Система социальной защиты детей – сирот школы – интерната 169 Красноглинского района основа и функционирует на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.
В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Остановимся подробнее на последнем из них.
Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Дополнительные права на образование:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.
2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.
3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.
5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.
7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.
9.При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
10.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.
2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:
1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
2.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.
4.Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
6. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.
7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Дополнительные гарантии права на труд:
Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.
2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.
3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
5.Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
6.Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
Ответственность за неисполнение настоящего закона:
1. Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.
2. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.
3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных законов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В школе - интернате № 169, Красноглинского района функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в данном учреждении проводится в следующих направлениях:
-организация медико-психолого-педагогической комиссии при участии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего плана работы с ребенком;
-оформление пенсий;
-взыскание алиментов с родителей «отказных» детей, по решению суда;
- решение вопросов по закреплению жилой площади;
- определение статуса ребенка;
- организация посещений детей родственниками и другими взрослыми, с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем специалиста.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в дошкольной группе проводится в следующих направлениях:
- занятия по лепке, аппликации, рисованию;
- изготовление поделок из природного материала, оригами;
- игры на свежем воздухе (ветер-ветер, Догони меня, Мой веселый звонкий мяч, подбрось и поймай, найди, где спрятано и т.д.);
- хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, стирка мелких вещей, мытье игрушек, подготовка столов к приему пищи и т.д.);
• наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);
• труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);
• воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);
• нравственное воспитание.
Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог по постановке голоса.
Во время прохождения практики наблюдалась переуплотненность дошкольной группы (16 детей под контролем двух воспитательниц), делает невозможным проведение полноценной работы, включая индивидуальную работу с ребенком, в то время как пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть, использовано специалистами для построения и максимального использования возможностей реабилитационной среды. Это отрицательно сказывается на эффективности проведения воспитательного процесса, формирования открытого позитивного общения педагога и ребенка в силу загруженности воспитателей. Однако администрация детского дома активно работает над этой проблемой и в ближайшее время предполагается ее разрешения.
Основные направления активизации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Психологическая работа с воспитанниками детского дома. В учреждениях в штате предусмотрен один психолог и социальный работник. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалистов из центра, который проводит с воспитанниками занятия 1-2 раза в неделю.
В работе с воспитанниками использовались следующие методики:
1. Подвижные игры на развитие координации движений;
2. Упражнения на выражение чувств (прочтение разнообразных сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами);
3. Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевых нарушений, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны сречевой функцией.
4. Методика игротерапии с песком. Эффективность применения выбранной методики обусловлена тем, что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песок используют в развивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря нему возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.
Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:
1.Несформированность социальной потребности в общении и сотрудничестве с другими детьми;
2. Неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность его выполнения;
3. Детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания;
4. Ускоренное сексуальное развитие.
Для диагностики и оценки эффективности проводимой игротерапии применялась методика «Психологический портрет ребенка, участвующий в игротерапевтическом сеансе». Оценка проводилась по следующим критериям:
1.Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка: активности при распределении ролей; соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры; склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;
2.Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:
· наличием страха;
· капризами, отказом от игры;
· ребенок прячется;
· убегает;
· просит о помощи.
3.Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:
• радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;
• внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции;
• преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;
4.Переживание неудачи в игре
• обижается (огорчается);
• плачет;
• теряет интерес к игре;
• отказывается от игры;
• агрессивен в игре.
При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.
5.Вербальная контактность
• обращается с вопросами к взрослому;
• обладает чистой дикцией;
• обладает интонационной выразительностью;
• стремится к невербальному общению.
Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у
ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки,
6.Двигательная активность
• подвижный;
• координация движений;
• право-левостороння ориентация;
• сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7.Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка;
• эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;
• открытый, непосредственный, раскованный в поведении;
• пластичный;
• артистичный;
При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.
Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).
Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение право-левостронеей ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказывается на ее развитии.
Улучшения показателей, характеризующих внешнюю выразительность поведения ребенка (открытость, артистизм и т.д.) наблюдается по мере включения детей в игру, преодолению стеснительности, неуверенности, что происходит при поддержке ребенка взрослым и предоставлении ему открыто самовыражаться. Владение нормами общения наблюдается у большинства детей, анализ данных показал наиболее высокие результаты именно по этому критерию. По мере включения детей в игру под воздействием взрослого наблюдается более точное соблюдение правил общения со взрослыми и другими детьми.
