Введение
«Мы заявляем о нашей приверженности укреплять долговременное стратегическое партнерство и сотрудничество между нашими странами с целью достижения общего видения мирного, процветающего и суверенного Казахстана в XXI веке, который во всевозрастающей степени интегрируется в глобальную экономику и сообщество демократических государств. С этой целью мы будем продвигать наше сотрудничество по контртерроризму и нераспространению, демократическим, политическим, рыночным и экономическим реформам, а также рыночным инвестициям и развитию энергетических ресурсов»[1].
«Вместе с послом Соединенных Штатов Америки господином Ларри Нэппером мы имеем честь объявить о начале реализации Хьюстонской инициативы, принятой президентами наших двух стран Нурсултаном Назарбаевым и Джорджем Бушем. Хьюстонская инициатива - это партнерство Казахстана и Соединенных Штатов по сближению частных секторов двух стран, повышению конкурентоспособности бизнес-сектора нашей страны, а также совместному производству и сбыту продукции на мировых рынках. Формат моего выступления не позволяет перечислить все направления нашего сотрудничества в рамках совместной инициативы, которая является составной частью стратегического партнерства Казахстана и США. Однако хотел бы отметить главное. Объединение усилий наших двух правительств направлено на создание в Казахстане сильного предпринимательского класса - гаранта устойчивого, стабильного и демократического развития нашей страны»[2].
США, одними из первых, 25 декабря 1991 года официально признали Республику Казахстан как суверенное государство и первыми установили дипломатические отношения с Казахстаном, продемонстрировав тем самым свою заинтересованность в его утверждении в качестве независимого государства. В настоящее время США - родина современного института президентства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт президентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации американского общества, а изобретенная отцами-основателями страны президентская форма правления способствовала становлению и развитию феномена западной демократии.
Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт президентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.
В США 7 ноября 1999 г. состоялись очередные президентские выборы. Вечером 13 декабря 1999 г. кандидат демократов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джорджа У. Буша избранным президентом США. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пуэрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских островов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Конституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и могут переизбираться неограниченное число раз.
Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года переизбирается только одна треть сената. Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш. Впервые с далекого 1888 года президент гипердержавы определился лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочисленных судебных исков и пересчетов голосов попали местные судьи и избирательные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флориды и, наконец, Верховный суд США, принявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов. Американская политическая и государственная система выдержала серьезное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.
Политический скандал, балансировавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность нового главы Белого дома и притушил ореол американской демократии. Создавшееся в результате последних выборов равновесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша. В условиях небывалого экономического бума девять из десяти американцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, которые придерживаются центристских позиций - умеренно-консервативной республиканской и умеренно-либеральной демократической. А после выборов большинство избирателей, особенно голосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими судебными тяжбами.
Неопределенность пятинедельного троецарствия внесла дополнительную нервозность, а укороченный наполовину переходный срок усложнил возможности для администрации Буша хорошо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять в руки штурвал внешней политики. Не исключено, что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка поиграть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается, прежде всего, Ирака, но также и Китая по вопросу о Тайване, союзников по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений относительно Договора о противоракетной обороне и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в конгрессе с глухой стеной демократов, которые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.
Но в целом новая команда придерживается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узкого, чем у администрации Клинтона, толкования интересов национальной безопасности. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых делах поскромнее и поосторожнее.В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начинается новый этап, который принесет немало интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов.
Цель дипломного проекта по теме: «Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)», рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику США при правлении президента Джорджа Буша (младшего), в период с 1999 года по настоящее время.
Речь идет о личности нынешнего президента США Дж. Буша-младшего. Если внимательно приглядеться к ней, то возникают очень тревожные ассоциации и параллели. При более близком знакомстве с моральной, идеологической и политической мотивацией главы Белого дома становится тревожно за Америку и за всех нас. Кто принимает решения в Белом доме - политик, стоящий во главе самой мощной в военном отношении державы мира, то есть человек, сознающий свою меру ответственности за каждый свой шаг, или же проповедник, постоянно апеллирующий к воле Господа?
Конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глубинных мотивах современной политики американской администрации, которая под вполне осязаемые геополитические и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизированные формулы.
Актуальность темы. В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента. Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента, который традиционно остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается. Как все мы знаем, победа Буша-младшего на выборах имела крайне сомнительный характер. Возможно, дело не обошлось без пресловутого «административного ресурса» губернатора Флориды, его родного брата Джеба. Но ясно, что основной частью электората, проголосовавшего за Буша, была «одноэтажная Америка», «моральное большинство» (теперь уже не демографическое большинство), то есть провинциальная христианская Америка, представляющая собой оплот того, с чем прежде ассоциировался правящий класс этой страны и что передается аббревиатурой WASP (белый, англосакс, протестант).
Именно эти уходящие в прошлое социальные и политические слои дали решающее сражение той Америке, которую олицетворяла эпоха Клинтона: открытость США внешнему миру, массированная иммиграция, выход на первый план интересов этнических меньшинств, широкие социальные программы, равнодушие к религии, глобализация, виртуальная экономика, массовые спекуляции на рынке ценных бумаг и т. д.
