Согласно психическому обоснованию применению приемов образной памяти при запоминании по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием, а, следовательно, качество памяти улучшается. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка. Согласно всему вышесказанному, структура занятий такова:
I. Ориентировочный этап (1-2 занятия).
II. Реконструктивный этап (6-7 занятий).
III. Контрольный этап (1 занятие).
Структура занятия.
I. Организационный момент (1-2 минуты).
II. Основная часть (30 минут).
III. Обобщающая и контрольная (8-9 минут).
Первым этапом при проведении формирующего эксперимента был отбор участников испытания.
Во 2а классе 41 средней школы г. Красноярска было проведено диагностирование. Из всего числа учеников было выбрано 5 человек, показатель развития образной памяти которых соответствует очень низкому уровню.
Во 2б классе 41 средней школы была сформирована контрольная группа с очень низким уровнем развития образной памяти, для сравнения показателей результатов проведения коррекционных занятий в экспериментальной группе.
На втором этапе идет непосредственное обучение техникам и приемам запоминания с помощью образной памяти, через упражнения и игры. Особенность коррекционной программы в том, что она совместима с учетом развития образной памяти во всех плоскостях: тогитильные ощущения, слуховая образная память, развитие воображения, пространственного мышления, координация работы левого и правого полушарий.
На третьем этапе совершенствуется применение техники и приемов образной памяти.
На четвертом этапе совершенствуется контроль применению приемов и техники запоминания с помощью образной памяти. Контрольный срез проводится спустя 2 недели.
Способ развития образной памяти, включающий в себя развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, творческих способностей, представлены в виде пронумерованных игр-упражнений. Они служат также как и средство, обостряющее чувствительность виденья ребенком окружающего мира. Непрерывная концентрация внимания на одном предмете или действии от 1 до 2 минут. Затем внимание начинает колебаться. Поэтому успех занятия будет зависеть от:
1. настроения ведущего и ребенка и взаимной заинтересованности;
2. частой смены игр и упражнений.
Чередование упражнений по развитию образной памяти рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. (В результате в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния и застойного возбуждения, достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом).
Роль ведущего занятия по развитию образной памяти: стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: активно увлекающим, показывающим, ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.
Экспрессия ведущего при показе упражнений совершенно необходима, т.к. она облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.
Своевременные по ходу игры комментарии ведущего: название ощущений, указание их места (механизации), характера, эмоциональной агрессии, ассоциативного образа, помогают усиливать эти ощущения, удержать на них внимание ребенка.
На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать.
Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми, пожалуй, невозможны, да и не обязательны. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и необходимо.
Тренируя такие умения, дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.
· В сюжет каждого занятия обязательно включаются минутки-упражнения на эмоциональный контакт и создание положительного эмоционального фона. Обычно они проводятся в рамках организационного момента в начале занятия или урока. Формы упражнений могут быть разнообразными: пантомимические загадки, игры, представления и задания.
· В начале занятия обязательно проводятся задания, упражнения или игры на 1-2 минуту на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть также возбуждения перемены, успокоиться.
· Далее на основной части занятия преследуются следующие задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- задействование творческих резервов;
- обучение классическим методам запоминания, поощрение разработки собственных методов;
- увеличение скорости запоминания, деятельность хранения, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Составляя систему упражнений, экспериментатор варьирует их в следующем диапазоне:
- упражнения на концентрацию внимания;
- упражнения на координацию работы левого и правого полушарий;
- упражнения на воображение и акцентированные ощущения;
- упражнения на развитие образной памяти;
- упражнения на развитие тактильных ощущений;
- упражнения на пространственное мышление;
- упражнения на развитие сенсорных ощущений.
Форма работы может быть групповой, индивидуальной, в парах.
Ориентиром на время и объем проведения упражнений и игр служат:
- состояние активности работоспособности испытуемых;
- уровень развития у испытуемых образной памяти.
В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений, которые будут соответствовать целям и задачам занятия. Ориентиром на проведение физ-минутки служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.
Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальные техники здесь не нужны.
Выявление уровня развития образной памяти у младших школьников после проведения коррекционных занятий.
1 срез.
Результаты обследования экспериментальной группы А. Срез №1.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Аня В. | 4 | 44% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 |
2. Влад И. | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 6 | 66% | 3,6 |
3. Костя С. | 3 | 33% | 4 | 44% | 2 | 22% | 2 | 22% | 4 | 44% | 3 |
4. Вика Ю. | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 2 | 22% | 3 | 33% | 2,6 |
5. Галя Ш. | 3 | 33% | 2 | 22% | 2 | 22% | 2 | 22% | 4 | 44% | 2,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
5.
Вывод: Каждый участник экспериментальной группы по результатам обследования имеет очень низкий уровень развития образной памяти.
Результаты обследования контрольной группы В (класс 2б шк. №24). Срез №1.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Денис К. | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 4 | 44% | 3,2 |
2. Елена Л. | 2 | 22% | 2 | 20% | 3 | 33% | 3 | 33% | 6 | 66% | 3,2 |
3. Миша И. | 3 | 33% | 4 | 40% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 |
4. Саша Ш. | 3 | 33% | 3 | 30% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 2,8 |
5. Алена М. | 2 | 22% | 2 | 20% | 3 | 33% | 3 | 33% | 4 | 44% | 2,8 |
|
|
|
|
|
|
4.
5.
Вывод: Каждый участник контрольной группы имеет в результате обследования очень низкий показатель развития образной памяти.
После проведения ряда коррекционных занятий (6 занятий) был проведен второй текущий контрольный срез, для выявления динамики развития образной памяти у испытуемых.
Результаты среза №2 у экспериментальной группы.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Аня В. | 5 | 55% | 4 | 44% | 5 | 55% | 4 | 44% | 5 | 55% | 4,6 |
2. Влад И. | 6 | 66% | 7 | 77% | 4 | 44% | 4 | 44% | 6 | 66% | 6,2 |
3. Костя С. | 5 | 55% | 5 | 55% | 4 | 44% | 3 | 33% | 4 | 44% | 4,2 |
4. Вика Ю. | 4 | 44% | 4 | 44% | 4 | 44% | 3 | 33% | 4 | 44% | 3,8 |
5. Галя Ш. | 6 | 66% | 3 | 33% | 4 | 44% | 4 | 44% | 4 | 44% | 4,2 |
Вывод:
Контрольный срез контроля динамики развития образной памяти после проведения 6 занятий дал результат, что у участников эксперимента в ходе реализации коррекционной программы повысился уровень развития образной памяти в 4-х случаях с «очень низкого» до «низкого» параметра.
Результаты среза №2 у контрольной группы.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Денис К. | 3 | 33% | 3 | 33% | 4 | 44% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3,2 |
2. Елена Л. | 3 | 33% | 2 | 22% | 2 | 22% | 3 | 33% | 6 | 66% | 3,2 |
3. Миша И. | 3 | 33% | 4 | 44% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3,2 |
4. Саша Ш. | 3 | 33% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 2,8 |
5. Алена М. | 3 | 33% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 4 | 44% | 3 |
Вывод:
Показатели среза №1 и среза №2 у контрольной группы практически остались одинаковыми, без изменений.
После проведения ряда занятий спустя 2 недели был проведен контрольный срез на выявление эффективности воздействия коррекционной программы на уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы. Для этого использовались те же самые тесты, которые диагностировали уровень развития образной памяти на первом срезе (Приложение №1).
Тестирование контрольной группы проводилось по той же схеме.
Результаты контрольного занятия группы А (класс 2а шк. №24).