В целом, анализ данных показал, что у детей дошкольной группы наблюдается задержка психического развития, в отдельных случаях задержка речевого развития, несформированность потребности общения и сотрудничества, что в норме присуще детям дошкольного возраста. Игротерапия способствует развитию и корректировке несформированных навыков, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Однако эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от организации игрового процесса (наличие инструментария, психологическая готовность детей к занятиям). Например, посещение психолога часто не предусматривается внутренним распорядком дня дошкольной группы детского дома, что, зачастую, приводит к психологической неподготовленности детей к методам психологического воздействия и психокоррекции (например, при прерывании увлекательной игры или прогулки). Также важно закрепление у детей приобретенных в процессе игровой терапии навыков, что возможно лишь при проведении систематических упражнений (например, несколько раз в неделю). И в этом случае, приходящий психолог не может в полной мере обеспечить эффективность психологического воздействия.
Таким образом, основной проблемой в указанном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса.
Эта проблема может быть решена, если в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет функционировать психологическая служба, включающая несколько психологов, (личных по своей специализации (психолог, психотерапевт, консультант и т.д.). Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление личностной целостности ребенка, равновесия его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.
С учетом особенностей поведения детей и умения предугадывать дальнейшие последствия поведения, действия психолога должны быть направлены на то, чтобы провести активные формы работы с группой детей на умение выделять наиболее интересные занятия, договариваться, выслушивать желания и мнения других, считаться с чувствами и желаниями других детей, приходить к единому решению, а также обучение детей разным играм, в которых развивается умение сотрудничать, взаимодействовать, поддерживать друг друга и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет предупредить в какой-то мере возможность проявления негативных сторон в их поведении.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять различные виды психологической помощи: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, чтобы способствовать
психическому развитию детей-сирот и их адаптации к жизни, как в учреждении, так и за его пределами. Наиболее эффективной формой являются активные групповые занятия, на которых дети учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.
Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Поэтому для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т.д. В связи с этим, прежде всего необходимо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка, а только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, совместимость, желание вместе заниматься.
Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства. Например, это может проявляться в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями детского дома или интерната как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и времени с другими детьми автоматически не ведет к психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет проводить свободное время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя.
Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами и эмоциями.
Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапия и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации.
Закрытость жизни детей в сиротских учреждениях определяет и закрытость опыта работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной психологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи нескольких учреждений для детей-сирот могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на качество работы психолога.
Для изменения ситуации в учреждениях необходимо, чтобы в каждом из них была создана и работала психологическая служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические травмы, восстановить личностную целостность ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется и персоналу для осознания ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности и т.д.
Таким образом, основной задачей, обеспечивающей оптимальную коррекцию психического развития ребенка, реализующаяся при создании психологической службы в детском доме является работа с детьми посредством методов психологического воздействия (разнообразных форм групповой и индивидуальной терапии).
Тем не менее, при работе с детьми, воспитывающихся в условиях детского дома, остается ряд неучтенных факторов, без которых невозможно полноценное психосоциальное развитие ребенка.
1. Отдельной проблемой является процесс социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома. В процессе игры ребенок усваивает социальные роли, которые он впоследствии будет реализовывать в дальнейшей жизни. Как было отмечено выше, воспитание в условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализации ребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. И при разработке плана мероприятий, проводимых с воспитанниками, необходимо предусматривать мероприятия, способствующие знакомству детей с социальным миром. Эти мероприятия могут проводится в игровой форме (профессии, дочки-матери, игры, в процессе которого ребенок усваивает базовые бытовые навыки (например, «Я готовлю обед» с использованием игрушечной посуды, «Я строю дом» и т.д.)).
