Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы?
Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек -это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Что же такое толерантность?
Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков: Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Прощение, Уважение прав других, Уважение человеческогодостоинства, Принятие другого таким, какой он есть, сотрудничество, дух партнерства, Милосердие
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,
выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? Что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Упражнение 1 «Перед вами две дороги выбирайте».
Цель: развитие чувства милосердия на основе примера.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
-А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет. Ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
-Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача.
Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты,
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Упражнение 2 «Сказочка о счастье».
Цель: формирование бережного чувства счастья.
Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа — черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие, гуманизм Непонимание, Равнодушие
Игнорирование
Эгоизм, Цинизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Немотивированная агрессивность
Занятие 8 «чего я хочу?»
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Материал: небольшое зеркальце, бумага, ручки.
Упражнение 1 «подари улыбку» участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку, причем одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.
Упражнение 2 «диалектика»
Цель: выработка личных отношений социальными ролями
Содержание: выбирается какая-либо социальная роль: родитель, учитель, директор школы, кондуктор в автобусе и т.д. каждый участник по кругу высказывается: «быть … хорошо, потому что…, а плохо, потому что…» можно обсудить несколько социальных ролей.
Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в социальных ролях? Почему?
Очень важно объяснить участникам группы, что нет плохих профессий, плохо, когда ты не выполняешь то, что обязан делать.
Упражнение 3 «волшебное зеркало»
Цель: актуализация жизненных целей
Содержание: ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркальца», в котором смогут увидеть себя уже взрослыми в какой либо социальной роли. Зеркало передается по кругу и каждый говорит вслух, что он увидел.
По окончании участники делятся впечатлениями: насколько трудно им было представить себя взрослыми.
Упражнение 4 «мои сильные стороны»
Цель: развитие мотивации к достижению жизненных целей
Содержание: участникам предлагается написать на бумаге, какими сильными чертами характера они обладают для достижения успехов в той социальной роли, которую они увидели в волшебном зеркале. Очень хорошо если ребята напишут какие черты им нужно скорректировать, чтобы быть успешными. Желающие могут зачитать, что у них получилось. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: насколько эти поиски были для вас напряженными? Хотелось ли вам увидеть недостатки самих себя?
Упражнение 5 «соглашаюсь, не соглашаюсь»
Цель: достижение эмоциональной разрядки
Содержание: выбирается первый водящий, его задача высказать любое утверждение, пусть даже абсурдное, и указать, кто будет отвечать по своему выбору. Отвечающий должен без раздумий согласиться или не согласиться с утверждением. Если его ответ не совпадает с реальностью он становиться водящим.
Обсуждение занятия, что понравилось, а что нет.
Занятие 9. Заключительное
Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.
Содержание занятия
1. Психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербальное, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.
2. Семейные заповеди. Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, старшеклассникам интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие — нет».
3. Семейный портрет. Каждый участник на отдельном листе рисует свой семейный автопортрет: себя и свою семью — в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников «экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунка. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, чьему перу принадлежит «полотно», и обосновать свои предположения.
4. Далее ведущий просит участников ответить на вопросы в письменном виде.
— Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
— Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
— Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
— Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?
Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.
Приложение 2
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Бланк тестируемого
_______________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |
Приложение 3
Таблица 1.
Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 11-классников в октябре 2009
Список А (терминальные ценности):
1 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | 8 |
2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | 10,3 |
3 здоровье (физическое и психическое); | 5,75 |
4 интересная работа; | 9,6 |
5 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | 12 |
6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | 4,6 |
7 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | 7,6 |
8 наличие хороших и верных друзей; | 7,3 |
9 общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | 11 |
10 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 9,8 |
11 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | 12 |
12 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | 9,2 |
13 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | 12,7 |
14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | 6,8 |
15 счастливая семейная жизнь; | 7 |
16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | 15 |
17 творчество (возможность творческой деятельности); | 8 |
18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | 9,6 |
Список Б (инструментальные ценности):
1 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | 9 |
2 воспитанность (хорошие манеры); | 7,3 |
3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | 11,5 |
4 жизнерадостность (чувство юмора); | 7,7 |
5 исполнительность (дисциплинированность); | 11,6 |
6 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | 6 |
7 непримиримость к недостаткам в себе и других; | 14,1 |
8 образованность (широта знаний, высокая общая культура); | 9,3 |
9 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | 7,5 |
10 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | 10,5 |
11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | 7,8 |
12 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | 8,75 |
13 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | 8 |
14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | 9,3 |
15 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | 7 |
16 честность (правдивость, искренность); | 7,8 |
17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | 11,25 |
18 чуткость (заботливость). | 10,75 |
Приложение 4
Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 11-классников в январе 2010
Список А (терминальные ценности):
1 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | 8 |
2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | 10,3 |
3 здоровье (физическое и психическое); | 5, |
4 интересная работа; | 8 |
5 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | 12 |
6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | 2,5 |
7 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | 7,6 |
8 наличие хороших и верных друзей; | 3 |
9 общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | 11 |
10 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 9,8 |
11 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | 12 |
12 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | 9,2 |
13 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | 12,7 |
14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | 6,8 |
15 счастливая семейная жизнь; | 3,6 |
16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | 5,5 |
17 творчество (возможность творческой деятельности); | 8 |
18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | 9,6 |
Список Б (инструментальные ценности):
1 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | 5 |
2 воспитанность (хорошие манеры); | 4 |
3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | 11,5 |
4 жизнерадостность (чувство юмора); | 7,7 |
5 исполнительность (дисциплинированность); | 11,6 |
6 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | 6 |
7 непримиримость к недостаткам в себе и других; | 14,1 |
8 образованность (широта знаний, высокая общая культура); | 9,3 |
9 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | 7,5 |
10 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | 10,5 |
11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | 7,8 |
12 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | 8,75 |
13 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | 8 |
14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | 9,3 |
15 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | 5,3 |
16 честность (правдивость, искренность); | 7,8 |
17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | 6 |
18 чуткость (заботливость). | 4,6 |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.