Впервые патронатное воспитание было введено в законодательства в 1943 году, когда был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и биологическими родителями. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.
Патронат – это форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного родителя (это - патронатное воспитание детей, находящихся на государственном обеспечении). Патронат осуществляется при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между законным представителем ребенка, патронатным родителем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.
Социальный патронат – оказание патронатным родителям необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося у него в семье, но признанного нуждающимся в государственной защите.
Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного родителя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатным родителем.
На патронатное воспитание предаются дети с уже установленным юридическим статусом, при этом само детское учреждение сохраняет функции опекуна ребенка, а патронатные родители берут обязательства отвечать за его жизнь и здоровье. Дети передаются в семью по договору между учреждением и родителем, в котором разграничивается ответственность по защите прав ребенка.
Патронатное воспитание - это должна быть профессиональная работа. Основное отличие патронатного воспитания о других форм воспитания в семье состоит в том, что эта работа должна быть оплачиваема для тех граждан, которые берут ребенка на воспитание. Они находятся на работе, получают заплату и социальные гарантии. Фактически эта работа часа в сутки по адаптации детей-сирот.
Главная функция патронатной семьи – не опека, не компенсация, а актуализации внутренних ресурсов ребенка, основанная на идеях:
Функции службы по устройству ребенка в семью:
1. Организация поиска кандидатов в патронатные родители, информирование общества о патронатном воспитании;
2. Проведение первичного собеседования. Учет обращений;
3. Проведение собеседований с кандидатами информирование их о патронатном воспитании, о системе работы, получение первичной информации о кандидатах и составлении их характеристики;
4. Организация и проведение тренинга для кандидатов в патронатные родители;
5. Обследование семьи кандидатов, успешно прошедших подготовку и изъявивших желание сотрудничать. Неоднократное посещение семьи, беседа со всеми членами семьи, сбор дополнительной информации (от знакомых и коллег по работе). Выявление семейной структуры и ролевых функций, а также способностей членов семьи принять участие в воспитании принятого ребенка. Обследование жилищно- бытовых условий потенциальных патронатных родителей, сбор документов, составление заключения;
6. Организация процедуры знакомства кандидата с ребенком, организация контакта, первичный выбор формы контакта, координирование действий всех служб по организации встречи с потенциальными патронатными родителями;
7. Организация помощи семье после помещения в нее ребенка, координация действий - совместно с другими службами;
8. Организация и проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий для патронатных родителей.
Функции социально-правовой службы:
1. Составление бланка данных детей нуждающихся в патронатном воспитании.
2. Опрос ребенка с целью выяснения обстоятельств его жизни, а также для выявления основных психологических и социальных проблем ребенка, характера его прошлого травматического опыта, наличия в прошлом жестокого обращения.
3. Определение физического и психического состояния ребенка.
4. Поиск кровных родственников, и взаимодействие с ним, если это в интересах ребенка.
5. Составление Договора о передаче ребенка в патронатную семью.
6. Контроль за выполнением условий Договора.
7. Анкетирования участников патроната.
8. Оказание необходимой социально-правовой помощи и поддержки ребенку и патронатных родителям.
Функции реабилитационной службы:
1. Оценка готовности ребенка к участию в патронате.
2. Составление индивидуальных программ развития с учетом особенностей детей.
3. Мониторинг прогрессивных моментов в развитии ребенка, проживающего в патронатной семье.
4. Вовлечение патронатных родителей в тренинги, их проведение.
5. Оказание поддержки патронатным родителям во время адаптации ребенка к их семье:
на 1 стадии – «Идеализированные ожидания» - после первого месяца;
на 2 стадии – «Вживание» - от одного месяца до одного года;
на 3 стадии – «Равновесие» - после одного года пребывания ребенка в патронатной семье.
· субъектности воспитания ребенка (осознание самого себя: «Я имею право на мнение, на собственную жизнь, на ошибку, на учет моих интересов и потребностей, на создание условий для самореализации»);
· расширения связей с окружающим миром (нахождение нужный контактов с людьми, возможность войти в новый мир, установит связь с социальным миром);
· социального закаливания (формирование у детей готовности к преодолению трудностей, создание условий для собственного поиска путей их преодоления, формирования волевых усилий).
Патронатные семьи могут выполнять следующие функции:
1. Социально-экономическая:
· построение опыта совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства (семейный бюджет, семейный бизнес, подсобное хозяйство, отдых, распорядок дня);
· формирование жизнеспособности в процессе самообслуживания, участие в ведении домашнего хозяйства, в учебной, в учебно- производительной и трудовой деятельности;
· предоставление ребенку права выбора интерьера своего жилища, занятий в свободное от учебы время.
2. Психолого-педагогическая:
· создание атмосферы полной защищенности и доброжелательности;
· воссоздание у ребенка чувства собственной ценности и достоинства;
· удовлетворение потребности ребенка быть нужным другому, через взаимную заботу, ответственность, что позволяет избавиться ему от чувств отчужденности, ненужности;
· обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями;
· оптимизация процессов самоотверждения, развития самосознания и половой идентификации.
3. Морально-нравственная:
· заботы старших о младших;
· развитие чувства причастности к семье, чувство «дома», любви и привязанности;
· поддержание традиций и норм семейной жизни, построение «истории семьи», своего исторического «Я».
Для работы в учреждении созданы силами имеющихся работников следующие службы:
· служба по устройству ребенка в семью;
· социально-правовая служба;
· реабилитационная служба;
· служба по созданию непрерывного воспитательного процесса.
Функции службы по созданию непрерывного воспитательного процесса:
1. Планирование и координирование организации работы с детьми как в стенах школы-интерната, так и патронатной семье.
2. Организация совместного отдыха детей с патронатными семьями.
3. Оказание квалификационной и совместной помощи в организации досуга.
4. Оказание помощи в случае необходимости по устройству ребенка в учреждение дополнительного образования.
5. Организация учебы патронатных родителей по воспитанию ребенка в семье. Индивидуальные консультации по возникающим проблемам.
6. Гарантия конфиденциальности информации о ребенке и его кровной семье;
7. Организация переписки воспитанника с биологическими родителями: с учетом интересов ребенка.
8. Организация и проведение встреч с биологическими родителями или родственниками.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.