Срез №3.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Аня В. | 6 | 66% | 6 | 66% | 6 | 66% | 5 | 55% | 6 | 66% | 5,8 |
2. Влад И. | 7 | 77% | 7 | 77% | 5 | 55% | 6 | 66% | 6 | 66% | 6,2 |
3. Костя С. | 6 | 66% | 7 | 77% | 5 | 55% | 4 | 44% | 6 | 66% | 5,6 |
4. Вика Ю. | 6 | 66% | 6 | 66% | 6 | 66% | 5 | 55% | 5 | 55% | 5,6 |
5. Галя Ш. | 7 | 77% | 5 | 55% | 6 | 66% | 5 | 55% | 6 | 66% | 5,8 |
Результаты среза №3 в контрольной группе.
И.Ф. | Методика №1 «запомни рисунки» | Методика №2 «Запомни предложе-ния» | Методика №3 «Запом-ни цифры» | Методика №4 «Матри-цы Равена» | Методика №5 «Рисунок» | Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы | |||||
1. Денис К. | 4 | 44% | 2 | 22% | 4 | 44% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3,2 |
2. Елена Л. | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 2 | 22% | 5 | 55% | 3,2 |
3. Миша И. | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 |
4. Саша Ш. | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 2 | 22% | 3 | 33% | 2,6 |
5. Алена М. | 4 | 44% | 3 | 33% | 2 | 22% | 3 | 33% | 3 | 33% | 3 |
Результаты развития образной памяти у экспериментальной группы.
И.Ф. | Уровень развития образной памяти повысился на (%) |
1. Аня В. | 29,2 |
2. Влад И. | 26,8 |
3. Костя С. | 27,3 |
4. Вика Ю. | 30,7 |
5. Галя Ш. | 32,6 |
Гистограмма развития образной памяти у экспериментальной группы.
|
1. Аня В.
2. Влад И.
3. Костя С.
4. Вика Ю.
5. Галя Ш.
6. Денис К.
7. Елена Л.
8. Миша И.
9. Саша Ш.
10. Алена М.
Из графика развития образной памяти видно, что у экспериментальной группы с каждым последующим срезом наблюдается рост развития образной памяти. Уровень развития образной памяти у контрольной группы практически остается на прежнем уровне.
Выводы по второй главе.
Проведя экспериментальную работу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В основе повышения уровня развития образной памяти лежало обучение ассоциативным техникам и классическим приемам запоминания, а именно: приему Симонида Кеосского, архитектурному приему Квинтилиана, способу «Дерево» Луллия, системе «театра» Фладда и Дж. Камиллио, приему «Фантастический рассказ».
2. Упражнения и игры служили для обучения техникам и приемам запоминания. Системно выстроенные занятия проводились по системе «от простого к сложному», это закрепляло с каждым занятием навык и умение пользоваться приемами и техниками.
3. скорость запоминания во главу угла не бралась, т.к. в задачу формирующего эксперимента входило оттачивание умения применения приемов и техники запоминания, а также увеличение объема запоминания и точность воспроизведения.
4. В результате реализации коррекционной программы у экспериментальной группы выявился планомерный рост развития образной памяти. Т.е. нам удалось изменить уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы.
В ходе формирующего эксперимента удалось решить поставленные задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- обучение классическим методам запоминания, разработка испытуемыми собственных приемов;
- увеличение скорости запоминания, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Заключение.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования и проведя констатирующий и формирующий эксперименты, можно сделать следующие выводы:
- проблема развития образной памяти у детей младшего школьного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения;
- образная память у детей младшего школьного возраста является важным фактором , влияющим на усвоение информации и программы школы.
Для выявления уровня развития образной памяти нами был произведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что высокий уровень развития образной памяти присутствует только у 20% детей младшего школьного возраста. У 65% детей уровень образной памяти находится на крайне низкой отметке.
С целью повышения уровня развития образной памяти был проведен формирующий эксперимент.
Данный эксперимент включал специальную коррекционную программу, в которую входили упражнения, разработанные на основе игр и упражнений центра «Эйдос», а так же центральным звеном было научение пользоваться техниками и приемами запоминания.
Мы получили положительные результаты. Уровень развития образной памяти в среднем увеличился на 30%.
