III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент), который проходил в январе 2009 г.
Цель контрольного эксперимента - исследование отношения старшеклассников к семье после занятий по программе Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»с группой старшеклассников 11 «а» класса (25 человек).
Задачи контрольного эксперимента:
- изучить взаимоотношения детей и родителей в семье после занятий по программе «Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;
- выявить отношения ребенка к миру после занятий по программе Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;
- проанализировать результаты исследования.
Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено повторное анкетирование старшеклассников. Был использован опросник М.Рокича, как на первом этапе исследования. Результаты опроса в 11 «а» классе были следующими: любовь – 2,5, счастливая семейная жизнь – 3,6, счастье других – 5,5, терпимость - 6,5, широта взглядов – 5,3, чуткость – 4,6. эти цифры показывают нам, что ценности, выбранные нами в качестве основных, стали иметь более важное значение для подростков 11 «а» класса, которые поучаствовали в тренинге. Особенно сильно изменились позиции значимости у чуткости, счастье других.
Вывод: Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что после посещения группой старшеклассников (25 человек) занятий тренинга по программе Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни» отношение старшеклассников к семье изменилось в позитивную сторону, такие черты как толерантность стали более выраженными, и подростки стали положительно направленными к собственному будущему.
Проведенный среди подростков тренинг расширил возможности понимания старшеклассниками своих родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со своими родителями. Раскрыл перед подростками понятия толерантности и гуманности.
Список используемой литературы:
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27.
3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005
4. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997
5. Басова Н.Ф., Основы социальной работы, М., 2003
6. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А., Основы современного гуманизма , М., 2002
7. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.
8. Гарин И. И. Воскрешение духа. М, 1992.
9. Гармаев А. Психопатический круг. М., 2001
10. Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.
11. Гребенников И.В. Основы семейной жизни .– М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72.
12. Госпорьян А. Тенденции развития семии в России //Социальное обеспечение .- 2005 .- № 24 .- С.4-8
13. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. - 2005. - № 6 .- С.31-36
14. Долотина О.П. Родители и дети //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70-75.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с.
16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с.
17. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.
18. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
19. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994
20. Казьмин А. Теория интеллекта. Как выбирать президента. М., 2001.
21. Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с.
23. Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.
24. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999
25. ст. Купреевой О. Н. «Роль семьи в формировании психологически здоровой личности» 2005
26. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с,
27. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с.
29. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с.
30. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с
31. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999
32. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов Д, 1996.
33. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.
34. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с.
35. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с
36. Пряжников Н. С. Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999. №1.
37. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.: Просвещение, 1996 .- 270с.
38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности . — М: Академия, 1994 .- 189с.
39. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
40. Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1995.
41. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001
42. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. – М: Академия, 1995. – 270с
43. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
44. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.
45. Узденова Е.К. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность .- М: Аспект Пресс, 2004 .- С.123-139.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
47. Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с
48. Шакурова М.В.,Методика и технология работы социального педагога, М., 2001
49. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
51. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.
Приложение 1
Программа тренинга:
Занятие 1. Знакомство
Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.
Содержание занятия
1. Ведущий знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству.
2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.
3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы.
4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей, предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей, оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.
Вопрос | Ответ подростка | Ответ за родителей | Ответ родителей (домашнее задание) |
1 | |||
2 | |||
3. | |||
4. | |||
5 | |||
6 |
Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей.
- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... , а не нравится...
- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
- В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их семьи. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.
6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов родителей. Старшеклассник должен задать каждому родителю имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.
Занятие 2 «уважение».
Цель: знакомство с понятием «уважение», сплочение группы в процессе групповой работы. Формирование уважения к окружающему миру и к себе.
Упражнение 1 «я горжусь»
Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».
Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).
Упражнение 2 . «Волшебное зеркало».
Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.
Упражнение 3 «Подумай»
Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).
Занятие 3 Конфликты
Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).
Содержание занятия
1. При обсуждении домашнего задания стоит обсудить те сложности, которые возникали при формулировании я-сообщений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации (в виде ролевой игры), когда по утверждению какого-либо участника группы я-сообщение неэффективно. Типичная ошибка для многих начинающих — передача ты-сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я-сообщений.
2. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить участников: «Какие ассоциации возникают у вас при слове „конфликт"?»; С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?»
3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться подростку, общаясь с родителями. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: «выиграть—проиграть», «проиграть-выиграть» и «выиграть—выиграть». Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть—выиграть».
Зачастую старшеклассники принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда родители отстаивают свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.
Тренер также может объяснить различия в понятиях «повод» и «причина» конфликта и пояснить это на примерах.
4. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из подростков, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.
5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону.
Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых старшеклассники должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.
Шаги | Цели |
Шаг 1 Распознавание и определение конфликта | Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы |
Шаг 2 Выработка возможных альтернативных решений | Собрать как можно больше вариантов решения |
Шаг 3 Оценка альтернативных решений | Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту |
Шаг 4 Выбор наиболее приемлемого решения | Принять окончательное решение |
Шаг 5 Выработка способов выполнения решения | Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения |
Шаг 6 Контроль и оценка его результатов | Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения |
5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Ведущий задает участникам вопросы: «Что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?», «Как вы пытаетесь облегчить свои переживания?», «Какие привычные способы используют они и их близкие?» Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.
6. Домашнее задание: рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций. Можно также предложить ребенку нарисовать рисунок на тему «Конфликт в нашей семье»; спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное и какое поощрение (какая награда) наиболее желаема. Записать это в тетрадь.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.