциала наших государств и перспектив сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отноше­ниях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложе­ний, Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казах­стана является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии.

В последующее время динамика двусторонних отношений на­чала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и переговоров американская сто­рона выразила готовность оказать финансовое и техническое со­действие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Пози­тивное отношение было проявлено США и по вопросу обеспече­ния безопасности Казахстана.

В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и экономических реформ в Ка­захстане. Большую помощь получает наша страна по линии бла­готворительных и гуманитарных организаций.

В сфере экономических отношений приоритеты отдаются ин­вестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспор­та, строительства, горнодобывающей промышленности, телеком­муникаций. В феврале 1993 г. в результате обмена дипломатичес­кими нотами вступило в силу Соглашение о торговых отношени­ях.

Казахстан и США приступили к развитию полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн. долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием диагностического цент­ра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности, поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами.

Для детального изучения и подготовки финансовой програм­мы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть Приаралья - 57 млн. долла­ров.

Важным этапом в развитии казахстанско-американских отно­шений стал официальный визит в Алматы Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано Рамоч­ное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок меж­континентальных баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы Хартия о демократическом парт­нерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Дальнейшему расширению двусторонних отношений способ­ствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994 г. Главами двух государств была подписана "Хар­тия о демократическом партнерстве"- основополагающий доку­мент, создающий базу для развития и углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему ком­плексу двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан являются для Америки вопросами наивысшего значения.

В Хартии указывается, что Казахстан, став первым государ­ством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокра­щении и ограничении стратегических наступательных вооруже­ний (Договор о СНВ) в связи со статусом Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного ору­жия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в международную безопасность и про­цесс контроля над вооружениями.

Принципиально важное значение для безопасности Казахста­на имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии или объектом уг­розы агрессии с использованием ядерного оружия.

Хартия стала программным документом, определившим раз­витие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя странами практически по всем направлени­ям казахстанско-американского взаимодействия. Факт подписа­ния такого документа на высшем уровне, безусловно, имеет исто­рическое значение. Хартия документально подтвердила установ­ление партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в международной политике Ка­захстана.

Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, обо­рону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и куль­туру комплексно реализуются.

Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широко­масштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", круп­нейший американский производитель продуктов питания и сига­рет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.

Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасно­сти. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дально­сти. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в де­монтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматри­вает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения.

На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, рас­ширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимо­действия практически по всему спектру отношений. Сейчас дей­ствует свыше пятидесяти двусторонних документов в политичес­кой, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях.

Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и прак­тическая направленность взаимодействия по всему спектру обо­юдных интересов.

Новый импульс казахстанско-американским отношениям при­дал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соеди­ненные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необхо­димостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциа­лом и новыми задачами. Основным итогом проведенных перего­воров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стра­тегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, не­зависимости, суверенитета, территориальной целостности и де­мократического развития Казахстана, а также стабильности и эко­номического процветания региона в целом.

По результатам переговоров с Администрацией США подпи­сано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо от­метить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о де­мократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторож­дения и по разделу продукции Каспийского шельфа.

Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере ком­муникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, произ­водства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления.

Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долла­ров, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экс­порт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресур­сы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганичес­кой химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары.

Объем американских инвестиций на начало 1999 года превы­шает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по не­правительственным организациям (НПО), осуществляющим про­граммы помощи США для Казахстана, в республике функци­онируют свыше 50 американских НПО.

Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Тор­говому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления.

США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обус­ловила свою поддержку решением Казахстаном следующих воп­росов: принятие более жестких обязательств по соблюдению по­ложений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации.

Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспек­тиве стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.

Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудни­чества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировав­шая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспе­чил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки—это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводород­ного сырья.

Контракт положил начало процессу широкомасштабного вов­лечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" со­вместно с шестью крупными западными нефтяными корпорация­ми, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили между­народный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря.

В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практи­чески все ведущие нефтяные компании США. Серьезность пла­нов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной перера­ботки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения эко­логических, социальных вопросов на местах.

В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения аме­риканских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других ком­паний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обо­юдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспече­ние правительством конкурентной рыночной среды, где инвесто­ры пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Ка­захстана в мировую информационную систему.