Сравнив результаты контрольной и экспериментальной группы, мы убедились, что приемы и техники запоминания с помощью образной памятью способствуют развитию образной памяти, а так же повышает ее уровень существенно.
Для проверки достоверности данных развития образной памяти мы проводили текущие и контрольные тестирования, чьи результаты подтверждали гипотезу, которую мы выдвинули в начале нашего эксперимента.
В конце хотелось бы сказать, что можно так же сделать предположение, что применение приемов и техники запоминания посредством образной памяти учебного материала в школе, могло бы повысить эффективность усвоения. Нами был разработан и опробован примерный урок по русскому языку (приложение №3), который принес несомненные результаты. Но это уже тема другой альтернативной дипломной работы.
Литература.
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. – Минск: Вышейш. шк., 1980. – 175с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М: Педагогика, 1982. – 285с.
3. Бергсон А. Материя и память. – Ростов Н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 224с.
4. Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. – Ростов Н.Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 235с.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.2 / Под ред. Петровского. - М: Педагогика, 1979. – 400с.
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М: Педагогика, 1979. – 375с.
7. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). Под ред. Д.Б. Эльконина и др. М, 1962.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомдо и др. - М: Педагогика, 1982. – 295с.
9. Вопросы кибернетики : Сб. статей. – М. – Вып.66. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. / Под ред. Ю.М. Забродина. – 1980. – 173с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.4 Детская психология, 1984. – 432с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.1. Вопросы теории и истории психологии. – 1982. – 487с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика, 1991. – 480с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М: МГУ, 1976. – 150с.
14. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С., Психология, - М., 1965. – 300с.
15. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 1997. – 481с.
16. Завалова Н.Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М: Наука, 1996. – 174с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М: Педагогика, 1986. – т.1: Психическое развитие ребенка. – 1986. – 318с.
18. Короленко Ц.П. и Фролова Г.В. Чудо воображения. – Новосибирск: Наука, 1975. – 210с.
19. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М: МГУ, 1979. – 145с.
20. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, - М: Политиздат, 1985. – 431с.
21. Кинцки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. Под ред. Е. Соколова. – М: Мир, 1978. – 319с.
22. Корсаков И.А. Корсакова Н.К. Наедине с памятью. – М: Знание, - 1984. – 80с.
23. Д. Лапп. Улучшаем память. М, - 1965. – 120с.
24. Лезер Ф. Тренировка памяти / Пер с нем. Под ред. Н.К. Корсаковой. – М: Мир, 1979. – 166с.
25. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е изд., испр. и доп. – М: Просвещение, 1964. – 478с.
26. Леотьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т./ Под ред. Давыдова и др. - М: Педагогика, 1983.
27. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
28. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. (Ум мнемониста). – М: МГУ, 1986. – 88г.
29. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М: Педагогика. – 1976. – 191с.
30. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М: МГУ, 1976. – 225с.
31. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М: Просвещение, 1994.
32. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение, 1994.
33. Норман Д.А. Память и научение / Пер с англ. Под ред. А.В. Симонова. – М: Мир, 1985. – 159с.
34. Педагогическая энциклопедия. Т.3. М., 1963.
35. Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. – М: Педагогика, 1991. – 780с.
36. Петровкий А.В. Психология. Т.2. М., 1977.
37. Роговин М.С. Проблемы теории памяти: (Научно-метод. пособие для преподавателей вузов). – М: Высш. шк., 1977. – 183с.
38. Роговин М.С. Введение в психологию, М: Высш. шк. 1969.
39. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. – М: Высш.шк. , 1966. – 168с.
40. Рогожин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.
41. Рамазан И.М. Я хочу. М., 1992. – 60с.
42. Розеб И.М. Что надо знать о памяти. - -3-е изд., доп. Минск: Нар. Асвета, 1982. – 128с.
43. Розов А.И. Память. – М: Знание, 1970. – 61с.
44. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – 423с.
45. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – 2 т. – М., 1969.