По этим и ряду других причин новый хозяин Белого дома постоянно апеллирует к главному моральному критерию своей социальной базы - воле господней. Сегодня Белый дом больше напоминает религиозное учреждение. Уже регулярным ритуалом стала совместная молитва всех членов кабинета по просьбе президента. На несколько минут все склоняют головы в молитве. Более того, в Белом доме регулярно проходят чтения лекций на библейские и евангельские темы. Формально никто из сотрудников Белого дома не обязан посещать их, но в то же время специальные ответственные регистрируют, кто посещает. Надо отметить, что Белый дом не впервые апеллирует к религии, и в этом нет ничего странного. Известным праведником считался Дж. Картер. Но от его искренней моральности, по крайней мере, была конкретная польза: со стороны общества был усилен контроль за ФБР и ЦРУ, которые временно прекратили свои «аморальные», как считал Картер, спецоперации (то есть политические убийства, заговоры, свержения иностранных правительств и т. д.). Его сменил Р. Рейган, чье религиозное рвение уравновешивалось прирожденным политическим оппортунизмом и ренегатством. Именно Рейган вполне в библейском духе провозгласил СССР «империей зла», а Америку - средоточием добрых сил. История США знает и президента В. Вильсона, которому пришлось возглавлять страну в эпоху Первой мировой войны. Своими рассуждениями во время Версальской конференции о богоизбранной роли Америки он настолько шокировал европейских политиков, что французскому премьеру Жоржу Клемансо пришлось даже одернуть его.
11 сентября произошло «второе перерождение» Дж. Буша-младшего. Из слабого провинциального политика, не имевшего ясной цели, окруженного более умными и образованными советниками, Буш моментально превратился в сильного лидера, который теперь уже диктует другим, что следует делать. Фактически события 11 сентября придали его жизни и его политической карьере смысл и цель. Уже вскоре после трагедии у Буша стали проявляться мессианские черты понимания своей политической миссии: в феврале 2002 года он провозглашает о существовании так называемой «оси зла». Все это стало наводить европейских политиков на мысль, что они имеют дело с новым Рейганом, что Буш опирается на картину мира, в которой все предельно просто: или ты друг, или враг.
В настоящее время вся морально-религиозная аргументация Белого дома используется для оправдания операции против Ирака. При этом она носит очень двусмысленный характер и нацелена по уровню своей логики, прежде всего на «моральное большинство». Вначале приводятся параллели между С. Хусейном и бен Ладеном. Затем утверждается, что Саддам располагает оружием массового поражения. Далее приводятся последние и важнейшие аргументы: операция в Ираке необходима, во-первых, чтобы сохранить нефтяные ресурсы Ближнего Востока для национальных интересов США; во-вторых, избавить иракский народ и весь ближневосточный регион от диктатуры, «тирании» Хусейна. Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого политического и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории»
В настоящее время нарастает «моральная» поддержка Белому дому со стороны христианских фундаменталистских организаций в поддержку войны против Ирака, что крупномасштабная война на Ближнем Востоке - их последний шанс войти в историю.
Мы стали свидетелями очередной авантюры одержимых мессианскими идеями американских правых фундаменталистов, за которыми, впрочем, стоят вполне прагматичные экономические интересы. «Христианская» Америка провела еще одну войну, и ее при этом не останавливают ни моральные соображения, ни воспоминания о Вьетнаме и других авантюрах
Краткий обзор степени разработанности темы позволяет сделать следующие выводы: несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, пока отсутствует концептуальная модель формирования экологической культуры, что не дает возможности перевести философские понятия на операциональный уровень, определить показатели и критерии, позволяющие оценить состояние экологического образования и воспитания.
Степень научной разработанности проблемы.
Институт президентуры имеет самые различные аспекты научного осмысления. Отдельные из них уже были предметом исследования или затронуты в трудах А. Сахарова[3] Зб.Бзежинского и др.
Методологической основой работы являются научные принципы историко-культурологического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность; общенаучные принципы системного, комплексного анализа общественных явлений, многопланового, цивилизационного подхода ко всей совокупности объективных и субъективных факторов развития общества. Немалую ценность в этом отношении представляют труды классиков философской и культурологической мысли, публикации зарубежных и отечественных современных ученых, исследования философов, историков, социологов, специалистов в области психологии, философской и исторической антропологии. Они составили общетеоретическую основу научного анализа и обобщения в сфере взаимодействия «человек–общество–природа».
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире. В работе широко использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы. Теоретической основой исследования выступают общепринятые требования правового государства, а также сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.
Использовались различные методы междисциплинарных исследований: культурологический, исторический, логический, классификационный, хронологический, синхронный и проблемный принципы.
Заключение
США взяли на себя очень большую ответственность. Американцы считают, что мир устроен неправильно. И надо сделать все, чтобы воспользоваться накопленной мощью, чтобы попытаться выстроить его лучшим образом. И американцев безмерно раздражают те европейцы, которые не понимают мессианской роли США по спасению западной цивилизации. Наверное, самая ключевая фраза, которая была сказана президентом Бушем за все время нынешнего конфликта, была сказана месяц назад. Тогда Буш заявил, что это неправильно, что пятая часть всего человечества, те, кто исповедуют ислам, лишена истинных ценностей западной демократии. Первым, по его словам, будет Ирак, где данные универсальные ценности будут реализованы в полной мере. Затем американские официальные лица стали много говорить о народе Ирака, вспоминать механизм насаждения новых ценностей в оккупированных после Второй мировой войны Германии и Японии.