В области транспорта привлечение возможностей американс­ких компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно.

Не менее важное значение для экономики нашей страны бу­дет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию гор­нодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Ка­захстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпо­сылкой для двустороннего сотрудничества.

Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинте­ресовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в об­ласти сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания.

Немаловажной для экономики Казахстана является и пробле­ма подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и про­граммам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов.

Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществле­нию реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Актив­на также роль американской стороны в мобилизации собствен­ных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторож­дения.

Важной сферой двусторонних отношений является сотрудни­чество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Ка­захстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США.

Налаживается сотрудничество между министерствами оборо­ны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сфе­ру Казахстана.

Развитие казахстанско-американских отношений характеризу­ется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополити­ческого и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключе­вых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стрем­ление Казахстана к реализации общепризнанных принципов меж­дународного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распро­страняемой в Соединенных Штатах.

Необходимость налаживания тесного взаимодействия с Казах­станом диктуется долгосрочными интересами США: обеспечение стабильного политического и экономического присутствия в на­шей стране; получение гарантированного доступа к богатым энер­гетическим и минеральным ресурсам и закрепление своих пози­ций на обширном рынке Центральной Азии; использование Ка­захстана как отправной точки своей политики в регионе Цент­ральной Азии.

Важным событием для казахстанско-американских отношений стало участие Президента РК Н.Назарбаева в юбилейном самми­те НАТО в Вашингтоне с 23 по 25 апреля 1999 г. В ходе саммита Глава нашего государства встретился с лидерами политического и делового мира Соединенных Штатов Америки. Президент Б.Клинтон отметил большую роль Казахстана в сохранении мира в регионе, в частности, инициативу по поддержанию мер доверия и стабильности в Азии. Президент США согласился с позицией Н.Назарбаева, что НАТО и ООН должны теснее работать с Росси­ей в решении проблем Европы и мира.

На встрече в Конгрессе выступили с речами такие влия­тельные политики, как бывший госсекретарь США Дж.Бейкер, советник Президента США по национальной безопасности С.Бер­гер, бывший советник по национальной безопасности З.Бжезинс-кий. Президент Н.Назарбаев, выступая на встрече, поддержал дан­ную идею и призвал Конгресс США принять законопроект. Глава' нашего государства рассказал о том, что Казахстан уже многое сделал для воссоздания Великого Шелкового пути, в частности, связал железнодорожной веткой Китай со странами Европы, об­новляет старые города на юге и западе страны.

Одним из основных событий последнего времени в казахстан-ско-американских отношениях стал визит Президента РК Н.На­зарбаева в США в декабре 1999 года. Переговоры с первыми лица­ми США однозначно подтвердили, что Вашингтон признал Ка­захстан в качестве своего долгосрочного партнера в регионе. Обо­стрение внутриполитической борьбы в России, ситуация в Чечне, динамичное развитие Китая и возрастание его внимания к наше­му региону, возникновение новых угроз стабильности централь-ноазиатских государств, в первую очередь, в форме радикального эктремизма, рост присутствия американского капитала в эконо­мике региона, особенно в энергетическом секторе - все это стало объективной основой для заявления Президента США Б.Клинто­на о том, что "Казахстан является якорем стабильности и незави­симости региона — главной стратегической цели США Централь­ной Азии".

Тогда же было проведено 6-е заседание Казахстанско-Американской совместной комиссии, в ходе которого был подписан пакет документов, среди которых: План военного сотрудничества меж­ду министерствами обороны РК и США на 2000 год; Протокол к "Программе действий по экономическому партнерству между РК и США по сотрудничеству в развитии агробизнеса и финансиро­вании сельского хозяйства"; Совместное заявление по сотрудни­честву в области малого бизнеса; Заключительный доклад Казахстанско-Американской совместной комиссии.

Практическое осуществление запланированных на 2000 год визитов в Казахстан Госсекретаря М.Олбрайт, министров энерге­тики и торговли США, нескольких групп конгрессменов США, безусловно, будут способствовать расширению и углублению казахстанско-американского партнерства, учитывающего приорите­ты стратегического развития РК и геополитические интересы США в регионе.