46. Спирин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1982.
47. Ткачева Т.А., Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. – Красноярск: Изд-во КГПИ., 1998. – 88с.
48. Теплов Л. Очерк о кибернетике. М: 1965. – 120с.
49. Фейнгерберг И.М. Память и обучение. Учеб. пособие. – М: ЦОЛИУВ, 1974. – 29с.
50. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова. – М: МГУ, 1979. – 272с.
Приложение №1.
Методики для выявления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
Методика №1. «Запомни рисунки».
Методика позволяет выявить уровень развития образной памяти. Ребенку в течение 10 секунд демонстрируют карточку с картинками. В течение последующих 5 минут он должен воспроизвести то, что запомнил на предоставленном пустом бланке.
Результаты подсчитываются таким образом: за каждый правильно воспроизведенный рисунок ставится 1 балл. Рисунок может быть воспроизведен не в четкой точности. Если рисунок нарисован не в своей графе – ставится 0,5 балла. Максимальная оценка 9 баллов. Минимальная – 0 баллов.
Выводы об уровне развития.
9 – 8 баллов - очень высокий уровень развития образной памяти.
7 – 6 баллов – высокий уровень развития.
6 – 4 балла – средний.
4 – 3 балла – низкий уровень развития.
3 – 0 балла – очень низкий уровень развития.
Методика №2.
Методика НемоваВ.
Материалом, необходимым для проведения методики, служат бумага и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:
«Сейчас Я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Лодка плывет по реке.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания делается пауза на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, просят ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые были ему зачитаны.
Оценка результатов.
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые воспроизведены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в балла, а неверное – в баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, 9 баллов. Такую оценку ребенок получает тогда, когда он правильно вспоминает все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития.
8-9 баллов – высоко развита.
4-7 баллов – средне развита.
2-3 балла – низко развита.
0-1 балл – слабо развита.
Вариант методики №2 для среза №2.
Лошадь. Трава. Молоко. Идти быстро. Идет дождь. Счастливая кошка. Малыши хотят есть. Часы пробили ровно час. В реке водится рыба. У собаки четыре ноги.
Вариант методики №2 для среза №3.
Деревня. Мяч. Машина. Видеть далеко. Луна светит. Бегущий человек. Люди играют в мяч. Часы идут. Корабль плывет по морю. Кролик ест капусту.
Методика №3. «Запомни цифры».
Использовалась методика Немова.
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “повтори”».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. , с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
9 | А | 3 | Б | ||||||||||||||
4 | 4 | 7 | 9 | ||||||||||||||
3 | 8 | 6 | 1 | 5 | 4 | ||||||||||||
1 | 5 | 8 | 5 | 6 | 8 | 5 | 2 | ||||||||||
4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 3 | 5 | 9 | 6 | 1 | ||||||||
4 | 8 | 9 | 1 | 7 | 3 | 7 | 9 | 6 | 4 | 8 | 3 | ||||||
5 | 1 | 7 | 4 | 2 | 8 | 8 | 9 | 8 | 5 | 2 | 1 | 6 | 3 | ||||
1 | 4 | 2 | 5 | 9 | 7 | 6 | 3 | 4 | 2 | 7 | 0 | 1 | 8 | 9 | 5 |
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его произвести. Если ребенок дважды ошибся в воспроизведении ряда цифр одной длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.
4 | 9 | 1 | 6 | 3 | 2 | 5 | 8 | 4 | 5 | 7 | 1 | 9 | 2 | 8 | 3 | ||
8 | 5 | 9 | 2 | 3 | 4 | 6 | 1 | 7 | 9 | 5 | 8 | 4 | 6 | ||||
1 | 6 | 5 | 2 | 9 | 8 | 3 | 1 | 7 | 6 | 9 | 2 | ||||||
4 | 1 | 3 | 7 | 2 | 2 | 8 | 5 | 9 | 1 | ||||||||
9 | 2 | 6 | 5 | 4 | 9 | 3 | 7 | ||||||||||
4 | 1 | 7 | 1 | 5 | 2 | ||||||||||||
2 | 5 | А | 8 | 3 | Б | ||||||||||||
3 | 6 |
В заключение определяется объем кратковременной слуховой информации памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов – ребенок точно воспроизвел 7-8 цифр.