К большому сожалению, для всего мира, если этот план начнет реализовываться, то состояние хаоса всем нам наверняка обеспечено. Это действительно мессианская задача - переустроить мусульманский мир по западным лекалам.
Многие из тех, кто опасается кризиса западной цивилизации, очень жестко высказываются в адрес миллионов европейцев и американцев, которые выходят на демонстрации протеста. И действительно, мир ислама последние несколько десятилетий явно на подъеме, пусть даже с демографической точки зрения. И казалось, почему бы не предоставить США возможность решить Большую исламскую проблему, пусть даже подвергнув сомнению либеральные ценности. Но европейцы понимают, что цена вопроса слишком высока, и они явно не готовы идти на фронт борьбы за переустройство мусульманского мира. Тем более они не готовы пожертвовать либеральными ценностями и, самое главное, чувством здравого смысла.
Полтора года «дипломатической войны» вокруг Ирака завершились. Утром 20 марта мир вступил в войну реальную, причем с непредсказуемыми последствиями. Агрессия США против Ирака подвела черту под существующей системой международной безопасности. На смену праву закона и логики пришло право эмоций и силы. В истории человечества началась новая эпоха, которая может закончиться ее концом.
После встречи лидеров США, Великобритании и Испании на Азорских островах стало понятно, что решить «иракскую проблему» мирными средствами не удастся. Лидеры «тройки» в ультимативной форме потребовали от СБ ООН определиться со своей позицией. Совету Безопасности на это отвели всего 24 часа, которые Дж. Буш-младший окрестил «моментом истины». И в этом он, безусловно, прав. Если бы противники силового решения «иракского вопроса» пошли на уступки, то у человечества никакой надежды не осталось бы.
17 марта стало ясно, что новая резолюция не пройдет. Поняв, что до 11 из 15 членов СБ ООН могут проголосовать против, а трое его постоянных членов готовы использовать свое право вето, США и Великобритания отозвали проект своей резолюции. И хотя Россия, Франция и Германия предложили созвать 18 марта экстренное заседание Совета Безопасности на уровне глав МИД, а руководители ооновских инспекций Ханс Блике и Мохаммед аль-Барадеи заявили, что представят СБ ООН новый доклад о сотрудничестве Багдада, США на все эти жесты уже не реагировали.
Развитие событий в ООН было равнозначно поражению, особенно для Дж. Буша, который не далее как 6 марта публично выражал уверенность, что резолюция будет поддержана большинством членов СБ, и тогда Америка сможет заявить о своей «моральной победе». Отзыв резолюции продемонстрировал, что «игры с ООН» закончились, Совет Безопасности из предполагаемого союзника превратился в противника, а потому может быть списан со счетов за «никчемностью». Сутки мир провел в напряженном ожидании. 18 марта слово берет президент США Дж. Буш, обращаясь к нации.
Как и в прежних выступлениях, абсолютно никакой аргументации, никаких доказательств, сплошные эмоции и апелляция к исключительности Америки. Дж. Буш подчеркивает, что «Совет Безопасности ООН не сумел справиться со своими обязанностями, а потому мы намерены выполнить свои». Суть ультиматума - «Саддам Хусейн и его сыновья должны покинуть Ирак в течение 48 часов. Отказ сделать это приведет к военному конфликту, который начнется тогда, когда этого захотим мы». Отсчет времени пошел, для мира начались другие 48 часов.
Багдад покинули инспектора ООН, для всех стало окончательно ясно: война неизбежна. Правда, оставалась, хотя и смутная, но надежда, что Саддам Хусейн покинет Ирак. Такие планы активно обсуждались в течение конца февраля - начала марта, и некоторые государства, причем не только из числа стран исламского мира, готовы были предоставить ему политическое убежище. Сомнения развеял пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер: «Даже если иракский лидер Саддам Хусейн покинет страну, американские войска все равно войдут в Ирак, только на этот раз мирно, потому что у иракских войск не будет приказа нападать и открывать огонь». Следовательно, при всей эмоциональной риторике администрации Белого дома и личной неприязни семьи Бушей к Саддаму Хусейну основная причина войны все-таки в другом.
Совещания на Азорских островах вице-президент США Дик Чейни назвал цели операции в Ираке: разгромить любые силы, противостоящие США и союзникам; расформировать правительство Саддама Хусейна; полностью уничтожить иракское оружие массового поражения; обеспечить территориальную целостность государств в регионе; создать в Ираке по-настоящему народное правительство. Возможно, что так оно и есть, хотя некоторые из этих целей и вызывают определенное сомнение. Но цели и причины суть разные категории.
Во- первых как и в любом масштабном событии, скрыть истинные причины операции в Персидском заливе не удается. Неспособность администрации Буша представить убедительные свидетельства того, что Саддам Хусейн обладает оружием массового уничтожения и программами по его производству или связан с террористическими организациями, а также нефтяные богатства Ирака и специфика нефтяного импорта США задолго до начала операции привели к устойчивому стереотипу - эта война пахнет нефтью. И то, что в этом есть большая доля истины, стало понятно уже накануне войны. Первые ракеты еще не успели упасть на Багдад, а крупнейшие нефтяные компании уже начали дележ «шкуры неубитого медведя». В западных средствах массовой информации появилось сообщение, что между крупными нефтяными компаниями началось соперничество за контроль над иракскими месторождениями, и победу в нем, вероятнее всего, одержат четыре крупнейшие корпорации: ExxonMobil, ChevronTexaco, Shell и ВР.