2. С приходящими взрослыми (родственниками и т.д.), которые общаются с ребенком и являются его потенциальными приемными родителями, не проводятся работы по подготовке к полноценному общению с усыновляемым ребенком, что не позволяет в полной мере дать эмоциональный настрой и получить важные психо-тактические навыки поведения при возникновении проблем в процессе воспитания ребенка, обладающего специфическими личностными особенностями, в силу его развития в условиях интернатного учреждения. Такое положение дел может привести к тому, что приемные родители возвращают ребенка обратно в детский дом, а это, в свою очередь, влечет за собой получение психологических травм самим ребенком. В этом случае можно порекомендовать проведение психологических семинаров и тренингов, оказание консультаций по формированию адекватного восприятия взрослыми поведенческих особенностей и психоэмоциональных реакций трудного ребенка.
Специфика работы в системе работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является причиной деформации личности педагога и социального работника. Чем больше стаж работы, тем сильнее деформирована эмоциональная сфера специалистов. Они вынуждены испытывать постоянное давление со стороны администрации, а также постоянный протест детей, с другой стороны. И для решения этой проблемы необходимо проводить работу с педагогическим коллективом. Так как специалисты психологической службы должны быть, прежде всего, ориентированы на работу с детьми, они не могут в полной мере своевременно выявлять различные проблемы сотрудников детского дома (психологические социальные, бытовые), снижающие эффективность работы педагога в условиях постоянного эмоционального напряжения. Эта проблема тем более важна, так как психоэмоциональное состояние педагога сильно отражается на детях, для которых он может являться значимым взрослым. Взаимодействие между педагогом и ребенком, приобретающее негативный характер, значительно усложняет, а в отдельных случаях может свести на нет, эффективность работы, направленной на коррекцию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость создания системы социально-психологической помощи сотрудникам детского дома, что включает в себя своевременное выявление проблем, возникающих у сотрудников с последующим направлением к психологу, медицинскому работнику и т.д.; организация научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации, для проведения которых могут приглашаться высококвалифицированный специалист-психолог или команда психологов.
Обозначенные проблемы не могут быть устранены в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность психолого-педагогической работы. И здесь возникает необходимость привлечения к работе в детском доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
• Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.
• Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:
• По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
• По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
• По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.
Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Для этого необходимо: 1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Организация оказания социально-психологической помощи сотрудникам интернатных учреждений;
2. Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
3. Организация и проведение мероприятий на разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конвенция ООН о правах ребенка.
2 Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
3 Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.
4 Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№159-ФЗ от21.12.96 г.).
5 Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№ 17-ФЗ от 08.02.98 г.).
6 Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье".
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия // Российская газета. 18.02.2000.
8 Президентская программа "Дети России".
9 Семейное законодательство. - М., 2001 г.
10 Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.
11 Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России".
12 Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
13 Абалкин Л.И. и др. Социальная защищенность в рыночной экономике. Трудный поворот к рынку. М., Экономика, 1990 г.
14 Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. - М., 2000 г.
15 Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.,2005.
16 Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 1984 г.
17 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2004.
18 Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения. Экономист, 2004, № 9.
19 Кушнир Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета "Первое сентября". № 59. -2000.
20 Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. М., 2001 г.
21 Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г., № 4.
22 Магульская Е.Е. «Право социального обеспечения». - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997 г.
23 Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
24 Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993 г.
25 О положении детей в РФ: Государственный доклад. 1998. М.: Синергия, 1999. С. 40.
26 О положении детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1998.
27 Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: «Прометей».- 2001 г.
28 Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право ребенка", 2000. С. 7-59.
29 Практическая психология для учителей и родителей. // Под ред. Глазунова М.В. - М., 1999 г.
30 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2002 г.
31 Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2007.
32 Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1999 г.
33 Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ от 1.12.1999. Вечернее заседание. http://www.akdi.ru/GD/plen_z/1999/s01-12_v.htm
34 Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М., "Союз", 1998г. (часть 2).
35 Журнал "Семья в России". 1999, № 3.
36 Журнал "Семья в России". 1999, № 6.
37 Журнал "Семья в России". 1999, № 7.
38 Журнал "Семья в России". 1999, № 10.
39 Журнал "Семья в России". 1999, №11.
40 Журнал "Семья в России". 1999, № 12.
41 Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства. - М., 2004, № 7.
42 Российский журнал социальной работы. - М., 1996, № 1.
43 Российский журнал социальной работы. - М., 1997, № 1/5.
44 Российский журнал социальной работы. - М., 1998, № 5.
45 Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное детство // Российская газета. 18.02.2000. С. 22.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.