Заключение

 

США взяли на себя очень большую ответственность. Американцы счита­ют, что мир устроен неправильно. И надо сделать все, чтобы воспользо­ваться накопленной мощью, чтобы по­пытаться выстроить его лучшим обра­зом. И американцев безмерно раздра­жают те европейцы, которые не пони­мают мессианской роли США по спа­сению западной цивилизации. Навер­ное, самая ключевая фраза, которая была сказана президентом Бушем за все время нынешнего конфликта, была сказана месяц назад. Тогда Буш зая­вил, что это неправильно, что пятая часть всего человечества, те, кто ис­поведуют ислам, лишена истинных ценностей западной демократии. Пер­вым, по его словам, будет Ирак, где данные универсальные ценности будут реализованы в полной мере. Затем американские официальные лица ста­ли много говорить о народе Ирака, вспоминать механизм насаждения но­вых ценностей в оккупированных пос­ле Второй мировой войны Германии и Японии.

К большому сожалению, для всего мира, если этот план начнет реализовываться, то со­стояние хаоса всем нам наверняка обеспечено. Это действительно месси­анская задача - переустроить мусуль­манский мир по западным лекалам.

Многие из тех, кто опасается кри­зиса западной цивилизации, очень же­стко высказываются в адрес милли­онов европейцев и американцев, кото­рые выходят на демонстрации проте­ста. И действительно, мир ислама пос­ледние несколько десятилетий явно на подъеме, пусть даже с демографичес­кой точки зрения. И казалось, почему бы не предоставить США возмож­ность решить Большую исламскую проблему, пусть даже подвергнув со­мнению либеральные ценности. Но ев­ропейцы понимают, что цена вопроса слишком высока, и они явно не гото­вы идти на фронт борьбы за переуст­ройство мусульманского мира. Тем более они не готовы пожертвовать ли­беральными ценностями и, самое глав­ное, чувством здравого смысла.

Полтора года «дипломатической войны» вокруг Ирака заверши­лись. Утром 20 марта мир вступил в войну реальную, причем с непредсказуемыми последствиями. Агрессия США против Ирака подвела черту под существующей системой международной бе­зопасности. На смену праву закона и логики пришло право эмо­ций и силы. В истории человечества началась новая эпоха, кото­рая может закончиться ее концом.

После встречи лидеров США, Вели­кобритании и Испании на Азорс­ких островах стало понятно, что решить «иракскую проблему» мирны­ми средствами не удаст­ся. Лидеры «тройки» в ультимативной форме потребовали от СБ ООН определиться со своей по­зицией. Совету Безопас­ности на это отвели все­го 24 часа, которые Дж. Буш-младший окрестил «моментом истины». И в этом он, безусловно, прав. Если бы против­ники силового решения «иракского вопроса» по­шли на уступки, то у че­ловечества никакой на­дежды не осталось бы.

17 марта стало ясно, что новая резолюция не пройдет. Поняв, что до 11 из 15 членов СБ ООН могут проголосовать против, а трое его постоянных членов готовы использовать свое право вето, США и Великобритания отозвали проект сво­ей резолюции. И хотя Россия, Франция и Германия предложили созвать 18 марта экстренное заседание Совета Бе­зопасности на уровне глав МИД, а ру­ководители ооновских инспекций Ханс Блике и Мохаммед аль-Барадеи заяви­ли, что представят СБ ООН новый док­лад о сотрудничестве Багдада, США на все эти жесты уже не реагировали.

Развитие событий в ООН было равнозначно поражению, особен­но для Дж. Буша, который не далее как 6 марта публично выражал уверен­ность, что резолюция будет поддержа­на большинством членов СБ, и тогда Америка сможет заявить о своей «мо­ральной победе». Отзыв резолюции продемонстрировал, что «игры с ООН» закончились, Совет Безопасности из предполагаемого союзника превратил­ся в противника, а потому может быть списан со счетов за «никчемностью». Сутки мир провел в напряженном ожидании. 18 марта слово берет президент США Дж. Буш, обращаясь к нации.