Во вторых — заказы на послевоенное восстановление Ирака. По расчетам Центра стратегических и бюджетных расчетов США (CSBA), только гуманитарная помощь иракскому населению обойдется в сумму от 1 до 10 млрд. долларов. На помощь в управлении страной потребуется от 5 до 12 млрд. Еще 10 миллиардов пойдут на помощь союзникам США в регионе. Самые крупные и неопределенные статьи послевоенного плана - «облегчение долгового бремени» (от 10 до 361 млрд.) и «реконструкция» (от 10 до 105 млрд.). Таким образом, общие издержки варьируются от минимальных 32 миллиардов до максимальных 495 млрд. долларов.
Никто не сомневается в том, что войска антииракской коалиции достаточно быстро разберутся с иракским сопротивлением. Но не подлежит сомнению и то, что, самостоятельно отстранив высшее иракское руководство от власти, США поставят во главе каждого министерства «своих» людей, которые и будут руководить процессом «демократической» трансформации Ирака и восстановлением его разрушенной инфраструктуры. Кто будут эти люди конкретно, пока сказать трудно, а вот о компаниях, которые получат заказ в 900 миллионов долларов на первичную реконструкцию в послевоенном Ираке, кое-что известно: среди них пять американских компаний, в том числе строительные гиганты Bechtel и Fluor, a также нефтяная группа Halliburton, во главе которой ранее стоял вице-президент Дик Чейни.
В третьих - военные заказы. По оценкам западных экспертов, стоимость трехмесячных военных действий в Ираке оценивается в 49 миллиардов долларов. Его удлинение до полугода поднимает издержки до 73 млрд. Если же война затянется на срок до года, сумма взлетает уже до 121 миллиардов долларов. Так что у тех, кто действительно стоит за войной США с Ираком, есть прямой резон особо не спешить с окончательной развязкой. Идеальный вариант — использовать как можно больше дорогостоящего оружия, разрушив при этом минимум инфраструктурных объектов. «Успешная» операция в Афганистане подтверждает эту логику: массированные бомбардировки обошли стороной не только лаборатории по производству наркотиков, но и маковые поля. Подтверждение этому содержится и в ультиматуме Дж. Буша, который, обращаясь к иракской армии, призывает ее не разрушать нефтяные скважины. Призывает, кстати говоря, вполне осознанно, поскольку оплачивать весь этот «банкет» Соединенные Штаты сами не желают. И Дж. Буш лукавит, когда говорит о том, что США «оплачивали подобные конфликты в прошлом», «Бурю в пустыне» образца 1991 года в основном профинансировала Саудовская Аравия. Новая война, по-видимому, будет оплачена за счет самого Ирака.
Все это говорит о том, что истинная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тезисом никто и не спорит), ни мифическая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-младший с большой убедительностью доказал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демократических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспектора ООН подтвердили, что на территории Ирака такового нет), а элементарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональных корпораций, за которыми отчетливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего.
Но есть еще одна, не менее, а возможно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его искренняя вера в «исключительность Америки», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его исключительная набожность и олицетворение самого себя с неким мессией сыграли с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов.
Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество беспокоит другое: игнорирование США страны, стоявшей у истоков формирования современной системы международной безопасности, норм международного права, навязчивая идея об уникальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и народам, то, что США покушаются на самое святое в системе международных отношений - незыблемость государственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, говорит о войне и не желает слушать никаких аргументов, когда ООН используется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с нескрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не принимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «посвященным» глобальном заговоре, целью которого является окончательный передел мира, либо о медицинском диагнозе человека, осуществляющего подобную политику.
Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав военную операцию в Ираке, это политического раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие демократические ценности может принести новая администрация США Ираку, если она сама и созданные в последнее время «новые демократии» извратили само это понятие. За войну проголосовали не страны, народы или конфессий, а кучка чиновников от политики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барского стола.
Список использованной литературы
I. Работы общетеоретического характера
1. Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение. благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы.- 1997. - 13 окт.
2. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 250 с.
3. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.
4. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.
5. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.
6. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.
7. Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
8. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- 610 с.
9. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. - 584 с.
10. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред. Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. - Акмола, 1999. - 128 с.
II. Источники
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)
2. Сборник важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.
3. Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: новые взаимоотношения. // ПВ.
4. Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2007 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856
5. . Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о стимулировании капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1
6. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия. Вашингтон, 20/05/92. (с момента подписания)
7. Соглашение о торговых отношениях между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 19/05/92. (c 18 февраля 1993 года)
8. Меморандум о взаимопонимании между Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым и Председателем Правления корпорации "Шеврон" К.Т.Дерром. Алматы, 06/04/93. (с момента подписания).
9. Договор между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Вашингтон, 19/05/92. (с 12 января 1994 года) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1 и № 6
10. Принципы сотрудничества между Республикой Казахстан, Корпорацией иностранных частных инвестиций и Американо-казахстанским советом по экономическому развитию. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания).
11. Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 1-2
12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области науки и технологий. Вашингтон, 14/02/94. (со дня подписания). Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1994, № 3-4
13. Заявление о принципах создания американо-казахского комитета по оборонной конверсии. Вашингтон, 14/02/94. (с момента подписания).
14. Рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).
15. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки в связи с перемещением высокообогащенного урана, находящегося на Ульбинском металлургическом заводе. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).
16. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки по неправительственным организациям, осуществляющим программы помощи США для Казахстана. Алматы, 01/11/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
17. Соглашение о покупке [между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки]. Алматы, 17/11/94. (с момента подписания)
18. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно деятельности Корпуса Мира США в Республике Казахстан. Вашингтон, 22/12/94. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1
19. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области реабилитации, реконструкции и дальнейшего развития нефтегазового сектора Казахстана. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
20. Письмо о намерении по вопросам технического сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области стандартизации и метрологии. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
21. Заявление о намерении по финансированию технико-экономических обоснований для совместных проектов между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки. Вашингтон, 20/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
22. Казахстанско-американское совместное заявление о мире, безопасности и нераспространении. Вашингтон, 20/03/95.(с момента подписания) / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6
23. Совместное заявление Премьер-министра Республики Казахстан и Вице-Президента Соединенных Штатов Америки по сотрудничеству в поддержании верховенства закона и борьбы с преступностью. Вашингтон, 20/03/95. / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 6
24. Казахстанско-американская декларация по торговому, инвестиционному и экономическому сотрудничеству. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
25. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в рамках программы "ГЛОУБ". Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). /* публиковано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2
26. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области защиты окружающей среды и природных ресурсов. Вашингтон, 27/03/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2
27. Заявление о намерении относительно сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области энергетической политики. Алматы, 17/04/95. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1995, № 2-3
28. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки [об оказании содействия в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ]. Алматы, 06/05/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1
29. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1
30. Программа действий по экономическому партнерству Республики Казахстан и США. Вашингтон, 18/11/97. (с момента подписания). / Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.2
31. Совместное заявление Правительства Республики Казахстан и Правительства Соединенных Штатов Америки по вопросам сотрудничества в консульской сфере. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).
32. Казахстанско-американское совместное заявление по терроризму. Алматы, 03/11/98. (с момента подписания).
33. Заявление о намерениях между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Астана, 26/05/99. (с момента подписания).
34. Соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки в области мирного использования ядерной энергии. Вашингтон, 18/11/97. (с 5 ноября 1999 г.)
35. Совместное Казахстанско-Американское заявление о сотрудничестве в области малого предпринимательства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
36. Совместное казахстанско-американское заявление о сотрудничестве в области агробизнеса и финансировании сельского хозяйства. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
37. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по консульским вопросам. Вашингтон, 17/12/99. (с момента подписания).
38. Заключительный доклад казахстанско-американской совместной комиссии. Вашингтон, 20/12/99. (с момента подписания).
39. Протокол к «Программе действий по экономическому партнерству между Республикой Казахстан и США» по сотрудничеству в области агробизнеса и финансирования. Вступил в силу 19.12.2000 г.
40. Обменные ноты, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран, подписанного в Вашингтоне 18 ноября 1997 года. Вступила в силу 23.05.00
41. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о взаимопомощи и сотрудничестве между таможенными службами их стран /. Вступило в силу 21.08.00 г.
42. Обменные ноты о продлении срока, составляющие неотъемлемую часть Соглашения между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки относительно уничтожения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращении распространения ядерного оружия, подписанного в Алматы 13.12.93 г. Вступила в силу 05.12.00 г.
43. Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством США о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества и поддержке местных инициатив в Казахстане. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.
44. Декларация об энергетическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.
45. Соглашение в форме обмена письмами, касательно поправки Джексона-Веника. Вступило в силу 21.12.01 г.
III. Монографии и статьи
1. Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16-18.
2. Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52-61,
3. Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. – А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. – 432 с.
4. Бережков А. Выборы по-американски: президентский тупик // Эхо планеты.- 2000.- N 47.- С.6-9.
5. Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5-9.
6. Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.
7. Богданов Д.Ю. Контуры внутренней политики. // The New York Times, 16.04.2001.
8. Браницкая С. Доброе утро, последний герой // Деловые люди.-2001.- N 127.- С.6-10.
9. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. – М.
10. Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
11. Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3-25
12. Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №2
13. Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46-47.
14. Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.28-40.
15. Джозеф С. Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №12, с. 73-81.
16. Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. С. 22-23.
17. Золотухин В.П. Внутриполитические инициативы президента Буша // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.62-80.
18. Кадик Л. Американская шестерка // Власть.- 2000.- N 4.- С. 38-40.
19. Кирильченко Ю. Джордж Буша сын "Одинокой звезды" // Эхо планеты.- 2000.- N 23.- С.18-21.
20. Кирсанов Д., Федяшин А. "Техасский Белый дом" Буша // Эхо планеты. - 2001.- N 45-46.- С.14-15.
21. Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12
22. Коммерсантъ, 27.04.2001.
23. Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. – М., 1980.
24. Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02.
25. Кучинс Эндрю - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. "Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого .
26. Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, 2003, с.20-21.
27. Оласки М. Трагедия американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).
28. Оласки М. Обновление американского сострадания // Техасский университет (г. Остин).
29. Оласки М. Сострадательный консерватизм // Техасский университет (г. Остин).