6-7 баллов – ребенок безошибочно смог воспроизвести 5-6 цифр.
4-5 баллов – ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла – ребенок воспроизвел 3 цифры.
0-1 – ребенок воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика №4 «Матрица Равена».
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления в данной методике, взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специально подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде орнаментов с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (то из восьми имеющихся внизу орнаментов), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствуют ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается, и определяется количество правильно решенных матриц, а так же общая сумма баллов, набранная ребенком за их решения. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-2 балл – очень низкий.
Методика №5 «Рисунок» (Немов).
Воображение ребенка оценивается по степени развития у него фантазии, которая, в свою очередь, может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.
В этой методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать несуществующее животное. На это отводится 5 минут.
Фантазия ребенка оценивается следующим образом, по признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность и оригинальность образов воображения.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рисунок получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует
1 балл – если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.
2 балла – соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение минуты ребенок так и не придумал неизвестное, фантастическое существо-животное, то экспериментатор сам подсказывает ему какую-либо зарисовку и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же ребенок в течение 1 минуты придумал сам, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Если же ему удалось придумать в течение 30 секунд, или в течение минуты придумал не одно, а минимум 2 фантастического животного – ставится 2 балла.
Необычность и оригинальность оцениваются тоже:
Если нарисовал известное животное, 0 баллов.
Если с добавлением своих деталей фантастичности – 1 балл, если же придумал что-то такое, что он не мог раньше видеть, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется в разнообразии используемых образов.
Если общее число деталей превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее число деталей находится от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рисунке представлены детали и характеристики.
0 баллов ребенок получает тогда, когда объект изображен схематично, 1 балл – если образ умеренно детализирован, 2 балла – образ нарисован достаточно подробно.
Впечатлительность и эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес у созерцателя.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное – 0.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-3 балл – очень низкий.
Приложение №2.
Программа развития образной памяти младших школьников.
Цель: с помощью методики и упражнений повысить уровень развития образной памяти как средства естественного и гармоничного восприятия информации.
Задачи: 1. Снижение процента запоминания с помощью механической памяти.
2. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младшего школьника.
3. Создание положительного эмоционального фона.
Условия реализации: внеурочная система занятий.
Количество занятий – 8, время проведения – 40 минут.
Частота проведения – через 2-3 дня.
Количество участников – 5 человек.
Этапы: I этап – ориентировочный (1-2 занятия).
II этап – реконструктивный (6-7 занятий).
III этап – закрепляющий (2 занятия).
Структура занятия: I. Организационный момент (1-2 минуты).
II. Основная часть занятия (30 минут).
III .Обобщающая и контрольная часть (9-8 минут).
Упражнения программы составлены на основе упражнений, разработанных в центре «Эйдос», а так же частично взята основа упражнений из учебника Немова. Упражнения подбирались согласно условиям проведения формирующего эксперимента.
Описание упражнений и игр, используемые в коррекционной программе по развитию образной памяти.
Упражнение «Слова» (из учебника Немова).
Диктуется ряд слов или, в усложненном варианте, словосочетаний через определенный интервал времени. При воспроизведении запись слов или словосочетаний ведется испытуемыми обязательно в прочитанном порядке.
Упражнение «Цифры».
Диктуется ряд цифр или, в усложненном варианте, чисел через определенный интервал времени. При воспроизведении запись цифр или чисел важно соблюдать первоначальный порядок.
Упражнение «Открытки».
Работа в парах. Один из испытуемых раскладывает ряд открыток в определенном собственном порядке. Запоминает. Второй испытуемый за определенное количество времени запоминает. Открытки смешиваются и выкладываются вторым испытуемым в первоначальном варианте. Первый испытуемый проверяет. Далее в упражнении меняются местами.