Как и в прежних выступлениях, аб­солютно никакой аргументации, ника­ких доказательств, сплошные эмоции и апелляция к исключительности Амери­ки. Дж. Буш подчеркивает, что «Совет Безопасности ООН не сумел справить­ся со своими обязанностями, а потому мы намерены выполнить свои». Суть ультиматума - «Саддам Хусейн и его сыновья должны покинуть Ирак в те­чение 48 часов. Отказ сделать это при­ведет к военному конфликту, который начнется тогда, когда этого захотим мы». Отсчет времени пошел, для мира начались другие 48 часов.

Багдад покинули инспектора ООН, для всех стало окончательно ясно: война неизбежна. Правда, оставалась, хотя и смутная, но надежда, что Саддам Ху­сейн покинет Ирак. Такие планы ак­тивно обсуждались в течение конца февраля - начала марта, и некоторые государства, причем не только из чис­ла стран исламского мира, готовы были предоставить ему политическое убежище. Сомнения развеял пресс-сек­ретарь Белого дома Ари Флейшер: «Даже если иракский лидер Саддам Ху­сейн покинет страну, американские войска все равно войдут в Ирак, толь­ко на этот раз мирно, потому что у иракских войск не будет приказа напа­дать и открывать огонь». Следователь­но, при всей эмоциональной риторике администрации Белого дома и личной неприязни семьи Бушей к Саддаму Хусейну основная причина войны все-таки в другом.

Совещания на Азорских островах вице-президент США Дик Чейни назвал цели операции в Ираке: разгромить любые силы, противостоя­щие США и союзни­кам; расформировать пра­вительство Саддама Хусейна; полностью уни­чтожить иракское ору­жие массового пораже­ния; обеспечить тер­риториальную целост­ность государств в ре­гионе; создать в Ираке по-настоящему народ­ное правительство. Воз­можно, что так оно и есть, хотя некоторые из этих целей и вызывают определенное сомнение. Но цели и причины суть разные категории.

Во- первых как и в лю­бом масштабном собы­тии, скрыть истинные причины операции в Персидском зали­ве не удается. Неспособность админи­страции Буша представить убедитель­ные свидетельства того, что Саддам Хусейн обладает оружием массового уничтожения и программами по его производству или связан с террористи­ческими организациями, а также нефтя­ные богатства Ирака и специфика не­фтяного импорта США задолго до на­чала операции привели к устойчивому стереотипу - эта война пахнет нефтью. И то, что в этом есть большая доля истины, стало понятно уже накануне войны. Первые ракеты еще не успели упасть на Багдад, а крупнейшие нефтя­ные компании уже начали дележ «шку­ры неубитого медведя». В западных средствах массовой информации по­явилось сообщение, что между крупными нефтяными компаниями началось соперничество за контроль над иракс­кими месторождениями, и победу в нем, вероятнее всего, одержат четыре крупнейшие корпорации: ExxonMobil, ChevronTexaco, Shell и ВР.

Во вторых — заказы на послевоенное восстановление Ира­ка. По расчетам Центра стратегических и бюджетных расчетов США (CSBA), только гуманитарная помощь иракско­му населению обойдется в сумму от 1 до 10 млрд. долларов. На помощь в управлении страной потребуется от 5 до 12 млрд. Еще 10 миллиардов пой­дут на помощь союзникам США в ре­гионе. Самые крупные и неопределен­ные статьи послевоенного плана - «об­легчение долгового бремени» (от 10 до 361 млрд.) и «реконструкция» (от 10 до 105 млрд.). Таким образом, общие из­держки варьируются от минимальных 32 миллиардов до максимальных 495 млрд. долларов.

Никто не сомневается в том, что войска антииракской коалиции доста­точно быстро разберутся с иракским сопротивлением. Но не подлежит со­мнению и то, что, самостоятельно от­странив высшее иракское руководство от власти, США поставят во главе каж­дого министерства «своих» людей, ко­торые и будут руководить процессом «демократической» трансформации Ира­ка и восстановлением его разрушенной инфраструктуры. Кто будут эти люди конкретно, пока сказать трудно, а вот о компаниях, которые получат заказ в 900 миллионов долларов на первичную ре­конструкцию в послевоенном Ираке, кое-что известно: среди них пять аме­риканских компаний, в том числе стро­ительные гиганты Bechtel и Fluor, a также нефтяная группа Halliburton, во главе которой ранее стоял вице-прези­дент Дик Чейни.