30. Россия - США: Визит Д. Буша в Россию // Эхо планеты. - 2002. - №23. – с.6-9.
31. Русаков Е. Американские качели // Новое время. - 2000.- N 40.- С.28-31.
32. Русаков Е. Со слоном или на осле // Новое время. - 2000.- N 43 - С.26-29.
33. Русаков Е. Демократия в стрессе // Новое время. - 2000.- N 46.- С.7-9.
34. . Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21-23.
35. Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18-19
36. Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.
37. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002 г.
38. Чудодеев А. На высшем уровне // Итоги. - 2001.- N 46.- С.14-20
39. Янов А. Внешнеполитические актеры на американской сцене // Деловые люди. - 2001.- N 119 (Февр.).- С.125-126.
40. Bisnesweek, №1, 2003.
41. International Herald Tribune, 2.04,2001.
42. Newsweek, 12.03.2001.
43. Public Employee Press", 26.05.2000.
44. The Los Angeles Times, 16.04.2001
45. The Los Angeles Times, 30.04.2001.
46. The New York Times, 12.02.2001.
47. The New York Times, 3.03.2001.
48. The New York Times, 16.04.2001.
49. The New York Times, 29.04.2001.
50. The Washington File, 6.03.2001
51. The Washington File, 27.02.2001.
52. The Washington Post", 13.02.2001
53. The Washington Post", 1.05.2001
54. Time, 8.04.2001
55. The Washington Post, 27.03.2001
56. U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 10-13
[1] Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: Новые взаимоотношения // Казахстанская правда от 29. 12. 2001.
[2] Заявление государственного секретаря - министра иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарта Токаева о начале реализации Хьюстонской инициативы. // Казахстанская правда от 04.10.2002.
[3] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с.
[4] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 21.
[5] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
[6] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52.
[7] Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 22.
[8] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52
[9] "The New York Times", 12.02.2001
[10] Public Employee Press", 26.05.2000.
[11] Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.22
[12] Коммерсантъ, 27.04.2001.
[13] The Washington Post, 27.03.2001
[14] The Los Angeles Times, 30.04.2001.
[15] The Washington Post, 27.03.2001
[16] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.5.
[17] Bisnesweek, №1, 2003.
[18] Bisnesweek, №1, 2003.
[19] Бережков А. Бизнес-план Буша: прорыв или авантюра? // Эхо планеты.- 2003.- N 4.- C.7.
[20] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000, с. 46.
[21] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.31.
[22] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с. 45.
[23] Джексон Джейнс. Буш и европейцы // Internationale Politik.- 2001.- N 6.- С.36.
[24] Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. – Москва: Наука, 2000. – с.. 51.
[25] Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.— 2001.— N 8.-С.3.
[26] The New York Times", 29.04.2001.
[27] U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 13
[28] Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.
[29] The Washington File, 6.03.2001
[30] The Los Angeles Times, 16.04.2001
[31] The New York Times, 3.03.2001.
[32] The Washington File, 27.02.2001.
[33] The New York Times, 3.03.2001.
[34] The Washington Post", 13.02.2001
[35] Травкина Н.М. От противоракетной обороны к бюджетной. - "Независимая газета", 21.04.2001.
[36] Newsweek, 12.03.2001.
[37] Time, 8.04.2001
[38] International Herald Tribune, 2.04,2001.
[39] Автором понятия и самой идеи "сострадательного консерватизма" является Марвин Ола-ски, бывший член Компартии США, сменивший в 70-е годы марксистские позиции на консервативные, автор 13 книг ("Трагедия американского сострадания", "Обновление американского сострадания", "Сострадательный консерватизм" и др.) и более 600 статей, профессор журналистики Техасского университета (г. Остин). Американская пресса еще во время избирательной кампании 2000 г. окрестила его "духовным отцом" Дж.У.Буша.
[40] The Washington Post", 1.05.2001
[41] International Herald Tribune, 2.04,2001.
[42] Эндрю Кучинс - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги. Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[43] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02
[44] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[45] Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. – 12.02
[46] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[47] Andrew Kuchins. U.S.-Russian Relations: An Agenda for Renewal. Перевод С.Г. Рогульcкого.
[48] Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. – с. 22.
[49] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 18
[50] Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16.
[51] Сергиенко В. Война и мир. Другие 48 часов. // Континент, №6, 2003, с. 19.
[52] Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, с.20.
[53] Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. – с.486
Введение
«Мы заявляем о нашей приверженности укреплять долговременное стратегическое партнерство и сотрудничество между нашими странами с целью достижения общего видения мирного, процветающего и суверенного Казахстана в XXI веке, который во всевозрастающей степени интегрируется в глобальную экономику и сообщество демократических государств. С этой целью мы будем продвигать наше сотрудничество по контртерроризму и нераспространению, демократическим, политическим, рыночным и экономическим реформам, а также рыночным инвестициям и развитию энергетических ресурсов»[1].