Упражнение «Кубики».
В основе упражнения память на тактильные ощущения. Работа в парах. С одной стороны кубика наклеена ткань (шелк, капрон, ситец, велюр, марля, шерсть, мех и т.д.), с противоположной нарисована цифра. По руке водится кубиком и называется число. Задача – при повторном проведении кубиком, испытуемый должен назвать число. Количество кубиков зависит от развития образной памяти у испытуемых.
Игра «Предметы». Работа в парах.
На столе раскладывается определенное количество предметов различной формы. Через определенное количество времени испытуемый отворачивается, предметы меняются местами. Нужно восстановить прежний порядок. Партнеры меняются местами.
Упражнение «Запомним, рисуя».
С помощью пиктограмм ребенок зарисовывает определенное количество слов. Далее ребенок воспроизводит зарисованные слова в соответствии с пиктограммами.
Упражнение «Предметы и слова».
Через определенное количество времени показываются ведущим предметы и называется какое-нибудь слово. При воспроизведении показывается предмет, ребенок должен вспомнить названное к нему слово и записать.
Упражнение «Предметы и цвет».
Принцип тот же, что и в предыдущем, только вместо слов показывается цветной лист бумаги.
Инструкция ребенку: 1) постарайся представить предмет и слово, найти между ними ассоциативную связь. Что может быть между ними общего. Либо воспользуйся одним из приемов запоминания.
Упражнения на концентрацию внимания.
1. Карточка Шульта. В графической сетке расположены цифры. Задача глазами по порядку просчитать от начала до конца разбросанные числа.
2. Алфавит. На листе бумаги разбросаны буквы алфавита. Задача – прочитать по порядку алфавит. На задание 1 минута.
3. «Лабиринт». На карточке один предмет соединяется с другим посредством запутанной «нити». Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет с каким соединяется.
4. «Цифры». Задача по принципу «алфавита».
Упражнение на трехмерное пространственное воображение «Кубик-Рубика».
Инструкция ребенку: Построй в воображении Кубик-Рубика. Представь, что находишься внутри него и можешь двигаться по кубикам. Слушай мои команды и ходи по кубику. Сейчас ты в середине. Вверх→вниз→влево→вправо. Где ты сейчас? Правильно.
Игра «Кто больше запомнит» (групповая, в кругу).
Называется слово, другой ребенок повторяет предыдущее и называет свое. Третий повторяет два предыдущих и называет свое.
Упражнение на координацию работы левого и правого полушария.
Вариантов упражнения великое множество. Например: одна рука пишет в воздухе цифру, а другая рисует геометрическую фигуру. Движения руками делаются одновременно.
Упражнение на тренировку сенсорных ощущений.
Работа в парах. Первый испытуемый выставляет ладони параллельно столу на расстоянии 10-12 см. и закрывает глаза. Второй испытуемый подкладывает листы цветной бумаги. Слова:
«Это красный, почувствуй его жар, запомни ощущения на пальцах, на ладони».
Далее «Это зеленый, почувствуй этот цвет, прислушайся к ощущениям, запомни их», и т.д.
Далее. «Какой я цвет подложил(а) тебе, прислушайся к ощущениям руки, вспомни: на какой цвет были такие ощущения».
Это упражнение прекрасно тренирует образную память, усиливает работу интуиции. Усиливает ощущения, тонкость их разнообразия.
Упражнение взято из частных практик по развитию образной памяти КДПиШ г.Красноярска.
Упражнение на развитие тактильных ощущений и воображения.
Упражнение позволяет строить в воображении ощущаемый руками предмет. Прекрасно развивает образную память. Взято из частной практики КДПиШ г. Красноярска.
Работа в парах. Один испытуемый закрывает глаза, второй испытуемый дает ему предмет. Первый испытуемый, ощупывая предмет, узнает его.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.