В третьих - военные заказы. По оценкам западных экспер­тов, стоимость трехмесячных военных действий в Ираке оценивается в 49 миллиардов долларов. Его удлинение до по­лугода поднимает издержки до 73 млрд. Если же война затянется на срок до года, сумма взлетает уже до 121 миллиардов долларов. Так что у тех, кто действительно стоит за войной США с Ираком, есть прямой резон особо не спешить с окончательной развязкой. Идеальный вариант — использовать как можно больше дорогостоящего оружия, разрушив при этом минимум инфраструктурных объектов. «Успеш­ная» операция в Афганистане подтвер­ждает эту логику: массированные бом­бардировки обошли стороной не толь­ко лаборатории по производству нар­котиков, но и маковые поля. Подтвер­ждение этому содержится и в ульти­матуме Дж. Буша, который, обраща­ясь к иракской армии, призывает ее не разрушать нефтяные скважины. При­зывает, кстати говоря, вполне осознан­но, поскольку оплачивать весь этот «банкет» Соединенные Штаты сами не желают. И Дж. Буш лукавит, когда го­ворит о том, что США «оплачивали подобные конфликты в прошлом», «Бурю в пустыне» образца 1991 года в основном профинансировала Сау­довская Аравия. Новая война, по-ви­димому, будет оплачена за счет само­го Ирака.

Все это говорит о том, что истин­ная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тези­сом никто и не спорит), ни мифичес­кая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-млад­ший с большой убедительностью дока­зал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демокра­тических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспек­тора ООН подтвердили, что на терри­тории Ирака такового нет), а элемен­тарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональ­ных корпораций, за которыми отчет­ливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего.

Но есть еще одна, не менее, а воз­можно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его ис­кренняя вера в «исключительность Аме­рики», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его ис­ключительная набожность и олицетво­рение самого себя с неким мессией сыг­рали с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов.

Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество бес­покоит другое: игнорирование США страны, стоявшей у истоков формиро­вания современной системы междуна­родной безопасности, норм междуна­родного права, навязчивая идея об уни­кальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и наро­дам, то, что США покушаются на са­мое святое в системе международных отношений - незыблемость государ­ственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, гово­рит о войне и не желает слушать ника­ких аргументов, когда ООН использу­ется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с не­скрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не при­нимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «по­священным» глобальном заговоре, це­лью которого является окончательный передел мира, либо о медицинском диагнозе человека, осуществляющего подобную политику.

Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав воен­ную операцию в Ираке, это политичес­кого раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие де­мократические ценности может прине­сти новая администрация США Ира­ку, если она сама и созданные в после­днее время «новые демократии» извра­тили само это понятие. За войну про­голосовали не страны, народы или кон­фессий, а кучка чиновников от поли­тики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барско­го стола.

 



Список использованной литературы

 

I. Работы общетеоретического характера

1. Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение. благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы.- 1997. - 13 окт.

2. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 250 с.

3. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.

4. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.

5. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.

6. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.

7. Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

8. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- 610 с.

9. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. - 584 с.

10.  История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред. Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. - Акмола, 1999. - 128 с.

 

II. Источники

1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

2. Сборник важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.

3. Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: новые взаимоотношения. // ПВ.

4. Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2007 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856

5. . Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о стимулировании капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1

6. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия. Вашингтон, 20/05/92. (с момента подписания)

7. Соглашение о торговых отношениях между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 19/05/92. (c 18 февраля 1993 года)

8. Меморандум о взаимопонимании между Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым и Председателем Правления корпорации "Шеврон" К.Т.Дерром. Алматы, 06/04/93. (с момента подписания).

9. Договор между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с 12 января 1994 года) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1 и № 6

10. Принципы сотрудничества между Республикой Казахстан, Корпорацией иностранных частных инвестиций и Американо-казахстанским советом по экономическому развитию. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания).

11. Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 1-2

12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области науки и технологий. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания). Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 3-4

13. Заявление о принципах создания американо-казахского комитета по оборонной конверсии. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания).

14. Рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).

15. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки в связи с перемещением высокообогащенного урана, находящегося на Ульбинском металлургическом заводе. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).

16. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки по неправительственным организациям, осуществляющим программы помощи США для Казахстана. Алматы, 01/11/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

17. Соглашение о покупке [между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки]. Алматы, 17/11/94. (с момента подписания)

18. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно деятельности Корпуса Мира США в Республике Казахстан. Вашингтон, 22/12/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1

19. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области реабилитации, реконструкции и дальнейшего развития нефтегазового сектора Казахстана. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

20. Письмо о намерении по вопросам технического сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области стандартизации и метрологии. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

21. Заявление о намерении по финансированию технико-экономических обоснований для совместных проектов между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

22. Казахстанско-американское совместное заявление о мире, безопасности и нераспространении. Вашингтон, 20/03/95.(с момента подписания) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6

23. Совместное заявление Премьер-министра Республики Казахстан и Вице-Президента Соединенных Штатов Америки по сотрудничеству в поддержании верховенства закона и борьбы с преступностью. Вашингтон, 20/03/95. / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6

24. Казахстанско-американская декларация по торговому, инвестиционному и экономическому сотрудничеству. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

25. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в рамках программы "ГЛОУБ". Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). /* публиковано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2

26. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области защиты окружающей среды и природных ресурсов. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2

27. Заявление о намерении относительно сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области энергетической политики. Алматы, 17/04/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3

28. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки [об оказании содействия в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ]. Алматы, 06/05/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1

29. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1

30. Программа действий по экономическому партнерству Республики Казахстан и США. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.2

31. Совместное заявление Правительства Республики Казахстан и Правительства Соединенных Штатов Америки по вопросам сотрудничества в консульской сфере. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).

32. Казахстанско-американское совместное заявление по терроризму. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).

33. Заявление о намерениях между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Астана, 26/05/99. (с момента подписания).

34. Соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области мирного использования ядерной энергии. Вашингтон, 18/11/97. (с 5 ноября 1999 г.)

35. Совместное Казахстанско-Американское заявление о сотрудничестве в области малого предпринимательства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).

36. Совместное казахстанско-американское заявление о сотрудничестве в области агробизнеса и финансировании сельского хозяйства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).

37. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).

38. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 20/12/99. (с момента подписания).

39.  Протокол к «Программе действий по экономическому партнерству между Республикой Казахстан и США» по сотрудничеству в области агробизнеса и финансирования. Вступил в силу 19.12.2000 г.

40.  Обменные ноты, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран, подписанного в Вашингтоне 18 ноября 1997 года. Вступила в силу 23.05.00

41.  Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о взаимопомощи и сотрудничестве между таможенными службами их стран /. Вступило в силу 21.08.00 г.

42.  Обменные ноты о продлении срока, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращении распространения ядерного оружия, подписанного в Алматы 13.12.93 г. Вступила в силу 05.12.00 г.

43.  Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством США о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества и поддержке местных инициатив в Казахстане. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.

44.  Декларация об энергетическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.

45.  Соглашение в форме обмена письмами, касательно поправки Джексона-Веника. Вступило в силу 21.12.01 г.

 

III. Монографии и статьи

1. Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16-18.

2. Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52-61,

3. Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. – А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. – 432 с.

4. Бережков А. Выборы по-американски: президентский тупик // Эхо планеты.- 2000.- N 47.- С.6-9.

5. Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5-9.

6. Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.

7. Богданов Д.Ю. Контуры внутренней политики. // The New York Times, 16.04.2001.

8. Браницкая С. Доброе утро, последний герой // Деловые люди.-2001.- N 127.- С.6-10.

9. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. – М.

10. Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.

11. Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3-25

12. Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №2

13. Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46-47.

14. Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.28-40.

15. Джозеф С. Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №12, с. 73-81.

16. Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. С. 22-23.

17. Золотухин В.П. Внутриполитические инициативы президента Буша // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.62-80.

18. Кадик Л. Американская шестерка // Власть.- 2000.- N 4.- С. 38-40.

19. Кирильченко Ю. Джордж Буша сын "Одинокой звезды" // Эхо планеты.- 2000.- N 23.- С.18-21.

20. Кирсанов Д., Федяшин А. "Техасский Белый дом" Буша // Эхо планеты. - 2001.- N 45-46.- С.14-15.

21. Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12

22. Коммерсантъ, 27.04.2001.

23. Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. – М., 1980.

24. Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02.

25. Кучинс Эндрю - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. "Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого .

26. Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, 2003, с.20-21.

27. Оласки М. Трагедия американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).

28.  Оласки М. Обновление американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).

29. Оласки М. Сострадательный консерватизм // Техасский университет (г. Остин). 

30. Россия - США: Визит Д. Буша в Россию // Эхо планеты. - 2002. - №23. – с.6-9.

31.  Русаков Е. Американские качели // Новое время. - 2000.- N 40.- С.28-31.

32. Русаков Е. Со слоном или на осле // Новое время. - 2000.- N 43 - С.26-29.

33.  Русаков Е. Демократия в стрессе // Новое время. - 2000.- N 46.- С.7-9.

34. . Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21-23.

35. Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18-19

36. Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.

37. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002 г.

38. Чудодеев А. На высшем уровне // Итоги. - 2001.- N 46.- С.14-20

39. Янов А. Внешнеполитические актеры на американской сцене // Деловые люди. - 2001.- N 119 (Февр.).- С.125-126.

40. Bisnesweek, №1, 2003.

41. International Herald Tribune, 2.04,2001.

42.  Newsweek, 12.03.2001.

43. Public Employee Press", 26.05.2000.

44. The Los Angeles Times, 16.04.2001

45. The Los Angeles Times, 30.04.2001.

46. The New York Times, 12.02.2001.

47. The New York Times, 3.03.2001.

48. The New York Times, 16.04.2001.

49. The New York Times, 29.04.2001.

50. The Washington File, 6.03.2001

51. The Washington File, 27.02.2001.

52. The Washington Post", 13.02.2001

53. The Washington Post", 1.05.2001

54. Time, 8.04.2001

55.  The Washington Post, 27.03.2001

56. U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 10-13


[1] Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: Новые взаимоотношения // Казахстанская правда от 29. 12. 2001.

[2] Заявление государственного секретаря - министра иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарта Токаева о начале реализации Хьюстонской инициативы. // Казахстанская правда от 04.10.2002.

[3] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с.

[4] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21.

 

[5] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.

[6] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52.

[7] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 22.

[8] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52

[9] "The New York Times", 12.02.2001

[10] Public Employee Press", 26.05.2000.

[11] Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.22

 

[12] Коммерсантъ, 27.04.2001.

 

[13] The Washington Post, 27.03.2001

[14] The Los Angeles Times, 30.04.2001.

[15] The Washington Post, 27.03.2001

 

[16] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5.

[17] Bisnesweek, №1, 2003.

[18] Bisnesweek, №1, 2003.

[19] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.7.

[20] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46.

[21] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.31.

 

[22] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с. 45.

[23] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.36.

 

[24] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с.. 51.

[25] Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3.

[26] The New York Times", 29.04.2001.

[27] U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 13

[28] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.

[29] The Washington File, 6.03.2001

[30] The Los Angeles Times, 16.04.2001

[31] The New York Times, 3.03.2001.

[32] The Washington File, 27.02.2001.

 

[33] The New York Times, 3.03.2001.

[34] The Washington Post", 13.02.2001

[35] Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.

[36] Newsweek, 12.03.2001.

 

[37] Time, 8.04.2001

 

[38] International Herald Tribune, 2.04,2001.

 

[39] Автором понятия и самой идеи "сострадательного консерватизма" является Марвин Ола-ски, бывший член Компартии США, сменивший в 70-е годы марксистские позиции на консер­вативные, автор 13 книг ("Трагедия американского сострадания", "Обновление американского сострадания", "Сострадательный консерватизм" и др.) и более 600 статей, профессор журнали­стики Техасского университета (г. Остин). Американская пресса еще во время избирательной кампании 2000 г. окрестила его "духовным отцом" Дж.У.Буша.

[40] The Washington Post", 1.05.2001

[41] International Herald Tribune, 2.04,2001.

[42] Эндрю Кучинс - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.

[43] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02

[44] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.

[45] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02

[46] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.

[47] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.

 

[48] Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. – с. 22.

[49] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18

 

[50] Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16.

 

[51] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 19.

 

[52] Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, с.20.

[53] Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. – с.486


Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.