«Вместе с послом Соединенных Штатов Америки господином Ларри Нэппером мы имеем честь объявить о начале реализации Хьюстонской инициативы, принятой президентами наших двух стран Нурсултаном Назарбаевым и Джорджем Бушем. Хьюстонская инициатива - это партнерство Казахстана и Соединенных Штатов по сближению частных секторов двух стран, повышению конкурентоспособности бизнес-сектора нашей страны, а также совместному производству и сбыту продукции на мировых рынках. Формат моего выступления не позволяет перечислить все направления нашего сотрудничества в рамках совместной инициативы, которая является составной частью стратегического партнерства Казахстана и США. Однако хотел бы отметить главное. Объединение усилий наших двух правительств направлено на создание в Казахстане сильного предпринимательского класса - гаранта устойчивого, стабильного и демократического развития нашей страны»[2].
США, одними из первых, 25 декабря 1991 года официально признали Республику Казахстан как суверенное государство и первыми установили дипломатические отношения с Казахстаном, продемонстрировав тем самым свою заинтересованность в его утверждении в качестве независимого государства. В настоящее время США - родина современного института президентства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт президентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации американского общества, а изобретенная отцами-основателями страны президентская форма правления способствовала становлению и развитию феномена западной демократии.
Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт президентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.
В США 7 ноября 1999 г. состоялись очередные президентские выборы. Вечером 13 декабря 1999 г. кандидат демократов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джорджа У. Буша избранным президентом США. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пуэрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских островов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Конституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и могут переизбираться неограниченное число раз.
Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года переизбирается только одна треть сената. Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш. Впервые с далекого 1888 года президент гипердержавы определился лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочисленных судебных исков и пересчетов голосов попали местные судьи и избирательные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флориды и, наконец, Верховный суд США, принявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов. Американская политическая и государственная система выдержала серьезное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.
Политический скандал, балансировавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность нового главы Белого дома и притушил ореол американской демократии. Создавшееся в результате последних выборов равновесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша. В условиях небывалого экономического бума девять из десяти американцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, которые придерживаются центристских позиций - умеренно-консервативной республиканской и умеренно-либеральной демократической. А после выборов большинство избирателей, особенно голосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими судебными тяжбами.
Неопределенность пятинедельного троецарствия внесла дополнительную нервозность, а укороченный наполовину переходный срок усложнил возможности для администрации Буша хорошо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять в руки штурвал внешней политики. Не исключено, что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка поиграть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается, прежде всего, Ирака, но также и Китая по вопросу о Тайване, союзников по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений относительно Договора о противоракетной обороне и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в конгрессе с глухой стеной демократов, которые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.
Но в целом новая команда придерживается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узкого, чем у администрации Клинтона, толкования интересов национальной безопасности. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых делах поскромнее и поосторожнее.В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начинается новый этап, который принесет немало интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов.
Цель дипломного проекта по теме: «Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)», рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику США при правлении президента Джорджа Буша (младшего), в период с 1999 года по настоящее время.
Речь идет о личности нынешнего президента США Дж. Буша-младшего. Если внимательно приглядеться к ней, то возникают очень тревожные ассоциации и параллели. При более близком знакомстве с моральной, идеологической и политической мотивацией главы Белого дома становится тревожно за Америку и за всех нас. Кто принимает решения в Белом доме - политик, стоящий во главе самой мощной в военном отношении державы мира, то есть человек, сознающий свою меру ответственности за каждый свой шаг, или же проповедник, постоянно апеллирующий к воле Господа?
Конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глубинных мотивах современной политики американской администрации, которая под вполне осязаемые геополитические и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизированные формулы.
Актуальность темы. В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента. Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента, который традиционно остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается. Как все мы знаем, победа Буша-младшего на выборах имела крайне сомнительный характер. Возможно, дело не обошлось без пресловутого «административного ресурса» губернатора Флориды, его родного брата Джеба. Но ясно, что основной частью электората, проголосовавшего за Буша, была «одноэтажная Америка», «моральное большинство» (теперь уже не демографическое большинство), то есть провинциальная христианская Америка, представляющая собой оплот того, с чем прежде ассоциировался правящий класс этой страны и что передается аббревиатурой WASP (белый, англосакс, протестант).
Именно эти уходящие в прошлое социальные и политические слои дали решающее сражение той Америке, которую олицетворяла эпоха Клинтона: открытость США внешнему миру, массированная иммиграция, выход на первый план интересов этнических меньшинств, широкие социальные программы, равнодушие к религии, глобализация, виртуальная экономика, массовые спекуляции на рынке ценных бумаг и т. д.
По этим и ряду других причин новый хозяин Белого дома постоянно апеллирует к главному моральному критерию своей социальной базы - воле господней. Сегодня Белый дом больше напоминает религиозное учреждение. Уже регулярным ритуалом стала совместная молитва всех членов кабинета по просьбе президента. На несколько минут все склоняют головы в молитве. Более того, в Белом доме регулярно проходят чтения лекций на библейские и евангельские темы. Формально никто из сотрудников Белого дома не обязан посещать их, но в то же время специальные ответственные регистрируют, кто посещает. Надо отметить, что Белый дом не впервые апеллирует к религии, и в этом нет ничего странного. Известным праведником считался Дж. Картер. Но от его искренней моральности, по крайней мере, была конкретная польза: со стороны общества был усилен контроль за ФБР и ЦРУ, которые временно прекратили свои «аморальные», как считал Картер, спецоперации (то есть политические убийства, заговоры, свержения иностранных правительств и т. д.). Его сменил Р. Рейган, чье религиозное рвение уравновешивалось прирожденным политическим оппортунизмом и ренегатством. Именно Рейган вполне в библейском духе провозгласил СССР «империей зла», а Америку - средоточием добрых сил. История США знает и президента В. Вильсона, которому пришлось возглавлять страну в эпоху Первой мировой войны. Своими рассуждениями во время Версальской конференции о богоизбранной роли Америки он настолько шокировал европейских политиков, что французскому премьеру Жоржу Клемансо пришлось даже одернуть его.
