В основу социально-педагогического сопровождения детей-сирот закладывается целостное видение ребенка в процессе его развития. При этом проблемы ребенка рассматриваются как необходимые препятствия в процессе его личностного роста и развития. Причинами препятствия роста могут быть как недоразвитие функций, соответствующих новообразованиям предыдущих возрастных периодов, так и неблагоприятные условия социального окружения, а также сформированные к данному периоду неадекватные компенсации и защиты в виде дезадаптированных ролей и отклоняющегося поведения.
Преодоление указанных препятствий, то есть выход из кризисного состояния связан с выявлением для данного ребенка зоны его ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у детей.
При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.
Социально-педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу необходимо в доступной форме рассказать несовершеннолетнему, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него.
Очень важно выслушать точку зрения самого ребенка на проблему. Хотя многие воспитанники говорят о внешних обстоятельствах, затрудняющих их жизнь, но тем не менее имеют также место и соображения, касающиеся причин своего состояния.
Цель: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Задачи:
· Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот;
· Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната);
· Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями, учителями;
· Профилактика возможного неблагополучия детей;
· Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников;
· Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни;
· Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната; Катамнестическое изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников школы-интерната.
Особенности содержания образования и развития методов обучения в школе-интернате
Современное обучение в школе–интернате основано на следующих важнейших дидактических принципах:
· формирование интереса к предмету;
· творческое отношение к обучению,
· опирающееся на педагогику сотрудничества; научность.
Основными принципами совершенствования обучения в школе–интернате личностного роста и самореализации станут:
· постепенность развития нововведений;
· соответствие содержания методов обучения организации учебного процесса обучения.
Проблемы над которыми работает каждый педагог:
· как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
· как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
· каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;
· как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником.
Ребенок на всех ступенях образования в школе–интернате должен быть поставлен в активно-познавательную позицию «открытия», освоения предметного и духовного пространства. Одним из конечных результатов развивающего обучения, непрерывно переходящего в новое качественное состояние, станет формирование культуры мышления учащихся.
Основными принципами воспитания в процессе развивающего обучения будут:
· воспитание духовных начал в человеке;
· воспитывающий характер преподавания (основным становится подход, который обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения).
Образовательный процесс в школе будет направлен на развитие мышления, на активное развитие у учащихся дедуктивно-индуктивных способов обучения.
Знание исследовательских умений учащихся, умение отобрать необходимые источники из большого количества литературы, самостоятельная работа с текстом, анализ источников, повышение требований к навыкам конспектирования и тестирования, разработка сквозной системы заключительных уроков по основным предметам – это основные средства внедрения исследовательского обучения как технологии.
Основным итогом личностно-ориентированного обучения является формирование индивидуальности личности. Учитель должен знать требования стандартов образования, школьники – требования к уровням усвоения знаний, воспитатель – механизмы формирования мотивов учения, условия, ведущие к сознательному отношению школьников к учебной работе, что позволит им опираться на собственную самооценку при выборе дальнейшего пути развития, продвигаясь по своей личностной траектории, соответствующей возможностям, склонностям и интересам.
Количество классов коррекции (для детей с отставанием в учебе) по мере активного внедрения личностно-ориентированных методов обучения будет уменьшаться и последующие 5 лет такие классы останутся только в 1-5–х классах, а после пятого класса будут ликвидированы.
Контроль за усвоением программы качеством знаний будет проводится на трех уровнях:
· воспроизводящем;
· конструктивном;
· творческом.
Психологическая служба школы-интерната будет оказывать помощь педагогам в разработке программ индивидуального обучения детей.
Классный руководитель должен быть готов к творческому сотрудничеству с учащимися, уважая личность ребенка, создавая ему эмоциональный комфорт, развивая в нем доброту, отзывчивость, гибкость, чуткость, непрерывно способствуя самосовершенствованию ребенка и его развитию.
Проблемы здоровья воспитанников порождает проблемы в обучении и воспитании.
Вся работа специалистов в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться с учетом особенностей контингента детей.
Главная цель физического воспитания в сиротском учреждении:
Воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями. Это необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптационых возможностей каждого ребенка.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
· сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, для чего:
- выявить уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, попавшего в сиротское учреждение;
- пробудить в нем интерес к какому-либо виду спорта;- формировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию;
· дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны через спорт, используя при этом ситуацию успеха; показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;
· способствовать стрессоустойчивости и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;
· привить любовь к спорту в целях реализации возможностей ребенка в дальнейшем выборе профессии.
Основные планируемые нововведения
1. Изменение функции методического Совета, передав ему функции Совета по развитию школы.
2. Внедрение технологии личностно развивающегося образования и метода проектов в учебно-воспитательную деятельность. Осуществление конструктивно-деятельностного подхода в образовании. Создание воспитательных систем классов и групп, их апробация. Разработка научно-методического обеспечения содержания образования с учетом внедряемых развивающих технологий, каковыми являются исследовательское, проблемо-исследовательское, а также многоуровневое обучение, которое будет базироваться на целенаправленном развитии общеучебных умений и навыков.
3. Создание научно-исследовательской кафедры по отслеживанию результатов развития школы.
4. Широкая интеграция воспитанников в образовательное пространство школы-интерната и просмотр содержания работы с ними.
5. Разработка учителями и воспитанниками индивидуальных «Карт самообразования».
6. Внесение дополнений и изменений в школьную программу.
7. Подключение педагогов, детей, «патронатных родителей»,
родственников, друзей школы-интерната к:
- управленческой деятельности;
- обсуждению вопросов планирования.
8. Совершенствование отражения существующего уклада жизни воспитанников («мой альбом», «Книга школьной жизни», «Мой учебник», «Моя книга»).
9. Разработка в разных сферах школьной жизни системы договорeнностей.
Таким образом, эти нововведения позволяют: Разработать систему деятельности школы-интерната по оказанию психолого-педагогической поддержки детям-сиротам в их личностном становлении, в самообразовании и саморегуляции. Выстроить профессиональную деятельность учителей в контексте диалога как педагогического метода, ориентированного на формирование диалогического опыта личности учащихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала. Создать условия для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педколлектива к работе с самоопределяющейся и самоуправляемой личностью. Реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего становление личности. Организовать работу с родственниками в системе конструктивного сотрудничества.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.