11 сентября произошло «второе перерождение» Дж. Буша-младшего. Из слабого провинциального политика, не имевшего ясной цели, окруженного более умными и образованными советниками, Буш моментально превратился в сильного лидера, который теперь уже диктует другим, что следует делать. Фактически события 11 сентября придали его жизни и его политической карьере смысл и цель. Уже вскоре после трагедии у Буша стали проявляться мессианские черты понимания своей политической миссии: в феврале 2002 года он провозглашает о существовании так называемой «оси зла». Все это стало наводить европейских политиков на мысль, что они имеют дело с новым Рейганом, что Буш опирается на картину мира, в которой все предельно просто: или ты друг, или враг.
В настоящее время вся морально-религиозная аргументация Белого дома используется для оправдания операции против Ирака. При этом она носит очень двусмысленный характер и нацелена по уровню своей логики, прежде всего на «моральное большинство». Вначале приводятся параллели между С. Хусейном и бен Ладеном. Затем утверждается, что Саддам располагает оружием массового поражения. Далее приводятся последние и важнейшие аргументы: операция в Ираке необходима, во-первых, чтобы сохранить нефтяные ресурсы Ближнего Востока для национальных интересов США; во-вторых, избавить иракский народ и весь ближневосточный регион от диктатуры, «тирании» Хусейна. Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого политического и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории»
В настоящее время нарастает «моральная» поддержка Белому дому со стороны христианских фундаменталистских организаций в поддержку войны против Ирака, что крупномасштабная война на Ближнем Востоке - их последний шанс войти в историю.
Мы стали свидетелями очередной авантюры одержимых мессианскими идеями американских правых фундаменталистов, за которыми, впрочем, стоят вполне прагматичные экономические интересы. «Христианская» Америка провела еще одну войну, и ее при этом не останавливают ни моральные соображения, ни воспоминания о Вьетнаме и других авантюрах
Краткий обзор степени разработанности темы позволяет сделать следующие выводы: несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, пока отсутствует концептуальная модель формирования экологической культуры, что не дает возможности перевести философские понятия на операциональный уровень, определить показатели и критерии, позволяющие оценить состояние экологического образования и воспитания.
Степень научной разработанности проблемы.
Институт президентуры имеет самые различные аспекты научного осмысления. Отдельные из них уже были предметом исследования или затронуты в трудах А. Сахарова[3] Зб.Бзежинского и др.
Методологической основой работы являются научные принципы историко-культурологического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность; общенаучные принципы системного, комплексного анализа общественных явлений, многопланового, цивилизационного подхода ко всей совокупности объективных и субъективных факторов развития общества. Немалую ценность в этом отношении представляют труды классиков философской и культурологической мысли, публикации зарубежных и отечественных современных ученых, исследования философов, историков, социологов, специалистов в области психологии, философской и исторической антропологии. Они составили общетеоретическую основу научного анализа и обобщения в сфере взаимодействия «человек–общество–природа».
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире. В работе широко использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы. Теоретической основой исследования выступают общепринятые требования правового государства, а также сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.
Использовались различные методы междисциплинарных исследований: культурологический, исторический, логический, классификационный, хронологический, синхронный и проблемный принципы.
Научная новизна и теоретическая значимость
Элементы новизны содержатся в определении основных тенденций развития деятельности внешней политики администрации Джорджа Буша младшего. Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Происходящие в стране глубокие реформы, социальный динамизм ставят проблемы, неизвестные ранее юридической науке, повышая требования к их академической разработке. В работе впервые всесторонне анализируются природа президентской власти с позиции требований правового государства, критически оцениваются некоторые представления, сложившиеся в нашей стране о статусе президентской власти, предлагаются меры, необходимые, для совершенствования законодательства о правовом статусе Президента Республики Казахстан.
Практическое значение исследования состоит в том, что выдвинутые в нем положения и их аргументация могут быть использованы в деятельности государственных и общественных организаций при разработке политики, в учебно-воспитательной работе.
Структура дипломной работы состоит из введение, трех глав, заключение и список использованной литературы.
Во «Введении» обосновывается выбор темы дипломной работы: «Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)», ее актуальность, показано состояние научной разработанности проблемы, формируется цель и задачи исследования, определяется новизна исследования, раскрывается значимость работы.
В главе I. «Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша» раскрываются вопросы: Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру политики. ; Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти. ; Политические концепции Дж. Буша.
Глава II. «Контуры внешней политики США.» посвящена: Бизнес – плану Буша: прорыв или авантюра. ; Внутриполитическим разногласиям США Дж. Буш и европейцы.; Президенту Бушу и парадоксам консерватизма
В главе III. «Внешнеполитическая стратегия США»., освещаются вопросы : Проблем обновления американо-российских отношений.,; Политическое вмешательство в Ирак; Внешнеполитические связи с Казахстаном.
В Заключении подводятся общие итоги исследования.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.